Особенности формирования трудовой деятельности у слепых
И СЛАБОВИДЯЩИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Исследованиями советских тифлопедагогов и тифлопсихологов установлено, что формирование начальных форм трудовой деятельности у слепых и слабовидящих детей проходит по общим закономерностям развития ребенка, а своеобразия проявляются в отставания в темпах развития трудовой деятельности, в неравномерности развития отдельных составляющих, в диспропорциональности развития отдельных свойств и качеств личности ребенкаТак, специальные исследования проблемы трудового обучения и воспитания слепого дошкольника проводились Л. И. Солнцевой, которая изучала начальные формы трудовой деятельности слепых детей и выявила отставание их в предметно-практической деятельности, диспропорциональность в развитии самооценки у этих детей и оценки достигнутых ими результатов. Было установлено также, что двигательное подражание как метод обучения в дошкольном возрасте не характерен для слепых детей и возникает значительно позднее, когда появляется умение анализировать спои действия, действия взрослых, соотносить свои движения с движением того, кому ребенок подражает.
В то же время в исследованиях Л. И. Солнцевой, а позднее и С. М. Хорош прослеживается оптимистическая мысль о том, что на основе стремления к общению со взрослыми у слепых дошкольников вырабатывается общественная мотивация, закладываются основы коллективистской направленности личности, формируется «общественная линия поведения» (Н. Г. Морозова).
Специальное выявление отношения слепых и слабовидящих старших дошкольников к труду родителей и доли участия в нем своего показало, что большинство слепых (85%) и слабовидящих (78%) старших дошкольников не считали этот труд общественно значимым в сравнении с другими видами своей деятельности.
Так, отвечая на вопрос, что умеют делать твоя бабушка, твой папа, ты слепые и слабовидящие дети сообщали, что умеют «гулять», «играть», «есть бабушкины пирожки» и т. п. В то же время, некоторые слабовидящие дети говорили: «Я умею помогать маме посуду мыть», «помогать папе лодку чинить» и т. п.
Среди нормально видящих старших дошкольников только 3% детей не сказали о своих трудовых делах дома (выяснилось, что уги дети в семье ограждались от трудовых поручений). Остальные называли свои постоянные трудовые обязанности: «умею цветы поливать», «в магазин ходить за хлебом», «за сестричкой смотреть». Подобные признания среди слабовидящих и слепых были крайне редки.
Исследование показало также, что у слепых и слабовидящих детей в дошкольном возрасте спонтанно невозникают правильные представления о назначении и целях труда людей. На вопрос, для чего люди работают, большинство слабовидящих и слепых малышей отвечали: «Чтобы деньги зарабатывать и в магазин ходить». «Чтобы кормиться». То есть они самостоятельно усваивают из разговоров взрослых сугубо утилитарное назначение труда. Способность к осознанию общественной значимости труда у этих детей находится в «зоне ближайшего развития» и проявляется при оказании им необходимой помощи (Л. С. Выготский).
Не возникает у них спонтанно и должного уважения и благодарности даже к тем людям, которые заняты непосредственно трудом на их благо. В игре «оглянись вокруг: кому спасибо и за что?» Дети, находясь в свежевымытой, выкрашенной чистой комнате и на чисто подметенной территории детского сада, не сумели догадаться о том, что спасибо нужно сказать няне и воспитателю, дворнику и т. д.
Спелым и слабовидящим дошкольникам самостоятельно сложно было определить и степень своего участия в общественном труде и его значение в жизни дошкольного учреждения. Здесь также необходима была помощь педагога в раскрытии общественных мотивов труда окружающих людей и конкретные примеры включения самих детей в посильную трудовую деятельность для других.
Специфической особенностью трудового воспитания слепых и слабовидящих является большая, чем в норме, индивидуализация в процессе организации трудовой деятельности, предусматривающая коррекцию пространственных представлений ребенка, развитие его сенсорных функций (форморазличения, цветоразличения, различения предметов па величине). Специфичным является и то, что формирование и совершенствование трудовых навыков протекает сопряжение с уточнением, коррекцией я обогащением представлений и понятий о качествах и свойствах предметов, с которыми соприкасается слепой и слабовидящий ребенок.
