Современный классный руководитель
В настоящее время часто слышишь разговоры, о том, как надо воспитывать: об этом говорят все и везде. Значит, эта проблема государственная: растет поколение пре-красно информированных людей, не отягощенных совестью. Как же вырастить людей «по росту XXI веку?»
Еще в начале ХХ века Г. Мюстенберг писал: «Педагогика задается вопросом: ради чего надо посылать ребенка в школу? Но как мы можем понимать это частное намерение, отделив его от более широкого вопроса: каково назначение человеческой жизни? Каковы цели каждого человеческого существа?»[6].
Подобный вопрос я задала себе: «Для чего родители посылают ребенка в школу? Чего от нас хочет государство? Чего от нас хочет социум?» И как часто мнения этих соци-альных заказчиков не совпадают. А ведь я как классный руководитель должна выполнить и заказ государства, и заказ социума, и заказ семьи, и заказ, самое главное, ребенка.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года сформу-лировала государственный заказ: «Развивающемуся обществу нужны современно образо-ванные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны» [14].
В «Конвенции ООН о правах ребенка» определено, что детство – это время от рож-дения человека до 18 лет. В этом жизненном пространстве особое место занимают школь-ные годы как годы становления и интенсивного развития личности. Детство и ребенок стали объектом пристального внимания ученых лишь в ХХ веке [11].
Мы не можем не согласиться с учеными-педагогами, считающими подрастающее поколение (детей, подростков, молодежь) воспитанниками, а взрослые поколения – воспитателями. В то же время нельзя не иметь в виду, что воспитатели сами должны воспитываться: друг друга и каждый себя. С другой стороны, воспитанники могут и должны воспитывать друг друга и каждый себя. В своей деятельности классного руководителя мы стоим на позиции, что только в тесном взаимодействии и сотворчестве педагогов и учащихся происходит интенсивное развитие и педагогов и учащихся.
Исходя из теоретических положений о воспитании [2; 6; 9;13; 10 и др.], мы придерживаемся точки зрения, что воспитание – это процесс целенаправленного развития общественно необходимых личностных отношений человека к окружающей жизни, к разным ее сторонам, к самому себе и целенаправленного преодоления общественно-чуждых личностных отношений человека к окружающей жизни, к разным ее сторонам, к самому себе. Значит, любая воспитательная система, в том числе и воспитательная система классного руководителя – это всегда процесс борьбы за развитие личностных отношений, нужных данному обществу, против личностных отношений, чуждых данному обществу, вредных для него, противоречащих его интересам.
В своей работе под феноменом «воспитательная деятельность классного руководителя» мы понимаем деятельность, направленную на создание ребенку условий для успешного взросления. Анализ трудов ученых (А. Валлон, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Д.И. Фельдштейн) [3; 7; 17; 22; 25 и др. ] показывает, что взросление есть поступательное развитие «Я» на каждом новом этапе детства. При этом можно выделить три основных этапа этого развития: открытие ребенком своих новых возможностей, осмысление этих возможностей, реальное начало их реализации в деятельности, адекватной потребностям «Я». Но чтобы стать взрослым, каждый ребенок, прежде всего, должен пройти «пространство Детства». Это словосочетание я впервые увидела в книге Д.И. Фельдштейна, и меня поразила глубина этой метафоры и с философской, и с педагогической, и с социальной позиций [22].
Анализ социально-психологических и педагогических проблем, возникающих в этом пространстве, ясно показал, что, прежде всего, необходимо осмыслить, что происходит в этом пространстве с нами, педагогами, что здесь от нас зависит и что мы должны сделать, чтобы жизнь ребенка в пространстве детства, и, прежде всего, школьного детства, была радостной и интересной.
Все, что ребенку необходимо в школьные годы, а он стремится понять и проявить себя (потребность в самореализации), войти в различные человеческие сообщества (потребность в социализации) и утвердиться в них (потребность в самоопределении и самоутверждении), невозможно без педагогов. Без педагогов ребенок трудно идет к достижению главной внутренней цели детства – взрослению. Причем зачастую ученик не может самостоятельно разрешить проблемы из-за множества «помех»: незнание самого себя, неумение самостоятельно принимать решения, отсутствие опыта отношений со сверстниками и другими людьми, которые его окружают. Сегодня ребенок, как никогда, нуждается в совете, помощи, любви, защите.
Сейчас, как никогда, необходимо переосмыслить роль классного руководителя, нацелив его на воспитание субъектной позиции ребенка.
(А.С..Макаренко, В.А.Сухомлинский, А.В.Петровский, О.С.Газман, И.Демакова и др. ) [15; 19; 16; 4; 23 и др.].
Быть субъектом – значит занимать активную авторскую позицию по отношению к собственной жизни, строить ее сознательно и целенаправленно. При этом человек как субъект активно проявляет себя в трех сферах жизни: деятельности, общении с другими людьми и самосознании.
Субъектами не рождаются, а становятся. Поэтому одну из моих задач, как классного руководителя, я вижу в воспитании у школьника конкурентоспособности в современном постоянно меняющемся мире. Для этого необходимо формировать способность и готовность занять субъектную позицию в отношении собственной деятельности (прежде всего учебной), своего общения с другими людьми и в отношении самого себя. Но формирование субъектности, так же как и ее последующее проявление, происходит только в процессе активной творческой деятельности (К. Ушинский, С. Рубинштейн и др.) [21; 18]. Поэтому другое предназначение классного руководителя – приобщение учащихся к активной творческой деятельности.
