Если трудно усидеть на месте

Если трудно усидеть на месте, то и учиться будет нелегко. В школе малышу придется подолгу заниматься одним и тем же, подчас однообразным делом.

Ситуация. Многие дети, придя в школу, не могут поддерживать свои усилия в выполнении задания от начала до самого конца, особенно если при этом требуются навыки письма, владения ножницами, мячом и т.д. Многим просто не хватает усидчивости и внимания.

Решение. В этом деле большая роль отводится родителям. Они часто позволяют ребенку остановиться где-то на половине пути: знает и ладно, красиво делать научится потом - и допускают ошибку.

Необходимо сразу ориентировать ребенка на выполнение любого задания с начала до конца - при уборке комнаты, помощи родителям, выполнении задания и т.д.

Надо приучать ребенка думать и о результате, не побыстрее разделаться, дописать, дочитать, добежать и все забыть.

Воспитывать детей можно и нужно при каждом удобном случае. К примеру, сын увлеченно рисует, но через 10 минут бросил - надоело. Воспользуйтесь ситуацией. "Покажи-ка мне, что у тебя получилось? Нет, так не годится: смотри, домик у тебя как у Бабы-Яги: без окон, без дверей. И труба набок, вот-вот упадет. Как ты думаешь, какую оценку поставила бы тебе учительница?" Постарайтесь, чтобы ребенок закончил рисунок, но не забудьте похвалить за работу... Помогите своим детям усвоить важнейшую формулу успеха: начатое дело нужно доводить до конца.

Подведение итогов действия - очень важный этап. По возможности надо демонстрировать другим членам семьи или знакомым, гостям успехи ребенка: как построен из кубиков замок или нарисован рисунок, сделана аппликация, убрана комната.

Важно и то, чтобы действия планирования и его завершение, подведение итогов было доведено до автоматизма.

Есть такое слово - "нельзя".

Но даже в самой доброжелательной обстановке ребенок не сможет успешно учиться, если ему не знакомо слово "нельзя". Он должен уметь принимать ограничения со стороны других и должен уметь ограничивать себя сам.

К 7 годам ребенок должен уметь внимательно, не перебивая, слушать взрослого, не вмешиваться в разговор старших, не быть назойливым.

Надо чаще напоминать малышу, что он живет среди людей и поэтому должен вести себя так, чтобы своим поведением не мешать им: папа спит - нельзя шуметь; мама занята разговором - не нужно в это время обращаться к ней с вопросами, пришли к родителям гости – ребенку не место за столом.

Если ребенок не умеет считаться с другими, он не сумеет построить правильные отношения с детьми и в школьном коллективе. Ребенок должен уметь вступать в общение и с учителем и со сверстниками.

Воспитание самостоятельности - одно из важнейших условий успешного вхождения ребенка в школьную среду. К моменту поступления в школу ребенок должен обладать известной долей самостоятельности. Если он умеет бегло читать, но не способен завязать шнурки и сложить портфель, пребывание в школе будет осложняться множеством неприятностей.

Школа начинается с раздевалки. Через месяц учебы в школе родителям предложат ограничить проводы ребенка у дверей класса. Значит, справляться с пуговицами, завязками от шапки, мешком для сменной обуви малышу предстоит самому, да еще и в коллективной сутолоке. А ведь важно не опоздать на урок, правильно приготовить вещи на парте, ничего не забыть! Конечно, этому учатся "в процессе". Но стартовыми навыками в виде завязывания шнурков и расстегивания пуговиц надо обладать.

При подготовке ребенка к школе обратить особое внимание на развитие самостоятельности, связанной с познавательной деятельностью. Это должно выражаться в умении ставить перед собой различные учебные задачи и решать их без побуждений извне ("Я хочу это сделать..."), проявлять инициативу("Я хочу сделать это по-другому") и творчество ("Мне хочется сделать это по-своему").

Для формирования такой самостоятельности нужны специальные усилия взрослых.

Ребенок должен:

· Работать самостоятельно, без присутствия взрослого.

· Работая, ориентироваться на получение результата, а не только чтобы избежать неприятность.

· Проявлять активный познавательный интерес к новым видам деятельности, стремясь к личным достижениям.

Таким образом, важная сторона готовности к школе - достаточный уровень волевого развития ребенка. У семилетних детей мы должны наблюдать умение считать более важным не то, что "хочется", а то, что "надо". Это дает ребенку возможность управлять своим поведением: придя в первый класс, он способен включиться в общую деятельность, принять систему требований, предъявляемых школой и учителем.

Итог занятия. Рефлексия

Родители отвечают на вопросы:

ü Что беспокоит сейчас родителей?

ü Что хотели бы обсудить?

ü Ваши пожелания на следующую встречу.

Если трудно усидеть на месте - student2.ru ЗАНЯТИЕ 11. ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ, ОБЩЕЕ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ, РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ И КАЧЕСТВ, РАБОТА МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, ОСОБЕННО ТОНКОЙ МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ

Цели:дать родителям представление о физической готовности. Познакомить со способами развития мелкой моторики и координации движения рук, умения ориентироваться в пространстве и во времени.