Кроме того, организация трудовой деятельности слепых и слабовидящих направляется на предупреждение и искоренение тунеядских и иждивенческих, привычек у слепых и слабовидящих детей с раннего возраста.
Специфика ознакомления слепых детей с приемами самообслуживания заключается в преимущественной опоре действий ребенка на мышечную (осязательную) саморегуляцию движений в связи с ограничением подражательной деятельности и сложности самоконтроля. Так, объяснение правила пользования одеждой заключается в том, что ребенка обучают преимущественно с помощью осязания отличать левую и правую, переднюю и заднюю стороны одежды, используя пуговицы, петли, крючки, швы.
Для формирования у слепых и слабовидящих детей навыков бытового труда самообслуживания требуется кропотливая, целенаправленная работа с каждым в отдельности.
Специальные исследования Л.Н. Лосевой, проведённых с 4-х— 5-летними детьми с нарушениями зрения, показывают, что на отработку навыков самообслуживания эти дети затрачивают значительно больше времени, чем их нормальновидящие сверстники. Так, при шнуровке ботинок дети с нарушением зрения в 12 раз больше потратили времени на определенную процедуру, допустив при этом в 4 раза больше ошибок. Подобные результаты получены автором и при сравнении действий детей при изготовлении книжечек и коробочек.
Таким образом, на раннем этапе развития ребенка с патологией зрения возникает необходимость в индивидуальной коррекционной работе по формированию способов трудовой деятельности с тем, чтобы обеспечить возможность самостоятельного самообслуживания, успешного продвижения при включения его в коллективную деятельность в соответствии с требованиями программы его возрастной группы.
Особое значение приобретает осуществление педагогического принципа преемственности в трудовом воспитании детей с нарушениями зрения дошкольного возраста, предполагающее согласованность взрослых в работе с отдельными детьми по развитию у них необходимой координации движений, ориентировке в пространстве, формированию способов предстоящей трудовой деятельности.
В условиях специального дошкольного учреждения дети выполняют разные по своим коррекционным возможностям виды труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд с элементами творчества.
Самообслуживание является основным видом труда в младших группах. Оно приучает к самостоятельности.
Хозяйственно-бытовой труд особое значение приобретает в средней и старшей группах, как труд общественно значимый, т. е. для общей пользы.
В старшей и подготовительной группах доминирующую роль начинает играть труд в природе и ручной с элементами творчества и выдумки.
Покажем систему работы по воспитанию самостоятельности у слепых и слабовидящих детей в условиях специального детского сада в процессе организации перечисленных выше видов труда.
ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО САМООБСЛУЖИВАНИЮ
Самообслуживание включает заботу каждого о чистоте своего тела, своей одежды, внутреннюю потребность соблюдать гигиенические правила.
Самообслуживание — этоосновной вид труда ребенка до четырех лет. Приучение детей самих одеваться, умываться, убирать в уголке и т. п. формирует уверенность в своих силах, желание преодолевать зависимость малыша от взрослого. Но добиться полного самообслуживания у ребёнка можно путем кропотливой систематической работы детского сада и семья. И в первую очередь необходимо переориентировать родителей (а нередко и педагогов) с позиции опекания ребенка на позицию терпеливого отрабатывания у него трудовых действий. Это является делом нелегким.
Наши исследования показали, что в условиях резкого снижения зрении детей усиливается опека родителей и невольно падает нравственная ценность труда. На вопрос, что вас тревожит в будущем нашего ребенка, только 10% родителей слепых и слабовидящих детей назвали отсутствие самостоятельности, трудолюбия, неумении и нежелания включаться в трудовую деятельность. Остальных тревожило в будущем состояние зрения, общее состояние здоровья их малыша и вопрос, кто будет его опекать, когда нас с отцом не станет.
