Тема 1. Педагогика – наука о воспитании

План семинаров

по дисциплине «Основы педагогики и социальная педагогика»

для студентов группы СРБ-16-1

Тема 1. Педагогика – наука о воспитании

План

1.Предмет педагогики.

2.Возникновение и развитие педагогики.

3. Основные категории педагогики.

4. Наука педагогика и педагогическая практика.

5. Система педагогических наук.

6. Современные педагогические течения.

Литература

1. Гессен С.И. Основы педагогики. – М., 1995.

2. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. – СПб., 1999.

3. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. – М., 1997.

4. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996.

5. Стефановская Т.А. Педагогика: Наука и искусство. – М., 1998.

Тема 2. Современная система образования в России

План

1. Правовые основы образования в РФ.

2. Существующая в стране система учебно-воспитательных учреждений.

3. Задачи современной образовательной системы страны.

4. Проблемы и кризисы современного образования в России.

Литература

Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя.— Л., 1995.

Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагог: профессия и личность. Ростов-на-Дону, 1997.

Мищенко А. И. Введение в педагогическую профессию.— Новосибирск, 1991.

Сластенин В.А. Педагогика : Учебное пособие. – М., 2007.

Шиянов Е.Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя. — М.; Ставрополь, 1991.

Тема 3. Развитие и формирование человека

План

1.Смысл и сущность развития человека.

2.Условия и факторы развития человека.

3.Биологические и социальные факторы развития.

4. Ближняя и дальняя среда и их роль в развитии человека.

5. Воспитание и развитие: взаимодействие и взаимообусловленность.

6. Деятельность и развитие.

7. Формирование духовности и развитие.

Литература

1. Гессен С.И. Основы педагогики. – М., 1995.

2. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. – СПб., 1999.

3. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. – М., 1997.

4. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996.

Тема 4. Социальная педагогика, ее предмет и задачи

План

1.Сущность социальной педагогики.

2. Цель и задачи социальной педагогики.

3. Предмет социальной педагогики.

4. Функции социальной педагогики.

5. Из истории дискуссий о социальной педагогике.(20-е годы ХХ в.)

Литература

Мудрик А.В. Социальная педагогика : учебник –М.: Издат.центр «Академия», 1999. 184 с.

Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика : курс лекций: учеб.пособ. – М. : Издат центр «Академия», 2007.

Социальная педагогика : учебное пособие / Под ред. В.А. Никитина. М., 2000.

Бочарова В.Г.Педагогика социальной работы :учебное пособие. - М., 1994.

Тема 5. Личность ребенка, его развитие.

План

1. Развитие и становление личности ребенка

2. Социальное становление личности в процессе воспитания, самовоспитания.

3. Процесс социализации ребенка, фазы социализации.

4. Возрастные этапы формирования личности ребенка.

5. Изучение ребенка и его среды.

Литература

Бочарова В.Г. Социальное воспитание учащихся. – М., 1991.

Корчак Я. Как любить ребенка. – М., 1990.

Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием. – Минск, 1991.

Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. – М., 1987.

Рожков М.И. и др. Концепция социализации ребенка в работе детских организаций. – М., 1991.

Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. – М., 1986.

Права ребенка. Основные международные документы. – М., 1992.

Тема 6. Защита детства государством и социальное воспитание в истории России с древнейших времен и до конца 18 века.

План

1. Забота о детях-сиротах и вдовах у славян.

2. «Русская правда» о защите семьи. «Поучение» Владимира Мономаха.

3. «Домострой».

4. Реформы Петра 1 «Пропозиции» Салтыкова.

5. Воспитательные дома. Идеи И.И. Бецкого.

Литература

Антология педагогической мысли России с древнейших времен до ХУ111 века. – М., 1985.

Беляков В.В. Сиротские детские учреждения России. – М., 1993.

Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика : курс лекций: учеб.пособ. – М. : Издат центр «Академия», 2007.

Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. – М., 1995.

Тема 7. Семейное воспитание и домашнее образование в XIX - начале XX века

План

1. Исследования М. М. Манасеиной о развитии ребенка (от рождения до юношеского возраста).

2. Лесгафт П.Ф. о воспитании ребенка. Его «Школьные типы» – краткое содержание.

3. П.А. Флоренский о воспитании в семье.

4. О воспитании в дворянской семье.

5. О воспитании в крестьянской семье.

Литература

Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала XX века. – М., 1990.

Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика : курс лекций: учеб. пособ. – М. : Издат центр «Академия», 2007.

Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. – 1990.

Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. – М., 1995.

План семинаров

по дисциплине «Основы педагогики и социальная педагогика»

для студентов группы СРБ-16-1

Тема 1. Педагогика – наука о воспитании

План

1.Предмет педагогики.

2.Возникновение и развитие педагогики.

3. Основные категории педагогики.

4. Наука педагогика и педагогическая практика.

5. Система педагогических наук.

6. Современные педагогические течения.

Литература

1. Гессен С.И. Основы педагогики. – М., 1995.

2. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. – СПб., 1999.

3. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. – М., 1997.

4. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996.

5. Стефановская Т.А. Педагогика: Наука и искусство. – М., 1998.

Тема 2. Современная система образования в России

План

1. Правовые основы образования в РФ.

2. Существующая в стране система учебно-воспитательных учреждений.

3. Задачи современной образовательной системы страны.

4. Проблемы и кризисы современного образования в России.

Литература

Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя.— Л., 1995.

Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагог: профессия и личность. Ростов-на-Дону, 1997.

Мищенко А. И. Введение в педагогическую профессию.— Новосибирск, 1991.

Сластенин В.А. Педагогика : Учебное пособие. – М., 2007.

Шиянов Е.Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя. — М.; Ставрополь, 1991.

Наши рекомендации