Задания для самостоятельной работы и методические указания к ним). Предметно- цикловая комиссия экономических дисциплин

Таможенный колледж

Предметно- цикловая комиссия экономических дисциплин

Председатель методической комиссии

__________________ Г.И. Босенкова

«_______»_____________ 2012 г.

Составитель ____________ Е.Р. Лукашева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплинеБизнес- планирование

Шифр по ГОС СПО СД.ДС.01.02

для специальности 080614 Земельно – имущественные отношения

Очной формы обучения

Г. Оренбург 2012 г.

Цели и задачи дисциплины

Настоящая рабочая программа по изучению курса «Бизнес-планирование» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников обучающихся по специальности СПО 080614 «Земельно – имущественные отношения» очной формы обучения.

Программа курса разработана в соответствии с Государственным обра­зовательным стандартом среднего профессионального образования, утв. Мин образования России 16 июня 1999 г. регистрационный № 14-0614-ВР.

При создании новой компании и расширении уже существующего бизнеса самым важным звеном является разработка бизнес-плана. Бизнес-план может быть использован в качестве внутреннего документа при планировании деятельности и коммерческого предложения для внешних инвесторов. Разработка бизнес-плана необходима при создании компании и позволяет выявить ошибки и не допускать их в ходе практической деятельности на рынке товаров (работ, услуг)

Целью преподавания курса «Бизнес-планирование» является формирование в будущих специалистов современных знаний в области планирования деятельности фирмы; понимание экономической сущности и необходимости составления бизнес-плана; обоснование реальных возможностей достижения поставленных в нем целей.

Поэтому основными задачами курса «Бизнес-планирование» является:

- изучение экономической сущности и необходимости планирования;

- изучение юридических документов по составлению бизнес-планов;

- освоение методов сбора информации;

- всесторонний анализ полученной информации с точки зрения своевременности, полноты и достоверности;

- разработка бизнес-плана как на ближайшие 2-3 года, так и на перспективу;

- изучение имеющейся литературы как непосредственно по составлению бизнес-плана, так и по сопутствующим дисциплинам (маркетинг, финансы предприятия, бухгалтерский учет, управленческий учет и т.д.).

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта в результате изучения дисциплины «Бизнес-планирование»

иметь представление:

- об основных терминах и определениях дисциплины «Бизнес-планирование»;

- о законодательной и нормативной базе составления бизнес-планов;

знать:

- нормативные акты РФ, которые регламентируют составление бизнес-планов, основную терминологию и методы, применяемые при составлении бизнес-планов;

- основные правила и нормативы по составлению бизнес-планов.

уметь:

- систематизировать и анализировать статистические и информационные материалы по развитию рынка товаров (работ, услуг);

- использовать различные методы планирования для составления бизнес-плана;

- владеть методиками оценки конъюнктуры рынка;

- предвидеть ход развития событий в стране, отрасли, на предприятии;

- формировать реально осуществимую тактику и стратегию фирмы;

- правильно и четко ставить цели в работе предприятия и находить средства для их достижения.

В связи с этим важное значение играет посещение аудиторных занятий и самостоятельная систематическая работа студентов в библиотеке и читальном зале.

В процессе изучения дисциплины «Бизнес-планирование» студенты должны приобрести фундаментальные знания в сфере планирования и прогнозирования работы предприятия; знать современное состояние рынка товаров, работ, услуг; овладеть практическими навыками экономических расчетов; а также знать нормативные документы и методические материалы и требования по составлению бизнес-плана.

Организация учебного процесса при преподавании дисциплины «Бизнес-планирование» осуществляется в соответствии с учебными планами и проводится в форме лекций, семинарских занятий, групповых консультаций. Аудиторные учебные занятия взаимосвязаны с самостоятельной работой студентов при изучении курса.

Объем учебной дисциплины «Бизнес-планирование» и сроки ее изучения определяются учебным планом.

