Системный характер формирования психической деятельности дошкольников с нарушением зрения.
(на примере эстетического воспитания).
При нарушении зрения у дошкольников страдает целостная одновременная восприятие действительности и ее отображения изобразительной, музыкально-ритмической, словестно-художественной, театральной и др. видах деятельности.
Это обусловлено нарушением остроты зрения, поля зрения, глазодвигательной функции, бинокулярного зрения, цветного восприятия и других функций зрительной системы. Внутри системные нарушения зрения связаны с межсистемным характером развития психических процессов и формированием движений.
Недоразвитие и нарушение зрения затрудняют формирование быстроты, координации, точности движений, статического и динамического равновесия, развитие чувства ритма, пространственной ориентировочной деятельности. Художественно – ритмической деятельности
В целях предупреждения и преодоления первичных и вторичных отклонений развития детей, возникает необходимость мобилизации и использование резервных потенциальных возможностей детского организма в процессе воспитания и обучения. В условиях разных видов деятельности самих детей: при рисовании, занятиях музыкальной, ритмической, игровой и других видах деятельности у детей с недоразвитием и нарушением зрения формируются сложные художественные образы, имеющие полисенсорный системный характер.
Эстетическое воспитание в детском саду предусматривает формирование эмоционально-образных представлений о явлениях природы, общественной жизни, труде и быте людей, о произведениях искусства. В детских садах для детей с нарушением зрения осуществляются те же задачи, что и в массовых дошкольных учреждениях: систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, формировать у них умение оценивать доступные для восприятия детей явления прекрасного в жизни, природе, в отношениях людей, развивать художественные и творческие способности.
Эти задачи при нарушении зрения реализуются с учетом аномалий развития зрения, затрудняющих формирование зрительно-двигательных, зрительно-музыкальных и других эмоционально окрашенных образов.
Эстетическое воспитание связано со всеми сторонами развития личности ребенка. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией т.п. развивают у детей предметное зрительное восприятие, наблюдательность, занятия музыкой предусматривают формирование приемов и способов художественно – ритмической деятельности. Чтение родителем или воспитателем художественной литературы, сочетающееся с развитием наблюдений за окружающим, обогащает кругозор детей, способствует формированию эстетических представлений и чувств, познавательных интересов детей.
Формирование художественных образов при нарушении зрения носит системный характер и осуществляется при опоре на зрительные, слуховые, тактильные, кинестезические и другие сенсорные функции. Полисенсорная основа восприятия действительности и пространственно-ориентировочной деятельности слабовидящих детей имеет важное компенсаторное значение. Восприятие наблюдаемых явлений воспроизводится детьми в песнях, стихах, рисунках, инсценировках, играх.
Все это является важным источником получения детьми информации из окружающей действительности. Для слабовидящих детей имеет важное значение формирование самостоятельной творческой деятельности. На разных возрастных этапах содержание и методы эстетического воспитания усложняются. Разные виды художественной деятельности направлены на всестороннее развитие личности ребенка в процессе воспитательной работы. Центральное место при воспитании слабовидящих дошкольников занимает игровая деятельность, имеющая важное коррекционно-воспитательное и компенсаторное значение.
Коррекционно-воспитательная направленность заключается в том, чтобы научить детей видеть прекрасное в окружающем: в жизни, в природе, в общественных отношениях людей, эмоционально обогатить личность ребенка, которому многое недоступно для непосредственно чувственного восприятия действительности. Большинство слабовидящих детей не могут зрительно целостно и одновременно обозревать многие объекты и явления природы: звездное небо, море, горы, скалы. Тем не менее, в своих рисунках они отражают, что узнали из рассказов взрослых, из детской художественной литературы.
В своих рисунках они отображают, прежде всего, реальную действительность. При рисовании снатуры, по замыслу, они передают образы, которые у них возниклина основе наблюдения, словесной информации. Важное значение,для обогащения представлений детей имеет наблюдение за окружающим.Восприятие предметов и явлений действительности находят отображение в детских рисунках. Восприятие формы,величины,цвета,фактуры предметов осуществляется в их взаимодействияхи отношениях. Воспитатели особое внимание обращаютна цветовые сочетания, величинные отношения, на композицию, а также осуществление изобразительных замыслов детей. Занятию порисованию предшествует проведение специально направленной работы по наблюдению предметов иявлений. Для того, чтобы дети составили хотя быприближенные образы наблюдаемых объектов, они предварительно рассматриваюти словесно описывают иллюстрации на соответствующие темы, выполняют аппликации, лепят, конструируют, слушают рассказы, стихотворения. Эти занятиянаправлены на формирование образов, обогащающих сенсорныйи словесный опыт детей,а также их эмоциональную сферу. В целях развитияправильного соотношения образа и слова детям читают отрывки рассказов, относящихся к теме, проводят с ними словарнуюработу, сочетая ее с формированием образной речи (придумывание загадок, рассказывание сказок, чтениестихотворений и т. и). Дети рассказывают о своих наблюдениях в природе и жизни.
В подготовительнойк школе группе под руководством воспитателя дети на занятиях по развитию речи и родному языку подбирают соответствующиесинонимы и антонимы. На уроках пения приводятзнакомые им попевки, отрывки из стихотворений. При этомвсемерно поощряются разные формы импровизации и использование ранее изученных ими отрывков из стихотворений, сказок и других детских художественных произведений. Очень ценным методическим приемомявляется выполнение рисунков в качестве иллюстрацийк зачитанным отрывкам стихотворениям, рассказам, содержащим разнообразные образные выражения.
Особенноважное коррекционно-воспитательное значение имеют отрывки из стихотворений, сказок, рассказов А. С. Пушкина, С.А. Есенинаи др.
Изо6разительная деятельность тесно связана с музыкальной деятельностью.На музыкальных занятиях формируют музыкально-художественныеимузыкально-игровые образы, сочетающиеся сритмическими движениями под музыку и с ориентировочной деятельностьюв пространстве. Все это связано с формированием приемов аналитико-синтетического, зрительно-слухового восприятия и зрительного запечатления музыкальных и игровых образов, формирующихся на полисенсорной основе. Такие виды деятельности детей имеют огромное
коррекционное значение и являются важным условием разностороннего развития личности ребенка.
Слабовидящие дети не имеют возможности в связи со зрительно-сенсорной недостаточностью многое воспринимать из мира прекрасного.
Однако, при специально направленной коррекционно-воспитательной работе у них могут сформироваться художественно преобразованные отображения действительности в рисунках, скульптуре и других произведениях изобразительного искусства. Они учатся воспринимать и воссоздавать пространственно-цветовую симметрию, звуковые отношения. В процессе обучения и воспитания слабовидящие дети путем сравнения приходят к обобщенному восприятию прекрасного в действительности, опираясь при этом на словесную и наглядно-образную информацию, которую они получают, перерабатывают и используют в разных видах содержательной конкретной деятельности, опираясь на обобщенное восприятие представления, накопившиеся в их опыте в процессе обучения и воспитания.