Повторение отдельных звуков, несущих смысловую нагрузку, в игре.
Повторение аморфных слов.Это слова-звукоподражания, слова-слоги, несущие собственную смысловую «начинку». К таким словам относятся подражания голосам животных — му, ав-ав, мяу и др.; подражания звукам музыкальных игрушек — бом-бом, ду-ду, динь-динь и др.; подражания транспортным шумам — би-би, туту и др., а также другие аморфные слова: малыш может заменять ими любые слова, которые еще не может произнести.
Повторение слов.Вначале это простые короткие слова — мама, папа, дай, на, киса, утя и т.д. На этом этапе возможно употребление «облегченных» вариантов слов: не «кошка», а «киса», не «утка», а «утя» и т.п. По мере развития речи ребенок учится произносить двух- или трехсложные слова, воспроизводя интонационно-ритмический рисунок слов. При этом на протяжении раннего возраста ребенок может воспроизводить звуковой состав слов приближенно. Понимание речи и активный словарный запас ребенка стремительно увеличивается на протяжении этого периода. Особое внимание необходимо уделить усвоению ребенком глаголов (слов-действий), так как именно они играют ключевую роль в процессе развития детской речи: чем больше слов-названий действий в речи ребенка, тем выше уровень его развития!
Повторение коротких фраз.Это этап объединения в одном предложении нескольких слов (на начальном этапе — 2-3 слова). Например: Где мама? Там мяч. Вот ложка. Постепенно количество слов в произносимой ребенком фразе увеличивается, а ребенок учится словоизменению и грамматически правильному сочетанию слов в предложении. Например: Вот зайка. Дай зайка. Ваня хороший мальчик. Маша хорошая девочка.
Хотелось бы более подробно остановиться на том, что же такое аморфные слова, ведь данный термин будет не один раз использоваться в описанных ниже играх. Аморфные слова— это грамматически неизменяемые слова-корни. В контексте нашей книги можно уточнить значение термина «аморфные слова».
Помимо правильно произносимых слов (обычно это простые, Доступные по артикуляции для ребенка слова — мама, папа, дай,
на, дай т.п.) в ходе нормального развития речи и в случаях нарушенного
речевого развития в детской речи присутствуют «аномальные слова»:
Слова-фрагменты. то есть такие, в которых сохранены только части слова.
Например, «мако» (молоко), «дека» (девочка), «сина» (машина) и т.п.
Слова- звукоподражания. которыми ребенок обозначает предметы, действия, ситуацию. Например, слова-предметы «мяу» (кощ-ка), «му» (корова), «би-би» (машина) и т.п.; слова-действия «ам-ам» (кушать), «бух» (упал), «куп-куп» (купаться), «ду-ду» (играть на дудочке) и т.п.
Контурные слова, в которых правильно воспроизводятся ударение и количество слогов. Например, «папата» (лопата), «тититики» (кирпичики), «патина» (машина) и т.п.
При помощи аморфных слов ребенок пытается «заполнить пробелы»: он заменяет ими те слова, которые пока недоступны для воспроизведения в правильной форме. На логопедических занятиях используются прежде всего словазвукоподражания.
Кроме этого, в речи детей могут присутствовать слова, которые совершенно не напоминают слова родного языка или их фрагменты. Однако нами уже упоминалось, что закреплять и поддерживать такую автономную речь ребенка нельзя.
В каких ситуациях можно вызывать речевое подражание ребенка? Побуждать ребенка к повторению слов и фраз можно как в ситуациях повседневной жизни, так и в ходе специально организованных игр и занятий, во время чтения стихов, загадок, пения песен.
Варианты речевого подражания в перечисленных ниже играх предлагаются в такой последовательности: звуки — аморфные слова — слова — фразы. Такая форма предложения материала позволяет логопеду гибко подбирать подходящую игру, в зависимости от уровня развития речи детей и их возраста. Кроме того, можно предлагать разные варианты одной игры, постепенно усложняя речевое сопровождение (игры «Гости», «Куколка», «На! Дай!» и др.)-Можно варьировать степень сложности предлагаемой для повторения речи в работе с разными детьми внутри одной группы,
т.к. в этом возрасте уровень развития речи детей может сильно различаться (позже такая разница в норме сглаживается). Слова, предлагаемые для повторения, выделены в тексте большими буквами. В большинстве из перечисленных игр сочетаются общее и речевое подражание. Особое внимание уделяется движениям рук взрослого.