Основными видами контроля знаний студентов является текущий контроль (ответы студентов на семинарских занятиях, обсуждение проблем составления бизнес-планов на практических занятиях); промежуточный контроль (тестирование, письменные контрольные работы) и итоговый контроль - экзамен.

2. Организационно-методические данные дисциплины: объемы различных форм учебной работы в часах и видах контроля в соответствии с учебным планом.

специальность 080614 «Земельно – имущественные отношеня»

Очной формы обучения

Виды работы Всего 4 сем.
А у д и т о р н а я р а б о т а
- лекции - семинары  
В н е а у д т о р н а я р а б о т а
- самоподготовка - итоговый контроль (форма)   экзамен
Общая трудоемкость дисциплины
Дисциплина входит в цикл ОПД.00  

3. Тематический план изучения дисциплины «Бизнес-планирование» специальность 080614 «Земельно – имущественные отношения» 2 курс 4 семестр (очная форма обучения)

Наименование тем Всего Аудиторные занятия в том числе Самостоятельная работа
Лекции Семинар
1. Структура и функции бизнес-планирования. Методы планирования
2. Этапы бизнес-планирования. Рынок сбыта и его характеристика
3. Требования к разработке бизнес-плана. Порядок составления бизнес-плана
4 Характеристика разделов бизнес-плана
Итого

Содержание программы учебной дисциплины

(темы и основные вопросы лекционных и семинарских занятий,

задания для самостоятельной работы и методические указания к ним).

Тема 1. Сущность и необходимость бизнес-планирования, методы планирования .

Лекции – 8 часов, семинары – 8 часов, сам. раб. – 3 часа.

Вопросы лекции и семинарского занятия:

1. Рынок товаров, работ, услуг – его особенности, структура.

2. Необходимость и сущность планирования. Функции планирования.

3. Методы планирования.

Методические указания к теме.

Бизнес-планом помогает увидеть те условия, которые предшествуют и сопутствуют избежать принятия неоправданных решений с точки зрения экономики, непоправимых ошибок в ведении бизнеса и, в конечном итоге, добиться успеха.

Бизнес-план основа предпринимательской деятельности.

Внешние функции бизнес-плана:

1 Стандартизация процессов ознакомления, экономит время и упорядочение деловых контактов.

2 Признаки цивилизованного ведения дел.

3 Обоснование для привлечения денег, то есть может быть быстро преобразован в заявку на финансирование.

4 Свидетельство о профессионализме предпринимателя так как бизнес- плана чисто психологически вызывает ощущение основательности и солидарности предпринимательского начинания его владельца.

Внутренние функции:

1 обнаружения тех недостатков, которые в будущем грозят перерасти в серьезные препятствия и существенно осложнить работу;

2 придания конкретному бизнесу целенаправленности;

3 контроля и управления, с тем что бы обеспечить планомерное продвижение своего бизнеса к поставленной цели;

4 самообучения.

3 Исходные данные и характеристика рынка - основания для анализа и расчетов.

4 Прогноз конъюнктуры рынка - прогноз коммерческой деятельности .

5 Стратегия маркетинга- анализ состояния рынка, изменения цен, внешних и внутренних факторов, эффективности рекламы. Оценка сильных и слабых сторон бизнеса.

6 Конкуренция – сравнительный анализ отдельных групп показателей деятельности конкурентов.

Изучение у конкурентов:

-цели их деятельности

- стратегии,

- сильных слабых сторон.

7 Товар (продукт, услуга) – оценка потребительских свойств товара. Анализ:

-товаров конкурентов,

-цен и затрат на производство продукции.

Вопросы для самопроверки.

1. Бизнес – план как документ фирмы.

2. Принципы разработки бизнес – плана.

3. Основные методы разработки бизнес – плана.

Литература.

1.Бизнес-планирование : учебник / ред. : В. М. Попов, С. И. Ляпунов, С. Г. Млодик. - М. : Финансы и статистика, 2009.

