Методика ознакомления с окружающим миром
Вопрос – словесное обращение, требующее ответа.
Поисковые вопросы – это вопросы, направленные на раскрытие доступных ребенку связей между предметами и явлениями.
Репродуктивные вопросы – это вопросы, требующие простой конструкции – называния или описания знакомых ребенку явлений, предметов, фактов.
Загадка – это образное, картинное описание характерных признаков и явлений.
Описание – это характеристика предмета в статике.
ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТРУДУ
Тема 1: Формирование гигиенических навыков и самообслуживания. Содержание программы по данному разделу. Методика обучения
1. Труд по самообслуживанию и его значение в развитии ребенка с отклонениями в развитии.
2. Цель и задачи, содержание работы по формированию навыков культуры поведения и самообслуживания.
3. Основные методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков (их выбор в зависимости от возраста и особенностей развития).
Тема 2: Обучение хозяйственно-бытовому труду в специальных дошкольных учреждениях. Труд в природе. Содержание и методика обучения
1. Хозяйственно-бытовой труд и его значение в жизни ребенка.
2. Цель, задачи и содержание работы по формированию хозяйственно-бытовых навыков.
3. Методика формирования навыков хозяйственно-бытового труда.
4. Труд в природе, его необходимость для нравственного, экологического и эстетического воспитания детей.
5. Коррекционное значение труда в природе.
6. Виды труда детей в природе, цель, задачи и содержание работы.
7. Методика обучения труду в природе.
Тема 3: Труд в природе. Содержание и методика трудового воспитания по данному разделу
1. Труд в природе, его необходимость для нравственного, экологического и эстетического воспитания детей.
2. Коррекционное значение труда в природе.
3. Виды труда детей в природе, цель, задачи и содержание работы.
4. Методика обучения труду в природе.
Тема 4: Ручной труд. Содержание и методика обучения
1. Развитие творчества, воображения, эстетическое и нравственное воспитание в процессе ручного труда.
2. Знакомство с орудиями труда, свойствами сырья и материалов на занятиях по ручному труду.
3. Методика формирования навыков работы с бумагой и картоном у детей дошкольного возраста.
4. Содержание и методика работы с природным и бытовым материалом.
МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ.
Тема 1: Формирование представлений о предметном и социальном мире.
1. Система работы по формированию представлений о предметном мире:
- виды занятий по ознакомлению с предметным миром, их цель, задачи, содержание работы;
- методы рассматривания, обследования и сравнения предметов, их характеристика;
- использование наглядных моделей для обеспечения полных и устойчивых представлений об окружающем мире.
2. Система работы по формированию социальных знаний:
- цель, задачи и содержание работы;
- особенности работы по развитию представлений о себе, сверстниках, своей семье (направления, методы и приемы работы);
- особенности работы по формированию представлений о значимых для ребенка социальных объектах окружающей действительности (транспорт, учреждения и т.д.).
Тема 2: Методы и приемы работы по ознакомлению с явлениями живой и неживой природы.
1. Виды занятий по ознакомлению с природой, их цель, задачи, содержание работы и методические требования к их проведению;
2. Использование наблюдения и иллюстративно-наглядного материала в работе по ознакомлению с окружающим миром.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТРУДУ
Темы творческих заданий
1. Заполнить таблицу «Содержание и особенности трудового воспитания дошкольников» (программа на выбор) и произвести анализ, сравнение по степени усложнения содержания в разных возрастных группах.
Содержание и особенности трудового воспитания дошкольников
Виды труда | Содержание и особенности детского труда (возраст, год обучения) | Воспитательные задачи | |||
Самообслуживание | |||||
Хозяйственно-бытовой труд | |||||
Труд в природе | |||||
Ручной труд |
2. Составить кроссворд с использованием основных педагогических понятий, изученных по дисциплине.
3. Подготовить доклад в форме презентации на одну из тем (работа по подгруппам).
Темы для докладов:
¾ Особенности формирования трудовых навыков у детей дошкольного возраста с различными отклонениями в развитии.
¾ Коррекционные возможности труда.
4. Разработать схемы последовательности выполнения работы дежурных.
5. Подобрать игровые и проблемные ситуации к организации трудовых поручений.
6. Разработать модель, отображающую правила ухода за объектом живой природы.
7. Подготовить доклад в форме презентации на одну из тем (работа по подгруппам).
Темы для докладов:
¾ Формирование гигиенических навыков и самообслуживания. Содержание программы по данному разделу. Методика обучения.
¾ Обучение хозяйственно-бытовому труду в специальных дошкольных учреждениях. Содержание и методика трудового воспитания по данному разделу.
¾ Труд в природе. Содержание и методика трудового воспитания по данному разделу.
¾ Ручной труд. Содержание и методика трудового воспитания по данному направлению.
8. Разработать и презентовать конспект организации трудовой деятельности дошкольников, ориентируясь на следующие аспекты:
-возрастная группа, содержание труда, количество детей;
-вид труда;
-форма организации;
-воспитательно-образовательные задачи;
-постановка цели, мотивация;
-планирование деятельности;
-процесс исполнения деятельности;
-оценка результата.
Темы контрольных работ:
1. Механизмы формирования трудовой деятельности.
2. Сравнительная характеристика особенностям развития трудовой деятельности у дошкольников с отклонениями в развитии.
3. Особенности психологической и двигательной готовности детей с отклонениями к овладению трудовыми операциями.
4. Основные направления работы по формированию трудовой деятельности.
5. Значение разных методов обучения при формировании трудовой деятельности.
6. Содержание коррекционной работы по формированию двигательной готовности к овладению трудовыми навыками.
7. Коррекционная направленность трудового воспитания детей с нарушениями в развитии.
8. Формы организации работы по трудовому воспитанию в специальных дошкольных учреждениях.