Обследование грамматического строя речи

Выявление того, как ребенок оперирует сложными системами грамматических высказываний, представляет существенное звено в анализе патологии речевой деятельности и должно занимать одно из центральных мест в процессе обследования.

Беседуя с ребенком, не всегда удается обнаружить, имеется ли в его речи аграмматизм. В ряде случаев приходится специально исследовать грамматический строй речи.

Один из приемов, который применяется в данном случае, – это с оставление предложений или коротеньких рассказов по специально подобранным сюжетным или серийным картинкам.

Логопед обращает внимание на следующее: дается ли описание содержания картин в форме повествовательной речи или путем перечисления отдельных предметов, изображенных на картинке, без описания действия, качеств, какие предложения – простые или распространенные – использует ребенок, какие части речи при этом употребляет и каково их грамматическое оформление, правильно ли используются предлоги.

Наряду с этим приёмом должны быть использованы и другие наиболее спецефичные формы заданий, которые ребенок может выполнить лишь при условии сформированности грамматических структур различных видов предложений. К ним относится составление предложений по опорным словам. Ребёнку говорят три-четыре изолированных слова, например, девочка, альбом, рисунок, и дают инструкцию составить предложение, дополнив его соответствующими добавочными словами.

Более усложненный вариант этого задания – составление рассказа по опорным словам. Вот примерные слова для рассказа: дети, лес, корзины, земляника, цветы, спелая, сладкая.

Составление предложений по отдельным словам, расположенным в беспорядке. Ребенку предлагаются слова, из которых можно составить фразу. Например: на, Саша, лыжах, катается (Саша катается на лыжах); клетки, чиж, из, вылетел (Из клетки вылетел чиж); лес, пошли, дети, земляники, в, и, спелой, набрали (Дети пошли в лес и набрали спелой земляники). Инструкция: восстановить нужный порядок слов и назвать полученную фразу.

Слова могут быть даны на отдельных карточках. Ребенок, оперируя этими карточками, размещает их в нужном порядке и прочитывает. Более сложно для детей, когда все слова написаны сплошным текстом на одной карточке или даны устно. В этом случае весь процесс по строения фразы должен быть выполнен устно.

Приведем примеры, которые можно использовать, если у ребенка в процессе обследования удается выявить аграмматизм и нужно определить, каков уровень развития грамматического строя речи.

Сначала остановимся на тех приемах, при помощи которых можно выявить, как овладели дети теми морфологическими элементами слова, посредством которых обозначаются разнообразные синтаксические отношения.

В первую очередь следует проверить, как используются в самостоятельной речи предлоги. Для обследования умения правильно употреблять предлоги можно применить следующие задания: ребенок должен самостоятельно по выполняемому действию или по картинке составить предложения или вставить недостающие предлоги в данный текст.

Дошкольника можно спросить: «Где лежит карандаш? (На столе, в книге, под книгой.) А теперь? (В коробке.) Откуда взяли карандаш? (Из коробки.) Куда упал карандаш? (Под стол, на пол.)» И т.д.

У детей более старшего возраста следует проверить употребление более сложных предлогов: из-под, из-за, между, около, через и др. Для этой цели можно попросить составить предложения по специально подобранным картинкам.

Примерное содержание картинок, по которым следует составлять предложения: мяч лежит под кроватью; мальчик вытащил табуретку из-под стола; ручка лежит между книгой и тетрадью; кошка сидит около дивана.

Можно использовать и прием подстановки пропущенного в предложении предлога. Вот некоторые предложения: Лампа висит ... столом. Мяч перелетел .. забор. ... угла выбежала собака.

Нужный предлог может совсем отсутствовать, или ребенку приходится выбирать его среди других, например: Лампа висит ... столом (под, над, у, около).

Обследователь обращает внимание на то, как ребенок употребляет предлоги и словосочетания с ними.

После этого нужно обследовать употребление существительных в разных падежах. Предъявляются картинки и ребенку задают вопросы, например: «Чем девочка кушает суп? (Ложкой.) Чем покрыт стол? (Скатертью.) Откуда возвращаются дети? (Из леса, школы.) Где сидит собака? (У забора.) За чем идут дети в лес? (За грибами, ягодами, цветами.)»

Исследуется также употребление падежей в зависимости от числительных. Материалом обследования являются картинки с изображением нескольких однородных предметов (пять яблок, три дерева, пять перьев, два дома и др.).

Проверяется образование множественного Числа от существительных в единственном числе и наоборот. Примерные проверочные слова: коза, стул, глаза, рот, рукава, воробей и т.д. Ученику предлагается от каждого слова образовать форму множественного числа. «Я буду называть один предмет, а ты отвечай так, как будто их много. Я скажу стол, а ты – столы, я – рука, а ты – руки».

Более сложный вариант – преобразование слов среднего рода (гнездо, ведро, озеро, море) или слов с уменьшительными суффиксами (котенок, козленок, мышонок), в которых для определения числа необходимо изменить не только окончание, но и суффикс.

Следует обратить внимание также на образование формы родительного падежа множественного числа, что составляет значительные трудности для детей с элементами общего недоразвития речи. Материалом для обследования служат слова в именительном падеже: сумка, блюдце, ложка, вишня, яблоня, ухо, лоб, ноги, ведро. Задается вопрос: «Много чего? (В саду растет много чего?) (Яблонь, вишен.)»

Для проверки употребления числа при согласовании существительного с глаголом подбираются картинки, изображающие действия. Более сложный вариант этого приема –когда сказуемое относится к подлежащему, выраженному, двумя словами, например: Книга и тетрадь лежат в парте. Петя и Сережа играют в мяч. Девочка и мальчик идут по улице. Для обследования процессов словообразования можно применить прием образования уменьшительной формы существительного от данного слова. Ребенку предлагается назвать уменьшительную форму слов, например таких, какголова, птица, ведро, рука, ухо, лоб, гнездо, зерно, перо. С дошкольниками можно использовать этот прием в форме игры: «Я буду называть большой предмет, а ты тот же предмет назовешь, но только маленький. Если я скажу – рука, ты скажи – ручка...»

Использование суффиксов можно проверить и другим приемом – предложить ребенку образовать новые слова по аналогии: школа– школьник, дача – ..., сапог – ..., рабочий – ..., чертеж – ..., защита – ..., печь – ... .

Можно проверить, как ребенок образовывает прилагательные от данного существительного. Для этого предлагаются отдельные слова, например: дерево, стекло, железо, бумага, пластмасса, пух. Из этих слов следует образовать прилагательные. Можно задать вопрос: «Если предмет сделан из дерева, например стол, то какой он?» Если ребенок затрудняется, то ему подсказывается ответ. «Стол деревянный, а крыша?»

Для проверки употребления приставок в глаголах используются глаголы с различными приставками, например: лететь – при-, у-, до-, пере-, вы-; ехать – при-, у-, до-, пере-; бегать – при-, у-, до-, пере-. Ребенку предлагается придумать предложения с этими словами.

Дети с нормальным речевым развитием легко справляются с указанными приемами, а у детей с общим недоразвитием речи или с элементами недоразвития могут встречаться ошибки, указывающие на недостаточно полное овладение точными падежными формами, на смешение форм склонения, на неправильное согласование, управление и т.д.

В зависимости от уровня грамматического развития у одних детей эти ошибки довольно часты, у других проявляются лишь в затрудненных условиях.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ

Обследование речевых процессов должно включать и понимание речи. Мы уже говорили о том, что при обследовании словарного запаса, если ребенок не может назвать предмет или называет его неверно, необходимо проверить пассивный словарь. Кроме того, указывалось, что должно учитываться, как ребенок понимает значение употребляемых слов.

Следует выявить также, как понимает ребенок простые предложения, которые, как отмечают некоторые авторы, являются основной единицей речи.

Наиболее простой прием при обследовании понимания речи – исполнение ребенком ряда словесных приказов, например: «Возьми книгу. Закрой дверь. Достань тетради и ручку». Этот прием усложняется, если предложить ребенку выполнить сразу два-три действия, сформулированные в одном предложении. При этом одно действие не должно быть связано с другим, не должно вытекать из предыдущего. Например, ребенку говорят: «Положи тетрадь на стол, закрой двери, подай стул». Чтобы правильно выполнить инструкцию, он должен воспринять входящие в состав предложения слова и их синтаксические связи.