В деятельности классного руководителя находят достойное место идея педагогики и психологии, что детство не подготовка к жизни, а сама жизнь. Мы стоим на позиции Ф. Дольто [24], которая писала, что ребенок не будущий человек, а просто человек, обладающий свободой быть и стать, правом быть понятым и принятым другими, способностью принимать и понимать других, совершать ответственные выборы, строить отношения со взрослыми не как с хозяевами или менторами, а как с равноправными, хотя и не одинаковыми партнерами по жизни. Для Ф.Дольто дети – это не «недоразвитые взрослые», за которых мы ответственны, а человеческие существа, перед которыми мы ответственны.
При разработке воспитательной системы класса нами была использована одна из самых оригинальных концепций детства, разработанная в ХХ веке Я. Корчаком [7]. Основные идеи этой концепции могут быть сведены к следующему: говорить о ребенке можно, только рассматривая его жизнь на фоне общества.
В настоящее время реально существует несколько концепций воспитания. В своей деятельности классного руководителя мы опираемся на Концепцию личностно-ориентированной системы деятельности классного руководителя (О. Газман, С. Поляков, Н. Михайлова и др.) [5; 26], которая характеризуется переходом от декларативного постулата «ребенок – субъект воспитания» к методически обеспеченной системе саморазвития личности как помощи ребенку в самоопределении, самореализации, самоорганизации и самореабилитации.
С другой стороны, мы не можем проигнорировать системно-ролевой подход к формированию личности (Н.М. Таланчук) [20], согласно которому жизнь каждого человека объективно связана с выполнением системы социальных ролей, а его гармоничность определяется тем, насколько он готов и способен выполнять полноценно систему этих ролей.
Социальные роли человека - это нормы жизнедеятельности и сама жизнедеятельность, включающие в себя нормы нравственности, культурное наследие. В связи с этим можно представить ролевую модель выпускника.
Выпускник лицея – это:
личность,
гражданин,
человек,
семьянин,
житель планеты Земля.
Одна из самых важных ролей классного руководителя в пространстве детства – роль посредника между детьми и социумом. Поэтому главные функции воспитательной деятельности классного руководителя, направленные на гуманизацию детства, – помощь ребенку и его поддержка.
В качестве основных ценностей деятельности классного руководителя мы рассматриваем:
ребенка (его личность и индивидуальность);
процесс его развития;
его права, в том числе право на свободу в воспитательном процессе.
Выбор в качестве ценности личности ребенка означает, что классный руководитель принимает на себя ответственность за то, чтобы ребенок состоялся:
не был унижен,
узнал, кто он,
понял, каковы его возможности, что он умеет и не умеет, хочет и не хочет.
При этом согласно М. Буберу, «Личность говорит: «Я есть», индивидуальность: «Я таков».
Современная педагогика (по И.Д. Демаковой) дает классному руководителю ориентиры «личностного роста», образно представляя их на пересечении двух линий развития, каждая из которых символизирует «фонды развития ребенка»: фонд «Могу» (компетентность) и фонд «Хочу» (активность). Сложная задача – обеспечение гармонии компетентности и активности детей в процессе их развития. Очевидно, что обеспечение условий развития ребенка и сохранения его индивидуальности предполагает учет в воспитательной деятельности как факторов, тормозящих процесс развития ребенка, так и факторов, стимулирующих этот процесс. Таким образом, цель деятельности классного руководителя разработана - создания условий для формирования конкурентоспособной, гармонично развитой личности, способной самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, отличающейся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающей развитым чувством ответственности за судьбу страны.
«Вписаться в пространство детства» - трудная задача для каждого педагога. Решение этой задачи предполагает отказ от авторитарных методов педагогического воздействия на детей, приоритет субъект-субъектных отношений в системе «педагог-воспитанник», диалог с детьми.
Деятельность классного руководителя в школе отражает неповторимость каждого педагога, и, тем не менее, она имеет ряд инвариантных характеристик. С. Френе писал, что инвариант – это то, без чего не может быть успеха. В педагогической науке в качестве инвариантов воспитательной деятельности указываются ее ценности, цели, приоритеты, функции, содержание, ее психологические факторы, критерии эффективности и показатели успешности. С этим нельзя не согласиться. Но мы считаем, что главным инвариантом деятельности классного руководителя является любовь и защита: ребенок должен реализовать естественную потребность быть любимым и защищенным. А в этом помочь ребенку может только педагог, «вписавшийся в пространство детства», в котором и должна произойти встреча ребенка и педагога. «Самый классный классный» сделает все для того, чтобы эта встреча стала счастьем в судьбе каждого ребенка, а не проявлением профессионального невежества. Это невежество проявится в непонимании и неприятии детства как важнейшего этапа в развитии личности ребенка, в обращении к шаблонным методам воспитания без учета особенностей, индивидуальности и субъектности ребенка.
И пусть на улицах этого пространства каждый ребенок встречает только людей, которые пишут «Детство» с заглавной буквы.