Тема 3. Основные формы преподавания юриспруденции в высшей школе

Планируемые результаты изучения темы, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы – ОК-1, ОК-2, ОК-3. ОК-4, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15

Понятие формы обучения. Индивидуальная, групповая и курсовая формы организации обучения.

Методика подготовки и чтения лекций по юридическим дисциплинам в системе высшего профессионального образования. Лекция как основная форма учебных занятий в вузе. Основные цели и функции лекции в вузе. Проблема активизации участия студентов в лекции. Особенности структуры и содержания лекций для студентов различных форм обучения (очной, заочной, очно-заочной).

Подготовка к лекции: основные требования и методические приемы. Письменный текст лекции. Конспект лекции. Использование нормативного материала в ходе лекции. Взаимодействие с аудиторией. Основные приемы привлечения и удержания внимания студентов.

Классификация лекций. Вводная, установочная, обзорная, итоговая лекции. Информационная лекция. Лекция-визуализация. Нетрадиционные методики чтения лекции. Лекция – пресс-конференция. Проблемная диалоговая лекция. Использование современных технических средств при чтении лекции.

Методика проведения практических занятий по юридическим дисциплинам в системе высшего профессионального образования Практические занятий как вид учебных занятий в вузе. Практические и семинарские занятия. Соотношение лекций и практических занятий по трудоемкости (объему часов), содержанию, хронологии. Формирование и закрепление профессиональных навыков и умений на практических занятиях.

Методика подготовки к практическим занятиям. Методическая разработка практического занятия. Структура практического занятия.

Основные требования, предъявляемые к студентам. Контроль посещения практических занятий. Текущий контроль знаний студентов на практических занятиях. Решение и обсуждение задач (казусов). Участие студентов в профессиональной дискуссии. Работа с нормативным материалом. Письменные работы (контрольные и самостоятельные работы, тестовые задания): методика разработки заданий, проведения, проверки и обсуждения результатов. Составление юридических документов.

Применение активных форм обучения при проведении практических занятий по юридическим дисциплинам. Нетрадиционные формы проведения практических занятий. Ролевые, деловые имитационные игры: особенности подготовки, проведения и разбора. Цель и задачи практических занятий. Формы и методы подготовки и проведения практических занятий. Связь содержания практических занятий с будущей профессией студентов и способы ее обеспечения. Решение учебных задач как эффективный метод осмысления юридических знаний.

Юридическая клиника как форма подготовки студентов-юристов.Юридическая клиника как структурное подразделение вуза (факультета). Цели и функции юридических клиник. Виды деятельности юридических клиник. Клиенты юридической клиники: принципы определения категорий обслуживаемого населения. Работа с клиентом. Беседа, подготовка и проведение консультации. Документы, отражающие работу с клиентом. Контроль за качеством оказываемой юридической помощи. Оценка работы студентов в юридической клинике.

Роль самостоятельной работы при усвоении юридических знаний. Понятие и виды самостоятельной работы студентов. Умение студентов самостоятельно работать с нормативно-правовыми актами и специальной юридической литературой. Руководство преподавателем самостоятельной работой студентов.

Работа над рефератом, курсовое проектирование, дипломное проектирование, требования, структура и этапы работы.

Тема 4. Контроль знаний студентов высшей школы

Планируемые результаты изучения темы, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы – ОК-1, ОК-2, ОК-3. ОК-4, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15

Контроль успеваемости знаний. Основные функции контроля. Виды и методы контроля. Формы организации контролирующих мероприятий.

Виды и методы контроля. Достоинства и недостатки традиционного и рейтингового контроля. Типовой расчет рейтинговой оценки по конкретной дисциплине. Критерии оценивания знаний на экзамене.

Тесты. Требования к заданиям в тестовой форме. Формы тестовых заданий. Требования к заданиям в тестовой форме. Методика разработки тестов.

Анализ результатов тестирования. Статистические требования к тесту: валидность, репрезентативность, надежность. Анализ результатов теста. Проблема организации контроля качества усвоения знаний студентов. Основные функции, виды и формы контроля. Особенности контроля качества усвоения знаний студентов при обучении юриспруденции. Методы педагогического контроля. Оценка и отметка. Тестирование как разновидность контроля. Самоконтроль студентов. Итоговая государственная аттестация и подготовка к ней преподавателя.

Роль промежуточного контроля по учебному курсу и методика его проведения. Контрольные работы, коллоквиум, компьютерный контроль знаний, тесты, мини-зачет по нескольким темам. Рейтинговая система оценки знаний.

Методика проведения зачетов и экзаменов. Требования, предъявляемым к билетам. Устная и письменная форма проведения экзамена.

Методика защиты курсовых и дипломных работ. Подготовка работы к защите, оформление работы, подготовка доклада на защите, обоснование новизны и предложений, методика ответов на вопросы.

Методика организации и проведения государственных экзаменов и защиты дипломных работ и диссертаций.

Наши рекомендации