ВЕСЁЛЫЕ ГУСИ Украинская народная песня

Жили у бабуси Два весёлых гуся: Один серый, Другой белый— Два весёлых гуся.   Руки, согнутые в локтях, поднимаем вверх, пальцы собираем в щепоть (большой палец противопоставлен остальным) — это «головы гусей»; наклоняем вперед левую руку; наклоняем вперед правую руку; выпрямляем обе руки, раскачиваем ими из стороны в сторону.

ПО МАЛИНУ В САД ПОЙДЁМ Сл. Т.Волгиной

По малину в сад пойдём,

В сад пойдём, В сад пойдём.

Плясовую заведём.

Заведём.

Заведём.

Припев:

Солнышко на дворе.

А в саду тропинка.

Сладкая ты моя.

Весело идем, размахивая прямыми руками (можно с подскоками); кружимся на месте сначала в одну

сторону, потом в другую; стоим на месте, хлопаем в ладоши;

Ягодка малинка!   ПИРОЖКИ Сл. Н.Кукловской Муз. А. Филиппенко

«едим ягоды» — «берем ягоды» с ладони и кладем в рот.

Я пеку, пеки, пеку

Деткам всем по пирожки.

А для милой мамочки

Испеку два пряничка.

Кушай, кушай, мамочка.

Вкусные два пряничка.

А ребяток позову

Пирожками угощу. «Лепим пирожки» — ладони горсткой, смена положений ладоней

(сверху-снизу); протягиваем вперед обе руки (даю-

щий жест), ладони горсткой; хлопаем в ладоши; зовущий жест «сюда»;

«раздаем пирожки» — дающий жест

«на» (можно повторить несколько раз).

ЦЫПЛЯТА

Сл. Т.Волгиной Муз. А. Филиппенко Вышла курочка гулять.

Свежей травки пощипать.

А за ней ребятки

Желтые цыплятки.

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко!

Не ходите далеко. Лапками гребите.

Зернышки ищите

Съели толстого жука.

Дождевого червяка.

Выпили водицы

Полное корытце.

ДЕД МОРОЗ

ХОДИМ, руки за спиной; присаживаемся на корточки, пальцами «щиплем травку»; бегаем, «машем крылышками».

«грозим» указательным пальчиком правой руки;

руки перед грудью, «гребем»; присаживаемся на корточки, щепотью правой руки достаем из земли воображаемые зернышки.

складываем ладони вместе; указательными пальцами закручиваем спиральки; губки вытягиваем,

втягиваем воздух; руки вытягиваем вперед, соединяем вместе ладони.

Сл. Т.Волгиной Муз. А. Филиппенко

Дед Мороз, Дед Мороз Деткам ёлочку принёс. А на ней фонарики. Золотые шарики.   Хлопаем в ладоши; «несем елочку» на плече (можно использовать палку); делаем «фонарики» — поднимаем руки вверх, сгибаем пальцы внутрь ладони («шарики»), крутим кистями рук из стороны в сторону.

ЛОЧКА

Сл. Р.Кудашевой Муз. Л.Бекман

В лесу родилась ёлочка. водим хоровод по кругу, поднимаем В лесу она росла руки вверх;

Зимой и летом стройная. останавливаемся, размыкаем руки,

Зеленая была кружимся на месте.

Водим хоровод по кругу, руки опу-

щены вниз;

ВО ПОЛЕ БЕРЕЗА

Русская народная песня Во поле береза стояла.

Во поле кудрявая стояла.

Июли, люли, стояла,

Люли. люли. Стояла

Мелкими шажками идем в одну сторону (можно друг за другом); идем в другую сторону; кружимся на месте в одну сторону кружимся в другую сторону.

БАБУШКИН КОЗЛИК

Русская народная песня

Жил-был у бабушки Серенький козлик.

Вот как, вот как.

Серенький козлик!

Бабушка козлика

Очень любила

Вот как, вот как.

Очень любила

Делаем «рожки» — приставляем ко лбу указательные пальцы обеих рук; хлопаем в ладоши;

«гладим» козлика; хлопаем в ладоши.

