Как помочь увидеть то, что мы говорим

Зрение— тот анализатор, который дает возможность видеть речь, то есть понимать устную речь окружающих по движениям губ, лица, тела.

Например, при внезапной глухоте необходима специальная система упражнений, чтобы в кратчайшие сроки слуховое звено в актах «слышу — повторяю», «слышу — понимаю», «слышу — отвечаю» заменить зрительным звеном: «вижу — повторяю», «вижу — понимаю», «вижу — отвечаю». В особенных случаях начинать нужно с развития и удержания внимания и взгляда ребенка на родителях. Вспомните, как мы разговариваем с младенцами. Мы качаем их, трогаем, гладим, проговариваем все, что делаем. Мы много говорим, ничего не требуя, и ждем того времени, когда малыш повторит за нами.

Вот и с особенными детьми начинать надо с привлечения внимания к себе и своему голосу. Каков бы ни был возраст ребенка, научитесь проговаривать и показывать все свои действия. Говорите четко, называйте и показывайте каждый предмет. Предложения должны быть лаконичные, короткие. Прежде чем начать что-то говорить, надо привлечь к своему лицу зрительное внимание. Добивайтесь, чтобы ребенок на вас смотрел. Малыш постепенно научится смотреть на вас, фиксируя взгляд на ваших губах. Следите за тем, чтобы выражение вашего лица и ваше поведение соответствовали ситуации или содержанию речи, воспринимаемой вашим ребенком. Направляйте хаотичное поведение вашего ребенка в нужное русло. Не давайте ему сидеть молча, уходить в себя, в свой безмолвный мир, но и предоставляйте возможность самостоятельно исследовать мир вокруг. Вытаскивайте его из сонного, равнодушного состояния. Умывая, одевая ребенка, играя с ним, надо многократно произносить названия предметов, которые в данный момент находятся в поле внимания, и действий, которые производят ребенок и взрослый (моем ручку, дай мне ножку, шапка греет ушки и.т.п).

Как только вы заметите, что у ребенка появился блеск в глазах, он повернул голову, заинтересовался чем-то, вам нужно не упустить этот момент, использовать этот интерес. В дальнейшем вы сможете сконцентрировать внимание ребенка на более продолжительное время. Посмотрел ребенок на игрушку. Назовите. «Это собака. Собака лает. Это нос, это глаза, это рот, это уши, это лапы. А это у меня нос, это у тебя нос. Это у собаки глаза — это у тебя глаза. Это у меня глаза. Это у собаки уши. Это у тебя уши. Это у меня уши. У собаки лапы. У тебя руки, у тебя ноги. У меня руки, у меня ноги. Собака говорит — ав, ав».

Даже если ребенок не повторяет за вами, это остается в памяти, и так накапливается пассивный словарь. Вы просите дать вам собаку, ребенок, зная это слово и соотнеся его с образом, берет собаку и дает ее вам. Вы будете многократно произносить это и вы услышите в ответ слова вашего ребенка. Во время разговора следите за реакцией ребенка. Отражайте речь ребенка незамедлительно. Очень важно ободрять и хвалить ребенка.

Родители должны проговаривать то, что произносит ребенок, но при этом ребенок должен это видеть. Если ребенок говорит невнятно, четко произносите звук и просите ребенка повторить за вами. При этом ваше лицо должно быть напротив лица ребенка. Ребенок должен видеть устную речь вокруг, и прежде всего те слова, фразы, которые он произносит. Взрослые в семье должны научиться повторять все, что произнес ребенок (это так называемая отраженная речь), но так, чтобы он это видел. Необходимо поощрять любое высказывание ребенка, подхватывать его, повторять тут же, сразу, пока внимание малыша на этом сосредоточено. Я сразу повторяла слова, фразы, которые произносил мой особенный сын, дополняла их, просила его повторить. Необходимо было помочь ребенку разговориться, чтобы у него появился интерес к разговору. Так воспитывается зрительное внимание к речи, потребность повторять то, что говорит взрослый.

ГЛАВА 5, ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ОСОБЕННЫХ ДЕТЕЙ

Принцип готовности

Принцип готовностиуказывает на то, что усвоению некоторыхнавыков общения должен предшествовать минимальный уровеньфизического созревания.Первоначальное эмоциональное развитие ребенка зависит отфизиологического созревания. Многие эксперты считают, что Эмоцииразвиваются медленно, по мере созревания нервной системы. Дажедля развития основных эмоций, таких, как гнев, страх и радость,нужно время.