Подобное отношение объясняется тем, что трудовая деятельность ребенка представляется родителям как далекая перспектива. Но оправдать такое отношение родителей нельзя, так как за ним скрывается недооценка важности для их ребенка привычки трудиться. Они не видят в самообслуживании реальной практической деятельности — одного из путей выхода накапливающейся энергии и совершенствования трудовых умений и навыков, которые способны сделать ребенка счастливыми
Опыт показывает, что слепых и слабовидящих детей 5-го, а иногда и 6-го, 7-го годов жизни, поступающих в детский сад, приходится обучать самообслуживанию почти с нуля, так как они не владеют действиями застегивания, шнуровки и т. п. А главное, они уже не желают трудиться. Для этих детей упущен благоприятный период жизни, когда впервые в ребенке пробуждается потребность действовать самостоятельно («Я сам!»). Именно такие в основном дети и поступают в специальные детские сады для детей с нарушением зрения, а иногда и в школы-интернаты для слепых и слабовидящих.
Дима В. поступил в детский сад на пятом году жизни. Навыки самообслуживания отсутствовали полностью, по ступенькам подниматься не мог, не умел поочередно переставлять ноги, папа его переносил в таких случаях. Были упущены первые годы, когда формирование навыков самообслуживания для ребенка имею первостепенное значение как для развития познавательной, трудовой, игровой деятельности в целом, так и для нормального его психического развития.
Учась самостоятельно себя обслуживать, ребенок вынужден обследовать предметы, усваивать их функциональное назначение. Через овладение действиями по самообслуживанию у ребенка развивается игровая деятельность. Научившись пить из чашки, ребенок переносит это действие на куклу. Так зарождается сюжетно-ролевая игра.
У Димы же задержка в развития навыков самообслуживания стала тормозом для формирования полноценных представлений о предметах окружающего мира, для овладения словарем (пониманием значении слов), игровой деятельностью.
Саша М. поступил в подготовительный класс школы для слабовидящих пошел в шесть с половиной лет с диагнозом: «Катаракта, вторичная афакия». Мальчик в семье был настолько опекаем и подавлен жалостью, что не имел элементарных навыков самообслуживания: не умел одеться, зашнуровать ботинки, умыться (он протягивал руки под воду, не умел даже намылить их мылом, потереть, не говоря уже о том, чтобы умыть лицо). Мальчика кормили из ложечки, поэтому есть он мог только руками. Поражала абсолютная пассивность Саши. Помощь он принимал как должное и только поочередно выставлял то руки, то ноги для обслуживания.
Все это вызывало насмешки ребят, усугубляло и без того укоренившееся в мальчике чувство собственной неполноценности. Он отвечал категорическим отказом на любое предложение педагога трудиться: «Я не умею! Не могу! Не буду!»
Тифлопедагогами разработана специальная методика обучения действиям посамообслуживанию, которая заключается в максимальном расчленении каждого действия на отдельные операции при выполнения которых давалось словесное объяснение, которое сопровождает каждую операцию. Постепенно участие взрослого от совместного с ребенком действия уменьшается и заменяется контролем результатов его выполнения. Методику обучения самостоятельности слепого ребенка дошкольного возраста в еде и одевании описали Л. И. Солнцева и С М. Хорош в книге «Советы родителям повоспитанию слепых детей раннего возраста». Эта методика может быть использована и в работе со слепыми детьми дошкольного возраста в условиях детского сада. В частности рекомендации по преодолению трудностей первоначального этапа: как следить за температурным режимом используемого материала, дозировать объем и продолжительность трудовых действий. В намеренно медленном темпе обучать слепого ребенка одеванию, не упускать моментов проявления активности, добиваться последовательно усвоения трудовых операций в словесном и практическим ил л не и т. п.
Основным методическим приемом формирования навыков самообслуживания у слабовидящих детей тоже является показ выполнения каждого элементарного действия в его последовательности. «Посмотри, Дима, как я буду мыть руки. Я сначала заверку рукава, потом смочу руки, потом намылю мылом и т. д.».
В условиях, когда для формирования самостоятельности в процессе самообслуживания наиболее благоприятный возраст упущен, в целях ознакомления слепых и слабовидящих детей с требованиями по самообслуживанию уже не могут использоваться основные занятия (по программе детского сада). Необходимы индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия, которые направлены на исправление, коррекцию вторичных отклонений в развитии каждого слепого и слабовидящего ребенка, в том числе и в области трудового воспитания.