2.Бухалков, М. И. Планирование на предприятии : учебник / М. И. Бухалков. - М. : ИНФРА-М, 2010.

Задания для самостоятельной работы.

1. Нормативный метод как основа внутрифирменного планирования.

2. Графический метод как необходимость внутрифирменного планирования.

3. Экономико – математические методы и особенности их применения во внутрифирменном планировании.

Методические указания для выполнения самостоятельной работы.

Прежде чем приступить к непосредственному планированию, ответственные за планирование на предприятии должны определить содержание и последовательность процесса планирования. Студент должен законспектировать ответы на задания для самостоятельной работы.

Крупное предприятие, как правило, осуществляет процесс планирования целиком, без существенных изъятий. Сложно организованная фирма нуждается как в стратегическом плане, так и в среднесрочных планах и программах, а также во всех разновидностях, оперативного планирования. Большая фирма должна заботиться о подготовке и реализации проектов развития новых товаров, новых подразделений.

Фирмы более скромных размеров часто упрощают процесс планирования, сводя его к составлению 5-летнего стратегического плана и годичных оперативных планов.

При этом, если небольшая организация ориентирована на создание наступательных планов, она также подготавливает проект развития своего производства (дела).

Определив составные элементы процесса планирования, ответственные за эту деятельность должны установить последовательность действий по планированию.

Логически, как это вытекает из схемы процесса планирования, составление тактических планов следует за стратегическим планированием. Однако многие менеджеры и плановики, являясь крепкими практиками и имея обширный опыт оперативного планирования, при первых шагах в стратегическом планировании опасаются начинать плановую деятельность с определения стратегии. Формулирование самых общих направлений деятельности организации представляется им занятием слишком абстрактным, не совсем полезным и даже опасным с точки зрения потери времени и внимания к неотложным задачам. Такие менеджеры занимаются разработкой оперативных планов как основным видом плановой деятельности, а стратегическое планирование рассматривают как пробное, побочное занятие. В этих случаях последовательность планирования оказывается противоположной: сначала составление оперативных планов, а затем разработка стратегии. Но, как показывает опыт, постепенно, через 2-3-годичный цикл, менеджеры осознают важность стратегического планирования, приобретают необходимые навыки и обнаруживают, что им удобнее следовать от стратегии к тактике.

Встречаются ситуации, когда стратегические и оперативные планы выполняются одновременно. Главный недостаток такой практики - это возникновение препятствия к эффективному планированию: неотложность оперативных решений начинает доминировать над стратегическими проблемами, и фирма теряет основные ориентиры своей деятельности.

Если содержание и последовательность процесса определены, полезным для организации является составление схем, воспроизводящих процесс планирования в календарной последовательности. Эти схемы могут иметь различный вид: диаграммы, таблицы, графические цепочки, графики-пирамиды и т.д. В любом случае такие схемы помогают организации:

• лучше уяснить процесс планирования в целом;

• классифицировать его и распределить стадии процесса по различным периодам года;

• организовать процесс контроля за выполнением каждого этапа процесса планирования.

Конечно, последовательные схемы не могут стать всеобъемлющим документом планирования, потому что:

• во-первых, они не могут отразить все изменения, происходящие в рамках фирмы, показать все элементы процесса планирования;

• во-вторых, на схеме трудно обозначить все взаимосвязи между элементами процесса планирования, все силовые воздействия и потоки информации.

Большая часть информации по планированию передается в устной форме, в виде специальных сообщений, на совещаниях и т.д.

Тем не менее составление схем очень полезно для участников планирования, так как это дисциплинирует плановую деятельность.

Литература.

1.Бизнес-планирование : учебник / ред. : В. М. Попов, С. И. Ляпунов, С. Г. Млодик. - М. : Финансы и статистика, 2009..

2.Галенко, В. П. Бизнес - планирование в условиях открытой экономики : учебное пособие / В. П. Галенко, Г. П. Самарина, О. А. Страхова. - М. : Изд-кий центр "Академия", 2009.

