Музыкальная деятельность и ее коррекционно-воспитательное значение

В процессе музыкальной деятельности обращается серьезное внимание на воспитание музыкальной восприимчивости у слабовидящих детей, что обусловливает не только их высокий интерес к музыкальным занятиям, но имеет огромное компенсаторное значение. Формирование музыкальной восприимчивости, слухового внимания к выразительной интонации, к музыкальным изобразительным средствам обогащает музыкальные образы. Важное значение, как отмечалось выше, имеет их сочетание с художественно-ритмической деятельностью, с музыкально-игровыми занятиями, с активными двигательными ориентировочными действиями. Все это способствует формированию у таких детей межсистемных слухо-зрительно-тактильно-кинестезических представлений, компенсирующих неполноценное зрительное восприятие действительности. Опираясь на синтетические образы, дети развивают музыкальные способности, эмоциональную отзывчивость, что помогает преодолеть отрицательные переживания, обусловленные нарушением зрения. Формирование в условиях обучения мелодических тонко дифференцированных звуковых соотношений в музыке, музыкального слуха, ладового чувства, овладение слухо-зрительно-кинестетическими своеобразными звуковыми, ритмическими, художественно-словесными образами, значительно обогащает сенсорный опыт слабовидящих детей. При нарушении зрения формирование музыкальной деятельности идет от действия по показу и подражанию, далее — воссоздание музыкальных, ритмических, зрительно-ритмических образов памяти.

На занятиях по пению образцы мелодий воспроизводятся голосом. Исполнение осуществляется, как правило, с помощью музыкальных инструментов.

Все это способствует становлению и проявлению выразительности музыкального исполнения детьми.

В подготовительной группе у некоторых детей проявляется творческая инициатива и элементарные оценочные отношение к музыкальным произведениям. Это способствует формированию музыкального вкуса, обогащению образов, восполняющих неполноценные зрительные представления об окружающей действительности.

Особенно важное компенсаторное и коррекционно-воспитательное значение имеет музыкальная игровая деятельность, сочетающаяся с танцевальными, ритмическими движениями, с двигательной ориентацией в пространстве, с применением различных игровых действий, предполагающих использование разных атрибутов (ленты, куклы, лошадки и т. д.). Это хорошо представлено в работе детского сада №277 г. Москвы и других дошкольных учреждениях специального назначения.

Формирование, воссоздание и передача в различных игровых действиях зрительно-двигательных музыкальных образов в сочетании с танцевальными движениями и ориентацией в пространстве играют огромную компенсаторную роль и помогают расширить объем зрительного и слухового внимания, зрительной памяти, зрительного образного мышления, выработать приемы и навыки двигательной ориентации в пространстве и времени.

Музыка является важным стимулом развития эмоциональной сферы у детей, вызывая положительные эмоции. При веселой плясовой музыке дети радуются. Это, как правило, сочетается с движениями в такт музыкальных ритмов. Такие виды деятельности обогащают эмоционально-волевую сферу и имеют важное психотерапевтическое значение, например, когда дети очень возбудимы и двигательно беспокойны, организуется слушание колыбельной мелодии, которая постепенно успокаивает и помогает сосредоточить внимание детей.

Слушание музыки имеет воспитательное значение. В процессе обучения музыке опыт детей обогащается разнообразными двигательно-плясовыми движениями, сочетающимися с характером музыки, развитием элементарной ритмичности, способствующей усвоению плясовых движений и игровых действий.

Ценным методическим приемом является просмотр диафильмов с музыкальным сопровождением. На занятиях придается большое значение сочетанию различных видов деятельности с применением фронтальных и индивидуальных форм работы. Широко используются наглядные приемы: восприятие иллюстративных изображений, игрушек, предметов, соответствующих содержанию песен. Перед показом инсценировок с применением песни и игрушек дети

Дети во время слушания музыки сопровожда­ют мелодии напевом, ритмическим похлопыванием ладошками в такт музыки, действиями, связанными с манипуляцией игрушками всоответствии с музыкой.