Коррекция трудовых действий осуществляется в основном прямо в процессе выполнения ребенком режимных моментов. Учитель-дефектолог поначалу «помогает» малышу, сопровождая «помощь» объяснением, а потом все большую самостоятельность обретает ребенок. Он начинает самостоятельно выполнять отдельные действия. И постепенно под контролем переходит к самостоятельному выполнению всей работы.
Существенную роль играет при этом доброжелательное отношение дефектолога, который отмечает малейшее продвижение воспитанника в обретении им бытовой независимости!
Ознакомление слепого и слабовидящего ребенке со способом выполнения каждого нового действия (в период «доразвития»), требует детального показа и подробного объяснения каждого действия.
При этом решающим является активное поведение ребенка, чего добиться оказывается трудно из-за пассивности, недостаточной координации движений, вялости мышц детей с глубокими нарушениями зрения. Поэтому подробный показ и объяснение при обучении
приемам умывания, одевания, уборке игрушек и материалов должны сочетаться с непосредственным участием слепого и слабовидящего ребенка в выполнении задании. Здесь особое значение имеет согласованность действий педагогов и родителей к ребенку со стороны взрослых.
Только многократное повторение одних и тех же действий в определенной последовательности при активном участии ребенка достигает успеха: образуется навык — автоматизированное умение.
По мере формирования навыков самообслуживания педагог от показа переходит к подробным словесным объяснениям, а потом словесная инструкция все более свертывается: «Вспомните, как я вас учила правильно мыть руки». И наконец возникает возможность и вовсе перейти к приему общего напоминания и проверки качества выполнения детьми трудовых действии по самообслуживанию.
Слепые и слабовидящие дети, с раннего возраста не привыкшие к самостоятельности в личной гигиене, даже при наличии сформированных умении и навыков, нередко избегают этого вида труда, имитируя недомогания и т. п.
И совершенно иная картина получается в тех случаях, когда эта деятельность стимулируется педагогом или кем-то из старших детей, а в некоторых случаях родителями (когда малышу, например, предстоит идти в гости) и т. п. I
Потребность в самообслуживании при таком стимулировании становится полезной привычкой слепого и слабовидящего ребенка нередко на долгие годы жизни.
Каковы же пути пробуждения положительного эмоционального отношения к деятельности по самообслуживанию?
Для того, чтобы пробудить положительное эмоциональное отношение и интерес к деятельности по самообслуживанию, целесообразно создавать в группах уголки ряжения. В этих уголках хранятся предметы, использование которых побуждало бы детей упражняться в завязывании, застегивании (пособия для шнуровки и застегивания, воротнички, передники, жилеты и т. п.).
Особенно привлекают внимание детей специальные шкафчики, шкатулки, сундуки, ярко оформленные, внутри которых хранятся в нескольких экземплярах вещи, которые дети примеряют на себя, обучаясь завязыванию, застегиванию, шнуровке и т. п.
Для ребенка с нарушением зрения важно не просто научиться выполнять трудовые действия, но и выполнять их последовательно и рационально. Полезны такие пояснения: «Прежде чем обуваться, нужно обувь поставить так, чтобы туфля, тапочки, сапожки стояли, глядя друг на друга, а «не сердясь», чтобы надеть колготы, надо собирать их поочередно гармошкой и начинать одевать с носка».
Каждому слепому и слабовидящему ребенку необходимо объяснить и показать, как правильно определить перед платья (по пуговицам и вороту) и как быстро правильно его надеть.
Важно при этом не затянуть период непосредственной помощи ребенку, а, по мере овладения навыками одевания и раздевания, переходить oт практической помощи к напоминанию «Проверь и положи колготки па колени так, чтобы сверху был один шов» и т. п.
Опыт показывает, что обучение навыкам самообслуживания ускоряется при своевременном поощрении ребенка, одобрении его самостоятельных действий. Это вызывает у малыша чувство радости, пробуждает уверенность в своих силах. Но частое применение в воспитательных целях похвалы может привести к отрицательным проявлениям характера (зазнайству, высокомерию). Поэтому, добившись автоматизированных действии по самообслуживанию, целесообразно напомнить ребенку, что наконец-то он добился той нормы, которая предусмотрена программой детского сада, и теперь уже может помогать, другим, кто будет нуждаться в помощи.