Тема 2. Этапы бизнес-планирования. Рынок сбыта и его характеристика

Лекции – 10 часов, семинары – 10 часов, сам. раб. – 8 часов.

Вопросы лекции и семинарского занятия:

1. Формирование потребности в товаре, его география.

2. Тенденции развития рынка товаров, работ, слуг и предприятия – монополисты на данном территориальном рынке.

3 Покупатели и потребители товара, их характеристика. Товары субституты и особенности их потребления.

Методические указания к теме.

Планирование необходимо в условиях современного бизнеса и при составлении бизнес-плана принято различать следующие этапы:

1 Постановка целей работы фирмах (привлечение инвесторов, получение кредита и т.д.)

2 Проведения анализа внешней (экономические, политические, правовые, географические, социально-культурные и т.д.) и внутренней среды компании (используемые технических оборудований, издержки производства, качеств продукции и т.д.).

3 SWOT – анализ как выявление сильных и слабых сторон компании, а так же их выявление на возможности компании и угрозы со стороны, начиная со структуры организации своей фирмы и её товаров, организации сбыта, сегмента рынка и конкуренция.

4 Выработка целей

5 Разработка стратегического плана (на 3-5 лет).

6 Разработка оперативных планов, включая разработку плана рекламы и продвижения.

7 Формирование бюджета.

8 Написание плана с учетом конкретных мероприятий и исполнений.

9 Обсуждение плана.

10 Контроль за исполнением плановых мероприятий.

11 Пересмотри корректировка плана в соответствии с меняющимися обстоятельствами.

Сбыт - это деятельность по организации продвижения товара от производителя к потребителям.

Чтобы выстроить успешную систему сбыта товаров либо услуг, необходимо ответить на следующие вопросы (именно в указанной последовательности):

Каковы цели сбыта?

Какой должна быть интенсивность сбыта (через какое количество торговых точек планируется продавать товар)?

Следует ли сбывать товар самостоятельно либо стоит прибегнуть к помощи посредников?

Через какие типы торговых организаций нужно продавать товар?

Как должно строиться взаимодействие с посредниками?

Вопросы для самопроверки

1. Классификация потребителей, основные их типы и их особенности.

2. Товар – как экономическая категория. Жизненный цикл товара.

3. Патенты и торговая марка, их регистрация и защита.

4. Товары – субституты и импортные аналоги.

5. Предметы роскоши и особенности их потребления.

6. Качество и послепродажное обслуживание как факторы успешной реализации товара.

Литература.

1.Бизнес-планирование : учебник / ред. : В. М. Попов, С. И. Ляпунов, С. Г. Млодик. - М. : Финансы и статистика, 2009..

2.Одинцова, Л. А. Планирование на предприятии : учебник / Л. А. Одинцова. - М. : Изд-кий центр "Академия", 2010.

Задания для самостоятельной работы.

1. Патенты и торговая марка, их регистрация и защита.

2. Предметы роскоши и особенности их потребления.

3. Качество и послепродажное обслуживание как факторы успешной реализации товара.

Методические указания для выполнения самостоятельной работы.

Для ответа на поставленные вопросы необходимо письменно раскрыть сущность и значение терминов данного раздела бизнес – плана.

Целесообразно для разрабатываемого бизнес – плана охарактеризовать

следующие этапы:

1 Постановка целей работы фирмах (привлечение инвесторов, получение кредита и т.д.)

2 Проведения анализа внешней (экономические, политические, правовые, географические, социально-культурные и т.д.) и внутренней среды компании (используемые технических оборудований, издержки производства, качеств продукции и т.д.).

3 SWOT – анализ как выявление сильных и слабых сторон компании, а так же их выявление на возможности компании и угрозы со стороны, начиная со структуры организации своей фирмы и её товаров, организации сбыта, сегмента рынка и конкуренция.

4 Выработка целей

5 Разработка стратегического плана (на 3-5 лет).

6 Разработка оперативных планов, включая разработку плана рекламы и продвижения.

