Обследование грамматического строя речи

Этот раздел содержит материал по обследованию грамматического строя речи и включает изучение словоизменения и словообразования. Здесь используются традиционные в логопедии приемы обследования.

1) Понимание обращенной речи:

· Выполнение действий, состоящих из одной инструкции, затем из двух инструкций;

· Понимание предлогов;

· Понимание предложений с причинно- следственной связью;

· Понимание изменения числа существительного в предложении.

2) Словоизменение:

· Изменить существительное по падежам;

· Изменить прилагательное по родам;

· Подобрать глагол к существительному;

· Изменить существительные женского, мужского, среднего родов по числам;

· Изменение существительных с непродуктивными основами по числам ( котенок- котята);

· Множественное число существительных в родительном падеже;

· Согласование существительных с числительными;

· Изменение глаголов по временам.

3) Словообразование:

· Образовать новые глаголы от глагольных основ с помощью приставок;

· Образовать глаголы с противоположным значением с помощью приставок;

· Образовать существительные с помощью уменьшительно- ласкательного суффикса;

· Образовать слова, обозначающие профессию от существительного с помощью суффикса;

· Образовать прилагательные от существительных;

· Образовать прилагательные, обозначающие неполноту действия ( белый- беловатый);

· Образовать глаголы от прилагательных по аналогии (красный- краснеть);

· Подбор родственных слов.

Задание: назвать действие по предъявленному предмету.

Обследование грамматического строя речи - student2.ru

Обследование грамматического строя речи - student2.ru

Задание: назвать слова с противоположным значением ( антонимы).

Обследование грамматического строя речи - student2.ru

Обследование грамматического строя речи - student2.ru

Задание: назвать прилагательные по тактильному ощущению.

Определить:

- какой чай в чайнике;

- какой снег на ощупь;

- какой дождь летом.

Обследование грамматического строя речи - student2.ru

Задание: назвать, из чего сделан предмет.

Обследование грамматического строя речи - student2.ru

Задание: посмотри на картинки и скажи:

Обследование грамматического строя речи - student2.ru

Задание: назвать притяжательные прилагательные. Чей это хвост?

Обследование грамматического строя речи - student2.ru

Задание: ( Наречия)

- как ползает черепаха?

- как светит месяц?

- как скачет конь?

Обследование грамматического строя речи - student2.ru

Задание:

- когда, в какое время суток дети идут в детский сад?

- когда дети идут гулять?

- когда дети ложатся спать?

Обследование грамматического строя речи - student2.ru

Задание: Без чего?

Обследование грамматического строя речи - student2.ru

Задание: ( Понимание предлогов) Покажи, где:

1. Кот идет к дому;

2. Кот в доме;

3. Кот перед домом;

4. Кот за домом;

5. Кот на крыше;

6. Кот вылезает из трубы;

7. Кот под крыльцом.

Обследование грамматического строя речи - student2.ru

Задание: назови, какой по цвету этот предмет.

Обследование грамматического строя речи - student2.ru

Задание: Работает чем?

Обследование грамматического строя речи - student2.ru

Задание: изменение существительных с непродуктивными основами.

Обследование грамматического строя речи - student2.ru

Задание: подобрать глагол к существительному:

Бабочка …. Бабочки………

Обследование грамматического строя речи - student2.ru

Задание: Словообразование. Образование существительных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов

Обследование грамматического строя речи - student2.ru

Задание: изменение глаголов по временам.

Обследование грамматического строя речи - student2.ru

Самостоятельная речь.

1. Составить предложения по картинке;

2. Составить рассказ по картинке;

3. Составить рассказ по серии картинок;

4. Составить рассказ по опорным словам и предложениям ( дается начало рассказа, далее слова и выражения, которые ребенок должен использовать при составлении рассказа);

5. Составить пересказ текста;

6. Составить рассказ, о каком- либо запомнившемся ребенку событии.

Обследование грамматического строя речи - student2.ru

Обследование грамматического строя речи - student2.ru

Задание: Составить рассказ по опорным словам и предложениям.

Опорный материал:

Встретились на мостике два козленка.

Белый козленок говорит …

Пусти меня, не хотел уступать, стукнулись лбами, упали в воду.

Обследование грамматического строя речи - student2.ru

Задание: Составить пересказ текста.

Белочка и зайчик.

