Использовать инструменты — ложку и вилку, молоток, иголку, лопатку и грабли, сачок и др.

Такие игры развивают навыки действий с различными инструментами. Обучение использованию ложки и вилки, позже ножа, происходит во время еды— ребенок учится держать ложку (вилку, нож), есть с их помощью. Кроме этого, в играх с куклой можно использовать пластмассовые приборы. Чтобы научить ребенка использовать разнообразные инструменты, советуем приобрести их игрушечные аналоги — пластмассовые лопатки, совки и грабли, их можно использовать на детской площадке во время игры в песочнице; при помощи игрушечной удочки или сачка можно ловить рыбок в тазике с водой; чтобы научить малыша продевать иголку с ниткой в отверстие, надо приобрести соответствующую игрушку (игла длиной 6-8 см, с большим отверстием, в которое вставляется толстая нитка

или шнурок, а также пластмассовая решетчатая рамка, которая используется вместо ткани); можно поиграть в ремонт, используя наборы пластмассовых инструментов — молоток, отвертка, гаечный ключ, плоскогубцы и др. В наборах детских аптечек есть более специфические инструменты — градусник, стетоскоп, шпатель, шприц и др.

Использовать инструменты — ложку и вилку, молоток, иголку, лопатку и грабли, сачок и др. - student2.ru Использовать инструменты — ложку и вилку, молоток, иголку, лопатку и грабли, сачок и др. - student2.ru

Пересыпать сыпучие материалы

В таких играх мы учим ребенка использовать различные инструменты. При помощи ложки, совка, воронки учим пересыпать сыпучие вещества (крупы, горох, чечевицу, песок) из одной емкости в другую. Можно использовать коробки, стаканы, сосуды с узким горлышком (в этом случае используется воронка). Также можно предложить ребенку пересыпать крупу или песок руками, зарывать («прятать») руки в песок или крупу, «грабить» песок пальцами как граблями. Получаемые в процессе таких занятий тактильные ощущения также положительно влияют на развитие рук.

Опускать мелкие предметы в сосуд с узким горлышком

В таких играх мы развиваем умение хватать щепотью или двумя пальцами (большим и указательным). Подберите сосуд с узким горлышком (можно использовать небольшую пластиковую бутылку) и

мелкие предметы — это могут быть камешки, фасоль, шарики или бусинки, детали мозаики. Предложите малышу опускать их в бутылочку. Следите, чтобы ребенок брал по одной детали, обратите его внимание на то, что бутылочку нужно поддерживать второй рукой По окончании работы закройте бутылку крышкой и погремите содержимым. Можно использовать копилку, в которую малыш будет опускать картонные или металлические денежки. Не забывайте, что игры с мелкими предметами следует проводить под контролем взрослого.

Использовать инструменты — ложку и вилку, молоток, иголку, лопатку и грабли, сачок и др. - student2.ru

Использовать разнообразные конструкторы

Развитие силы рук, соотносящих движений рук, тонких движений пальцев. Занятия с конструкторами очень благотворно влияют на развитие рук ребенка. Желательно приобрести для малыша несколько разных видов конструкторов (чтобы принцип соединения деталей был различным). При этом помните, что сложнее работать с мелкими деталями.

Собирать паззлы

Развитие соотносящих движений рук, тонких движений пальцев. В таких играх необходимо плотно соединять детали друг с другом, что требует определенного уровня развития ловкости рук, тонких движений пальцев. Паззлы бывают разного размера и выполнены из разного материала — поролона, дерева, картона; легче работать с деревянными и поролоновыми деталями крупного размера. Надо подбирать сюжет картинки, количество деталей и их размер в соответствии с возрастом ребенка.

Изготавливать поделки из различных материаловразвитие разнообразных движений рук и пальцев. Используются пластичные материалы (пластилин, глина), природные материалы, бумага, различные инструменты (ножницы) и проч. Помимо развития движений рук изготовление поделок развивает мышление и воображение ребенка.

Наматывать на клубок (на катушку) толстую нитку или шнур

Развитие движений кистей и пальцев рук. Можно предложить разматывать нитку, а затем наматывать — сначала на толстую палку или катушку, затем сматывать нитку в клубок.

Использовать инструменты — ложку и вилку, молоток, иголку, лопатку и грабли, сачок и др. - student2.ru

Надевать на кисти рук и пальцы предметы и снимать их

Развитие соотносящих движений. В таких играх можно использовать разные подходящие предметы — пластмассовые браслеты и браслеты из бусин на резинках для надевания на запястья, бигуди и детские пластмассовые колечки для надевания на пальцы. Начинать игры лучше с обучения малыша умению снимать наде-

Использовать инструменты — ложку и вилку, молоток, иголку, лопатку и грабли, сачок и др. - student2.ru

тые предметы. Затем учим надевать браслеты на запястья и кольца на каждый палец руки.

