Педагогика высшей школы как наука.
Общие основы педагогики
I. Объект, предмет и функции.
2.Основные понятия: воспитание, обучение, образование, самовоспитание, педагогический процесс, социализация, педагогическая технология, педагогическая деятельность
3.Задачи современной педагогической науки.
4. Современные концепции развития личности. Деятельность и общение, как основных форм проявления активности личности
Педагогика высшей школы как наука.
1. Объект, предмет и функции.
2. Понятийный аппарат педагогики высшей школы.
3. Стратегии высшего образования.
4. Парадигмы высшего образования: педагогическая, андрагогическая, акмеологическая, коммуникативная.
5. Основные тенденции развития высшего образования в условиях новой социокультурной ситуации.
6. Задачи современной педагогики высшей школы.
Преподаватель высшей школы
- Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность
- Самосознание педагога и структура педагогической деятельности. Педагогические способности и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы
- Дидактика и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы.
- Коммуникативные качества педагога
Образовательный процесс в вузе.
- Инновационные процессы в современном высшем образовании.
- Цели обучения будущего специалиста. Принципы обучения.
- Обучение как взаимодействие культур: культуры, «закодированной» в учебных текстах, культуры студентов и личностной культуры преподавателя.
- Двусторонний и личностный характер обучения.
- Обучение как сотворчество преподавателя и студента.
5. Содержание современного вузовского образования
- Системно-деятельностный подход к обучению.
- Уровни формирования содержания образования.
- Нормативные документы, регламентирующие содержание высшего профессионального образования:
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, учебные планы, учебные программы, учебно-методические комплексы.
- Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания вузовского образования.
- Ведущие тенденции развития содержания вузовского образования.
Организация обучения в вузе.
1. Организационные формы обучения в вузе, их основные признаки.
2. Роль и место лекции в вузе. Функции и виды лекций.
3. Практические занятия в высшей школе. Семинарские занятия. Лабораторные работы. Самостоятельная работа студентов.
4. Научно-исследовательская работа студентов.
5. Производственная практика. Дипломная практика.
6. Очная, заочная, очно-заочная (вечерняя) формы обучения. Экстернат. Дистанционное обучение.
Методы обучения в высшей школе
1. Классификация методов обучения. Активизации учебной деятельности студентов.
2. Дискуссионные методы. Методы тренинга Методы интенсивного изучения иностранных языков с использованием элементов суггестии.
3. Игровые методы. Виды игр: учебные, имитационные, деловые, управленческие и др. Проблемные методы обучения.
4. Критерии и условия эффективного использования методов обучения.
Фонд оценочных средств
для проведения текущей и промежуточной аттестации студентов
по дисциплине
1. Типовые контрольные задания или иные материалы,
Необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций
1.1 Контрольные задания и иные материалы,
Используемые в процессе текущей аттестации
Контрольный тест 1.
I. Педагогика высшей школы это
- наука о закономерностях воспитания и профессиональной подготовки специалиста
- наука о становлении личности человека
- наука о связи вуза с производством
2.К понятийному аппарату педагогики высшей школы относятся (вычеркните лишнее)
- самовоспитание
-самообразование
- самоутверждение
3.Процесс обучения включает в себя (вычеркните лишнее)
- преподавание
- учение
- развитие
4. Педагогика тесно связана с
- физиологией
- генетикой
- статистикой
5. В систему образования входят (вычеркните лишнее)
- дошкольные учреждения
- различные формы профессиональной подготовки и переподготовки
- учреждения досуговой сферы
6. Научно-техническую и спортивно-техническую подготовку осуществляют
- учреждения дополнительного образования
- общеобразовательные учреждения
- коррекционные учреждения
7. Программы «Образование для всех», «Образование через всю жизнь» разработаны
- ЮНЕСКО
- ООН
- Международным банком реконструкции и развития
8. В основе реформы образования в России лежат принципы (вычеркнуть лишнее)
- открытость образования
- непрерывность образования
- добровольность образования
9. Непрерывное образование в педагогической литературе трактуется сегодня как
- философско-педагогическая концепция
- возрастной подход к процессу становления личности
- социальная политика государства
10. Отход от ориентации на «среднего» обучающегося характерен для
- мировой образовательной системы
- образовательной системы экономически развитых стран
- региональных образовательных систем
11. К новым мировым тенденциям образования конца ХХ века относятся
- ориентация на высококачественное образование для всех
- большие финансовые вложения в образование
- обновление преподавательского состава
12. Либеральная и государственная доктрины в мировом образовании выдвинуты
- А.И.Субэтто
- Дж. Рассел
- Т. Врител
13. При либеральном подходе главным продуктом образования является
- образовательная услуга
- социальный престиж
- финансовая независимость
14. К интегральным качествам личности относятся
- потребности
- одаренность
- физические данные
15. К «Я-концепции» личности относятся
- самостоятельность
- выносливость
- чувствительность
16. К деятельностным потенциалам личности относятся (вычеркните лишнее)
- творческий
- коммуникативный
- физический
17. Гносеологический потенциал личности это
- познавательный
- ценностный
- художественный
18. На развитие личности влияют такие факторы как (вычеркните лишнее)
- собственная активность
- наследственность
- теория воспитания
19. Историогенез как фактор развития личности характеризует
- освоение человеком культуры как социального опыта
- освоение экологических принципов жизни
- освоение технических навыков
20. Мотивация это
- побуждения
- принципы
- установки
Контрольный тест 2.
