Общение слепых детей младшего дошкольного возраста
До самого последнего времени основное внимание в специальной психологии уделялось преимущественно познавательной деятельности аномальных детей. На современном уровне развития тифлопсихологии одним из самых актуальных вопросов развития является всестороннее развитие личности этих детей, а также путей и средств ее формирования.
Повышение интереса к изучению особенностей формирования личности аномальных детей (в том числе и детей с различной глазной патологией) показала конференция, проходившая в Институте дефектологии АПН СССР в апреле 1977 г. и принявшая рекомендации по дальнейшему развертыванию изучения личности аномальных детей.
Для более полного понимания психического мира аномальных детей, а также для совершенствования коррекционно-воспитательной работы с ними необходимо исследование по проблеме общения детей дошкольного возраста.
Данная работа является первой попыткой обобщить небольшой опыт наблюдений за общением слепых детей, посещающих младшую группу детского сада № 18 Кировского района г. Ленинграда для детей с тяжелыми формами нарушениям зрения.
Как известно из работ психологов, потребность в общении является одной из основных социальных потребностей. Она возникает на самых ранних этапах человеческой жизни и первоначально проявляется в потребности общения со взрослым человеком. Для слепого ребенка преддошкольного возраста это, в первую очередь, семейная среда.
Исследования советских тифлопсихологов и тифлопедагогов и наш собственный опыт работы со слепыми дошкольниками, поступающими в детский сад из семьи, убеждает нас в том, что семья, как правило, не в состоянии обеспечить правильное воспитание своему слепому ребенку по разным причинам, но, главным образом, из-за отсутствия специальных знаний и умений.
По данным Л. И. Солнцевой [1, с. 166], общественным воспитанием охвачено всего лишь около 10% слепых детей дошкольного возраста. В этой связи назревшей для решения проблемой является проблема семейного воспитания слепых детей дошкольного возраста, в основе которого, наряду с основными принципами воспитания слепого дошкольника, важное место должны занять вопросы формирования общения. Младшую группу специального детского сада слепые дети начинают посещать с 3 лет. Развитие этих детей идет по тем же закономерностям, что и в норме, но слепота отрицательно сказывается на развитии движений, ориентировании в пространстве, на развитии восприятий всех модальностей, на качестве и количестве представлений об окружающем, что приводит к значительному отставанию слепых от зрячих детей этого же возраста. Отрицательным является также неприспособленность слепых детей, приходящих из семьи, которая особенно остро проявляется в первые несколько месяцев пребывания ребенка в дошкольной группе. Подавляющее большинство детей полностью зависит от окружающих взрослых во всех без исключения практических действиях [3]. Отсюда вытекает острая необходимость включения в программу воспитания слепых дошкольников дидактического раздела, целью которого бы явилось восполнение в развитии, дающее возможность приступить с детьми к реализации программы.
Из 10 детей, поступивших в младшую группу детского сада в 1977 г., ни один ребенок не владел в полной мере теми навыками практических действий, которыми владели их зрячие сверстники. Никто из детей не умел самостоятельно и опрятно есть, снимать и надевать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, расшнуровывать ботинки и т. п. Дети не только не умели самостоятельно действовать, но и не хотели этого делать.
Чувства, возникающие у зрячих детей к 3 годам и связанные с выполнением деятельности (удовольствие от достигнутого результата, огорчение при неудаче, радость от того, что похвалили, и т. д.), у наших детей отсутствовали. Если у зрячих детей к 3 годам было воспитано чувство симпатии к сверстникам, умение играть и заниматься вместе, то взаимоотношения слепых детей 4 года жизни в начале воспитания с большой натяжкой можно было назвать общением. Это, в лучшем случае, нахождение рядом без всякого проявления интереса к знакомству, в худшем — нежелание соседствовать с кем-либо из детей. При случайном наталкивании детей в помещении группы друг на друга или легком соприкосновении такие дети начинали плакать и говорили: «Не хочу, чтобы он меня трогал».
Нарушения в общении в той или иной степени были характерны для всех поступавших в группу. Определяющее значение при этом имел не паспортный возраст детей, а их социальный опыт, а также степень сохранности остаточного зрения.
Однако, по нашим наблюдениям и по данным психологов, «нарушения в развитии личности наиболее удалены от основного, первичного дефекта и поэтому наиболее успешно преодолеваются при правильно организованной коррекционно-воспитательной работе» [2, с. 78].