Использовать мозаику

Развитие соотносящих движеений, хватание мелких предметов двумя пальцами (большим и указательным). Используйте разнообразные виды мозаик — с шестигранными пластинками, круглые квадратные. Поначалу лучше использовать мозаики с выпуклыми деталями, затем плоские. Также можно подобрать наборы, различающиеся по размеру деталей. Предлагайте малышу вставлять детали мозаики сначала в любое отверстие («куда попадет»), затем покажите, как можно выложить из мозаики дорожки и столбики. Более сложным заданием станет выполнение изображений — цветы, травка, солнышко, зверушки и др.

Использовать инструменты — ложку и вилку, молоток, иголку, лопатку и грабли, сачок и др. - student2.ru

Нанизывать бусины на шнурок

Развитие соотносящих движений, использование инструментов (иголка). Подберите для работы крупные бусины с большими отверстиями и шнурок, научите малыша нанизывать бусины на шнурок. Учите брать бусины двумя пальцами или щепотью (в зависимости от размера), другой рукой держать шнурок и продевать его в отверстие бусины. На другом конце шнура можно сделать бант или узел, чтобы бусины не скатывались. В случае затруднения можно использовать пластмассовую или деревянную иголку (или палочку с отверстием). Помимо бусин можно использовать шарики, крупные пуговицы, а вместо шнура — толстую нитку или веревочку (с иголкой), проволоку. В настоящее время в продаже есть разнообразные игрушки, в основу действий с которыми положен принцип нанизывания.

Использовать инструменты — ложку и вилку, молоток, иголку, лопатку и грабли, сачок и др. - student2.ru Использовать инструменты — ложку и вилку, молоток, иголку, лопатку и грабли, сачок и др. - student2.ru

Шнуровать

Развитие тонких движений пальцев рук. Шнуровка — это продергивание шнурка, проволоки или толстой нити в отверстия. Основа для шнуровки может быть выполнена из разных материалов — ткани, поролона, картона, фанеры, в которых сделаны отверстия-дырочки (легче пользоваться твердой основой). Кроме этого, основа

Использовать инструменты — ложку и вилку, молоток, иголку, лопатку и грабли, сачок и др. - student2.ru

 
Использовать инструменты — ложку и вилку, молоток, иголку, лопатку и грабли, сачок и др. - student2.ru

Для шнуровки может быть не плоской, а объемной (обычно такие игрушки выполнены из дерева): большие пуговицы (размером около 10 см); яблоки с дырочками, в которые «проползает червячок»; ботинок, который надо зашнуровать; кусок сыра с дырками и др.

В настоящее время имеется большой выбор игр-шнуровок. могут быть как очень простыми, бессюжетными, так и сложными требующими выполнения действий в определенном порядке, содержащими большое количество деталей, которые пришнуровываются к основе (яблоки и листики на спине ежика, детали одежды пупсика и др.). При этом необходимо сопоставлять количество дырочек и их взаимное расположение на детали и на основе. Подбирать игрушку-шнуровку надо в зависимости от возраста ребенка и уровня его развития — игрушка должна развивать, но не быть слишком сложной.

Завязывать и развязывать узелки, бантики, косички

Развитие тонких движений пальцев рук. В таких играх используются толстые веревки, шнуры, ленточки, пучки ниток. Сначала лучше предложить ребенку более простые действия — развязать банты, расплести косу из шнуров, распутать нетуго затянутые узлы (используйте шелковую веревку: узлы на ней легче развязываются). Навыки же завязывания узлов, бантов, плетения кос и т.п. требуют специального обучения и длительной тренировки, они становятся доступны детям в дошкольном возрасте.

Использовать инструменты — ложку и вилку, молоток, иголку, лопатку и грабли, сачок и др. - student2.ru

Расстегивать и застегивать липучки, пуговицы и кнопки, крючки, молнии

Развитие тонких движений пальцев рук, дифференцирование движений пальцев рук. Перечисленные навыки очень полезны развития навыков самообслуживания.

Советуем начинать с

расстегивания пуговиц, кнопок, молний и крючков. Липучки легки в использовании, гораздо сложнее отрабатывается навык застегивания пуговиц, кнопок и молний. Такую работу можно проводить как в ситуациях обучения самообслуживанию, когда малыша учат раздеваться и одеваться, так и в игре, используя специальные дидактические игрушки. Такие игрушки можно купить (куклы, в деталях одежды которых используются разные виды застежек) или изготовить своими силами (например, зайчик, у которого лапки пристегиваются при помощи пуговиц или кнопок).