Специальные исследования и практический опыт показывают, что в работе со слепыми и слабовидящими детьми дошкольного возраста по формированию трудовых умений и навыков эффективно комплексное воздействие на этих детей разнообразных форм и средств, побуждающих и обеспечивающих включение их в трудовую деятельность. Чередование различных упражнении и игр способствует автоматизации навыков самообслуживания. Чтение художественной литературы, просмотр
кукольных спектаклем помогают приблизить к детям образ литературного героя, чье поведение и труд достойны подражания, и побуждают желание поступать, как он, или, наоборот, не быть похожим на него.
Приведем пример комплексного использования трех названных форм педагогического воздействия: упражнений, игр и художественного произведения для формирования навыков одевания, обувания и ухода за одеждой и обувью.
Опыт экспериментального обучения самообслуживанию слепых и слабовидящих детей в условиях специального детского сада и дошкольной группы школы-интерната показал целесообразность в целях повышения интереса к самообслуживанию следующих приемов:
1. Использование в качестве стимуляторов песочных часов, а также будильника.
2. Организация общения шести-семилетних детей с трех-четырехлетними, нуждающимися в опеке и помощи.
С помощью первого приема формируются более быстрые темпы трудовой деятельности, а благодаря общению старшие дети приобретают навыки оказания помощи младшим в одевании, уборке игрушек.
Малышей необходимо предварительно подготовить, «настроить» на послушание старшим.
Наблюдения показывают, что даже самые неумелые, робкие, неуверенные в себе в условиях оказания помощи активизировались, старались, как можно более точно выполнить трудное задание (показать образец для малыша).
Педагогическое руководство действиями детей-помощников сводилось к подсказыванию ситуации, в которых старший дошкольник мог осуществить перенос своих навыков в другие условия. Учитель-дефектолог отмечал этот момент, как особо значимый. Еще полгода тому назад неумелый ребенок сам изъявил желание помочь малышу и сумел эту помощь осуществить умело и быстро.
Именно с этого момента слепому и слабовидящему дошкольнику присваивалось звание «самостоятельный».
Момент обретения самостоятельности можно считать поворотным и в формировании личности, в переходе воспитанника с иждивенческой позиции на позицию заботы о других, на коллективистскую позицию.
Дальнейшему закреплению коллективистских позиций слепого и слабовидящего дошкольника, а также автоматизации трудовых навыков будет способствовать участие его в хозяйственно-бытовом труде.
ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОГО ТРУДА И ТРУДА В ПРИРОДЕ.
Хозяйственно-бытовом труд в дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения, как и в дошкольных учреждениях общего типа, включает выполнение отдельных трудовых поручении, дежурства и коллективный труд (наведение порядка в помещении, на участке, уборка посуды, стирка вещей для куклы и т. п.).
Трудовое поручение — это возложенное на ребенка конкретное задание, которое он должен выполнять один или с кем-либо из своих сверстников.
Поручения могут быть связаны с игровой деятельностью (подготовить атрибуты к игре), с занятиями (разложить раздаточный материал на столы детям), с бытовой деятельностью (убрать игрушки, подмести, собрать мусор и т. п.), с помощью малышам и др.
Дежурства вводятся как постоянные поручения, начиная с 4-х летнего возраста (в средней группе).
Уже сам факт введения дежурств для слепых и слабовидящих малышей является ценным в коррекционном отношении, так как начинается переориентировка их с позиции иждивенческой на коллективистскую (забота о других, труд для всех).
Не всякий труд способствует воспитанию доброты в ребенке, отзывчивости, а только труд социально-мотивированный на добрые дела. И потому с самых первых шагов приобщения слепого и слабовидящего малыша к труду для других тифлопедагог разъясняет четырехлетним малышам, как много приходится трудиться няне, чтобы псом было приятно сидеть за чистыми столами. Л теперь вот, когда дети подросли, они смогут помогать няне накрывать на стол, расставлять посуду и собирать ее после еды.
