Е) конспект по теме : История преподавания психологии в высшей школе

Г) составить опорный конспект по теме: Формы и методы преподавания психологии

Д) сравнительный анализ зарубежного и отечественного ВО (таблица)

Е) конспект по теме : История преподавания психологии в высшей школе

Ж) портфолио

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Психологический анализ лекций

Схема:

Классификация лекций

- по способам подачи учебного материала (информационная, проблемная, лекция-дискуссия, лекция-визуализация, лекция- пресс-конференция и т.д.);

- по месту лекции в учебном курсе: вводная, установочная, тематическая (текущая), обзорная, обобщающая, ориентирующая, заключительная (итоговая).

Структура лекции

Сообщение плана лекции (основных вопросов, рассматриваемых на лекции) и следование ему.

Сообщение литературы или других источников по теме лекции.

Способы изложения учебного материала:

индуктивный (примеры, факты, подводящие к общим научным выводам);

дедуктивный (рассмотрение общих положений с последующим разъяснением возможности их применения,используя конкретные примеры);

традиционный (последовательное рассмотрение относительно самостоятельных вопросов темы);

концентричный (все преподавание строится вокруг поставленной проблемы; к которой постоянно возвращаются, углублятся и развиваются представления о ней, предлагаются способы ее решения).

Заключительные выводы по лекции.

Четкость структуры лекции (вступление, основная часть, выводы).

Содержание лекции

А) Научность и информативность (современный научный уровень) материала лекции: доказательность и аргументированность; яркие, убедительные примеры, факты, обоснования, документы, научные доказательства.

Б) Освещение истории вопроса : характеристика различных концепций и научных подходов; биографический материал. Излагался ли материал, которого нет в учебниках и учебных пособиях?

В) Связь с предыдущим и последующим материалом. Внутрипредметные и межпредметные связи. Связь лекционного материала с задачами будущей профессиональной деятельности.

Г) Соответствие содержания лекции дидактическим принципам высшего образования: связь теории с практикой, практического опыта с наукой; систематичность и последовательность обучения; доступность знаний; прочность усвоения; активность, сознательность и самостоятельность студентов в учебе и т.д.

Методика проведения лекции

Методическая обработка излагаемого материала :

А) выделение ведущих идей и положений; формулировка выводов, повторение их в различных формулировках; изложение материала доступным и ясным языком; разъяснение вновь вводимых терминов и названий

Б) применение методических приемов для повышения мотивации к изучению темы

В) создание проблемных ситуаций, использование приемов эвристической беседы; учет индивидуальных особенностей студентов.

Г) использование приемов закрепления учебного материала: повторение, вопросы на проверку внимания и усвоения; подведение итогов в конце рассмотренного вопроса, всей лекции.

Д) применение наглядных и компьютерных средств обучения

Е) использование преподавателем опорных материалов лекции (плана-конспекта, отдельных записей, полного текста лекции) или преподаватель обходился без опорных материалов.

Охарактеризуйте особенности чтения лекции по конспекту и без опорных материалов.

5. Руководство работой студентов

А) Способы активизации познавательной деятельности студентов, способы поддержания интереса и внимания обучаемых на отдельных этапах занятия.

Б) Способы вовлечения преподавателем слушателей в творческую работу по восприятию и осмыслению нового материала : проблемные вопросы, познавательные задачи, разбор ситуаций и т.д.

В) Создание преподавателем возможности для осмысленного конспектирования, акцентирование изложения лекции : выделение темпом, голосом, интонацией, повторение наиболее важной информации, использование пауз, записи на доске, и т.д.

Г) Уровень усвоения студентами лекционного материала : записи в конспектах; реакция слушателей (реплики, вопросы, отсутствие контакта, отстраненность, потеря внимания, занимались посторонними делами, шумели и т. д.); реагирование и ответы преподавателя на заданные вопросы.

Результативность лекции

А) информационно-познавательная ценность лекции.

Б) Воспитательная значимость лекции.

В) Мотивационно-стимулирующая ценность лекции (будет ли способствовать лекция дальнейшей самостоятельной работе студентов по изучаемой теме?)

Общие выводы и рекомендации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Карандашев В. Н. Методика преподавания психологии. - СПб., 2006.

2. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие / Отв. Ред. М. В. Буланова-Топоркова. - Ростов н/Д: Феникс, 2002.

3. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.

4. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб.-метод, пособие для преподават. и аспирантов вузов. -- М.: ВЛАДОС, 1999.

5. Карамян Г.Г. Теория и мастерство лекционного преподавания в высшей школе. - Ереван, 1983.

6. Штокман И.Г. Вузовская лекция. Учебно-методическое пособие. - Киев: Высшая школа, 1981.

7. Ильина Т.А. Лекция в вузе. - М.: Знание, 1979.

8. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. - М., 1998.

9. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. - М.: Издательский центр "Академия", 2001.

10. Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить. - М., 1997.

11. Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко; под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - Ростов-н/Д, 1998.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Портфолио как совокупность рабочих материалов представляет собой эмпирический результат учебной или внеучебной дея­тельности студента, опыт по овладению профессиональными навыками практической деятельности.

Современная система высшего образования ориенти­рована на развитие у будущего профессионала стремления к постоянному самообразованию и самосовершенствованию. Необходимыми составляющими в этом процессе есть умение эффективно планировать свою деятельность, критически оценивать ее результаты; анализировать процесс реализации деятельности. При этом осуществляемая студентом–психологом рефлексия, благодаря которой происходит осмысление своих целей, коррекция своего образовательного пути, и т.п., повышает эффективность развития рефлексии как профессионально важного качества. В этой связи составление портфолио являются одним из признанных эффективных средств развития рефлексии личности.

Портфолио позволяет студенту:

· осознать свои мотивы в изучении психологии, методики преподавания психологии, культуры, в целом;

· анализировать свои проблемы в изучении психологии

· выработать стратегию и тактику освоения профессии «психолог»;

· отслеживать динамику развития профессио­нальных способностей;

· оценить свой опыт применения психологических знаний в повседневной жизни, образо­вательной и социокультурной деятельности;

· определить необходимость развития тех спо­собностей, которые важны для личности на данном жизненном этапе.

Основные функциипортфолио:

· информационно-социальная

(доку­ментируется имеющийся у обучающегося опыт изучения психологии, семинаров, тренингов, курсов с профессиональной направленностью; фиксируются данные и личностного развития студента; информация о динамике уровня овладения профессией «психолог», а также уровень рефлексивной активности обучающегося, его творческих способностей;

· педагогическая

(способствует повышению мотивации студентов, развитию осознания характера и про­цесса овладения профессией «психолог», самостоятельности обу­чающихся в изучении психологии, личностного развития.

«Портфолио» студента

По направлению подготовки 37.04.01

ФИО студента ____________________________________________
Год рождения ____________________________________________

Группа ____________________________________________

Е-mail ________________________________________

Успеваемость студента (за период обучения на 1 ступени)

Средний балл успеваемости по дисциплинам учебного плана _____________

(заполняется за 4ый год обучения на 1 ступени и текущий период обучения на 2–ой ступени)

Производственная практика

№ п/п Наименование практики Место и срок прохождения практики Если на рабочем месте, то в качестве кого проходил практику
1.      
2.      
3.      
  1. Научно-исследовательская и проектная деятельность

Спортивные достижения

№ п/п Вид спорта Участие в соревнованиях Дата соревнований Примечание (отметка о наличии разряда или звания, сертификата, грамоты, дипломы)
1.        
2.        
3.        

Творческие достижения

№ п/п Вид деятельности Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах Дата Примечание (отметка о наличии сертификата, грамоты, диплома)
1.        
2.        
3.        

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творче­ского саморазвития. – 2-е изд. – Казань: Центр иннова­ционных технологий, 2000. – 608 с.

2. Великанова А.В. и др. Технология развития критиче­ского мышления через чтение и письмо. Дебаты. Порт­фолио / Серия «Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии». – Вып. 2. – Самара, 2002.

3. Калмыкова И.Р. Портфолио как средство самоорганиза­ции и саморазвития личности // Образование в совре­менной школе. – №5.

4. Министерство образования РФ. Рекомендации по построению различных моделей Портфолио учащихся основной школы. – М., 2003.

Вопросы к экзамену по дисциплине «Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования»

1. Предмет, цели и задачи курса «Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования»

2. Современные международные тенденции развития ВО (высшего образования)

3. Основные принципы и направления реализации Болонского процесса

4. Основные понятия и принципы компетентностного подхода в профессиональном образовании

5. Структура и принципы построения квалификационных рамок (Европейская рамка квалификаций, Национальная рамка квалификаций РФ)

6. Структура и принципы построения ФГОСтандартов высшего профессионального образования и соответствующих образовательных программ

7. Современные международные подходы к оценке качества ВО

8. История возникновение компетентностного подхода, определение «компетентенция»

9. Образовательные компетентенции в проекте TUNING. Глобальные и ключевые компетентенции

10.Подходы к обучению и оценке в компетентностно–ориентированных образовательных программах

11.Европейская система передачи и накопления кредитов ECTS

12.Концепция обеспечения качества образования в Европейском профессиональном высшем образовании

13. Преемственность государственных образовательных стандартов ВО РФ : принцип, организация образовательного процесса в вузе

14. ФГОС и национальная рамка квалификаций

15.Компетентностная модель выпускника вуза

16.Модуль как учебная единица образовательной программы

17.Дидактические принципы теории модульного обучения

18.Взаимосвязь понятий «форма» и «метод» обучения

19.Роль методической подготовки в реализации просветительской деятельности психолога

20.Роль методологической компетентности в деятельности преподавателя психологии

21.Методы обучения как способы конструирования учебной информации

22.Традиционные и инновационные методы обучения

23.Формы и виды контроля знаний в обучении психологии

24.Виды тренингов в обучении психологии

25.Современные образовательные технологии в высшей школе

26.Педагогические технологии контекстного типа.