1. Мотивация учения зависит от
- содержания образования
- состояния здоровья
- финансовой обеспеченности
2. «Методика успеха» это
- поддержание веры в свои потенциальные возможности
- высокая оценка на экзамене
- признание студента лидером
3. Педагог для студента
- проводник политики государства в области образования
- теоретик в какой-либо области знания
- руководитель образовательной организации
4.Педегоги осуществляют функции (вычеркните лишнее)
- воспитания
- организации
- оздоровления
5. Результатом педагогической деятельности является
- личностное и интеллектуальное совершенствование студента
- физическое совершенствование
- критическое отношение к миру
6. К стилям педагогической деятельности относится
- авторитарный
- критический
- драматический
7. Демократический стиль педагогической деятельности характеризуется отношениями
- студент-коллега
- студент- противник
- студент- соперник
8. Низкая продуктивность преподавателей по взаимодействию НИР и образовательной деятельности по данным З.Ф. Есаревой выявлена у
- 10% преподавателей
- 30%
- 5%
9. Преподаватель должен владеть (вычеркните лишнее)
- теоретическими знаниями
- технологическими
- прикладными
10. Компетентность в образовании может быть (вычеркните лишнее)
- профессиональной
- общекультурной
- технической
11. Инновация в образовании это
- проявление творческого подхода
- заимствование опыта
- поиск выхода из сложной ситуации
12. На инновационную деятельность преподавателя влияют ( вычеркните лишнее)
- материальное вознаграждение
- личная самореализация
- приказы руководителя вуза
13. Ассоциативно-рефлекторна концепция обучения опирается на учение
- И. Павлова
- И. Сеченова
- И. Мечникова
14. Объяснительно-иллюстративное обучение сформировалось на базе
- ассоциативно-рефлекторной концепции
-деятельной теории учения
- теории содержательного обобщения
15. Дидактические условия для проблемной ситуации в обучении (вычеркните лишнее)
- новизна проблемы
- актуальность проблемы
- глубокая разработанность проблемы
16. Постановка проблемы преподавателем относится к
- первому уровню проблемного обучения
- второму
-третьему
17. Идея программированного обучения принадлежит
- Б.Ф. Скиннеру
- Т. А. Ильиной
- С.Л. Рубинштейну
18. Впервые идею концентрированного обучения высказал
- Я.А. Коменский
- Д.Б. Эльконин
- Л.С. Выготский
19. Технологии модульного обучения разрабатывали (вычеркнуть лишнее)
- П.И. Третьяков
- И.Б.. Сенновский
- Б.Ф.Ломов
20. К функциям игры в образовательном процессе относятся (вычеркнуть лишнее)
- межнациональная коммуникация
- развлекательная
- физического совершенствования
Учебно-методическое обеспечение
самостоятельной работы магистрантов по дисциплине
Для самостоятельной работы особенно рекомендуется использовать учебную учебно-методическую литературу, доступную в библиотеке ЯрГУ им. П.Г. Демидова:
1. Завада Г.В. Педагогика высшей школы: Учеб. пособие / Г.В. Завада, О.В. Бушмина. – Казань: КГЭУ, 2008.
2. Педагогика высшей школы: Конспект лекций. - Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2010.
3. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001.