Таким образом, через полгода будут вводиться и дежурства по подготовке к занятиям.
Понятно, что не каждый слабовидящий, а тем более, слепой ребенок, способен с первых дней пребывания в дошкольном учреждении дежурить наравне с нормально видящими сверстниками. Поначалу у этих детей необходимо побудить положительное отношение к деятельности для других. И уже потом увеличивать долю его участия в общем труде.
Часто, не умея оказать помощь друг другу, дети выполняют все трудовые действия вместо товарища.
Возникает задача формирования, помимо положительной социальной мотивации, еще и способов действий, чувства меры при оказании помощи, умения вовремя включиться и выключиться из трудового процесса, предоставив возможность подопечному действовать самостоятельно.
Рассмотрим те конкретные формы организации труда слепых и слабовидящих детей, в процессе которого формируются умения, навыки, способы действий, обеспечивающие каждому ребенку самостоятельность.
Наиболее доступной и целесообразной для осуществления коррекции формой организации труда с первых дней пребывания детей в специальном детском саду являются трудовые поручения.
Они имеют особое воспитательное значение в работе с младшими дошкольниками, когда в силу своего возраста малыши не умеют трудиться по собственной инициативе!
В силу излишней опекаемоcти в семье слепые и слабовидящие дошкольники также не приучены трудиться и тем более по собственной инициативе. Поэтому поручения, как форма организации трудовой деятельности, всегда исходящая от взрослого и заключающая в себе четкую направленность на получение результата, предоставляют широкие возможности для коррекции отставаний в трудовом воспитании этих детей.
Поскольку поручения чаще всего бывают индивидуальными, реже — коллективными (да и то для 2—3 детей), то у тифлопедагогов создаются оптимальные возможности для индивидуальной работы по формированию трудовых умений и навыков своевременного оказания помощи, дополнительного объяснения, своевременного контроля и т. п.
В поручениях заключен элемент требования, с помощью которого можно приучить ребенка с глубокими нарушениями зрения действовать целенаправленно, осознавать необходимость постоянно и систематически трудиться, даже если не хочется.
С помощью поручений ребенок постепенно подготавливается к самостоятельному дежурству.
Но чтобы ребенок с резко сниженной остротой зрения психологически и практически стал готовым выполнять обязанности дежурного, он должен пройти через цепочку поручений, сначала индивидуальных, а потом подгрупповых.
Например, в области хозяйственно-бытового труда можно выделить для индивидуального выполнения такие задания:
— покормить рыбок;
— смести листья с веранды;
— поставить красиво игрушки;
— вытереть разлитую воду;
— сложить ровно коробки с пособиями;
— проверить порядок в шкафчиках для одежды.
Для коллективного (подгруппового) выполнения более объемные задания:
— раздать пособия для занятия по лепке (доски и т. п.);
— сделать заготовки для изделии из глины и раздать их детям;
— сменить песок и воду в клетке у попугая;
— постирать белье для кукол;
— собрать игрушки после игры на улице и занести их в помещение;
— сделать дорожку от веранды к игрушечному домику и т. п.
Выше перечисленные поручения, естественно, не исчерпывают
всех возможных в повседневной практике разновидностей трудовых задании.
Тифлопедагог должен заранее знать, насколько то или иное поручение ёмко в коррекцинонно-воспитательном отношении: сколько оно содержит действий, способов выполнения, какое количество времени потребуется для его реализация.
Для самых неумелых, вялых пассивных детей поначалу наиболее целесообразны поручения, связанные с выполнением одного способа действия: поднять, подать, отнести, принести, подвинуть и т. п.. Они эпизодичны, в них задача, поставленная ребенку, должна решаться сразу. Такие поручения требуют быстрой ориентировки в окружающей обстановке, умения быстро найти нужную вещь.
Коррекционная их ценность в том, что они способствуют развитию ловкости, сообразительности и приучают ребенка ко внимательному отношению к окружающим, к проявлению предупредительности, пробуждают желание оказать услугу.
Параллельно с этими поручениями слепому и слабовидящему ребенку полезно лапать время от времени и более сложные, требующие выполнения нескольких трудовых операции (полить растения, покормить животных и т. п.).