При обследовании понимания различных предложений основное внимание обращается не только на то, как ребенок воспринимает отдельные слова, но и на то, как он понимает их связь в предложении. Вот приемы, которые могут быть специально использованы для выявления понимания некоторых грамматических форм речи . (СНОСКА: По материалам исследований Г. И. Жаренковой.)

Обследование понимания форм единственного и множественного числа существительного. Материалы для обследования – две картинки. На одной из них изображен карандаш, на другой –карандаши. Ребенку дается инструкция: «Покажи, на какой картинке нарисован карандаш (карандаши)».

Понимание форм единственного и множественного числа глагола и прилагательного. При обследовании используются пары картинок. На одной картинке изображен мальчик, сидящий на скамейке, на другой – несколько мальчиков, сидящих на скамейке. На одной картинке – один синий шар, на другой -– несколько. Ребенку говорят: «Слушай внимательно. Сейчас я буду говорить тебе о какой-нибудь одной картинке, а ты должен показать, о какой картинке я говорю: «На скамейке сидят .... На картинке синий ...». Испытуемый должен показать соответствующую картинку.

Понимание форм мужского и женского рода глагола. Материал для обследования – картинки. На одной из них – девочка, поймавшая рыбу, на другой – мальчик, поймавший рыбу, и т.д. Инструкция дается такая: «Девочку и мальчика, которые нарисованы на картинках, зовут одинаково. Девочка – Валя и мальчик– Валя. (Проверяется, понял и запомнил ли это ребенок: «Где Валя? Как зовут мальчика?»). Я буду говорить, а ты будешь угадывать, о ком я говорю – о мальчике или о девочке, и покажешь соответствующую картинку. «Валя поймал рыбу. Покажи, где это? Валя нарисовала дом. Где это?» И т.д.

Понимание форм мужского, женского и среднего рода прилагательного. Ребенку даются три картинки, на которых изображены красный шар, красная чашка, красное ведро. Предлагается докончить фразу, показывая картинку: «На картинке – красный (красная, красное) ...» Или: «Скажи, что на картинке?»

Для того чтобы установить, как дети понимают предлоги, можно взять некоторые из них (с пространственным значением): в, на, под, над, за, из, позади, впереди, между. Ребенку говорят: «Положи перо на книгу». И т.д. Дополнительный материал могут дать рисунки детей по заданию. Например, ребенку предлагают: «Нарисуй возле дома деревья».

Для обследования понимания падежных окончаний могут быть использованы следующие приемы: перед ребенком расположены три предмета, например ручка, тетрадь, линейка, предлагается показать два из них –ручку и тетрадь. Затем дается инструкция, включающая те же слова в другой форме: «Покажи ручкой тетрадь. Покажи линейкой ручку».

Чтобы выполнить это задание, ребенок должен учитывать не только предметы, обозначенные соответствующими словами, но и те отношения, которые выражены посредством творительного падежа.

Затем предлагается третий вариант указанного приема, для выполнения которого необходимо, чтобы ребенок отвлекся от порядка слов, данного в предложении. Инструкция формулируется таким образом: «Покажи тетрадь ручкой, линейку тетрадью, ручку линейкой».

Для выявления уровня понимания речи, кроме указанных приемов, применяются и другие. Например, ребенку предлагается определить, какая из двух сказанных логопедом фраз правильна: Весна бывает перед летом или Лето бывает перед весной.

Предлагается сравнить две фразы и сказать, одинаковы ли они: Мальчик бежит за собакой. Собака бежит за мальчиком. Или, предлагая фразу Мальчик бежит за собакой, спросить: «Кто бежит впереди?» Можно ребенку сказать предложение типа Я пошел в школу после того, как, сделал уроки и спросить его, что мальчик сделал раньше. Или дать такую фразу: Володя сломал линейку, которую ему подарила Оля – и выяснить при этом, что было раньше – Володя сломал линейку или Оля подарила ее ему.

Приведенные выше конструкции предложений не могут быть поняты по непосредственному впечатлению, так как они отражают не изолированные предметы, действия, качества, а сложные отношения между ними, выраженные либо посредством флексии, либо при помощи служебных слов или порядка слов в предложении.

Наши рекомендации