27.Оценка специальной, социальной, психолого-педагогической компетентности преподавателя.

28.Требования к преподавателю психологии, реализующему педагогические технологии контекстного типа.

29.Роль исследовательского опыта в деятельности преподавателя психологии.

30.Требования к содержанию обучения психологии.

31.Разработка учебных программ по психологическим дисциплинам.

32.Разработка учебно-методических комплексов по психологическим дисциплинам.

33.Теоретико-методологические аспекты деятельности преподавателя психологии.

34.Профессионально важные качества преподавателя психологии.

35.Способы задания социального контекста в различных видах лекций по психологии.

36.Специфика социального контекста в интерактивных методах обучения психологии.

37.Характеристики различных стилей управления учебной деятельностью в обучении психологии.

38.Особенности управления педагогическим конфликтом в обучении психологии.

39.Групповые процессы в семинаре-дискуссии.

40.Управление групповым взаимодействием в обучении психологии.

41.Роль лекции в обучении психологии.

42.Виды лекций в обучении психологии.

43.Этапы подготовки лекции.

44.Методика подготовки и чтения проблемной лекции.

45.Методика подготовки и чтения объяснительно-иллюстративной лекции.

46.Методика подготовки и чтения популярной лекции.

47.Методика подготовки и чтения лекции с запланированными ошибками.

48.Методика подготовки и чтения лекции вдвоем.

49.Методика подготовки и чтения лекции-визуализации.

50.Способы установления обратной связи в лекционных методах обучения.

51.Типичные ошибки лектора и способы их преодоления.

52.Исполнительское мастерство лектора: речевая культура, невербальные средства общения с аудиторией.

53.Дидактические особенности планирования семинарских занятий по психологии.

54.Дидактические особенности планирования практических занятий по психологии.

55.Дидактические особенности планирования лабораторных занятий по психологии.

56.Деловая игра как метод организации семинара.

57.Интерактивные методы организации семинарских занятий.

58.Игровые методы организации практических занятий.

59.Психологический тренинг как метод организации практических занятий по психологии.

60.Учебные задачи и учебные задания как дидактические средства организации практических занятий по психологии.

61.Методика подготовки и проведения семинарского занятия методом дискуссии.

62.Методика подготовки и проведения практического занятия.

63.Особенности опытов и демонстраций в ходе лабораторных занятий по психологии.

64.Дидактические функции средств наглядности в обучении психологии.

65.Дидактические функции технических средств обучения психологии.

66.Организация самостоятельной работы студентов в обучении психологии.

67.Функции контроля знаний в обучении психологии.

68.Виды и формы контроля знаний в ВО.

69.Особенности интерактивных методов организации итогового контроля знаний в обучении психологии.

70.Критерии оценивания эффективности профессиональной деятельности преподавателя психологии.

Основная литература:

1. Методика преподавания в высшей школе : учеб.-практич.пособие /Блинов В. И. , Виненко В.Г., Сергеев И.С. – М.: Юрайт, 2015. – 315 с.

2. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. – М.,2006.

3. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 72 с.

4. Ляудис В.Я. Новая парадигма педагогической психологии и практика образования // Психологическое обозрение. – 1997. – № 3

5. Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии. – М.: Изд-во УРАО, 2006.- 128 сМатюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 1972

6. Разработка программ подготовки профессорско-преподавательского состава к проектированию образовательного процесса в контексте компетентностного подхода: Монография / Под ред. Г.А. Бордовского, Н.Ф. Радионовой, А.В. Тряпицына. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2010.- 243 с.

7. Толлингерова Д.А. Анализ когнитивного состава задач с помощью вычислительной графики // Актуальные проблемы современной психологии. – М., 1983.

8. Трифонова С. А. Психология социальных ситуаций: Учебное пособие. – Ярославль, 2004. – 91 с.

9. Формирование учебной деятельности студентов/ Под ред. В Л. Ляудис. – М., 1989.

дополнительная учебная литература:

1. Алексеев Н.А. Методические рекомендации по составлению критериально-ориентированных тестов. – Тюмень, 1995.

2. Гинецинский В.И. Предмет психологии: дидактический аспект. – М., 1996.

3. Давыдов В.В. Принципы обучения в школе будущего. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии (1946-1980 гг.), МГУ, 1981.

4. Исаев Е.И. Проблемы проектирования психологического образования педагога // Вопросы психологии. – 6. – 1997. – С.48-57.

5. Климов Е.А. Какую психологию и как преподавать будущим педагогам. Вопросы психологии. – № 2. – 1998.

6. Крутецкий В.А. Некоторые вопросы преподавания психологии в школе. - М.: АПН РСФСР., 1956.

Г) составить опорный конспект по теме: Формы и методы преподавания психологии

Д) сравнительный анализ зарубежного и отечественного ВО (таблица)

Е) конспект по теме : История преподавания психологии в высшей школе

Ж) портфолио

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Наши рекомендации