Улыбка— самая распространенная реакция ребенка,показывающая готовность к общению. Улыбка помогает детям выжить», так как она стимулирует родителей заботиться о детях. Когдавы видите улыбку на лице вашего ребенка, вы радуетесь вместе сним.Потребности ребенка в любви и привязанности так же важны, как ипотребности в еде, воде и физическом уходе. Формированиепривязанности и доверия между ребенком и родителями — важнаячасть обучения и развития ребенка. Ребенка невозможно избаловатьлюбовью, если вы будете последовательны в своих действиях.Ощущение любви помогает дальнейшему развитию вашего ребенка.Замечу, что самое распространенное первичное выражениеэмоций — интерес, после которого следуют радость, печаль илигнев. В это время происходит подготовка к овладению речью.Родители должны знать, что без постоянных коррекционныхзанятий речь теряется, и ребенок замолкает. При развитии речи уособенного ребенка очень важно знать и использовать закон превращения минуса дефекта в плюс— компенсации.С одной стороны, дефект — это минус, т.е. недостаток в развитии.С другой стороны — именно потому, что дефект создаеттрудности, он стимулирует повышенное, усиленное движение вперед.Всякий дефект создает стимулы для выработки компенсации.Необходимо учитывать некоторые принципы при коррекцииречевых дефектов.

2. Принцип максимального использования сохранных анализаторовВ работе над исправлением дефектного произношения следуетмаксимально использовать все сохранные анализаторы.У ребенка с нарушением слуха важно развивать и использоватьзрительный анализатор, обучать чтению с губ. Посредствомзрительного анализатора ребенок воспринимает движения губ, языка,нижней челюсти. С помощью зеркала особенный ребенокконтролирует свою артикуляцию, воспроизводит необходимоедвижение речевых органов для произнесения нужного звука.Одновременно необходимо развивать тактильно-вибрационныеощущения. Посредством кожно-вибрационного анализатора ребенокможет дополнительно воспринимать характер выдоха, работуголосовых связок в момент произнесения данного звука иконтролировать собственное произношение.

Например, во время занятий вы прикладываете руку ребенка ксвоему горлу, он чувствует вибрацию. Потом прикладываете рукуребенка к его горлу. Повторяя за вами звук, ребенок чувствуетвибрацию. Вам нужно работать над развитием слуховоговосприятия. Важно научить ребенка слушать и различать звуки.Необходимо использовать вкусовые и обонятельные ощущения впроцессе занятий.

Например, мы завязывали глаза платком. Я предлагала потрогать фрукты, определить форму — круглый, овальный,продолговатый, потом понюхать, а потом попробовать и по вкусуназвать, что это такое.

А у детей с нарушением зрения необходимо развивать слуховоевосприятие, кинестетические ощущения, обоняние и вкус,цветоощущение.Ольга Скороходова, слепоглухонемая от рождения, писала, чтомурлыканье кошки она слушала, положив ей руку на горло. КогдаСкороходовой говорили о том, что у нее платье песочного цвета,она вспоминала горячий песок на берегу моря, как онструится между пальцев.

  1. Принцип сознательности

Физическое и психическое состояние ребенка нужно учитыватьвсегда, и в соответствии с ним проводить коррекционную работу.Ребенка учат по подражанию поднимать и опускать руки, братьи отдавать игрушки. Важно, чтобы ребенок это выполнялсознательно.Коррекционная работа включает развитие мелкой моторики (сжалипальчики в кулачки — показали ладошки), работу над подвижностьюартикуляционного аппарата (открыл рот, закрыл рот, показал язык),работу по коррекции произношения, воспитанию фонематическогослуха (лук-луг, Маша-Саша, сук-жук), развитию слуховоговосприятия.Скорость усвоения языка тесно взаимосвязана с созреванием ипотребностью ребенка. Важно это учитывать и не торопить себяи своего ребенка.

4. Принцип поэтапностиИдите от простого к сложному. Не торопите себя и ребенка.Дети успешно развиваются в стимулирующей обстановке. Имнеобходимо чувствовать себя любимыми, чувствовать поддержку.Живость тона, богатство интонаций в речи родителейспособствуют лучшему произношению ребенка.

Наши рекомендации