Выполнение подобных поручений требует предварительной подготовки по отработке умений, пробуждению положительного эмоционального отношения к выполнению трудового поручения. Это осуществляется путем непосредственного участия самого педагога в деятельности ребенка, в процессе совместной с ним деятельности. Педагог осуществляет контроль за малышом, направляет его, а малыш наблюдает, как нужно организовать свой труд, какие предметы труда отобрать, какие действия выполнять и в каком порядке.
Успешнее процесс научения протекает при оречевлении плана предстоящей деятельности сначала педагогом, а потом ребенком: «Сейчас мы сделаем, попугайчик наш Проша, тебе уют в твоем домике, мутную воду выльем, поилку вымоем, нальем чистой воды. Пей. Проша, на здоровье!»
Подобные монологи нравятся слепым и слабовидящим малышам, они с улыбкой и большим вниманием слушают и, спустя некоторое время, имитируют услышанный рассказ, привнося свое эмоционально-оценочное отношение к птице.
Для того, чтобы сформировать у слепого ребенка мотив долга и ответственности перед взрослым за выполнение задания, необходимо постепенно усложнять поручения и подкреплять возникающий у ребенка интерес положительной, доброжелательной оценкой: «Хорошо, что ты помогаешь няне, мы быстрее накроем столы!».
К формированию самостоятельности подводит ребенка осознание обязанности постоянно заботиться об окружающих. И такого ребенка, у которого чувство самостоятельности сформировано, легко определить.
Как правило, оно сочетается с инициативностью, умением добровольно находить для себя дело, готовностью сделать приятное для окружающих.
Большие возможности для формирования самостоятельности содержит в себе труд детей дошкольного возраста в природе, т. к. это единственный вид производительного труда, доступный малышам.
Посадка растений, поливка, рыхление почвы, сбор семян и плодов — все это понятно и доступно ребенку, имеющему остатки зрения, или тотально слепому малышу.
Помогая взрослым работать на участке, ребенок узнает о жизни растений, приобретает необходимые трудовые умения и навыки, которые закрепляются благодаря повторяемости сначала в совместном труде ребенка и взрослого, потом в труде рядом — труде общем и совместном.
Не все виды труда в природе доступны слепому, а также ребенку с остаточным зрением. Такие задания, как прополка, окучивание растений, требуют тщательного зрительного контроля и не всегда могут выполняться детьми с резко сниженной остротой зрения самостоятельно.
Однако есть вполне доступные трудовые процессы для слепых и слабовидящих детей:
— посильное участие в перекопке земли, разбивании гряд и клумб, посеве крупных семян овощей и цветов, высадка рассады и пересадка растений;
— подготовка корма для кормления зимующих птиц (сбор семян растений);
— подкармливание птиц зимой;
— выращивание зеленого корма для комнатных животных и птиц;
— уход за комнатными животными в живом уголке (смена воды в поилках, кормление и т. п.);
— уход за растениями (поливка, подкормка, мытье листьев и т. п.).
При организации трудовой деятельности слепых и слабовидящих детей в природе особенно важно соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила: поду носить в двух руках, тело ребенка должно быть выпрямленным, работать на участке необходимо в утренние часы, когда не жарко, грязными руками дети не должны касаться глаз и т. д.
В коррекционно-воспитательном отношении наиболее ценным является труд по длительному уходу за растениями и животными, так как это способствует формированию ответственности, самостоятельности.
Именно в процессе длительного ухода за растениями и животными в живом уголке слепые и слабовидящие дошкольники осознают целесообразность своей помощи и в особенности своего посильного участия в уходе за живыми существами. Это способствует пробуждению заботливого, внимательного и сознательного отношения к природе.
Опыт экспериментального обучения труду детей с резко сниженной остротой зрения показывает, что наиболее стойкий интерес к этому виду труда возникает при сочетании труда с наблюдениями за ростом и развитием растений и животных. Саша Р., воспитанник подготовительной группы слабовидящих после летних каникул поспешил с линейкой к своим «питомцам» — росточкам дуба и каштана и с радостью сообщил всем окружающим, что каштанчик подрос за лето на 11 см, а дубок — на 6 см. При этом он не забыл их полить и взрыхлить вокруг молоденьких стволов почву.