7 Формирование бюджета.

8 Написание плана с учетом конкретных мероприятий и исполнений.

9 Обсуждение плана.

10 Контроль за исполнением плановых мероприятий.

11 Пересмотри корректировка плана в соответствии с меняющимися обстоятельствами.

Сбыт - это деятельность по организации продвижения товара от производителя к потребителям.

Чтобы выстроить успешную систему сбыта товаров либо услуг, необходимо ответить на следующие вопросы (именно в указанной последовательности):

Каковы цели сбыта?

Какой должна быть интенсивность сбыта (через какое количество торговых точек планируется продавать товар)?

Следует ли сбывать товар самостоятельно либо стоит прибегнуть к помощи посредников?

Через какие типы торговых организаций нужно продавать товар?

Как должно строиться взаимодействие с посредниками?

Литература.

1.Галенко, В. П. Бизнес - планирование в условиях открытой экономики : учебное пособие / В. П. Галенко, Г. П. Самарина, О. А. Страхова. - М. : Изд-кий центр "Академия", 2009.

2.Организация и планирование производства : учебное пособие / ред. : А. Н. Ильченко, И. Д. Кузнецова. - М. : Изд-кий центр "Академия", 2010.

Тема 3. Требования к разработке бизнес-плана. Порядок составления бизнес-плана

Лекции – 10 часов, семинары – 10 часов, сам. раб. – 8 часов.

Вопросы лекции и семинарского занятия:

1. Основные требования к разработке бизнес-плана.

2 Анализ факторов внешней и внутренней среды

3 Требования к анализируемой информации

4 Виды планов и их особенности

Методические указания к теме.

Бизнес – план должен содержать наиболее важную информацию.

Информация должна быть представлена в определенном порядке (исходные данные для составления бизнес-плана, цели, основные положения плана).

В плане должны быть четко сформулированы предположения, на которых он строится, приведение основные данные по продажам, затратам, финансовым результатам.

План должен содержать необходимую систему оценки и контроля хода достижения поставленных целей и выработке рекомендации по корректировке процесса.

Вопросы для самопроверки.

1. Конкуренция, ее виды и формы.

2. Социологические методы и изучения рынка.

3. Выборочный метод и его значение при составлении бизнес-плана.

Литература.

1.Бухалков, М. И. Планирование на предприятии : учебник / М. И. Бухалков. - М. : ИНФРА-М, 2010.

2.Одинцова, Л. А. Планирование на предприятии : учебник / Л. А. Одинцова. - М. : Изд-кий центр "Академия", 2010.

Задания для самостоятельной работы (реферативное сообщение)

Бизнес-идея – как основа разработки бизнес-плана

Методические указания для выполнения самостоятельной работы.

Для подготовки сообщения дать письменно:

- описание бизнес-идеи;

- описание продукции, степень её новизны, преимущества по сравнению с аналогами, в т.ч. импортными;

- краткое описание используемой технологии; (конфиденциальную информацию в бизнес план не вносят. Если описывается новый метод, который дает преимущество на рынке, то просто опишите это преимущество, а не сам метод его достижения, более подробную информацию вы дадите после подписания соглашения)

- готовность продукта к коммерческой реализации, сроки коммерциализации;

- защита интеллектуальной собственности.

Литература.

1.Бизнес-планирование : учебник / ред. : В. М. Попов, С. И. Ляпунов, С. Г. Млодик. - М. : Финансы и статистика, 2009.

2.Галенко, В. П. Бизнес - планирование в условиях открытой экономики : учебное пособие / В. П. Галенко, Г. П. Самарина, О. А. Страхова. - М. : Изд-кий центр "Академия", 2009.

Тема 4. Характеристика разделов бизнес-плана

Лекции – 10 часов, семинары – 10часов, сам. раб. – 8 часов.