Использовать инструменты — ложку и вилку, молоток, иголку, лопатку и грабли, сачок и др. - student2.ru Использовать инструменты — ложку и вилку, молоток, иголку, лопатку и грабли, сачок и др. - student2.ru

Отстегивать и пристегивать прищепки

Развитие силы рук, соотносящих движений, дифференцирование движений пальцев. Прикрепите прищепки на край игрушечного ведерка и предложите малышу снять прищепки и сложить их в ведерко. Покажите, как следует нажимать на концы прищепки одновременно двумя пальцами. Также можно изготовить простые игрушки для занятий с прищепками: если прикрепить прищепки к желтому картонному кругу, то получится солнышко с лучами, а если изготовить силуэт ежа, то прищепки станут иголками у него

Использовать инструменты — ложку и вилку, молоток, иголку, лопатку и грабли, сачок и др. - student2.ru

на спине. Помните, что научиться отстегивать прищепки легче чем пристегивать. Можно организовать игру в стирку и при помощи прищепок прикрепить к натянутой веревке кукольную одежду

Играть на детском пианино

Развитие тонких дифференцированных движений пальцев. Покажите ребенку, как нажимать на клавиши пианино сначала одним пальцем, затем двумя пальцами и т.д.

Разматывать и наматывать на руку шнурок

Развитие движений кистей и пальцев рук. Намотайте на руку малыша ленту (2-3 см толщиной) или шнурок, а затем предложите ему распутать. Можно обмотать пальчики на одной руке много-много раз. Затем предложите малышу проделать то же самое с вашей рукой.

Использовать инструменты — ложку и вилку, молоток, иголку, лопатку и грабли, сачок и др. - student2.ru

Запускать пальцами волчки

Использование таких игрушек развивает тонкие движения пальцев. Вначале лучше научить ребенка запускать юлу, а затем предложить

Использовать инструменты — ложку и вилку, молоток, иголку, лопатку и грабли, сачок и др. - student2.ru

вращать волчки. Лучше использовать волчки крупных размеров. Не забывайте, что волчок хорошо крутится на ровной, гладкой поверхности. Можно запускать кольца пирамидки или шарики, заставляя их вращаться.

Открывать и закрывать, раскручивать и закручивать крышки коробок, банок, бутылок

В таких играх развиваются соотносящие действия рук. Необходимо подобрать разнообразные коробки, банки и бутылки с крышками, спичечные коробки. Желательно, чтобы принцип закрывания крышек был разным. Сначала можно предложить ребенку открывать коробки и бутылки, затем закрывать (что сложнее). Чтобы малышу было интереснее играть, можно прятать внутрь интересные предметы.

Использовать инструменты — ложку и вилку, молоток, иголку, лопатку и грабли, сачок и др. - student2.ru

Заводить ключиком игрушки

Использование таких игрушек развивает тонкие движения пальцев рук. Поворачивая ключ по часовой стрелке, ребенок учится работать большим и указательным пальцами. В этой игре используются разнообразные механические заводные игрушки — курочка, собачка, часы, машинки и др.

Показывать театр на пальчиках

Развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук. Для игры в театр на пальчиках необходимо приобрести тряпичные Или деревянные фигурки, которые надеваются на пальцы. При по-

Использовать инструменты — ложку и вилку, молоток, иголку, лопатку и грабли, сачок и др. - student2.ru

мощи этих фигурок можно разыгрывать небольшие сюжеты. При игре с пальчиковыми куклами дети поочередно двигают разными пальцами — когда тот или другой персонаж говорит, двигается или кланяется. Такие игрушки можно изготовить из бумаги, или нарисовать на подушечках пальцев забавные рожицы. Можно использовать старые перчатки: если пришить глаза-бусины и ниточки-волосы, то получаются сказочные персонажи.

Выкладывать фигуры из палочек

Развитие тонких дифференцированных движений пальцев, развитие соотносящих движений рук. Предложите ребенку выложить из счетных палочек или спичек простые фигурки — квадрат, прямоугольник, треугольник, домик, грибок, елочку, лесенку и др. Задания и инструкции к ним могут быть разными по сложности: поэтапный показ каждого действия, выполнение фигуры по готовому образцу, выполнение по памяти. Кроме палочек, можно выкладывать фигуры из шнурков или цепочки. Также можно предложить для выполнения простую аппликацию из плоских деревянных (можно использовать детали из счетного набора) или картонных фигурок.

Использовать инструменты — ложку и вилку, молоток, иголку, лопатку и грабли, сачок и др. - student2.ru

Игры

Прячем ручки

Цель:эмоциональная подготовка детей к разнообразным играм, развивающим моторику рук; развитие подражания.

