Предметно-цикловая комиссия педагогики и психологии
Предметно-цикловая комиссия педагогики и психологии
СТЕЦЕНКО Е.Р.
ПЕДАГОГИКА
Рабочая тетрадь
для студентов II курса специальности
Физическая культура
Адаптивная физическая физкультура
МОСКВА- 2017
Занятие № 1 ПЕДАГОГИКА КАК СИСТЕМА НАУК О ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА Вопросы: 1. Краткий экскурс в историю педагогики 2. Педагогика как наука: обьект, предмет, функции 3. Основные категории педагогики 4. Система педагогических наук 5. Связь педагогики с другими науками 6. Этапы развития педагогики |
Краткий экскурс в историю педагоги
Педагогическая отрасль человеческих знаний является едва ли не самой древней и неотделима от развития общества. Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи: освоить опыт предыдущих поколений, обогащает и приумножить этот опыт, передать его следующему поколению.
Буквальное значение слова «педагогика» ( его этимология) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.Педагогика как наука сформировалась в ______веке и в истории образования и педагогической мысли стал веком становления педагогики как особой науки о воспитании и обучении. Ключевую роль в этом сыграл великий чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский.
Годы жизни _________________
Основные труды Коменского
Название труда | Время создания |
Основные этапы жизни и педагогической деятельности
Содержание этапа | Период времени |
Слово «педагогика» имеет несколько значений: 1)_________________________________,
2) _____________________________, 3) ___________________________________________
В целом многозначный термин «педагогика» означает:1) ___________________________,
2) _____________________________________, 3) __________________________________,
4) _________________________________, 5) ______________________________________
Педагогика как наука: обьект, предмет, функции
Для того чтобы выяснить, что такое педагогика - наука, искусство, наука и искусство - необходимо определить её объект, предмет, функции и задачи.
Наука - это сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и систематизация объективных знаний о действительности.
Обьект педагогики -__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Предмет педагогики– это _______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Педагогика – это _____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Современная наука выделяет три функции.
Аналитическая функция | 1) |
2) | |
Прогностическая функция | 1) |
Проективно-конструктивная | 1) |
2) | |
3) |
Задачи педагогики
Постоянные | Временные |
1) 2) 3) 4) 5) | 1) 2) 3) 4) |
Основные категории педагогики
Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения принято называть педагогическими категориями.
К основным педагогическим понятиям относятся:
ВОСПИТАНИЕв педагогике употребляется | ||
в социальном смысле | в широком педагогическом смысл | в узком педагогическом смысле |
ОБУЧЕНИЕ | ||
ОБРАЗОВАНИЕ | ||
РАЗВИТИЕ | ||
ФОРМИРОВАНИЕ | ||
САМОВОСПИТАНИЕ | ||
САМООБРАЗОВАНИЕ | ||
САМООБУЧЕНИЕ | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС | ||
СОЦИАЛИЗАЦИЯ | ||
Задание № 1.Какой из терминов «воспитание», «образование», «обучение» имеет более широкое значение, соотнести по принципу«Матрешки».
Система педагогических наук
Педагогики- пройдя длительный путь развития, накопив информацию, сегодня превратилась в разветвленную систему научных знаний о воспитании и обучении человека.
Задание № 2.Нарисуйте «дерево» педагогической науки.
Этапы развития педагогики
Этап | Персоналии |
Занятие № 2 ВЗАИМОСВЯЗЬ ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ «Индивидом рождаются, индивидуальность отстаивают, личностью становятся» Вопросы: 1. Личность ребенка как обьекта и субьекта воспитания 2. Основные факторы развития личности и их характеристика |
Эмпирические методы
· Методы наблюдения применяется практически в ходе любого исследования, т.к. изучение педагогических явлений требует накопления и фиксация фактов.
· Метод беседа, интервью-выясняется мнение и отношение воспитанника, воспитателя к тем или иным фактом, событиям с целью составить более глубокое представление о нем.
· Изучение школьной документации и продуктов деятельности детей предполагает изучение журналов учета успеваемости и посещаемости, личных дел и медицинских карт, протоколов собраний, тетрадей учеников, их творческих работ, поделок, дневников.
· Педагогический эксперимент – специально организованная педагогическая деятельность учителя и учащихся с заранее заданными исследовательскими целями. Как правило, проводятся вместе с другими методами научно-педагогического исследования – наблюдением, беседой, анкетированием и т.д.
· Изучение и обобщение педагогического опыта –педагог нередко опытным путем приходит к важнейшим педагогическим находкам, которые уже были известны в педагогической теории и практики.
Социализация в педагогике
Социализация -- начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм. В процессе социализации у человека формируются социальные качества, знания, умения, соответствующие навыки, что дает ему возможность стать дееспособным участником социальных отношений. Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на личность разных обстоятельств жизни, так и при условии целенаправленного формирования личности. Социализация в широком понимании - это определение происхождения и формирования родовой природы человека. Речь идет о историческом процессе развития человечества, филогенез. Социализация в узком смысле - это процесс привлечения человека к социальной жизни путем активного усвоения его норм, ценностей и идеалов.
Социализация - ______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обстоятельства, условия, которые побуждают человека к активности, действия называют факторами социализации. В отечественной и западной науке имеются различные классификации факторов социализации. Наиболее логичной и продуктивной для педагогики, является классификация, предложенная А.В. Мудрик. Основные факторы социализации он объединил в три группы: макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы.
Макрофакторы (гр. мacros - большой, больших размеров) -космос, планета, мир, страна, общество, государство - влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, проживающих в определенных странах.
Мезофакторы (гр. мesos- средний, промежуточный) - условия социализации больших групп людей, которые выделяются по национальному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных средств массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и другие).
Микрофакторы (гр. мicros - малый) социальные группы, которые непосредственно влияют на конкретных людей (семья, группа сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание, - учебные, профессиональные, общественные и другие).
Микрофакторы, как отмечают социологи, влияют на развитие человека через так называемых агентов социализации - человек, в непосредственном взаимодействии с которыми проходит ее жизни.
Задание №1. Отнесите понятия к одной из категорий:родители, братья, сестры, близкие и дальние родственники, друзья, учителя, должностные лица вуза, администрация предприятия, сотрудники телевидения, воспитатели дошкольных учреждений.
Агенты первичной социализации | Агенты вторичной социализации |
Институты социализации - ____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Образовательное пространство как фактор социализации
В современной научной литературе обнаруживается несколько уровней проработки понятия «образовательное пространство»:
□ как «пространство мира взрослых» (И. С. Кон, М. В. Осорина);
□ как широкое проявление ценностей культуры в разнообразных видах детской деятельности — «игровое пространство», «познавательное пространство», «художественное пространство», «пространство детства» (О. С. Газман, И. Д. Демакова, И. П. Иванов);
□ как стратегическая основа государственной системы образования, как область функционирования государственных образовательных стандартов (Н. Д. Никандров, В. М. Полонский, В. В. Сериков);
□ как уклад жизнедеятельности школы, ее образовательной системы (В. А. Караковский, Л. И. Новикова, А. Н. Тубельский, Н. Е. Щуркова);
□ как коммуникация в условиях личностно ориентированного образования (Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич).
Занятие № 6 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ И ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ Вопросы: 1. Предпосылки, факторы и причины социальной и школьной дезадаптации. 2. Индивидуальные предпосылки нарушений социальной и школьной адаптации 3. Пути и средства предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации. |
Предметно-цикловая комиссия педагогики и психологии
СТЕЦЕНКО Е.Р.
ПЕДАГОГИКА
Рабочая тетрадь
для студентов II курса специальности
Физическая культура
Адаптивная физическая физкультура
МОСКВА- 2017
Занятие № 1 ПЕДАГОГИКА КАК СИСТЕМА НАУК О ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА Вопросы: 1. Краткий экскурс в историю педагогики 2. Педагогика как наука: обьект, предмет, функции 3. Основные категории педагогики 4. Система педагогических наук 5. Связь педагогики с другими науками 6. Этапы развития педагогики |