Приход слепого ребенка в детский сад — очень важный момент в его жизни: меняется «социальная ситуация» (Выготский) его психического развития. Воспитание в коллективе является важнейшим принципом воспитательной работы со слепыми детьми. Совместная деятельность и вся организация жизни в детском саду требует от слепых дошкольников умения устанавливать контакты с другими детьми, согласовывать свою деятельность с деятельностью других. Поэтому задача формирования коллектива и общения как первоначального условия для его возникновения является для нас важнейшей дидактической задачей.
До начала работы с детьми тифлопедагог уже на отборочной комиссии, а затем и при посещении ребенка на дому стремится выяснить степень и причины его отставания в развитии.
Формирование потребностей, интересов, чувств — всего того, что должно привести слепого к общению, необходимо начинать через выработку самостоятельности в бытовой деятельности: с формирования навыков гигиены и самообслуживания и, что исключительно важно, с выработки навыков ориентирования в большом и малом пространстве.
Наряду с формированием у детей навыков самостоятельности в бытовой деятельности и ориентировании нужно учить их положительным формам общения, при этом отмечая малейшие проявления внимания детей друг к другу, побуждая остальных детей к подобным действиям, стараясь не только объяснить и показать детям, что и как нужно сделать, чтобы всем было хорошо, но и упражняя их в положительных действиях, так как усвоение норм происходит в деятельности. В этой связи бывают полезны поручения, например: воспитатель дает поручение Лизе, хорошо -ориентирующейся в помещении группы, расставить стулья для занятия; Мише — помочь вынести на прогулку лопатки для детей; Оле, имеющей остаточное зрение, — помочь Свете найти ее кроватку в спальне. Нормы поведения раскрываются на конкретных фактах: «Света, не стой так долго у раковины. И Алеша хочет умываться, и Юленька». Педагогический персонал, работающий с детьми, не только знакомит детей с правилами поведения, но и стремится вызвать у детей желание их соблюдать: «Молодец, Миша! Он принес стульчик не только для себя, но и для товарища». Или: «Как хорошо поступила Лиза! Она подняла шарфик Юле и помогла ей его завязать». Педагоги обращают внимание ребенка на полезность его деятельности, а у тех, которым оказывается помощь, воспитывают чувство благодарности за услуги. Большое внимание уделяет педагогический персонал группы формированию у детей целенаправленности и устойчивости поведения. Среди слепых детей группы есть такие, которых характеризует привычка к беспорядочным действиям то с одним, то с другим предметом. Для устранения или предупреждения этого недостатка мы учим детей удерживать внимание на чем-то одном путем знакомства с интересной игрой, совместной игрой с ним и т. д.
Очень важным для работы со слепыми детьми младшего возраста мы считаем предъявление им посильных задач. Удовлетворение от полученного результата, похвала взрослого укрепляет веру ребенка в свои силы.
Анализ наблюдений за общением слепых детей младшего дошкольного возраста в процессе воспитательной работы с ними позволил сделать некоторые выводы.
Общение между слепыми детьми формируется под влиянием воспитания и обучения. В результате проведенной с детьми работы по формированию и накоплению знаний и умений, с одной стороны, а также положительных форм общения — с другой. Взаимоотношения почти всех детей приобрели оттенок взаимной симпатии, доброжелательности. Одним из показателей возникших отношений явилось то, что ребята стали разговаривать друг с другом, оречевляя вслух свои собственные действия, интересуясь тем, что делает ребенок, находящийся рядом, делясь своими впечатлениями от проведенного дома выходного дня и т. д. Отдельные дети начали искать общества друг друга, возникли микрогруппы, лидерами которых, по нашим наблюдениям, явились дети, хорошо ориентирующиеся в пространстве, владеющие предметными действиями хотя бы на уровне оречевления.
Необходимо отметить, что, несмотря на достигнутые успехи в формировании контактов между детьми и в настоящее время мы немного отстаем в этом вопросе от того уровня требований, который предъявляет дошкольная программа к детям данного возраста. Отставание объясняется низким исходным уровнем развития у слепых детей трехлетнего возраста умений, навыков и знаний об окружающей действительности, а также тем, что овладение всем этим багажом связано для слепых детей с затратой очень больших усилий.
Учитывая, что общение формируется в процессе совместной деятельности, а ведущей деятельностью слепых дошкольников, как и в норме, является игровая, дальнейшая работа будет направлена на формирование положительных форм общения между слепыми дошкольниками в условиях сюжетно-ролевой игры.
Ф. И. Гумерова
РОЛЬ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДЫ И