Полоролевое воспитание в семье
1. Понятие о «половой роли», «половой идентичности». «полоролевом
поведении». Педагогическая оценка условно патологических и явно
патологических явлений в сексуальном развитии ребенка.
2. Периодизация полового развития детей: дошкольный, младший
школьный, подростковый возраст, юность.
3. Семья – главный воспитатель нравственного полового сознания и
поведения. Задачи полового воспитания. Пути формирования
полоролевых установок у детей в традициях народной культуры.
Содержание полового воспитания и просвещения. Критика западных
моделей «секспросвета».
4. Профилактика отклоняющегося полового поведения в процессе
семейного воспитания. Воспитание целомудрия в детях. Воспитание
мужественности и женственности.
5. Воспитание нравственных чувств, воли и характера – залог правильного
полового развития ребёнка.
6. Формирование нравственных основ взаимоотношений юношей и
девушек в семье. Роль родителей в подготовке детей к самостоятельной
семейной жизни.
Тема № 7
Профилактика отклоняющегося поведения
Детей в семье
1. Понятие о профилактике отклоняющегося (девиантного) поведения.
2. Профилактика употребления психоактивных веществ.
3. Профилактика раннего начала половой жизни. Воспитание
целомудрия в детях. Сохранение репродуктивного здоровья будущих
поколений. Установка на создание нравственно здоровой семьи и
на деторождение.
4. Профилактика участия детей в религиозных сектах и оккультных
движениях.
5. Профилактика суицидальных наклонностей у детей.
6. Профилактика игромании, телемании и компьютерной зависимости.
7. Профилактика сквернословия. Воспитание любви к родному языку
и красивой речи.
8. Обязанность родителей – ограждение детей от тлетворного влияния
негативных факторов социальной среды.
Темы контрольных работ
1. Предмет и ценностные основания семейной педагогики.
2. Сущность семьи и брака.
3. Типы современных семей.
4. Христианские заповеди как основа нравственного воспитания в семье.
5. Народные традиции русской семьи.
6. Воспитательный потенциал семьи.
7. Основные черты семейного воспитания с древнейших времён до конца
17 века.
8. Православный календарь как основа жизненного ритма русской семьи
до 1917 года.
9. Влияние Эпохи Просвещения на семейное воспитание и развитие
семейной педагогики в России.
10. Основные идеи семейной педагогики в России 19 века.
11. Основные идеи семейной педагогики в России 20 века.
12. Влияние негативных факторов глобализации на семейное воспитание.
13. Духовно-нравственное воспитание в семье в свете
разных мировоззренческих подходов.
14. Значение микроклимата семьи для воспитания ребёнка.
15. Формирование навыков здорового образа жизни в семье.
16. Содержание и формы умственного воспитания в семье.
17. Полоролевое воспитание в современной семье.
18. Содержание и формы эстетического воспитания в семье.
19. Профилактика отклоняющегося поведения детей в семье.
Вопросы к зачёту
1. Предмет и ценностные основания семейной педагогики.
2. Сущность семьи и брака.
3. Типы современных семей.
4. Христианские заповеди как основа нравственного воспитания в семье.
5. Народные традиции русской семьи.
6. Воспитательный потенциал семьи.
7. Основные черты семейного воспитания с древнейших времён до конца
17 века.
8. Православный календарь как основа жизненного ритма русской семьи
до 1917 года.
9. Влияние Эпохи Просвещения на семейное воспитание и развитие
семейной педагогики в России.
10. Основные идеи семейной педагогики в России 19 века.
11. Основные идеи семейной педагогики в России 20 века.
12. Влияние негативных факторов глобализации на семейное воспитание.
13. Духовно-нравственное воспитание в семье в свете
разных мировоззренческих подходов.
14. Значение микроклимата семьи для воспитания ребёнка.
15. Формирование навыков здорового образа жизни в семье.
16. Содержание и формы умственного воспитания в семье.
17. Полоролевое воспитание в современной семье.
18. Содержание и формы эстетического воспитания в семье.
