Как же научить ребенка правильно держать ручку?
Самый простой навык - правильное держание шариковой ручки влечет за собой целую серию обязательных умений - правильная посадка, правильное расположение тетради на столе, правильная постановка ног и т.д. Все это необходимо делать грамотно для того, чтобы ребенок сохранил свою ровную осанку. Учить детей правильно держать ручку начинают в первом классе. Но родители могут легко обучить ребенка этому несложному навыку дома.
Для этого понадобится:
- ручка или карандаш;
- листок бумаги;
- тетрадь;
- стол;
- стул.
ü Посадите ребенка за стол, попросите сидеть прямо. Держать ручку, значит, еще и правильно сидеть. Попросите его не сутулиться и положить локти обеих рук на стол. Положите перед ним листок бумаги. Следите за тем, чтобы ребенок не сильно склонялся над бумагой. Возьмите шариковую ручку. Именно шариковой ручкой ребенок начнет писать в школе. Если ребенок капризничает и не хочет брать ручку, дайте ему цветной карандаш. Этот предмет ему, возможно, понравится больше. Ребенок уже явно пробовал рисовать что-нибудь. Ничего страшного, если он научится сначала правильно держать карандаш. Принцип все равно остается тем же.
ü Следите за тем, чтобы расстояние от кончика указательного пальца вашего ребенка до кончика ручки не превышало двух сантиметров. Если взять неправильно (сделать расстояние больше или меньше), рука будет напрягаться. Это создаст дискомфорт при письме.
ü Следите за тем, чтобы между грудью и столом расстояние было не больше и не меньше двух сантиметров. Чтобы ноги ребенок ставил рядом. Тетрадь или бумага должны лежать под углом 45 градусов (не больше). Опираться правая рука должна на тыльную сторону ладони и мизинец. Следите за тем, чтобы ребенок не вдавливал стержень в бумагу слишком глубоко. Лишнее напряжение не нужно, просите малыша расслаблять руку, если видите «вдавленный» текст и на других страницах тетради.
Обратите внимание
Не ругайте ребенка, если у него не получается все с первого раза. Он может обидеться и делать назло неправильно или вообще откажется брать ручку в руки. Этот навык требует тренировки. Со временем он станет автоматическим. Главное все время возвращать руки ребенка и пальцы в правильное положение.
Полезный совет
На первых нескольких вводных занятиях «управляйте» рукой малыша. Корректируйте то, как он держит ручку, возвращайте пальцы в нужное положение, если ребенок все время норовит поставить их на свой лад.
Можно с ребенком выучить следующее стихотворение:
Сели прямо, ноги вместе.
Под наклон возьмем тетрадь.
Левая рука на месте, правая рука на месте,
Можно начинать писать!
Помочь ребенку научиться держать ручку правильно могут специальные ручки-тренажеры.
Это приспособление – силиконовая рыбка, которую можно надеть на любой карандаш или ручку. В плавниках этой рыбы есть три углубления для пальчиков. Взять рыбку в руки неправильно практически невозможно. Как бы ребенок не расположил пальцы на рыбке, они попадут в три специальных углубления и помогут зафиксировать это положение пальцев.Ребенку достаточно показать один раз, как держать ручку с рыбкой в руке, а дальше он сможет пользоваться тренажером самостоятельно. Использовать этот тренажер можно как дошкольникам, так и детям младшего школьного возраста. Последним этот тренажер позволит писать красиво, быстро и легко. И обеспечит оценки «отлично» за чистописание.
Как научить ребенка писать?
Основное правило при обучении ребенка письму – ежедневные тренировки. 1
Как правило, родители обучают ребенка дошкольного возраста алфавиту, умению узнавать и произносить буквы. Некоторые идут дальше, обучая малыша складывать из букв слова и читать. Но совершенно упускается из вида, что любимое чадо нужно обучить писать буквы шариковой ручкой еще до школы.2
В первом классе ученикам раздаются прописи с примерами написания букв, под каждую из которых отводится три строки. Оценки первоклассникам не ставятся. Естественно, ребенок старается как можно быстрее заполнить три строки, чтобы потом заняться своими делами. В результате, ручку он держит, как попало, буквы пишет небрежно, а затем закрепляется неправильный навык письма.
Позже, когда на уроках нужно будет много писать, у ребенка быстро будет уставать рабочая рука, и скорее всего, письмо станет вызывать неприязнь. Отдуваться, в любом случае, придется родителям, поэтому выделите время на обучение письму еще до школы.6
Присмотритесь, как держит письменный прибор ваш ребенок. Неправильный навык можно распознать по следующим моментам: ребенок держит ручку «щепотью» или в кулаке. Ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце. Большой палец расположен на ручке ниже указательного или перпендикулярно к нему. Слишком высоко или слишком низко к кончику зажат инструмент для письма. Кисть в момент письма практически неподвижна; слишком слабый или слишком сильный нажим при письме.
Переучить можно следующими способами: поставьте маркером точку на среднем пальце ребенка в том месте, где должна лежать ручка. Им же проведите черту на ручке, ниже которой пальцы ребенка располагаться не должны. Если кисть ребенка слишком фиксирована, рисуйте и закрашивайте вместе с ним крупные фигуры на альбомном листе. Следите, чтобы ребенок не поворачивал лист в разные стороны: поворачиваться должна именно кисть.
Развивайте мелкую моторику. Лепите буквы из пластилина, вырезайте их ножницами из бумаги, делайте из теста, рисуйте на песке и снегу, складывайте из веточек. Здесь вы можете увидеть, какие именно буквы хуже даются вашему ребенку, и помочь в их усвоении. Так же хорошо развивают ручки сооружение поделок из бумаги, шнурование, сжатие и катание по столу пальчиками мелких твердых и мягких шариков или бусин, рисование, раскрашивание картинок и любые другие занятия, где требуется захват предмета пальцами.
Обучение письму специалисты советуют начать до 4 лет: к этому возрасту у ребенка уже должен установиться навык правильно держать ручку. Обучение должно быть ежедневным, но не более 20 минут за один подход.
Занятие 1.