Семейная педагогика в трудах Н.А.Добролюбова.
Родился в 1836 году в семье православного священника Нижегородской губернии. В 17 лет поступил на казённый счёт в Главный педагогический институт в Петербурге (к этому времени умер его отец, в семье осталось семеро несовершеннолетних детей, Николай был старшим).
Через 4 года, блестяще окончив институт, Добролюбов начал свою педагогическую, литературную и общественную деятельность. За 4 года, отмеренные ему судьбой, он оставил значительное литературное и научное наследие: в советское время было издано собрание его сочинений в 9 томах!
В его педагогическом наследии много ценных мыслей о воспитании детей в семье. В частности, в работе «О значении авторитета в воспитании» Добролюбов выступал против безусловного подчинения детей авторитету воспитателя: «Если мы допустим, что воспитатель всегда может стать выше личности воспитанника... - то, во всяком случае, он не может стать выше целого поколения. Ребёнок готовится жить в новой сфере, обстановка его жизни будет уже не та, что была за 20-30 лет, когда получил образование его воспитатель. И обыкновенно воспитатель не только не предвидит, а даже просто не понимает потребностей нового времени и считает их нелепостью. Он старается удержать своего питомца в тех понятиях, в тех правилах, которых сам держится: старание совершенно естественное и понятное, но, тем не менее, вредное в высшей степени, как скоро оно доходит до стеснения собственной воли и ума ребёнка. Из этого происходит то, что естественный смысл воспитанника раскрывается медленнее, восприимчивость к явлениям и потребностям той жизни, среди которых придётся ему действовать, совсем иногда заглушается старыми предрассудками и мнениями на веру принятыми в детстве от воспитателей. Такое воспитание, без сомнения, есть враг всякого усовершенствования и успеха — и ведёт к мёртвой неподвижности и застою... влияние его отражается уже не на одних отдельных личностях, а на целом обществе (Умом и сердцем, с. 106).
«Младшее поколение необходимо должно быть под влиянием старшего, и от этого проистекает неизмеримая польза для развития и совершенствования человека и человечества. Никто не станет спорить против такой очевидной истины. Мы говорим только о том — зачем же ставить прошедшее идеалом для будущего, зачем требовать от новых поколений безусловного, слепого подчинения мнениям предшествующих? Для чего уничтожать самостоятельное развитие дитяти, насилуя его природу, убивая в нём веру в себя и заставляя делать только то, чего я хочу, и только так, как я хочу, и только потому, что я хочу?... А объявляя такое безусловное повиновение, вы именно уничтожаете разумное, правильное, свободное развитие дитяти. Как это вредно действует на всё нравственное существо ребёнка, ясно можно видеть из бесчисленных опытов, равно как и из теоретических соображений» (там же, с.107).
По мнению Добролюбова, безусловное повиновение означает, что «ребёнок должен слушаться без рассуждений, слепо веровать своему воспитателю, признавать его приказания единственно непогрешительными, а всё остальное несправедливым и, наконец, делать всё не потому, что это хорошо и справедливо, а потому, что это приказано и, следовательно, должно быть хорошо и справедливо» (с.107, 109).
В статье «Органическое развитие человека в связи с его умственной и нравственной деятельностью» Добролюбов изложил свои взгляды на физическое («органическое») воспитание ребёнка, сочетая их с вполне обоснованной критикой изнеживающего воспитания в привилегированных семьях современной ему России (с. 118-120).
5. Семейная педагогика в трудах А.И.Герцена.
В книге «Былое и думы» Герцен (1812 – 1870)писал: «Семья начинается с детей. Новый элемент вступает в жизнь, какое-то таинственное лицо стучится в неё — гость, который есть и которого нет, но который уже необходим, которого страстно ждут. Кто он? Никто не знает, но кто бы он ни был, он — счастливый незнакомец, с какой любовью его встречают у порога жизни!...». Когда сыну Герцена Александру было 23 года, отец написал ему: «Я твоим письмом, как оно ни грустно, очень доволен. Ты, наконец, дошёл до недовольства собой. - Это
первый шаг для выхода из праздной неопределённости, у тебя начинается страх перед будущим и почти раскаяние в прошедшем. Если ты серьёзно вызовешь силу воли, если ты имеешь то, что называется характер..., ты начнёшь совершеннолетнюю жизнь — учёным или артистом, политическим человеком или чем хочешь, но человеком, твёрдо идущим, на твёрдых нравственных основах — гласным, а не согласным...» (Умом и сердцем, с. 141).