Методика ознакомления с окружающим миром

Вопрос – словесное обращение, требующее ответа.

Поисковые вопросы – это вопросы, направленные на раскрытие доступных ребенку связей между предметами и явлениями.

Репродуктивные вопросы – это вопросы, требующие простой конструкции – называния или описания знакомых ребенку явлений, предметов, фактов.

Загадка – это образное, картинное описание характерных признаков и явлений.

Описание – это характеристика предмета в статике.

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТРУДУ

Тема 1: Формирование гигиенических навыков и самообслуживания. Содержание программы по данному разделу. Методика обучения

1. Труд по самообслуживанию и его значение в развитии ребенка с отклонениями в развитии.

2. Цель и задачи, содержание работы по формированию навыков культуры поведения и самообслуживания.

3. Основные методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков (их выбор в зависимости от возраста и особенностей развития).

Тема 2: Обучение хозяйственно-бытовому труду в специальных дошкольных учреждениях. Труд в природе. Содержание и методика обучения

1. Хозяйственно-бытовой труд и его значение в жизни ребенка.

2. Цель, задачи и содержание работы по формированию хозяйственно-бытовых навыков.

3. Методика формирования навыков хозяйственно-бытового труда.

4. Труд в природе, его необходимость для нравственного, экологического и эстетического воспитания детей.

5. Коррекционное значение труда в природе.

6. Виды труда детей в природе, цель, задачи и содержание работы.

7. Методика обучения труду в природе.

Тема 3: Труд в природе. Содержание и методика трудового воспитания по данному разделу

1. Труд в природе, его необходимость для нравственного, экологического и эстетического воспитания детей.

2. Коррекционное значение труда в природе.

3. Виды труда детей в природе, цель, задачи и содержание работы.

4. Методика обучения труду в природе.

Тема 4: Ручной труд. Содержание и методика обучения

1. Развитие творчества, воображения, эстетическое и нравственное воспитание в процессе ручного труда.

2. Знакомство с орудиями труда, свойствами сырья и материалов на занятиях по ручному труду.

3. Методика формирования навыков работы с бумагой и картоном у детей дошкольного возраста.

4. Содержание и методика работы с природным и бытовым материалом.

МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ.

Тема 1: Формирование представлений о предметном и социальном мире.

1. Система работы по формированию представлений о предметном мире:

- виды занятий по ознакомлению с предметным миром, их цель, задачи, содержание работы;

- методы рассматривания, обследования и сравнения предметов, их характеристика;

- использование наглядных моделей для обеспечения полных и устойчивых представлений об окружающем мире.

2. Система работы по формированию социальных знаний:

- цель, задачи и содержание работы;

- особенности работы по развитию представлений о себе, сверстниках, своей семье (направления, методы и приемы работы);

- особенности работы по формированию представлений о значимых для ребенка социальных объектах окружающей действительности (транспорт, учреждения и т.д.).

Тема 2: Методы и приемы работы по ознакомлению с явлениями живой и неживой природы.

1. Виды занятий по ознакомлению с природой, их цель, задачи, содержание работы и методические требования к их проведению;

2. Использование наблюдения и иллюстративно-наглядного материала в работе по ознакомлению с окружающим миром.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТРУДУ

Темы творческих заданий

1. Заполнить таблицу «Содержание и особенности трудового воспитания дошкольников» (программа на выбор) и произвести анализ, сравнение по степени усложнения содержания в разных возрастных группах.

Содержание и особенности трудового воспитания дошкольников

Виды труда Содержание и особенности детского труда (возраст, год обучения) Воспитательные задачи
       
Самообслуживание          
Хозяйственно-бытовой труд          
Труд в природе          
Ручной труд          

2. Составить кроссворд с использованием основных педагогических понятий, изученных по дисциплине.

3. Подготовить доклад в форме презентации на одну из тем (работа по подгруппам).

Темы для докладов:

¾ Особенности формирования трудовых навыков у детей дошкольного возраста с различными отклонениями в развитии.

¾ Коррекционные возможности труда.

4. Разработать схемы последовательности выполнения работы дежурных.

5. Подобрать игровые и проблемные ситуации к организации трудовых поручений.

6. Разработать модель, отображающую правила ухода за объектом живой природы.

7. Подготовить доклад в форме презентации на одну из тем (работа по подгруппам).

Темы для докладов:

¾ Формирование гигиенических навыков и самообслуживания. Содержание программы по данному разделу. Методика обучения.

¾ Обучение хозяйственно-бытовому труду в специальных дошкольных учреждениях. Содержание и методика трудового воспитания по данному разделу.

¾ Труд в природе. Содержание и методика трудового воспитания по данному разделу.

¾ Ручной труд. Содержание и методика трудового воспитания по данному направлению.

8. Разработать и презентовать конспект организации трудовой деятельности дошкольников, ориентируясь на следующие аспекты:

-возрастная группа, содержание труда, количество детей;

-вид труда;

-форма организации;

-воспитательно-образовательные задачи;

-постановка цели, мотивация;

-планирование деятельности;

-процесс исполнения деятельности;

-оценка результата.

Темы контрольных работ:

1. Механизмы формирования трудовой деятельности.

2. Сравнительная характеристика особенностям развития трудовой деятельности у дошкольников с отклонениями в развитии.

3. Особенности психологической и двигательной готовности детей с отклонениями к овладению трудовыми операциями.

4. Основные направления работы по формированию трудовой деятельности.

5. Значение разных методов обучения при формировании трудовой деятельности.

6. Содержание коррекционной работы по формированию двигательной готовности к овладению трудовыми навыками.

7. Коррекционная направленность трудового воспитания детей с нарушениями в развитии.

8. Формы организации работы по трудовому воспитанию в специальных дошкольных учреждениях.

Наши рекомендации