4. Стефановская Т. А. Педагогика: наука и искусство: Курс лекций: Уч. пособие для вузов. – М.: Совершенство, 1998.
5. Современные образовательные технологии: учебное пособие / кол. Авторов; под ред. Н.В. Бордовской. – М.: КНОРУС, 2010.
6. Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб.: Питер, 2001.
Также для подбора учебной литературы рекомендуется использовать широкий спектр интернет-ресурсов:
1. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» (www.biblioclub.ru) - электронная библиотека, обеспечивающая доступ к наиболее востребованным материалам-первоисточникам, учебной, научной и художественной литературе ведущих издательств (*регистрация в электронной библиотеке – только в сети университета. После регистрации работа с системой возможна с любой точки доступа в Internet.).
2. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru/catalog).
Целью создания информационной системы "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (ИС "Единое окно ") является обеспечение свободного доступа к интегральному каталогу образовательных интернет-ресурсов и к электронной библиотеке учебно-методических материалов для общего и профессионального образования.
Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" создана по заказу Федерального агентства по образованию в 2005-2008 гг. Головной разработчик проекта - Федеральное государственное автономное учреждение Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций (ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика") www.informika.ru.
ИС «Единое окно» объединяет в единое информационное пространство электронные ресурсы свободного доступа для всех уровней образования в России. Разделы этой системы:
- Электронная библиотека – является крупнейшим в российском сегменте Интернета хранилищем полнотекстовых версий учебных, учебно-методических и научных материалов с открытым доступом. Библиотека содержит более 30 000 материалов, источниками которых являются более трехсот российских вузов и других образовательных и научных учреждений. Основу наполнения библиотеки составляют электронные версии учебно-методических материалов, подготовленные в вузах, прошедшие рецензирование и рекомендованные к использованию советами факультетов, учебно-методическими комиссиями и другими вузовскими структурами, осуществляющими контроль учебно-методической деятельности.
- Интегральный каталог образовательных интернет-ресурсов содержит представленные в стандартизованной форме метаданные внешних ресурсов, а также содержит описания полнотекстовых публикаций электронной библиотеки. Общий объем каталога превышает 56 000 метаописаний (из них около 25 000 - внешние ресурсы). Расширенный поиск в "Каталоге" осуществляется по названию, автору, аннотации, ключевым словам с возможной фильтрацией по тематике, предмету, типу материала, уровню образования и аудитории.
- Избранное. В разделе представлены подборки наиболее содержательных и полезных, по мнению редакции, интернет-ресурсов для общего и профессионального образования.
- Библиотеки вузов. Раздел содержит подборки сайтов вузовских библиотек, электронных каталогов библиотек вузов и полнотекстовых электронных библиотек вузов.
Очень полезными для самостоятельной работы являются следующие издания, представленные в библиотеке этого сайта:
Общие основы педагогики
I. Объект, предмет и функции.
2.Основные понятия: воспитание, обучение, образование, самовоспитание, педагогический процесс, социализация, педагогическая технология, педагогическая деятельность
3.Задачи современной педагогической науки.
4. Современные концепции развития личности. Деятельность и общение, как основных форм проявления активности личности
Педагогика высшей школы как наука.
1. Объект, предмет и функции.
2. Понятийный аппарат педагогики высшей школы.
3. Стратегии высшего образования.
4. Парадигмы высшего образования: педагогическая, андрагогическая, акмеологическая, коммуникативная.
5. Основные тенденции развития высшего образования в условиях новой социокультурной ситуации.
6. Задачи современной педагогики высшей школы.
Преподаватель высшей школы
- Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность
- Самосознание педагога и структура педагогической деятельности. Педагогические способности и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы
- Дидактика и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы.
- Коммуникативные качества педагога
Образовательный процесс в вузе.
- Инновационные процессы в современном высшем образовании.
- Цели обучения будущего специалиста. Принципы обучения.
- Обучение как взаимодействие культур: культуры, «закодированной» в учебных текстах, культуры студентов и личностной культуры преподавателя.
- Двусторонний и личностный характер обучения.
- Обучение как сотворчество преподавателя и студента.
5. Содержание современного вузовского образования
- Системно-деятельностный подход к обучению.
- Уровни формирования содержания образования.
- Нормативные документы, регламентирующие содержание высшего профессионального образования:
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, учебные планы, учебные программы, учебно-методические комплексы.
- Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания вузовского образования.
- Ведущие тенденции развития содержания вузовского образования.