Социального благополучия ребенка
Матрицу заполняет социальный педагог или классный руководитель на основе собираемой информации о ребенке. Матрица позволяет своевременно выявить детей группы риска для принятия профилактических мер и определения путей индивидуальной работы с ними.
Общая сумма баллов – 150.
При анализе характеристик конкретного ребенка набор баллов:
ниже 30 – предполагает принадлежность ребенка к группе повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск);
от 31 до 40 – социальное благополучие ребенка определяется в пределах средней нормы;
более 40– высокий уровень социального благополучия ребенка (чем больше баллов, тем выше уровень благополучия).
Заполнение матрицы требует от социального педагога не только знания фактологических данных, но и применения социологического метода наблюдения в процессе непосредственного общения с ребенком и членами его семьи. Визуальные наблюдения и выводы необходимы социальному педагогу, в частности, при балльной оценке таких характеристик, как «уровень социального благополучия семьи» или «эмоциональные отношения родителей с детьми». Для более точного определения этих качественных характеристик можно использовать небольшой опросник, дополняющий и уточняющий визуальные наблюдения. Так, для определения уровня социального благополучия семьи в беседе с ребенком (наедине) используются следующие вопросы:
Хотел бы ты в своей будущей семье:
иметь такие отношения между мужем и женой, как у твоих родителей?
воспитывать детей так же, как это делают твои родители?
относиться к пожилым людям, как это делают в твоей родительской семье?
разделять домашнюю работу, как это делают в семье твоих родителей?
проводить свободное время так, как это делают твои родители?
Каждый из поставленных вопросов допускает уточняющие подвопросы для получения развернутого ответа: «Почему ты так думаешь? Что именно тебе нравится (не нравится)?» и т. д. Содержание ответов позволяет сделать выводы о ситуации в семье, взаимоотношениях между всеми ее членами.
Аналогичным образом производится балльная оценка жизненных целей ребенка. Для уточнения ценностей и позиций ребенка предлагается использовать следующие формализованные вопросы с набором ответов.
1. Что беспокоит тебя в жизни больше всего? (выбери пять главных проблем)
- денежные проблемы твоей семьи;
- отношения с родителями;
- отношения между родителями;
- отношения со сверстниками;
- конфликты с педагогами;
- трудности усвоения школьной программы;
- здоровье близких родственников;
- чем заняться в свободное время;
- личная жизнь;
- что-либо другое.
2. Какую работу ты хотел бы иметь в будущем? (выбери пять главных качеств)
- с высокой оплатой;
- с гарантией от безработицы;
- престижную;
- не вредную для здоровья;
- связанную с разъездами, новыми впечатлениями;
- требующую личной предприимчивости, изобретательности;
- нужную стране, людям;
- связанную с общением с детьми;
- связанную с общением с животными;
- другую (какую именно).
Оценка воспитанности учащихся
Уровень проявления воспитан. Критерии Оценки | Высокий (всегда) «5» | Хороший, средний (в большинстве случаев) | Низкий (всегда) «2» | |
«4» чаще по типу | «3» чаще по типу | |||
Внешний вид, прическа, одежда, украшения и пр. | Не раздражающий, не вызывающий, не отвлекающий. | Раздражающий, вызывающий, отвлекающий (немыслимые украшения и т.п.) | ||
Общение, речь | Вежливые, деликатные, уважительные | Общение глубокое, речь крикливая, употребление ругательств | ||
Отношение к ребятам | Дружелюбное, сопереживающее, с симпатией | Заносчивое, барское, издевательское | ||
Отношение к учителям | Вежливое, уважительное, почтительное | Неуважительное, с элементами грубости, хамства | ||
Отношение к другим сотрудникам школы | Вежливое, уважительное | Неуважительное, грубое, хамское | ||
Дисциплинированность (выполнение указаний учителя) | Всегда выполняет (или всегда можно убедить выполнить) | В большинстве случаев не выполняет, стремится отговориться, солгать и т.п. | ||
Отношение к школьному имуществу, к труду | Бережное | Пренебрежительное, портит, пачкает мебель и пр. |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Примерная анкета для родителей
Анкетирование проводится в начале учебного года.