Вопросы лекции:

1. Резюме как раздел бизнес-плана;

2. история бизнеса организации (описание отрасли);

3. характеристика объекта бизнеса организации;

4. анализ бизнес-среды организации;

5. план маркетинга;

6. производственный план;

7. организационный план;

8. финансовый план;

9. оценка и страхование риска

Методические указания к теме.

Бизнес-план, как правило, включает следующие разделы:

1. резюме. Оно готовится, конечно, в конце бизнес-плана. Когда завершены все его разделы, но помещается в начале. В нем рассматривается цель проекта, новизна, чем предполагаемая продукция будет отличаться от продукции конкурентов. Образно говоря, предприниматель содержанием резюме все время пытается ответить на следующие вопросы его будущих читателей: что мы получим при успешной реализации этого бизнес-плана? Какой риск потери денег?

2. товар (услуга). Основная часть бизнес плана начинается с раздела, в котором содержится описание товаров и услуг, которые фирма хочет предложить будущим покупателям и ради производства которых планируется весь этот проект. Этот раздел должен дать представление о продукте(услуге), позволяющие оценить его перспективы реализации его на рынке, т.е. конкурентоспособность, новизну, уровень качества и т.д.

3. рынок сбыта. О рынке следует следующие сведения: кто будет покупать новый товары, существует ли для них сегмент на рыке. Необходимо разработать прогноз объемов продаж, отразить полноту представления о рыночной конъюнктуре.

4. конкуренция. Этот раздел бизнес-плана должен содержать исчерпывающие сведения о конкурентах вновь организованной фирмы. Здесь должна быть раскрыта выбранная предприятием стратегия поведения на рынке: вытеснение конкурентов, отвоевание у них части рынка за счет отличающихся потребительских свойств или цены предлагаемой продукции и т.д.

5. стратегия маркетинга. В этом разделе бизнес-плана продумываются и объясняются основные элементы плана маркетинга: схема распространения товара, ценообразование, реклама, методы стимулирования продаж, организация послепродажного обслуживания клиентов, формирование общественного мнения о фирме и её товарах. Если фирма предполагает продать товар за рубежом, то в бизнес-плане она должна привести сведения об оценки патентоведами патентной чистоты этих товаров, где она собирается их продавать.

6. план производства. Данный раздел бизнес-плана разрабатывается только теми предпринимателями, которые планируют заниматься производством. Главной задачей раздела является умение доказать партнерам, что фирма в состоянии будет производить нужное количество товара в нужный срок и с требуемым качеством. В разделе бизнес-плана указывается, на каких производственных мощностях будет развертываться изготовление товара - на действующих или вновь созданных. Определяются поставщики сырья, материалов, комплектующих изделий, условия поставки. Одновременно решается проблема контроля качества выпускаемой продукции. Завершается раздел оценкой планируемых издержек производства и их изменениями в перспективном периоде.

7. организационный план. В этом разделе бизнес-плана речь идет о том, как фирма планирует организовать свое дело, наладить работу всего персонала. Целевой функцией организации является принятие решений и их реализация. Определяется, кто и чем будет заниматься, как все службы будут друг с другом взаимодействовать и как их деятельность будет контролироваться и корректироваться. Здесь оговаривается вопрос оплаты труда специалистов и руководящего персонала, а также источники стимулирования их труда.

8. юридический план. В данном разделе с помощью юристконсула определяется организационная форма фирмы, например, частное, государственное или акционерное предприятие. Обосновываются причины выбора той или иной формы собственности и организации дела, намечаются тенденции их изменения. Разрабатываются основные документы, регулирующие трудовую деятельность фирмы.

9. оценка и страхование риска.