Занятия в детском саду пением и музыкой позволяют развивать разнообразные мелодические интонации, овладевать выразитель­ным исполнением песни, помогают формировать вокальные и хоро­вые навыки у слабовидящих дошкольников. Это тем более важно, что у некоторых слабовидящих детей страдает интонирование, воз­никают затруднения в развитии навыков ансамбля, требующих опоры на слухо-зрительные и музыкально-слуховые связи. Заня­тия пением слабовидящих детей имеют важное коррекционное зна­мение и для развития речи, способствуя улучшению произношения. Вслушиваясьи активно подражая правильному певческому звуча­нию, контролируя правильность своего исполнения, слабовидящие дети исправляют, имеющиеся у них речевые недостатки, которые встречаются у таких детей чаще по сравнению с нормой. Формиро­вание навыков пения требует правильного воспроизведения глас­ных звуков и точности произношения согласных звуков, особенно в конце слов. Это предполагает опору на проговаривание слогов, слов и связано со звукообразованием и осмысленным восприятием слов. Музыкальные интонации имеют важное значение для разви­тия речи и слухового контроля при чтении стихотворений, расска­зывании сказок и т. п.

В связи с коррекционной направленностью музыкальной дея­тельности можно несколько видоизменять подбор репертуара, пред­усмотренного программой, в частности для развития музыкально-ритмических способностей и преодоления у детей вторичных отклоненийв развитии чувства ритма, формировании быстроты, точ­ности, координации движений, ориентировочной деятельности в пространстве. Наряду с другими формами занятий для этих целей используется имитация жизненных явлений, например, трудоподобных подражательных движений (как дровосек колет дрова, как столяр работает пилой, рубанком, молотком, как пионер трубит в горн, музыкант играет на скрипке и т. п.). Музыкальный руководи­тель ведет за детьми систематические наблюдения, с учетом осо­бенностей их развития и возраста. -

Дошкольное воспитание детей с нарушениями зрения имеет огромное значение для их подготовки к систематическому обучению в школе.

Подготовка детей к систематическому обучению в школе требует, прежде всего, формирования всесторонних личностных качеств ребенка: любви к Родине, к своему народу, нравственных качеств, обогащения эмоционально-волевой сферы, формирование устойчивого зрительного и слухового внимания, развитие стремлений преодолеватьтрудности, развитие интересов к учению и труду, формирование чувства оптимизма.

Готовность детей к овладению систематическими школьными знаниями иумениями предполагает определенный уровень умственного развития, предусматривающий формирование приемов и способов наблюдения действительности. Развитие элементарных способностей к обобщению, свободное речевое общение, правильное произношение, необходимым словарный запас, умение пользоваться грамматическим строем исвязной речью, наличие несложных знаний в области языка, а также определенных, предусмотренных программой воспитания в детском саду математических представ­лений.

Готовность к обучению в школе требует необходимого уровня физического развития, физической закалки, укрепления здоровья, развития самостоятельной микро- и макропространственно-ориентировочной деятельности с учетом возраста. Необходимо формирование у детей элементарных видов физического труда и навыков самообслуживанияи бытового труда. Исключительное значение имеетфизическая подготовка: овладение в пределах программы дошкольного воспитания основными движениями: при ходьбе, беге, прыжках, метаний, развитие физической силы, выносливости, подвижности, статического и динамического равновесия, развитие координации, точности, быстроты движений, умения ориентироваться в подвижных инастольных играх, развитие мышечной работоспособности.

Конечно, все эти упомянутые выше требования должны сообразоватьсяс возрастными и специфическими особенностями слабовидящихдетей. При этом должна учитываться сложная структура дефекта,клинические формы нарушения зрения, патогенез, этиология слабовидения, а также сочетающиеся со зрительной неполно­ценностьюдругие дефекты.

Выводы

Эстетическое воспитание в детских садах для слабовидящих де­тей является одним из важных условий коррекции и компенсации нарушений зрения и всестороннего развития слабовидящих детей.

Полисенсорный системный характер разныхвидов деятельности детей дошкольного возраста с нарушением зрения позволяет формировать процесс компенсаторного развития, совершенствовать приемы и способы познавательной, пространственно-ориентировочной деятельности, сообразуясь с особенностями, обусловленныминарушениями зрения.

Словесно-художественная, изобразительная, музыкально-ритмическая, игровая, театральная и другие виды деятельности, связаны с наблюдением за окружающим,активной деятельностью
самих детей, с их ориентировкой в пространстве, имеют важное коррекционно-воспитательное значение.

Словесное общение детей с нарушением зрения со взрослыми и сверстниками в условиях активной деятельности помогает формированию эстетического отношения к действительности, воспитанию моральных качеств. Все это является важным условием подготовки слабовидящих детей к обучению в школе.

Л. И. Плаксина

Наши рекомендации