Летом подружились белочка и зайчик. Белочка была рыженькая, а зайчик был серенький. Каждый день они прибегали на полянку и угощали друг друга. Белочка приносила шишки, орехи, а зайчик- морковку, капусту. Прошло лето. Наступила зима. Выпал белый снег. Белочка спряталась в дупле, а зайчик- под елкой. Раз высунулась белочка из дупла. Она увидела зайчика и не узнала его: зайчик был не белый, а серый. А зайчик увидел белочку и тоже не узнал ее. Он знал рыженькую белочку, а эта была серая. Но летом они снова узнали друг друга.

Задание: Составить самостоятельный рассказ о каком- либо событии или празднике.

VII. Диагностика нарушения чтения.

1) « Рядоговарение». Инструкция: « Перечисли по порядку времена года и дни недели».

Оценки:

1. Правильно ответил на оба вопроса- 0 баллов;

2. Правильно ответил на один вопрос- 2 балла;

3. Не ответил ни на один вопрос- 3 балла.

2) « Ритмы». Инструкция: « Послушай, как я постучу, и после того, как я закончу, постучи точно также». После этого однократно производится серия ударов по столу ( карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами:

1. Простые ритмы- // /, / //, // / //, / / //, / ///, если задание выполнено верно,

то переходят к более сложному, если допущено более одной ошибки, то прекращают;

2. Сложные ритмы- /// / /, / // ///, / /// /, // /// /. Критерий выполнения такой

же , как в простых ритмах.

Оценки:

1. Выполнено оба задания- 0 баллов;

2. Выполнены только простые ритмы- 2 балла;

3. Не выполнено ни одного задания- 3 балла.

3) Тест « Кулак- ребро- ладонь». Инструкция: « Посмотри внимательно на то, что я сейчас делаю, и повтори точно так же».

Ребенку демонстрируется трижды подряд последовательность из трех движений руки: ударить кулаком по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу.

Оценки:

1. Правильное воспроизведение с одной- двух попыток после 1-й демонстрации – 0 баллов;

2. Правильное воспроизведение после 2-й или после 3-х демонстрации с первой попытки- 2 балла;

3. Правильное воспроизведение после 4-й и 5-й демонстрации или после 3-х демонстрации со 2-й и более попыток- 3 балла.

4) Субтест « Повторение цифр». Инструкция: « Сейчас я назову какие- нибудь несколько цифр, а ты, как только я кончу говорить , повтори их точно в таком же порядке. Внимание!». После этого экспериментатор ровным голосом, не меняя интонации на последней цифре, в ритме отсчета стартового времени называет ряд из трех цифр ( см. цифровые ряды). При ошибочном воспроизведении переходят к ряду из четырех цифр и так далее до ряда из пяти цифр. Экспериментатор фиксирует количество цифр в наибольшем правильно воспроизведенном ряду. Это является предварительной оценкой за первую половину задания. После этого дается новая инструкция : « Сейчас я назову тебе еще несколько цифр, и ты их будешь повторять, но только начиная с конца, повторяй их в обратном порядке. Например: если я скажу 1-2, ты должен сказать 2-1». При этом для наглядности нужно поочередно коснуться пальцем на столе двух воображаемых точек: сначала слева на право, затем справа на лево. Тактика обследования и фиксирования результатов такая же, как в первой половине задания: сначала предлагаем ряд из двух цифр, затем из трех и так далее. Итоговым результатом выполнения всего задания является сумма предварительных оценок за первую и вторую половину задания.

Цифровые ряды.

Прямой счет

№ 3 3-8-6 6-1-2
№ 4 3-4-1-7 6-1-5-8
№ 5 8-4-2-3-9 5-2-1-8-6

Обратный счет

№2 2-5 6-3
№3 5-7-4 2-5-9
№4 7-2-9-6 8-4-9-3

Оценки:

1. Итоговый результат больше 6- 0 баллов;

2. Итоговый результат равен 6- 2 балла;

3. Итоговый результат меньше 6- 3 балла.

Суммируются следующие три оценки: « Рядоговорение», « Повторение цифр», и за тест « Кулак- ребро- ладонь» или « Ритмы» ( из этих двух выбирается задание, за которое получена большая оценка). Сумма балов, превышающая 5, свидетельствует о предрасположенности к дислексии.

Диагностика устной речи

( протокол обследования)

Фамилия, имя ребенка _______________________ Дата рождения__________

Класс ______ Дата обследования _______

Наши рекомендации