Оборудование: платки, коробки, варежки и перчатки, песок (на прогулке).

Ход игры:Педагог показывает — дети повторяют движения.

Давайте-ка спрячем наши ручки — вот так! (прячем руки за спину, если игра проводится стоя) —Где же наши ручки? А вот они, ручки! (показываем руки) — Снова ручки спрятались...

(на этот раз можно спрятать руки под стол, если игра проводится сидя за столом)

—Где же наши ручки? А вот они! (показываем руки)

Действия можно повторить несколько раз. Таким же образом можно прятать руки под платок, в коробку (коробка лежит на боку, отверстием к ребенку), зарыть в песок на прогулке. Более сложный вариант игры — натянуть на руки варежки или перчатки.

Котёнок

Цель:укрепление мышц пальцев и кистей рук; развитие подражания.

Оборудование:пищащие резиновые игрушки-котята (по количеству детей).

Ход игры:Раздайте малышам игрушки и предложите поиграть — сжимать игрушки в кулаке. Во время игры педагог произносит слова стихотворения:

Ты, котёнок, не пищи, Лучше маму поищи.

Игру можно повторять несколько раз. Можно организовывать подобные игры с самыми разнообразными игрушками-пищалками.

Сдуй игрушку!

Цель:укрепление мышц пальцев и кистей рук.

Оборудование:надувные игрушки небольших размеров по количеству детей.

Ход игры:Раздайте малышам надутые игрушки и предложите поиграть с ними. После того, как дети наиграются, предложите сдуть игрушки (выдавить из них воздух) — откройте клапан и покажите как надо сжимать игрушку в руках. Можно положить игрушку на стол или на пол и надавливать на нее ладонями, прикладывая усилия.

— Сейчас наши игрушки полненькие, с толстенькими животиками. Игрушки долго-долго играли—устали и стали худенькие... Вот такие!

Можно продолжить игру, предложив малышам снова надуть игрушки (цель — развитие дыхания).

Спрячь в ладошку!

Цель: развитие хватания кистью; развитие соотносящих действий рук; практическое усвоение понятия о величине предмета.

Оборудование:разнообразные маленькие шарики и другие игрушки мелких (которые помещаются в одной ладони) и средних (которые помещаются в двух ладонях) размеров.

Ход игры:Покажите, как можно спрятать шарик, зажав его в ладони. Затем раздайте малышам такие же шарики и предложите спрятать их.

—Вот шарик. А теперь где шарик? Нет шарика!

Используя этот принцип, можно организовать игру, в которой предлагается угадать, в какой из двух рук прячется шарик.

Использовать инструменты — ложку и вилку, молоток, иголку, лопатку и грабли, сачок и др. - student2.ru Использовать инструменты — ложку и вилку, молоток, иголку, лопатку и грабли, сачок и др. - student2.ru

Теперь предложите детям спрятать предмет среднего размера, который не помещается в одной руке. Сначала дайте детям возможность самим попытаться спрятать предметы в руке. Если не получится, покажите, как прятать предмет, зажав его обеими ладонями.

_лиса идет — спрячьте скорее зайчика! Не помещается зайчик в ладошке?

Большой зайчик. Накроем его другой ладошкой — теперь не видно зайчика.

Что внутри?

Цель: развитие соотносящих действий рук.

Оборудование:разнообразные коробки и непрозрачные банки небольшого размера с крышками.

Ход игры:Раздайте малышам коробки (или банки, бутылочки), закрытые крышками (предварительно спрячьте в них какие-либо интересные предметы небольшого размера или конфеты). Предложите малышам открыть коробочки.

—Смотрите, какие красивые коробочки. Интересно, что там внутри?

(погремите коробкой) Давайте откроем и посмотрим!

Погремушка

Цель: развитие умения хватать щепотью или двумя пальцами (большим и указательным); развитие соотносящих движений рук.

Оборудование:сосуды с узким горлышком (можно использовать небольшие пластиковые бутылки) и крышки к ним; мелкие предметы — это могут быть камушки, фасоль, или бусины, детали мозаики.

Ход игры:Покажите малышам маленькую пластиковую бутылку, внутри которой находится небольшое количество бусин. Погремите бутылкой.

~~ Посмотрите, какая у меня погремушка. Вот как громко гремит! Давайте сделаем много погремушек. Сначала раздайте малышам приготовленные сосуды и предложи-

те открыть крышки. Затем раздайте мелкие детали и покажите как следует опускать предметы в узкое горлышко, захватывая их по одному щепотью или двумя пальцами. После того, как дети опустят предметы внутрь своих сосудов, предложите закрыть их крышками и погреметь.