Материалы и оборудование

Рекомендации, графические диктанты.

Ход занятия

Теоретическая часть

Несформированность интеллектуальной, личностной готовности к школьному обучению детей с ОВЗ усугубляется ослабленным общим физическим состоянием и функциональным состоянием нервной системы, обуславливающим низкую работоспособность, быструю утомляемость и отвлекаемость. Физическое здоровье играет главную роль в формировании психики ребенка.

Дети с нарушением опорно - двигательного аппарата Детский церебральный паралич - болезнь, развивающаяся вследствие поражения головного мозга - внутриутробно, в родах или в период новорожденности; характеризуется двигательными расстройствами (параличи, парезы, реже гиперкинезы и атаксия), а также нарушениями психоречевых функций.

Дети с проблемами в развитии утомляемы, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной степени связано с их физическим недоразвитием. У многих детей отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушена их произвольность. Отмечается также недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными.

Особенности нарушений при ДЦП в познавательной деятельности, отмечается недостаточность пространственных и временных представлений.

Для безболезненного перехода к школьной жизни ребенок должен иметь соответствующий уровень навыков самообслуживания. Он должен уметь самостоятельно одеваться, завязывать шнурки, аккуратно есть, следить за своим внешним видом и за своими естественными потребностями (например, вовремя пороситься в туалет).

Чем раньше ребенок с проблемами в развитии начнет получать специальную помощь, тем эффективнее будет ее результат. Работа с ребенком должна начаться с учетом особенностей и потребностей развития ребенка. Однако можно выделить основные направления работы.

Одной из наиболее важных задач является развитие общей и мелкой моторики. Это важно для того, чтобы в школе ребенок был здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня.

Развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом.

Практический блок

Методическая организация занятия для ребёнка с ДЦП

1) в каждое занятие желательно включать упражнение на пространственную и временную ориентацию (например, положи ручку справа от тетради; найди сегодняшнюю дату на календаре и т.д.);

2) обязательный перерыв в занятии на физкультминутку;

3) необходимо обращать внимание на состояние эмоционально-волевой сферы ребенка и учитывать его во время занятий;

4) для детей, имеющих тяжелые нарушения моторики рук, (практически всегда они связаны с тяжёлым нарушением речи) необходим индивидуальный подбор заданий в тестовой форме, позволяющий ребенку не давать развернутый речевой ответ;

5) индивидуальный подбор объёма задания;

6) добиваться чёткого ответа на поставленный вопрос;

7) давать навыки социально-бытовой ориентации.

Существует много игр и упражнений по развитию моторики.

ü Лепка из глины, пластилина, соленое тесто (из снега - зимой, летом из песка и камешков),

ü Рисование, рисование фигур на песке,

ü Раскрашивание картинок,

ü Изготовление поделок из бумаги (аппликации),

ü Изготовление поделок из природного материала,

ü Конструирование,

ü Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков,

ü Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке,

ü Завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков,

ü Нанизывание бус и пуговиц,

ü Собирать бусы из ягод шиповника, гороха, кукурузы,

ü Вращение диска (телефона),

ü Перекидывание косточек на счетах,

ü Плетение косичек из ниток, венков из цветков,

ü Переборка круп (горох, гречка, рис – перебрать),

ü Пальчиковые игры,

ü Шнуровки,

ü Собирать вкладыши,

ü Сдавливание мягких звучащих игрушек указательным и большим пальцами,

ü Раздвигание надетой на два пальца мягкой резинки, рукопожатие.

ü Отрывать липучки,

ü Обводить трафареты, шаблоны с последующей штриховкой в разных направлениях,

ü Срисовывать.

«Показ стихотворения» (Ребенок показывает руками все, о чем говорится в стихотворении). Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Во-вторых, такой маленький спектакль поможет ребенку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.)

«Теневой театр».

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребенку: развивают его руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка.

Необходимым направлением коррекционной работы является развитие восприятия.

Успешная учеба в начальных классах школы зависит от способностей ребенка выделять и отличать друг от друга различные особенности и свойства объекта, от умения дифференцировать такие признаки как цвет, форма, размер предмета и отдельные его элементы. Научить его этому – значит помочь овладеть перцептивными действиями, т. е. обследовать объекты и вычленять из них наиболее характерные свойства.

Игровые упражнения по подготовке руки детей к письму: «Продолжи узор», «Графический диктант», «Нарисуй фигуры», «Штриховка», «Рисуем по клеточкам», «Соедини точки», «Обведи по пунктиру», «Раскрась по правилу» и др. Благодаря используемым играм и упражнениям у детей развивается общий кругозор, формируются умения ориентироваться в окружающем мире и на бумаге, развивается мелкая моторика, речь, познавательные процессы.

Итог занятия. Рефлексия

Наши рекомендации