Основной формой организации труда в уголке природы являются дежурства. Для дежурств детей объединяют в подгруппы (по 3—4 человека) таким образом, чтобы вместе с детьми, лучше видящими, имеющими опыт, умелыми, дежурили и новички, и дети с резко сниженным зрением или вовсе тотально слепые.
Предварительно распределяются обязанности, устанавливаются четкие правила для дежурных. Дети должны твердо знать последовательность трудовых операций, уметь пользоваться инвентарем. Если в подгруппе все дети неумелые, педагог, как бы возглавляет группу дежурных и все трудовые процессы выполняет совместно с детьми, помогая каждому понять его обязанности, побуждая работать аккуратно, оказывая своевременную помощь, вселяя в каждого ребенка уверенность в своих возможностях, поддерживая даже самые незначительные успехи похвалой и одобрением.
Начинать коррекционно-воспитательную работу по приобщению детей с глубокими нарушениями зрения к труду в природе необходимо с показа орудии труда, материала и объяснения способов действия с ними. Каждый ребенок привлекается к обследованию предметов, с которыми ему предстоит действовать, например, обводить по контуру стебель, листья, цветущую часть растения, нюхает цветок и т. д. В процессе наглядно-действенного обследования ребенком предмета восприятия педагог помогает малышу подметить наиболее существенные признаки обследуемого, которые характерны только для данного предмета. Повторное осматривание целесообразно стимулировать созданием ситуации рассказа для кого-нибудь: «Расскажи теперь младшему братишке о растении, которое ты поливал, и о том, как нужно поливать правильно». Полезно ребенку подсказывать предварительно проблемный вопрос, который поможет привлечь ассоциации по сходству, по различию, по смежности. Для этого употребляются вопросы: «На что похоже?» Что напоминает?» и др.
Опыт показывает, что слепого, не редко и слабовидящего ребенка нужно учить самым простейшим действиям: сорвать цветок с длинным стебельком, осмотреть его, понюхать. Все действия ребенок делает, приговаривая, оречевляя воспринятое. И последующие практические действия, связанные со знакомством с участком, с растениями на участке, должны уточнять, упорядочивать, конкретизировать, пополнять представления детей об окружающем их растительном мире, об орудиях труда, используемых для, выращивания культурных растений и борьбы с сорняками. Параллельно с этим дети знакомятся также в наглядно-практическом плане со свойствами природных материалов, (сухая земля сыплется, мокрая, тяжелая лепится, воду в тазик наливают подогретую, а спустя время она остывает, но от теплой воды лучше прорастают зерна и быстрее растут и т. и.).
Таким образом, в процессе специально организованной коррекционно-воспитательной работы слепые и слабовидящие дети пользуются практическими действиями, как познавательными. При этом они научаются оречевлять не только свои действия, но и действия няни, воспитателя, наблюдая за их трудом и активно помогая им в уходе за комнатными растениями.
Постепенно дети научаются правильно держать ленку при поливе растении, отличать влажную почву от сухой но цвету (при сохранном остаточном зрении и на ощупь при отсутствии зрения), самостоятельно устанавливают необходимость поливки почвы и ее рыхления, замечают, какими вялыми становятся растения при отсутствии влаги и как после полива они постепенно приобретают упругость.
Обмыванию листьев растений нужно обучать, начиная с протирания больших, плотных листьев (как у фикуса, лимона и т. п.). Педагог учит: «Нужно смочить и тут же отжать тряпочку, чтобы вода с нее не капала, а потом расправить ее в руке, а на ладонь другой руки положить листочек и медленно, аккуратно протирать в направлении от черешка к концу. И так с двух сторон». Дети замечают, что вода становится грязной, а листья чистыми. В конце педагог обращает внимание на результаты детского труда: «Какой чистый цветок, как теперь он станет хорошо расти!»
В зимнее время слепым и слабовидящим детям приятно видеть зеленым огород на окне. Их радуют растения, выращенные ими самими. Особенно, если эта зелень используется в качестве корма для п