Советуем сначала предлагать детям для изготовления погремушки немного предметов, чтобы дети не устали во время игры и не потеряли интереса к деятельности. Количество предлагаемых предметов можно постепенно увеличивать.

Непослушные шарики

Цель:развитие ловкости движений пальцев и кистей рук.

Оборудование:небольшие шарики, бусины, крупа (горох, пшено и др.), круглые камешки.

Ход игры:Раздайте малышам небольшие шарики и предложите покатать их ладонью по столу (шарик на столе, выпрямленная ладонь накрывает шарик сверху). Возможны движения вперед-назад, в стороны, круговые движения. Старайтесь, чтобы во время игры шарики не выкатывались из-под ладоней.

— Вот вам маленькие шарики. Давайте поиграем с шариками — покатаем их по столу. Только шарики непослушные—хотят убежать. Не отпускайте их!

После того, как дети научатся катать шарики ладонями, можно предложить катать каждым пальцем поочередно бусины, крупинки.

Использовать инструменты — ложку и вилку, молоток, иголку, лопатку и грабли, сачок и др. - student2.ru Использовать инструменты — ложку и вилку, молоток, иголку, лопатку и грабли, сачок и др. - student2.ru

 

Катись, карандаш!цель: массаж ладоней.

Оборудование: карандаши с ребристыми краями.

Ход игры:Раздайте малышам карандаши и предложите покатать карандаши между ладошками. Покажите, как прокатывать карандаш, двигая прямыми ладонями поочередно вперед-назад. Если у малышей не получается и карандаш выпадает из рук, можно сначала научиться катать карандаш по столу одной рукой, потом другой.

Использовать инструменты — ложку и вилку, молоток, иголку, лопатку и грабли, сачок и др. - student2.ru

Весёлый шнурок

Цель: развитие движений кистей и пальцев рук.

Оборудование:шнурки или ленточки.

Ход игры:Намотайте на руку ребенка шнурок, обматывая каждый пальчик в несколько рядов. Во время игры приговаривайте стишок: Вверх шнурок, вниз шнурок, И еще, еще разок!

Вот какой у нас узорчик!

Вот какой у нас заборчик!

Затем предложите малышу размотать шнурок и снять его с руки.

Принцессы

Цель: развитие соотносящих действий рук; развитие хватания.

Оборудование:разнообразные детские колечки и браслеты (пластмассовые кольца или браслеты из бусин на резинках).

Ход игры:Предложите мальчикам надеть девочкам на запястья браслеты, а на пальцы колечки.

—Теперь наши девочки как настоящие принцессы. Какие у них красивые украшения — кольца и браслеты!

Затем предложите девочкам снять с себя украшения.

Забинтуй ранку!

Цель: развитие движений кистей и пальцев рук; развитие соотносящих действий рук.

Оборудование:тонкие бинты или ленточки толщиной 2-3 см; игрушечный мишка или кукла.

Ход игры:Начните занятие с игры.

—Наш мишка заболел, он поранил лапку. Бедный мишка! Давайте полечим мишку — перевяжем ранку бинтом.

Покажите, как можно обмотать лапу бинтом несколько раз. —Вот теперь лапка не болит!

Таким же образом можно поиграть с куклой. А можно попросить ребенка забинтовать ранку на пальце взрослого или другого ребенка (для эффектности нарисуйте на пальце ранку, используя фломастер красного цвета).

Использовать инструменты — ложку и вилку, молоток, иголку, лопатку и грабли, сачок и др. - student2.ru

Пальчиковые игры*

Лапки-царапкицель: развитие тонкой моторики пальцев, развитие движений кистей рук;

развитие подражания движениям рук; развитие понимания речи.

Ход игры:Предложите малышам поиграть за столом или на полу.

Давайте поиграем в кошечек.

Кошечка Мурка,

Серенькая шкурка,

Мягкие лапки,

А в лапках — иап-царапки.

—Лапки у кошечек мягкие... Кладем руки на стол, сжимаем в кулак. —... а в лапках острые коготки. Давайте покажем коготки! Выпрямляем напряженные полусогнутые пальцы, в шутку царапаемся. Игру можно повторить несколько раз.

Серенький зайка

Цель: развитие тонкой моторики пальцев; развитие подражания движениям рук; развитие понимания речи.

Ход игры:Предложите малышам поиграть за столом или на полу.

Использовать инструменты — ложку и вилку, молоток, иголку, лопатку и грабли, сачок и др. - student2.ru —Давайте поиграем в зайчиков.

Зайка серенький сидит, И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит!