Цель: обратить внимание на пробелы в воспитании их детей и наметить пути ликвидации недостатков.
1. Сколько времени вы общаетесь со своим ребенком (подчеркните):
- все свободное время;
- от случая к случаю;
- не общаюсь вообще.
В каких формах: беседа, просмотр и обсуждение кинофильмов, совместная работа по хозяйству, чтение книг, поездки за город и т.п. (подчеркните).
2. Как проводит свободное время ваш (а) сын (дочь) (подчеркните):
- предпочитает находиться в компании друзей;
- избегает общения со сверстниками;
- затрудняюсь ответить.
3. Нравится ли вашему ребенку общаться с вами, находиться дома?
4. Чем увлекается ваш (а) сын (дочь) (подчеркните):
- спорт, чтение художественной литературы, коллекционирование, уход за домашними животными, музыка, рисование и др.
5. Считаете ли вы физическое наказание приемлемой мерой воспитания своего ребенка (подчеркните):
- да
- нет
6. Наблюдали ли вы случаи проявления жестокости вашим ребенком по отношению к сверстникам, младшим ребятам, животным?
7. Что преобладает в характере вашего ребенка (подчеркните):
- стремление к лидерству, властность;
- скептицизм, упрямство, негативизм;
- уступчивость, кротость, пассивность;
- доверчивость, конформность, зависимость;
- несамостоятельность;
- отзывчивость, бескорыстие, жертвенность.
8. Отношение вашего ребенка к школе (подчеркните):
- положительное;
- отрицательное;
- безразличное.
9.Что вам не нравится в процессе обучения и воспитания в общеобразовательной школе?
10. Каким бы вы хотели видеть обучение в нашей школе?
Тест для родителей
Цель: выявить стиль воспитания ребенка в семье.
1. ваш ребенок шаловливый, озорной, хлопот с ним хватает, чего только не случается:
а) вы расспрашиваете, что случилось, зашиваете штаны, прикладываете компресс – 3 очка;
б) оказываете помощь ребенку, но журите, говорите, что в один прекрасный день его шалости могут ему дорого обойтись, - 0;
в) вообще не обращаете на него внимания, пусть все делает сам – 5.
2. У ребенка есть друзья, но они непослушны, дурно воспитаны:
а) вы разговариваете с их родителями – 2 очка;
б) зовете детей в дом, стараетесь повлиять на них – 5;
в) объясняете своему ребенку, в чем состоят его недостатки его друзей, что они для него плохой пример, - 0.
3. Ребенок любит играть, но не умеет проигрывать:
а) вы ничего не предпринимаете, пусть ребенок научится проигрывать – 0 очков;
б) отказываетесь играть с ним. Пока он будет так болезненно воспринимать поражение, - 3;
в) умышленно создаете такую ситуацию, при которой ребенок научился бы проигрывать, - 5.
4. Ваш ребенок мог бы играть все 24 часа в сутки. По вечерам он не хочет идти спать:
а) вы объясняете, как важен сон – 3 очка;
б) позволяете, чтобы ребенок ложился, когда захочет, но утром заставляете вовремя – 5 очков;
в) укладываете его в постель в определенное время и оставляете одного – 0 очков.
5. Детских телепередач ребенку уже недостаточно, он хочет смотреть телевизор целый день:
а) после детской программы ребенок ложится спать, а вы включаете телевизор после того, как он уснул, - 1 очко;
б) говорите с ним о том, что ему можно смотреть, а что нет, так, чтобы он понял, - 2 очка;
в) выбираете для него некоторые передачи – 3 очка;
г) определяете, сколько часов ребенок может смотреть телевизор, но он сам может решить, когда и что смотреть, - 5 очков.