В заключение хотелось бы познакомить читателей с некоторыми эффективными приемами вызывания у детей речевого подражания:
В случае, когда в игре используются стихотворные тексты.После того, как дети запомнят текст стихотворения (после многократного повторения стихотворения педагогом с выделением звукоподражаний, слов и фраз), предлагаем использовать прием договарива-ния слов и фраз. Этот прием осуществляется путем создания пауз при чтении стихотворения. Когда педагог останавливается, дети договаривают нужные слова. Например, в игре «Дом большой, дом маленький» педагог говорит: «У медведя дом большой...» и делает паузу. Дети договаривают аморфное слово: «Ойой-ой!» Или педагог говорит: «Ау зайки...», а дети договаривают слово: «...маленький!» Или педагог говорит: «Мишка наш...»и делает паузу, а дети договаривают уже фразу:«.. .пошел домой!»Увеличивать сложность заданий можно постепенно. Действуйте в предложенной последовательности: сначала аморфные слова, затем отдельные несложные слова, затем короткие фразы. Если малыши затрудняются, помогите им — произнесите нужные слова сами и временно вернитесь на предыдущий уровень выполнения задания.
В случае, когда игра проходит в форме беседы.Сначала педагог многократно повторяет слово или фразу, предлагаемую ребенку Для запоминания и воспроизведения. Затем задает ребенку вопрос, побуждая ответить выделенным словом (фразой). Если ребенок затрудняется, взрослый повторяет слово или фразу, затем снова повторяет вопрос. Можно предложить в качестве ответа несколько вариантов на выбор. Например, в игре «Куколка» логопед несколько раз произносит слово «кукла», затем спрашивает ребенка: «Кто это?»
Если ребенок затрудняется с ответом, логопед отвечает за него-«Кукла» или предлагает варианты ответов: «Кто это? Это кукла Мишка. Зайка». Такая же работа проводится в случае воспроизведения фраз. Например, логопед несколько раз говорит «Кукла танцует», затем спрашивает ребенка: «Что делает кукла?» Если ребенок отвечает правильно, взрослый хвалит его, если не отвечает — сам отвечает на вопрос или предлагает несколько вариантов ответа-«Кукла поет», «Кукла танцует», «Кукла спит», а ребенок выбирает правильный вариант и произносит его.
Игры для развития общего и речевого подражания
Самолёты
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого — повторение звука У.
Ход игры:Предложите детям поиграть в самолётики.
— Послушайте стихотворение про самолёт:
По земле разбежался, В небо поднялся!
Летит самолёт Прямо вперёд!
—Давайте поиграем в самолётики! Полетели в небе самолёты, загудели: «У-У-
У!»
Расставив прямые руки в стороны, бегаем по комнате, сопровождая движения произнесением длительного непрерывного звука У. Необходимо следить за тем, чтобы дети бегали аккуратно, не сталкивались друг с другом.
Пароходы
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого — повторение звука Ы.
Ход игры:Предложите детям поиграть в пароходики.
-Послушайте стихотворение про пароход:
Пароходик домой
Спешит по прямой!
Па волнах качается,
Брызги разлетаются!
—Давайте поиграем в пароходики! Плывут пароходики и гудят: «ЫЫ-Ы!»
Двигаясь по комнате, выставляем прямые руки перед собой и совершаем ими колебательные движения вверх-вниз, как будто плывем по волнам. Движения сопровождаем протяжным повторением звука Ы.
Машины
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого — повторение звука Ж; слова-звукоподражания БИ-БИ.
Ход игры:Предложите детям поиграть в машинки.
—Послушайте стихотворение про машину:
«Би-би-би», —гудит машина:
Не поеду без бензина!
—Давайте поиграем в машинки! Поехали машины: «Ж-Ж-Ж!» Сигналит машина: «БИ-БИ! Освободите дорогу!»
Ходим по комнате, имитируя при помощи движений рук управление машиной — крутим руль. Сопровождаем движения произнесением звука Ж и словазвукоподражания БИ-БИ.