Приведенные ниже игры просты в исполнении, доставляют удовольствие и взрослым, и детям. Часть игр окажутся известными из других книг, некоторые игры переработаны и изменены автором, есть и оригинальные авторские игры.

Делаем «зайку» — прижимаем мизинец, безымянный и больщ0л пальцы к ладони, а средний и указательный выпрямляем. Во время чтения стихотворения шевелим пальчиками-ушками в такт. Можно показывать зайчиков сразу на обеих руках. Игру можно повторить несколько раз.

Молоточки

Цель:развитие движений кистей рук; развитие подражания движениям рук взрослого; развитие понимания речи.

Ход игры:Предложите малышам поиграть за столом или на полу.

—Давайте построим домик для друзей

Педагог показывает, дети повторяют: сжимаем пальцы в кулаки и бьем кулачком по столу (полу, стене) или одним кулачком по другому поочередно. Во время показа педагог ритмично произносит слова стихотворения.

Использовать инструменты — ложку и вилку, молоток, иголку, лопатку и грабли, сачок и др. - student2.ru Целый день тук да тук,

Раздается громкий стук.

Молоточки стучат—

Строим домик для зверят.

Уточка

Цель:развитие тонкой моторики пальцев; подражание движениям рук; развитие понимания речи.

Ход игры:Предложите малышам поиграть за столом или на полу.

—Давайте поиграем в уточек.

Идёт утка по дорожке:

(поднять согнутые в локтях руки, прямые пальцы собраны в щепоть)

«Кря-кря-кря, кря-кря-кря!»

(открываем и закрываем «клювик» — раздвигаем и сдвигаем пальцы, при этом большой палец противопоставлен остальным)

На ней красные сапожки: (прямые пальцы собраны в щепоть)

«Кря-кря-кря, кря-кря-кря!» (открываем и закрываем «клювик») утка по воде плывёт, ловко лапками гребёт!

(поочередные взмахи прямыми кистями рук вперед-назад)

Игру можно повторить несколько раз.

Ёжик

Цель:развитие тонкой моторики пальцев и кистей рук; подражание движениям рук; развитие понимания речи.

Ход игры:Предложите малышам поиграть за столом или на полу.

—Давайте поиграем в ёжиков.

Использовать инструменты — ложку и вилку, молоток, иголку, лопатку и грабли, сачок и др. - student2.ru Перед началом чтения стихотворения изображаем ёжика: пальцы собраны «в замок» и выпрямлены. Ёжик маленький замерз, И в клубок свернулся.

(прижимаем пальцы — убираем «иголки»)

Солнце ёжика согрело — Ёжик развернулся!

Использовать инструменты — ложку и вилку, молоток, иголку, лопатку и грабли, сачок и др. - student2.ru (выпрямляем пальцы — показываем «колючки»)

Игру можно повторить несколько раз.

Птички

Цель:развитие движений кистей рук, развитие тонкой моторики пальцев; развитие подражания движениям рук; развитие понимания речи.

Ход игры:Предложите малышам поиграть за столом или на полу.

—Вот птички летают, машут крылышками.

(скрещиваем руки на уровне запястий, симметрично поднимаем и опускаем кисти)

—Приземлились птички, крылышки сложили.

(соединяем ладони вместе)

—Покормим птичек — насыплем им зернышек!

(складываем пальцы одной руки в щепоть и легко шевелим ими) —Вот как птички зернышки клюют!

(тихонько барабаним по столу согнутым указательным пальцем или несколькими пальцами, сложенными щепотью) —Наелись птички, поднялись и улетели.

(скрещиваем руки на уровне запястий, симметрично поднимаем и опускаем кисти)

Игру можно повторить несколько раз.

Использовать инструменты — ложку и вилку, молоток, иголку, лопатку и грабли, сачок и др. - student2.ru Использовать инструменты — ложку и вилку, молоток, иголку, лопатку и грабли, сачок и др. - student2.ru

Человечек

Цель: развитие тонкой моторики пальцев, развитие движений кистей рук; развитие подражания движениям рук; развитие понимания речи.

Ход игры:Предложите малышам поиграть за столом или на полу.

—Посмотрите, какой у меня человечек на ножках.

«Ставим» ладошку указательным и средним пальцами на стол или на пол.

— Человечек пошел погулять.

Педагог показывает, как «идут» пальцы, затем просит детей повторить движения.

Использовать инструменты — ложку и вилку, молоток, иголку, лопатку и грабли, сачок и др. - student2.ru

Сделайте таких же человечков.

Во время показа педагог ритмично произносит слова стихотворения.

mon-mon — топают ножки.

Человечек идет по дорожке.

Игру можно повторять несколько раз.