6. ваш ребенок достаточно дерзок, за словом в карман не полезет:
а) объясняете, что такое поведение неприлично, что люди его за это строго осудят – 5 очков;
б) запрещаете ему дерзить и строго наказываете за ослушание – 0 очков;
в) каждый день, когда он ведет себя прилично, поощряете его, - 3 очка.
7. Вашему ребенку еще немного лет, а он уже интересуется девочками (мальчиками):
а) оставляете все, как есть, - 3 очка;
б) пытаетесь пересечь детскую влюбленность, если она появляется, - 0 очков;
в) по-деловому объясняете. Что такое любовь, и какими должны быть отношения между мужчиной и женщиной, - 5 очков.
8. Другие дети преследуют вашего ребенка: бьют его, насмехаются над ним:
а) учите его давать сдачи – 5 очков;
б) разговариваете с родителями этих детей – 3 очка;
в) делаете так, чтобы ваш ребенок избегал контактов с такими детьми, - 0 очков.
9. Вы создаете старшему сыну (дочери) все необходимые условия. Но он (она) ничего не ценит, обижает младшего брата (сестренку):
а) вы в присутствии младшего ребенка призываете его к благоразумию – 5 очков;
б) уделяете сыну (дочери) больше внимания, независимо от того, что он (она) старше – 3 очка;
в) вообще не вмешиваетесь – 1 очко.
10. ваш ребенок грубит, не способен сопереживать, нападает на других детей:
а) вы считаете: как он относится к другим, так и вы к нему, чтобы он на своем опыте мог оценить собственное поведение – 0 очков.
б) стремитесь оказать ему больше внимания, чем до сих пор, - 5 очков.
в) запрещаете ему смотреть фильмы, где показывают насилие и убийства, - 2 очка.
Результативность
От 0 до 18 очков. Вы воспитываете своего ребенка для жизни, которой вы жили и живете сами, по своему образу и подобию, как будто он не принадлежит к другому поколению.
От 19 до 35 очков. Подготовка вашего ребенка к самостоятельной жизни недостаточна. Вы слишком слабо развиваете в нем самостоятельность мышления, уверенность в себе. Хотя вы не хотите, чтобы ваш ребенок слепо вас слушался, не исключено, что он не сможет в достаточной мере выработать собственные взгляды.
От 35 до 50 очков. Вы верите, что ваш ребенок станет жить в мире, в котором царят доброта и справедливость, ценится инициатива, а эгоизм осуждается. В мире, где уважают ум, независимое мышление, откровенность, собственное мнение.
Методика «Типовое семейное состояние»
Инструкция: мысленно вернитесь в свою семью. Вспомните чувства, с которыми вы открываете дверь дома. Припомните чувства, с которыми вы вспоминаете домашние дела на работе. Как вы чувствуете себя в выходные дни и по вечерам. Каким вы чувствуете себя чаще всего? Отметьте это на шкалах.
Бланк к методике
Фамилия, ия, отчество ______________________________________________________
Состояние | Шакала оценок | Состояние | Индекс |
Довольным Спокойным Напряженным Радостным Нужным Отдохнувшим Здоровым Смелым Беззаботным Плохим Ловким Свободным | 0 1 2 3 4 5 6 7 0 1 2 3 4 5 6 7 0 1 2 3 4 5 6 7 0 1 2 3 4 5 6 7 0 1 2 3 4 5 6 7 0 1 2 3 4 5 6 7 0 1 2 3 4 5 6 7 0 1 2 3 4 5 6 7 0 1 2 3 4 5 6 7 0 1 2 3 4 5 6 7 0 1 2 3 4 5 6 7 0 1 2 3 4 5 6 7 | Недовольным Неспокойным Расслабленным Огорченным Лишним Усталым Больным Робким Озабоченным Хорошим Неуклюжим Занятым | У Т Н У Т Н У Т Н У Т Н |
Обработка результатов: Баллы по шкалам, обозначенным одним индексом, суммируются. Состояние констатируется, если сумма оценок по субшкалам превышает или равна следующим диагностическим значениям: по шкале У (общая неудовлетворенность) – 26 баллов, по шкале Н (нервно-психическое напряжение) – 27 баллов, по шкале Т (семейная тревожность) -26 баллов.