МИШКА С КУКЛОЙ ПЛЯШУТ ПОЛЕЧКУСл. и муз. М.Качурбиной Мишка с куклой бойко топают. Прыжки на месте с подскоками; Бойко топают, посмотри! И в ладоши звонко хлопают. хлопаем в ладоши. Звонко хлопают раз, два, три!   ПЕСЕНКА ЛЬВЁНКА И ЧЕРЕПАХИ

Сл. С.Козлова Я на солнышке лежу.

Я на солнышко гляжу.

Все лежу и лежу И на солнышко гляжу.

Крокодил-дил-дил плывет.

Носорог-рог-рог идет.

Только я все лежу

И на солнышко гляжу.

Рядом львёночек лежит И ушами шевелит.

Только я все лежу

И на солнышко гляжу.

Машем головой из стороны в

сторону;

«плывем» — руками «загребаем воду»; идем вперевалку; машем головой из стороны в сторону; указательный жест; приставляем к ушам прямые ладони, шевелим ими из стороны в сторону; машем головой.

СПЯТ УСТАЛЫЕ ИГРУШКИ

Сл. З.Петровой

Спят усталые игрушки, книжкиспят.

Одеяла и подушки ждут ребят Даже сказка спать ложится.

Чтобы ночью нам присниться.

Ты ей пожелай баю-бай.

Баю-бай, должны все люди ночью спать.

Баю-баю, завтра будет день опять.

За день мы устали очень. Скажем всем:

«Спокойной ночи». Глазки закрывай, баю-бай...

Рифмованные загадки

Выполняется стоя.

Сомкнутые прямые ладони

подкладываем под щеку;

... под другую щеку; поднимаем руки вверх, раскачиваем ими из стороны в сторону; движения

укачивания;

сомкнутые прямые ладони

подкладываем под щеку;

.. .под другую щеку; поднимаем руки вверх, раскачиваем ими из стороны в сторону; движения укачивания.

Принципы отбора загадок: краткость— загадки должны содержать не больше 2-4 строк; доступность содержания— смысл загадок должен быть доступен для понимания детей раннего возраста; наличие рифмы— отгадкой является последнее слово-рифма;

Итак, подбирая загадки, старайтесь, чтобы их содержание было доступно для детей. Если содержание загадки незнакомо малышам из опыта, необходимо предварительное объяснение с показом игрушки, предмета или картинки с изображением отгадки (такую работу можно проводить на занятиях по знакомству с окружающим миром). Из опыта работы были отобраны в основном загадки про животных.

Чтобы малышам легче было отгадывать загадки, вначале можно предъявлять игрушки-отгадки. На следующем этапе дети могут выбрать отгадку из набора игрушек и предметов. Помимо развития речи, ставится задача развития мышления малышей. Завершается работа отгадыванием уже знакомых загадок. Дети любят узнавать их и стараются быстро дать ответ (используется принцип повторяемости).

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую... (лису)

В лесу живёт,

Малину жуёт.

Весёлый топтыжка—

Кто же это?.. (мишка)

В норке живёт.

Корку грызёт.

Серая малышка—

Кто же это?., (мышка)

Очень тоненько поёт, Маму-курочку зовёт.

Жёлтенький ребёнок—

Кто это?.. (цыплёнок)

Громко лает,

Дом охраняет,

Большая забияка—

Кто это?., (собака)

«Как бы мне пошла кор-рона»,

Важно каркает... (ворона)

Прыгает далёко,

Плавает глубоко.

Весёлая квакушка—

Кто это?.. (лягушка)

В небе кружит,

Весело жужжит.

Приземлился на сук —

Кто же это?.. (жук)

На небе живёт.

Садится и встаёт.

Светит в оконце —

Что же это?.. (солнце)

Встает на заре,

Поёт во дворе,

На голове гребешок.

Кто же это?.. (петушок) Птица черная кружится, «Кар», — кричит она и злится.