19. Профилактика отклоняющегося поведения детей в семье.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
А. Основная литература
1. Холостова Е.И. Семейное воспитание и социальная работа [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Холостова Е.И., Черняк Е.М., Стрельникова Н.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 292 c.— http://www.iprbookshop.ru/5104.html |
2. Социально-психологические и духовно-нравственные аспекты семьи и семейного воспитания в современном мире [Электронный ресурс]/ В.А. Абабков [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Институт психологии РАН, 2013.— 960 с. chttp://www.iprbookshop.ru/32152.html |
*3. Пидкасистый, П.И. Педагогика : учебник для вузов по направлению 050100 "Педагогическое образование" / П. И. Пидкасистый, В. А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус ; под ред. П. И. Пидкасистого .— 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Академия, 2014 .— 620 c. — (Высшее профессиональное образование, Педагогическое образование) (Бакалавриат).— Библиогр. в конце разд. — Библиогр. в подстроч. примеч. — ISBN 978-5-4468-0229-6.
*4. Измайлова, А.Б. Сказка в русской народной педагогике: монография
/А.Б.Измайлова. – Владимир, 2013. - 171 с.
5. Ижванова, Е. М. Проблемы детско-родительских отношений: монография - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 90 с.: 60x90 1/16. - (Научная мысль) (Обложка. КБС) ISBN 978-5-16-012045-4 http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=550768
В. Дополнительная литература
*1. Измайлова, А.Б. Аксиологическая система русской народной педагогики:
монография / А.Б.Измайлова. – Владимир, 2011. – 231 с.
2. Ильин, Г. Л.. Инновации в образовании: учебное пособие / Ильин Г.Л.-
М.:Прометей, 2015.-425с. ISBN 978-5-7042-2542-3
http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=557161
3. Медведева, И.Я. Книга для трудных родителей. Блиц-педагогика /
И.Я.Медведева, Т.Л.Шишова. – Клин, 2009. – 351 с.
4. Медведева, И.Я. Ребёнок и компьютер: сборник материалов / И.
Медведева, Т.Шишова, 2007. – 320 с.
*5. Даведьянова, Н.С. Семейно-педагогический клуб в современной школе:
программа и тематическое планирование / Н.С.Даведьянова // Даведья-
нова, Н.С., Назарова, М.В. Педагогические теории и технологии. Ч.1 :
Теория и методика воспитания. Социальная педагогика: учебно-
методическое пособие… - Владимир, 2006. – С. 154-161.
6. Культура семьи: Учебное пособие. – Москва, 2009. – 184 с.
7. Шишова, Т.Л. Чтобы ребёнок не был трудным: воспитание детей
от 4 до 14 лет / Т.Шишова. – Клин, 2007. – 575 с.
8. Бабынина Т.Ф. Взаимодействие воспитателей с родителями и сотрудниками
образовательного учреждения [Электронный ресурс]: курс лекций по професс. модулю
для студентов СПО отделения дошкольн. образования/ Бабынина Т.Ф., Гильманова
Л.В.— Электрон. текстовые данные.— Казань: Набережночелнинский гос.пед. ун-т,
РИЦ, 2014.— 112 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/29883.html
9. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) О семье и воспитании детей [Электронный
ресурс]/ святитель Лука (Войно-Ясенецкий)— Электрон. текстовые данные.— М.:
Сибирская Благозвонница, 2009.— 48 c.— http://www.iprbookshop.ru/43084.html
10. Медведева, И.Я. «Кто соблазнит малых сих …»: СМИ против детей: статьи разных лет
/ И.Медведева, Т.Шишова. М., 2007. – 320 с.
ПО и Интернет-ресурсы
Журналы: «Классный руководитель», «Виноград», «Духовно-нравственное
воспитание», «Воспитание школьников», «Семья и школа» и др.
1. Интернет- сайт :social-kr.jimdo.com/семейные-формы-воспитания
2. azovlib.ru/.../posobiya/semeynoevospitanie.htm
3. www.grandars.ru/.../semeynoe-vospitanie.html
4. vocabulary.ru/.../978/word/semeinoe-vospitanie
5. www.pravmir.ru/stat-content/sc_cat_index_84.html
6. semyaivera.ru/.../
7. orthoobraz.by/.../