Паровозы
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого — повторение звукоподражательных слов ЧУ-ЧУ и ТУ-ТУ.
Ход игры:Предложите детям поиграть в паровозики.
—Послушайте стихотворение про паровоз:
Весёлый паровозик Вагончики возит! Трубой пыхтит,
Колёсами стучит!
— Давайте поиграем в паровозы! Поехал паровозик: «ЧУ-ЧУ-ЧУ;» Сигналит паровоз: «ТУ-ТУ!»
Ходим, изображая при помощи круговых движений руками, согнутыми в локтях, движения колес поезда. Движения сопровождаются речью.
Жик
Цель:развитие подражания движениям и речи взрослого — повторение аморфных слов ОЙ-ОЙ-ОЙ, АЙ-АЙ-АЙ.
Ход игры:Игра проводится на ковре, дети стоят напротив педагога.
—Давайте поиграем в ёжиков. Я буду говорить слова и показывать движения, а вы повторяйте за мной!
Вот свернулся ёж в клубок, (дети присаживаются на корточки) Потому что он продрог.
«ОЙ-ОЙ-ОЙ!»
(говорим жалобным голосом вместе с детьми)
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.
«АЙ-АЙ-АЙ!»
(говорим веселым голосом, распрямляемся, потягиваемся)
Игру можно повторять несколько раз.
Поиграем на дудочке
Цель:развитие подражания движениям кистей рук и речи взрослого — повторение слова-звукоподражания ДУ-ДУ-ДУ.
Оборудование:дудочка.
Ход игры:Предложите детям «поиграть» на дудочке. Перед началом игры продемонстрируйте детям настоящую дудочку, поиграйте на ней. Затем изобразите игру на дудочке с помощью движений кистей рук и озвучьте ее.
—-Давайте поиграем на дудочке! Как дудочка дудит? Повторяйте за мной! | «ДУ-ДУ-ДУ!» |
«Дудим» (произносим слово-звукоподражание ДУ-ДУ) и движениями рук изображаем игру на дудочке. Поиграем на балалайке | одновременно |
Цель:развитие подражания движениям рук, а также речи взрослого — |
повторение аморфного слова-звукоподражания ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ.
Оборудование:балалайка (или изображение балалайки).
Ход игры:Предложите детям «поиграть» на балалайке. Перед началом игры продемонстрируйте детям настоящую балалайку и поиграйте на ней (или покажите картинку с ее изображением, чтобы дети могли представить себе внешний вид инструмента; балалайку можно заменить детской гитарой). Затем изобразите игру на балалайке с помощью колебательных движений рук вверх-вниз и озвучьте ее.
—А теперь давайте поиграем на балалайке: «ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!» Изображаем игру на балалайке с одновременным пропеванием ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ.
Позвеним колокольчиком
Цель: развитие подражания движениям руки, а также речи взрослого — повторение слов-звукоподражаний ДОН-ДОН, ДИН-ДОН, ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ. Оборудование:колокольчик.
Ход игры:Предложите детям «позвенеть» колокольчиком. Перед началом игры продемонстрируйте детям настоящий колокольчик и позвените им. Затем изобразите, как звените колокольчиком с помощью колебательных движений руки и речи. —
Давайте позвеним колокольчиком: «ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЫ»
Имитируем движение игры на колокольчике — поднимаем руку ц машем ею из стороны в сторону. Можно предложить позвенеть по-друтому: ДОН-ДОН}. Или ДИН-ДОН Выбирайте вариант, который больше нравится детям, лучше запоминается и легче воспроизводится в речи.
Если у малышей хорошо получаются разные варианты звукоподражания, можно использовать их в одной игре. В этом случае дается следующая инструкция:
— Звенеть колокольчиком можно по-разному. Давайте позвеним так: «ДОНДОН-ДОН!» А теперь вот так: «ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЫ» Повторяйте за мной!
Если же воспроизведение этих аморфных слов вызывает затруднения, лучше их не смешивать и отрабатывать в речи один вариант.
Бьём в барабан
Цель:развитие подражания движениям рук и речи взрослого — повторение аморфных слов-звукоподражаний ТА-ТА-ТА, БОМ-БОМ-БОМ, БАМ-БАМ-БАМ. Оборудование:барабан.
Ход игры:Предложите детям «поиграть» на барабане. Перед началом игры продемонстрируйте настоящий барабан. Затем изобразите игру на барабане с помощью движений и озвучьте ее.
—А как мы бьем в барабан? «ТА-ТА-ТА!»
При этом имитируем игру на барабане, поочередно поднимая и опуская согнутые в локтях руки.
Можно предложить побарабанить по-другому: БОМ-БОМ-БОМ! БАМ-БАМБАМ! Выбирайте вариант, который больше нравится детям, лучше запоминается, легче воспроизводится в речи. Можно использовать в одной игре разные варианты звукового сопровождения. В этом случае дается следующая инструкция:
— Барабанить можно по-разному. Давайте бить в барабан так: «ТА-ТА-ТА!» А теперь по-другому: «БОМ-БОМ-БОМ!» А теперь вот так: «БАМ-БАМ-БАМ!» Повторяйте за мной!
Если же воспроизведение этих аморфных слов вызывает затруднения, лучше их не смешивать и отрабатывать в речи один вариант. Когда дети хорошо запомнят игру на барабане, дудочке, колокольчике и балалайке, можно предложить выполнять необходимые движения и речевое сопровождение к ним в одной игре.
—Бьем в барабан—«ТА-ТА-ТА!» Поиграем на дудочке—«ДУ-ДУ-ДУ!» Позвеним колокольчиком—«ДОН-ДОН-ДОН»! Поиграем на балалайке —«ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!»
Более сложный вариант игры — действие по словесной инструкции без одновременного показа движений.
Ехали-ехали
Цель: физическое развитие; развитие подражания движениям и речи взрослого — повторение аморфных слов-звукоподражаний ГОП-ГОП-ГОП, БИ-БИ-БИи др.
Ход игры:Предложите малышам поиграть в игру «Ехали-ехали».
— Слушайте и повторяйте за мной!
На лошадке ехали, В огород заехали.
(легонько приседаем на месте, руки вытянуты, будто держат вожжи) ГОП-ГОП-ГОП!
ГОП-ГОП-ГОП!
(хлопки ладошками — два коротких, один длинный)
На машине ехали, До угла доехали.
(повороты руками, которые будто держат руль) БИ-БИ-БИ!
БИ-БИ-БИ!
(большим пальцем надавить на сигнал)
Паровозом ехали, До горы доехали.
(круговые движения руками, согнутыми в локтях в направлении вперед-назад)
ТУ-ТУ-ТУ!
ТУ-ТУ-ТУ!
(широкое движение рукой, согнутой в локте, сверху вниз, как будТо тянем рычаг гудка)
Котята спят
Цель:физическое развитие; развитие подражания движениям и речи взрослого — повторение слов-звукоподражаний МУР, ГАВ. Ход игры:Предложите малышам поиграть в игру «Котята спят».
—Давайте поиграем в маленьких котят. Слушайте и повторяйте за мной!
Исходное положение — дети лежат на ковре, при слове «МУР» — мурлыкают.
На ковре котята спят.
МУР-МУР, МУР-МУР.
Просыпаться не хотят. МУР-МУР, МУР-МУР.
Тихо спят спина к спине И мурлыкают во сне.
МУР-МУР, МУР-МУР.
Вот на спинки повернулись,
(дети ложатся на спину) И проснулись!
(поднимают руки и ноги вверх и активно ими двигают)
Педагог или один из детей изображает собаку. Педагог комментирует:
Вот идет лохматый пес. ГАВ-ГАВ!
А зовут его Барбос. ГАВ-ГАВ!
«Тут котята шалят? Я поймаю всех котят!»
(«собака» шутливо гавкает, дети-котята встают с ковра и разбегаются)
Дом большой, дом маленький
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого — повторение аморфных слов ОЙ-ОЙ-ОЙ, АЙ-АЙ-АЙ; слов ДОМ, МИШКА, ЗАЙКА, БОЛЬШОЙ, МАЛЕНЬКИЙ; фраз ДОМ БОЛЬШОЙ, МИШКА ПОШЁЛ.
Ход игры:Предложите детям поиграть в мишку и зайку.