Как известно, даже самый хороший план не дает сам по себе гарантии успеха. Его надо уметь реализовать. Другими словами, речь идет об умении менеджера эффективно управлять имеющимися в его распоряжении различными видами ресурсов с учетом потребностей рынка. И здесь особое значение приобретает учет в должной степени возможного риска. Анализ риска производственной и финансовой деятельности фирмы является одним из важнейших разделов бизнес-плана. Для каждой фирмы риск означает вероятность наступления не благоприятного события, которое может привести к потери части ресурсов, недополучению доходов или появление дополнительных расходов. При подготовке этого раздела учитываются возможные изменения на рынке, для чего и проводят качественный и количественный анализ рынка, с помощью такого анализа выявляются факторы риска и этапы работы, при выполнении которых он возникает. Количественный анализ помогает определить размеры риска, что является сложной задачей, решаемой по средствам различных методов (статистического, анализа целесообразности затрат, метода экспертных оценок, метода применения аналогов). Для уменьшения риска обычно используют различные аналитические методы, позволяющие повысить надежность инвестиций (метод математической статистики, экономико-математическое моделирование и др.). В результате проведения анализа риска разрабатываются мероприятия по его уменьшению.

При разработке бизнес-плана, необходимо четко представлять себе, в какой области лежат деловые предложения компании в области невысокого риска с небольшой прибылью или в области рискованных капиталовложений при весьма высоких процентах прибыли. И в том, и другом случаи инвестора более всего интересует гарантия возвратности вложенного капитала и это должно найти отражение в плане.

Главные задачи менеджера в этой области общеизвестны: обнаружить область повышенного риска, оценить его степень, разработать и принять заблаговременные меры, а если ущерб уже имеет место, то и способ возмещения ущерба. То есть менеджмент компании должен сформировать свою программу страхования от рисков.

Этот раздел является одним из наиболее трудных и важных, т.к. он построен на рыночных оценках, которые оказывают непосредственное влияние на финансовый и производственный план компании.

10. финансовый план.

Данный раздел бизнес-плана обобщает содержание предыдущих разделов и представляет их в стоимостном выражении. Цель финансового плана- сформулировать и представить всеобъемлющую систему проектировок, отражающих финансовые результаты деятельности компании. Этот раздел является наиболее важным, т.к. именно из него можно получить информацию, на какую прибыль можно рассчитывать.

11.стратегия финансирования.

В этом разделе бизнес-плана раскрываются источники получения средств для реализации данного проекта, а также указываются сроки полного возврата вложенных средств.

12. приложение к бизнес-плану. Обычно в приложения включаются документы, которые могут служить подтверждением или более подробным объяснением сведений, представленных в бизнес-плане.

В бизнес-плане могут быть представлены и другие приложения, в частности, копии, относящихся к делу контрактов, копии деловых соглашений, копии страховок и т.д.

В целом структура бизнес-плана определяется направленностью и масштабом задуманного дела, т.е. спецификой объекта, сферой деятельности фирмы, организационным состоянием, размерами предполагаемого рынка, наличием конкурентов и перспектив роста.

Вопросы для самопроверки.

1. Затраты на производство и реализацию продукции – как основа цены.

2. Структура цены и ее элементы. Реклама, ее виды и особенности.

3. Охарактеризуйте особенности отдельных разделов бизнес-плана

Литература.

1.Бизнес-планирование : учебник / ред. : В. М. Попов, С. И. Ляпунов, С. Г. Млодик. - М. : Финансы и статистика, 2009..

2.Бухалков, М. И. Планирование на предприятии : учебник / М. И. Бухалков. - М. : ИНФРА-М, 2010.

3.Галенко, В. П. Бизнес - планирование в условиях открытой экономики : учебное пособие / В. П. Галенко, Г. П. Самарина, О. А. Страхова. - М. : Изд-кий центр "Академия", 2009.

4.Одинцова, Л. А. Планирование на предприятии : учебник / Л. А. Одинцова. - М. : Изд-кий центр "Академия", 2010.

Задания для самостоятельной работы.

Письменно ответить на вопросы:

1. Связь с общественностью (Public Riley Hon) как создание благоприятного впечатления о фирме и продукции.

2. Бизнес-стратегия и ее элементы.

3. Основные и оборотные средства предприятия и их использование.

4. Специфические требования к организации производства в различных отраслях и географических пунктах.