Мы топали

Цель: развитие ритмичных движений кистей рук; развитие подражания движениям рук взрослого; развитие понимания речи.

Ход игры:Предложите малышам новую игру. Исходное положение — сидя на коленях на полу или на стульчиках за столом.

— Положите ладошки на стол (на колени). Сейчас наши ладошки станут ножками. Пойдемте гулять!

Мы топали, мы топали,

До тополя дотопали,

До тополя дотопали,

Аж ножки все оттопали!

Ритмично «топаем» — хлопаем поочередно правой и левой ладонями по столу (или по коленкам).

Можно продолжить «прогулку», ускоряя темп. Во второй и третий раз стишок читается в ускоренном темпе (на третий раз топаем очень быстро, почти бегом).

Ножки

Цель: развитие тонкой моторики пальцев, развитие движений кистей рук; развитие подражания движениям рук; развитие понимания речи.

Ход игры:Предложите малышам поиграть за столом или на ковре.

— Мы идем гулять.

«Ставим» ладошку на стол и показываем, как указательный и сред-

ний пальцы «идут». Во время показа педагог ритмично произносит слова стихотворения.

По ровненькой дорожке Шагают наши ножки.

Топ-топ-топ.

Затем поочередно поднимаем вверх и опускаем на стол пальцы-ножки — «прыгаем».

По камушкам, по камушкам Прыг-скок, прыг-скок!

Игру можно повторить несколько раз.

Пальчики играют

Цель:развитие тонкой моторики пальцев, развитие движений кистей рук; развитие подражания движениям рук.

Ход игры:Посадите детей в кружок за столом или на ковре и предложите поиграть с пальчиками.

—Ну-ка поднимите ваши ручки, покажите, какие у вас пальчики! (поднимаем руки вверх, растопыриваем пальцы)

—Пальчики проснулись и потягиваются. (руки вверх, шевелим только пальчиками)

—Пальчики здороваются, желают друг другу доброго утра. (сначала здороваются пальцы на правой руке — кончик большого пальца соприкасается с кончиком указательного пальца, затем с остальными пальцами по очереди; затем здороваются пальцы на левой руке) —Пальчики целуются.

(кисти обеих рук соединяются в основании, поочередно дотрагиваемся палец к пальцу — большой к большому, указательный к указательному и т.д., можно прикасаться по 2-3 раза)

—Пальчики делятся на пары.

(одновременно соединить палец к пальцу обеих рук) —Пальчики катаются на каруселях.

(руки подняты, круговые движения влево-вправо расслабленными кистями рук) Пальчики шепчутся.

(собрать пальцы в щепотку, затем разбросать в стороны)

Пальчики обнимаются. (скрещиваем пальцы обеих рук) —Пальчики танцуют.

(соединить вместе прямые ладони обеих рук — палец к пальцу, поочередно то сводить, то растопыривать, то вновь сводить пальцы)

—Раз, два, три, четыре, пять — пальчики учатся считать! (поднимаем вверх правую руку, показываем только один указательный палец, затем два — указательный и средний, и т.д.; то же самое повторяем левой рукой)

— Пальчики загорают — лежат на солнышке. Вот один пальчик встал, вот другой.

(кладем ладони с растопыренными пальцами на стол, затем поочередно приподнимаем по одному пальцу)

Можно использовать игру с пальцами в качестве разминки во время занятий.

Крепкие кулачки

Цель: развитие силы кистей рук.

Ход игры:Предложите малышам поиграть в игру «Кто сильнее?» или «Крепкие кулачки».

—Давайте посоревнуемся, у кого кулачки сильнее! Сожмите руку в кулак— крепко-крепко. Молодцы. Сейчас я проверю, сильные у вас кулаки или нет, — попробую разогнуть пальчики.

Педагог подходит поочередно к каждому из детей и пробует разогнуть пальцы, собранные в кулак. В игре можно использовать сначала одну руку, затем другую, или сжимать кулаки на обеих руках одновременно. После этого педагог протягивает вперед свои руки, зажатые в кулак, и предлагает детям попробовать разогнуть пальцы.

А теперь вы посмотрите, сильные, крепкие у меня кулаки, или нет!

Дети могут все вместе разгибать пальцы взрослого. Желательно, Чтобы малыши почувствовали свою силу, поэтому следует гибко

регулировать силу сжатия пальцев: взрослый не должен быть всегда сильнее детей.

Замечание относится и к первой части игрЬ1 когда малыши сжимают руки в кулаки.

В последующем, когда дети освоят игру, возможно соревнование на силу рук в парах. При этом старайтесь подбирать в пары детей примерно равных по силе, а также следите за порядком, чтобы игра не переросла в драку.