—Давайте поиграем в мишку и зайку. Я буду говорить стишок и показывать движения, а вы повторяйте за мной!
у медведя дом большой:
ОЙ-ОЙ-ОЙ!
(говорим низким голосом, поднимаем руки вверх) А у зайки маленький:
АЙ-АЙ-АЙ!
(говорим тонким голосом, приседаем на корточки) Мишка наш пошел домой:
ОЙ-ОЙ-ОЙ!
(говорим низким голосом, идем вразвалку) Да и крошка заинька:
АЙ-АЙ-АЙ!
(говорим тонким голосом, прижав ладошки к груди, прыгаем на двух ногах)
После отработки в речи звукоподражательных слов (ОЙ-ОЙ-ОЙ, АЙ-АЙ-АЙ), можно приступать к отработке слов и фраз. Например, педагог говорит: «У медведя дом...» и делает паузу. Дети договаривают: «большой!» Далее: «А у зайки...», а дети договаривают: «...маленький!» и т.д. Или педагог говорит: «Мишка наш...»и делает паузу, а дети договаривают уже фразу:«... пошел домой!».
Также можно отрабатывать воспроизведение слов и фраз в ходе беседы, задавая детям вопросы. Например, «Какой у мишки дом?» (большой), «Что делает мишка?»
(мишка идет).
Баба сеяла горох
Цель:физическое развитие; развитие подражания движениям и речи взрослого
— повторение аморфного слова ПРЫГ-СКОК; слов
БАБА, ШЛА, ГОРОХ, ПОТОЛОК и др.; фраз БАБА ШЛА, ПИРОЖОК НАШЛА и др.
Ход игры:Предложите малышам поиграть в народную игру «Баба сеяла горох».
—Давайте поиграем в игру «Баба сеяла горох». Слушайте и повторяйте за мной!
Баба сеяла горох:
ПРЫГ-СКОК! ПРЫГ-СКОК!
(подпрыгиваем на двух ногах) Обвалился потолок:
(останавливаемся, поднимаем руки вверх, затем резким движением опускаем руки вниз) ПРЫГ-СКОК! ПРЫГ-СКОК!
(подпрыгиваем на двух ногах)
Баба шла, шла, шла,
(идем)
Пирожок нашла.
(останавливаемся, присаживаемся на корточки и «поднимаем» воображаемый пирожок)
Села, поела, («едим» пирожок)
Дальше пошла.
(идем)
Если кто-то из детей не умеет прыгать, или не хочет повторять движения за взрослым самостоятельно, возьмите его за обе руки и побуждайте двигаться вместе с вами. Помните, что прыжкам следует специально обучать детей на занятиях физкультурой.
После того, как дети запомнят текст стихотворения, можно делать паузы в разных местах, побуждая детей к произнесению слов и фраз.
Куколка
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого — повторение звука А; аморфного слова-звукоподражания ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ; слова КУКЛА; фраз КУКЛА СПИТ, КУКЛА ТАНЦУЕТ, КУКОЛКА ПОЁТ ПЕСНЮ и др.
Оборудование: кукла.
Ход игры:Раздайте детям кукол и предложите игру.
—Куколка устала, она хочет спать. Давайте уложим куклу спать: покачаем и споем ей песенку: «А-А-А! КУКЛА СПИТ». Прижав куклу к груди, покачиваем ее и напеваем тихим голосом длительный звук А. Дети повторяют за взрослым, укачивая своих кукол. Следите, чтобы малыши повторяли интонацию напева.
—Проснулась кукла. Смотри, как КУКЛА ТАНЦУЕТ!
Кукла «танцует и кланяется».
—А теперь КУКЛА ПОЁТ песенку: «ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!» Помогите своим куколкам потанцевать и спеть песню.
При необходимости помогите детям совершать игровые действия с куклой. Стимулируйте повторение слов и фраз с помощью вопросов: «Кто это?», «Что делает кукла?», «Как кукла поёт песню?» и т.д.
Большие ноги идут по дороге
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого — повторение словазвукоподражания ТОП-ТОП; слов НОГИ, НОЖКИ, ДОРОГА; фраз БОЛЬШИЕ НОГИ, НОГИ ИДУТ и т.д.; физическое развитие.
Ход игры:Предложите детям игру «Ноги и ножки».
