Тема 1. Педагогика – наука о воспитании
План семинаров
по дисциплине «Основы педагогики и социальная педагогика»
для студентов группы СРБ-16-1
Тема 1. Педагогика – наука о воспитании
План
1.Предмет педагогики.
2.Возникновение и развитие педагогики.
3. Основные категории педагогики.
4. Наука педагогика и педагогическая практика.
5. Система педагогических наук.
6. Современные педагогические течения.
Литература
1. Гессен С.И. Основы педагогики. – М., 1995.
2. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. – СПб., 1999.
3. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. – М., 1997.
4. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996.
5. Стефановская Т.А. Педагогика: Наука и искусство. – М., 1998.
Тема 2. Современная система образования в России
План
1. Правовые основы образования в РФ.
2. Существующая в стране система учебно-воспитательных учреждений.
3. Задачи современной образовательной системы страны.
4. Проблемы и кризисы современного образования в России.
Литература
Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя.— Л., 1995.
Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагог: профессия и личность. Ростов-на-Дону, 1997.
Мищенко А. И. Введение в педагогическую профессию.— Новосибирск, 1991.
Сластенин В.А. Педагогика : Учебное пособие. – М., 2007.
Шиянов Е.Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя. — М.; Ставрополь, 1991.
Тема 3. Развитие и формирование человека
План
1.Смысл и сущность развития человека.
2.Условия и факторы развития человека.
3.Биологические и социальные факторы развития.
4. Ближняя и дальняя среда и их роль в развитии человека.
5. Воспитание и развитие: взаимодействие и взаимообусловленность.
6. Деятельность и развитие.
7. Формирование духовности и развитие.
Литература
1. Гессен С.И. Основы педагогики. – М., 1995.
2. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. – СПб., 1999.
3. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. – М., 1997.
4. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996.
Тема 4. Социальная педагогика, ее предмет и задачи
План
1.Сущность социальной педагогики.
2. Цель и задачи социальной педагогики.
3. Предмет социальной педагогики.
4. Функции социальной педагогики.
5. Из истории дискуссий о социальной педагогике.(20-е годы ХХ в.)
Литература
Мудрик А.В. Социальная педагогика : учебник –М.: Издат.центр «Академия», 1999. 184 с.
Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика : курс лекций: учеб.пособ. – М. : Издат центр «Академия», 2007.
Социальная педагогика : учебное пособие / Под ред. В.А. Никитина. М., 2000.
Бочарова В.Г.Педагогика социальной работы :учебное пособие. - М., 1994.
Тема 5. Личность ребенка, его развитие.
План
1. Развитие и становление личности ребенка
2. Социальное становление личности в процессе воспитания, самовоспитания.
3. Процесс социализации ребенка, фазы социализации.
4. Возрастные этапы формирования личности ребенка.
5. Изучение ребенка и его среды.
Литература
Бочарова В.Г. Социальное воспитание учащихся. – М., 1991.
Корчак Я. Как любить ребенка. – М., 1990.
Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием. – Минск, 1991.
Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. – М., 1987.
Рожков М.И. и др. Концепция социализации ребенка в работе детских организаций. – М., 1991.
Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. – М., 1986.
Права ребенка. Основные международные документы. – М., 1992.
Тема 6. Защита детства государством и социальное воспитание в истории России с древнейших времен и до конца 18 века.
План
1. Забота о детях-сиротах и вдовах у славян.
2. «Русская правда» о защите семьи. «Поучение» Владимира Мономаха.
3. «Домострой».
4. Реформы Петра 1 «Пропозиции» Салтыкова.
5. Воспитательные дома. Идеи И.И. Бецкого.
Литература
Антология педагогической мысли России с древнейших времен до ХУ111 века. – М., 1985.
Беляков В.В. Сиротские детские учреждения России. – М., 1993.
Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика : курс лекций: учеб.пособ. – М. : Издат центр «Академия», 2007.
Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. – М., 1995.
Тема 7. Семейное воспитание и домашнее образование в XIX - начале XX века
План
1. Исследования М. М. Манасеиной о развитии ребенка (от рождения до юношеского возраста).
2. Лесгафт П.Ф. о воспитании ребенка. Его «Школьные типы» – краткое содержание.
3. П.А. Флоренский о воспитании в семье.
4. О воспитании в дворянской семье.
5. О воспитании в крестьянской семье.
Литература
Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала XX века. – М., 1990.
Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика : курс лекций: учеб. пособ. – М. : Издат центр «Академия», 2007.
Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. – 1990.
Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. – М., 1995.
План семинаров
по дисциплине «Основы педагогики и социальная педагогика»
для студентов группы СРБ-16-1
Тема 1. Педагогика – наука о воспитании
План
1.Предмет педагогики.
2.Возникновение и развитие педагогики.
3. Основные категории педагогики.
4. Наука педагогика и педагогическая практика.
5. Система педагогических наук.
6. Современные педагогические течения.
Литература
1. Гессен С.И. Основы педагогики. – М., 1995.
2. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. – СПб., 1999.
3. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. – М., 1997.
4. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996.
5. Стефановская Т.А. Педагогика: Наука и искусство. – М., 1998.
Тема 2. Современная система образования в России
План
1. Правовые основы образования в РФ.
2. Существующая в стране система учебно-воспитательных учреждений.
3. Задачи современной образовательной системы страны.
4. Проблемы и кризисы современного образования в России.
Литература
Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя.— Л., 1995.
Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагог: профессия и личность. Ростов-на-Дону, 1997.
Мищенко А. И. Введение в педагогическую профессию.— Новосибирск, 1991.
Сластенин В.А. Педагогика : Учебное пособие. – М., 2007.
Шиянов Е.Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя. — М.; Ставрополь, 1991.