Барабанчики

Цель:развитие силы мышц кистей рук, быстроты движения пальцев.

Ход игры:Сядьте с малышами за стол и предложите поиграть в игру «Барабанчики». Положите руки на стол, покажите, как можно барабанить указательными пальцами или всеми пальцами обеих рук по столу.

—Вот палочки-пальчики — гремят барабанчики!

Пусть малыши повторят движения. Можно устроить соревнования на самый громкий и быстрый барабанчик.

В последующем можно предлагать детям барабанить в разном ритме, медленно или быстро, громко или тихо.

Использовать инструменты — ложку и вилку, молоток, иголку, лопатку и грабли, сачок и др. - student2.ru

 
Использовать инструменты — ложку и вилку, молоток, иголку, лопатку и грабли, сачок и др. - student2.ru

Моторчик

Цель:развитие согласованных движений пальцев обеих рук; развитие подражания движениям рук; развитие понимания речи.

Ход игры:Начните занятие с игры в машины.

—Давайте поиграем в машинки. Би-би! Поехали машины! Стоп! Остановились машина. Надо завести моторчики.

Покажите малышам, как можно завести моторы: все пальцы ладоней, кроме больших, сплетаем вместе, свободные большие пальцы вращаем друг вокруг друга. «Моторчики» могут работать быстро и медленно. Игру можно повторить несколько раз.

Использовать инструменты — ложку и вилку, молоток, иголку, лопатку и грабли, сачок и др. - student2.ru

Разминка

Цель: развитие движений кистей рук; развитие подражания движениям рук взрослого; развитие понимания речи.

Ход игры:Плавно поднимаем руки перед собой и встряхиваем кистями.

Малыши повторяют движения взрослого в такт стихотворению.

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали. Наши пальчики встряхнем, Рисовать опять начнем.

Такую игру-разминку можно проводить во время занятий.

Моя семья

Цель:развитие тонкой моторики пальцев, развитие движений кистей рук; развитие подражания движениям рук; развитие понимания речи.

Ход игры:Сначала взрослый загибает пальцы на руке у ребенка. После того, как ребенок запомнит движения, можно проводить игру в группе: малыши самостоятельно повторяют движения в такт стихотворению — загибают пальчики на руке, начиная с большого. Загибать пальцы можно при помощи второй руки.

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик—бабушка,

Этот пальчик—папочка,

Этот пальчик—мамочка,

Этот пальчик—я,

Вот и вся моя семья!

Такую игру можно проводить сначала с одной рукой, затем с другой

Вышли пальчики гулять

Цель: развитие дифференцированных движений пальцев, развитие движений кистей рук; развитие подражания движениям рук взрослого; развитие понимания речи.

Ход игры:Малыши повторяют движения взрослого в такт стихотворению — загибают и разгибают пальцы. В начале игры пальцы сжаты в кулак.

Раз, два, три, четыре, пять—

(поочередное разгибание пальцев из кулаков, начиная с большого) Вышли пальчики гулять.

(пошевелить пальцами)

Раз, два, три, четыре, пять —

(поочередное сгибание пальцев в кулаки, начиная с мизинца) В домик спрятались опять.

Игру можно повторить с другой рукой.

Пальчики в лесу

Цель: развитие тонкой моторики пальцев, развитие движений кистей рук; развитие подражания движениям рук; развитие понимания речи.

Ход игры:Сначала взрослый загибает пальцы каждого ребенка, затем ребенок действует самостоятельно, помогая себе второй рукой. После того, как малыши научатся повторять движения взрослого самостоятельно, становится возможным проводить такую игру в группе.

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли пальчики гулять:

(возьмите ладонь ребенка или предложите детям растопырить

пальчики и пошевелить ими)

Этот пальчик гриб нашел,

(загибаем мизинец)

Этот пальчик чистить стал,

[загибаем безымянный палец)

Этот резал, этот ел,

(загибаем средний и указательный пальцы) Ну а этот—лишь глядел.

(загибаем большой палец, щекочем ладошку ребенка)

Повторяем с другой рукой.

Спокойного сна!

Цель:развитие тонкой моторики пальцев, развитие движений кистей рук; развитие подражания движениям рук; развитие понимания речи.

Ход игры:После заучивания хода игры можно проводить занятия в группе. Малыши могут повторять движения взрослого самостоятельно по показу или по памяти.

Этот пальчик хочет спать, (загибаем мизинец)

Этот пальчик лег в кровать, (загибаем безымянный палец)

Этот рядом прикорнул, (загибаем средний палец)

Этот пальчик уж заснул, (загибаем указательный палец)

А другой давненьк

Наши рекомендации