—Давайте поиграем в игру «Ноги и ножки» — будем ходить и бегать.
Слушайте стихотворение, повторяйте за мной!
Большие ноги идут по дороге: ТОП-ТОП-ТОП!
(говорим низким голосом, высоко поднимаем ноги, делаем широкие шаги) Маленькие ножки бежали по дорожке:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ! (говорим тонким голосом, бежим мелкими шажками)
Побуждайте детей выполнять движения вместе с вами, в нужных местах стихотворения вставляя звукоподражание ТОП-ТОП-ТОП В дальнейшем побуждайте детей повторять слова и фразы — задавайте вопросы («Что это?» — «ноги», «Какие ноги?» — «большие ноги» «Что делают ноги?» — «Ноги идут»).
Во время игры можно двигаться в одном направлении, а затем в обратном (соответственно первой и второй частям стихотворения) или двигаться по кругу.
Следите, чтобы всем детям было достаточно места для выполнения движений.
Гости
Цель: развитие подражания речи взрослого — повторение словзвукоподражаний ТУК-ТУК, КО-КО-КО, АВ-АВ, МЯУ, МУ, ГА-ГА-ГА, КРЯ-КРЯ, И-ГО-ГО и др.; слов КУРИЦА, СОБАКА, КОШКА, КОРОВА, ГУСЬ, УТКА, ЛОШАДКА и др.; фраз КТО ТАМ, СОБАЧКА АВ-АВ, КУРОЧКА КЛЮЁТ и др.
Оборудование: игрушки (мягкие или резиновые): курочка, собачка, кошка, корова, гусь, утка, лошадка и др.
Ход игры:Постройте вместе с малышами домик из конструктора (можно соорудить домик из стула, столика, накрытого одеялом, и т.п.) и предложите поиграть в игру «Гости».
—Вот какой у нас дом получился замечательный—большой и красивый! Кто к нам сегодня в гости пришёл? «ТУК-ТУК!» Кто там? (игрушка не видна) «АВ-АВ.'» Кто же это, догадались? Правильно, СОБАКА. Заходи, собака, к нам в гости. Давайте поговорим с ней на собачьем языке: «АВ-АВ!» —«ТУК-ТУК!» Кто-то ещё пожаловал к нам в гости...
Игра продолжается со следующим персонажем. Побуждайте детей повторять за вами звукоподражания, слова и фразы. Для этого выделяйте предлагаемые для повторения слова в речи, задавайте вопросы.
В описании игры предложены разнообразные персонажи. Их количество, состав и продолжительность игры следует гибко варьировать в зависимости от того, какие игрушки есть у вас в наличии. Например, можно использовать ослика — ИА, козлика — БЕ, голубя — ГУЛИ-ГУЛИ, ворону — КАР, мышку — ПИ-ПИ, и др. Главное, чтобы эти персонажи издавали крики, доступные для подражания.
Советуем менять персонажей, постепенно увеличивать количество «гостей».
При признаках утомления и потери у малышей интереса сверните игру.
На! Дай!
Цель: развитие подражания движениям (использование жестов «на», «дай») и речи взрослого — повторение слов НА и ДАЙ; повторение фраз НА МЯЧИК, ДАЙ КУБИК, НА ЛОЖКУ и т. д. в разных ситуациях (игровых и бытовых) с разными предметами. Оборудование: игрушки — зайчик, мячик, кубик и др. Ход игры: Продемонстрируйте детям игру с игрушечным зайчиком. Протягиваем зайцу маленький мячик со словами:
— НА, зайка, МЯЧИК! На!
Затем просим у зайки мячик, сопровождая слова жестом — протягиваем руку, производим ладонью «просительное» движение по направлению к себе. —А теперь попросим у зайки мячик: «Зайка, ДАЙ МЯЧИК! ДАЙ!»
Предложите малышам по очереди дать зайке мячик, затем попросить мячик. Такая игра проводится с самыми разнообразными игрушками и предметами (например, можно дать мишке кубик, кукле цветочек). Раздайте малышам игрушки и предложите повторить игру.
Эту игру можно продолжать в бытовых ситуациях. При этом дети учатся просить то, что им необходимо, у взрослых и сверстников, учатся делиться.