5. Местоположение предприятие и его влияние на ход бизнеса.

6. Организационные структуры предприятия.

7. Системы управления предприятием.

8.Функции и методы управления.

9.Составить окончательный бизнес-план фирмы.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы.

По своему содержанию грамотно составленный бизнес-план представляет собой организационно-распорядительный документ, в котором можно выделить несколько разделов.

Во вступительной части указываются основные реквизиты (наименование организации, единицы измерения показателей, включаемых в план, отчетный год, направленность деятельности, инвестиционные стратегии, потенциал, ресурсы и т.д.). Например, на начальном этапе своего развития фирма представляет собой небольшую компанию (ООО), занимающуюся мелкооптовой реализацией строительных материалов. Или же партнеры планируют начать свое дело с розничных продаж товаров для сада и огорода. Для становления бизнеса организация привлекает заемные средства, так как собственные ресурсы ограничены. С момента создания розничный продавец подает заявление на применение "вмененки", а мелкооптовая фирма - документы в инспекцию на уплату налогов в рамках ОСНО либо "упрощенки". Основными финансовыми показателями деятельности компаний являются количество реализованных товаров, выручка от продаж в виде комиссии (для посредников), понесенные расходы и полученная фирмой прибыль, показывающая результат деятельности в периоде, на который составляется бизнес-план.

Содержательная часть может включать несколько подвидов планов: объема продаж, маркетинговый, организационный, финансовый. Проще говоря, перечисляются основные аспекты будущего бизнеса, анализируются возможные проблемы и способы их решения уже на этапе планирования, чтобы в процессе деятельности нерешенных вопросов было как можно меньше. Естественно, финансового работника больше интересует план объема продаж (по видам товаров, направлениям и местам сбыта, категориям потребителей) и финансовый план (по доходам и расходам, активам и пассивам, финансовым показателям).

Заключительная (оформляющая) часть формы бизнес-плана содержит подписи (с расшифровкой) должностных лиц, ответственных за отраженные в смете данных. К таким лицам относятся руководитель, работник планово-финансового отдела (бухгалтерии) или иное уполномоченное лицо, а также непосредственно сам исполнитель документа, ниже указывается дата подписания (подготовки) сметы. После того как бизнес-план составлен, он представляется на утверждение, по окончании этого этапа бизнес-план по праву становится внутренним документом компании, обязательным к применению.

Литература.

1.Бизнес-планирование : учебник / ред. : В. М. Попов, С. И. Ляпунов, С. Г. Млодик. - М. : Финансы и статистика, 2009.

2.Одинцова, Л. А. Планирование на предприятии : учебник / Л. А. Одинцова. - М. : Изд-кий центр "Академия", 2010.

3.Организация и планирование производства : учебное пособие / ред. : А. Н. Ильченко, И. Д. Кузнецова. - М. : Изд-кий центр "Академия", 2009

Рекомендуемая литература.

Основная

1 Бизнес-планирование : учебник / ред. : В. М. Попов, С. И. Ляпунов, С. Г. Млодик. - М. : Финансы и статистика, 2009.

2 Бухалков, М. И. Планирование на предприятии : учебник / М. И. Бухалков. - М. : ИНФРА-М, 2010.

Дополнительная

1. Галенко, В. П. Бизнес - планирование в условиях открытой экономики : учебное пособие / В. П. Галенко, Г. П. Самарина, О. А. Страхова. - М. : Изд-кий центр "Академия", 2009.

2. Одинцова, Л. А. Планирование на предприятии : учебник / Л. А. Одинцова. - М. : Изд-кий центр "Академия", 2010 .

3.Басовский, Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка : учебное пособие / Л. Е. Басовский. - М. : ИНФРА- М, 2010.

4.Организация и планирование производства : учебное пособие / ред. : А. Н. Ильченко, И. Д. Кузнецова. - М. : Изд-кий центр "Академия", 2010.

Наши рекомендации