Методика изучения социализированности
личности учащегося
Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.
Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия их содержанием по следующей шкале:
4 – всегда;
3 – почти всегда;
2 – иногда;
1 – очень редко;
0 – никогда.
1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.
2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
3. За что бы я ни взялся – добиваюсь успеха.
4. Я умею прощать людей.
5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
8. Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни.
9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
12. Мне нравится помогать другим.
13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
14. Если мне не нравятся люди, то не буду с ними общаться.
15. стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
16. переживаю неприятности других, как свои.
17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.
18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.
Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.
Обработка полученных данных. Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основании аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности – с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) – с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух. Но меньше трех, то это свидетельство о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух балов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.
Методика изучения удовлетворенности
учащихся школьной жизнью
Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
Ход проведения. Учащимися предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 – совершенно согласен;
3 – согласен;
2 – трудно сказать;
1 – не согласен;
0 – совершенно не согласен.
1. Я иду утром в школу с радостью.
2. В школе у меня обычно хорошее настроение.
3. в нашем классе хороший классный руководитель.
4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
5. У меня есть любимый учитель.
6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.
7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей
8. У меня есть любимые школьные предметы.
9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
10. На летних каникулах я скучаю по школе.
Обработка полученных данных. Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если У больше 3 , то можно констатировать о высокой степени удовлетворенности, если же У больше 2, но меньше 3 или 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
Диагностика личности подростка и ее социальных связей
Для подобной диагностики могут использоваться следующие методики.
Недописанный тезис
Эта методика позволяет определить убеждения людей, которые повлияли на развитие и становление личности ребенка.
Педагог просит ребенка закончить следующие утверждения:
Я был воспитан с убеждением в том, что….
Семья –это …
Деньги – это…
Работа – это …
Учеба – это …
Мужчина – это …
Женщина – это…
Успех – это …
Важно объяснить ребенку, что он должен определить не собственную позицию, а позицию окружающих (родителей, родственников, учителей и др.). Ребята также могут отметить, какие позиции они принимают (+), с какими категорически не согласны (-). Проанализировав полученную информацию, можно определить ценности и убеждения подростка.
Выявление мотивов в учебной деятельности
Внимательно прочитать анкету и подчеркнуть пункты, которые соответсвуют их стремлениям и желаниям.
Анкета
1. Учусь потому, что на уроках (назвать предмет) интересно.
2. Учусь потому, что заставляют родители.
3. Учусь потому, что хочу получать хорошие отметки
4. Учусь потому, что хочу подготовиться к будущей профессии.
5. Учусь потому, что в наше время учатся все, незнайкой быть нельзя.
6. Учусь потому, что хочу завоевать авторитет у товарищей.
7. Учусь потому, что нравится узнавать новое.
8. Учусь потому, что нравится учитель ( по такому-то предмету).
9. Учусь потому, что хочу избежать плохих отметок и неприятностей.
10. Учусь потому, что хочу больше знать.
11. Учусь потому, что люблю мыслить, думать, соображать.
12. Учусь потому, что хочу быть первым учеником.
Обработка и анализ результатов:
Мотивы делятся на следующие группы:
А) широкие социальные мотивы -4,5
Б) мотивация благополучия – 1, 11
В) престижная мотивация – 6,12
Г) мотивация содержания – 7,10
Д) мотивация подавления (послушания) – 2,9
Е) узкие социальные мотивы – 3,8.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Галагузова Ю.Н., Сорвачева Г.В., Штинова Г.Н. Социальная педагогика: Практика глазами студентов: Пособие для студ. – М.: ВЛАДОС, 2001.- 224с.
2. Рабочая книга социального педагога / Авторы-составители Е.А.Романова, А.Б. Малюшкин. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 144с.
3. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 480с.
4. Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов – СПб: КАРО, 2000. – 272с.
5. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128с.
6. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога.- М. ВАКО, 2005.- 208с.