Всем известная персона,

А зовут ее... (ворона)

Свернулся в клубочек

Пушистый комочек,

Розовый ротик—

Кто же это?.. (котик)

«И-го-го», — кричит ребёнок. Значит, это... (жеребёнок)

Вяжет мама

Длинный шарф,

Потому что сын... (жираф)

Пусть крыша течёт

И сломалась калитка,

Свой дом ни за что

Не покинет... (улитка)

Быстро прячется от страха

В панцирь твердый... (черепаха)

Куда ведёт подземный ход? Об этом знает только... (крот)

Он соло пел среди ветвей. Певца назвали... (соловей)

Почему-то не до игр,

Если рядом бродит... (тигр) Жарким летом по горам

В шубе бегает... (баран)

Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков, Чик-чирик, не робей! Я бывалый... (воробей)

Вместо носа—пятачок,

Вместо хвостика — крючок,

Голосок визглив и звонок,

Кто же это?., (поросёнок)

Только вышел из пелёнок—

Петушиться стал... (цыплёнок)

По реке плывет бревно — Ох и злющее оно!

Тем, кто в реку угодил,

Нос откусит... (крокодил)

«Ухвачу-ка! Проглочу-ка!», — Щёлкает зубами... (шика)

Прячьтесь, куры!

В небе ясном

Чёрной тенью

Кружит,.. (ястреб)

Апельсины и бананы

Очень любят... (обезьяны)

Как гора огромен он — Очень добрый, добрый,.. (слон)

Развитие речи на основе знакомства с окружающим миром

Развитие речи на основе знакомства с окружающим миром

Наша книга посвящена начальному этапу развития речи ребенка, а именно — пробуждению у детей речевой активности на основе потребности в общении.

Чтобы у ребенка появилась потребность в обращении к взрослому, необходимо пробудить у него интерес к общению с этим взрослым. Это достигается с помощью установления эмоционального контакта с ребенком, организации специальных игр, использования игровых приемов в ходе организации специальных занятий. Параллельно с развитием общения создаются предпосылки для дальнейшего развития речи: развитие слухового восприятия и дыхания, развитие подражания и моторики рук, накопление пассивного словаря. Во всех перечисленных занятиях и играх педагог максимально использует возникшую у детей потребность в общении, демонстрирует детям образцы речи — подсказывает нужные слова и выражения, учит выражать просьбы, сообщения, извинения и т.д. Этот этап общения с неговорящим ребенком, когда он только начинает использовать активную речь, является очень непростым, весьма своеобразным, требует особого подхода к организации занятий, использования специфических приемов. Но вот, наконец, ребенок заговорил! Он делает первые попытки использовать активную речь в повседневном общении, во время игры, на занятии. Начинается следующий этап общения и развития. Что же следует делать дальше?

Цель данного раздела — обозначить дальнейшие направления работы с ребенком по развитию речи:

развитие активного и пассивного словаря; формирование словообразования; формирование словоизменения; развитие фонематического слуха; работа над звукопроизношением; работа над слоговой структурой слов; знакомство с составом предложения и пр.

Перечисленные направления работы по развитию речи касаются всех детей, как нормально развивающихся, так и малышей с нарушениями в речевом развитии. Как указывалось в самом начале книги, зачастую сложно сразу выяснить характер и степень нарушения речи у маленьких детей, так как разные по сложности проблемы выглядят одинаково — ребенок молчит. Тем не менее в ходе логопедической работы (а иногда и просто в ходе развития ребенка) одни дети быстро наверстывают упущенное и догоняют по речевому развитию сверстников, а у других трудности в развитии речи сохраняются на протяжении нескольких лет и требуют организации регулярных логопедических занятий. В этом случае работа по вышеперечисленным направлениям ведется с использованием специальных логопедических приемов. При этом развитию отдельных сторон речи приходится уделять особое внимание, посвящать каждой теме гораздо больше времени, чем в норме, разрабатывать специальные речевые игры и занятия.

Какими критериями мы пользуемся, подбирая для ребенка речевой материал? Конечно, это должны быть понятные и нужные слова и выражения, которые пригодятся ребенку в повседневной жизни, общении со взрослыми и сверстниками. Постепенно в речи ребенка появляются обобщающие слова, выражения с более условным, абстрактным значением, которые дают представления о мире, находящимся вне поля чувственного опыта ребенка.

Итак, материал для развития речи ребенка дает, прежде всего, знакомство с окружающим миром,причем в разных формах. Это, например: наблюдение; практическое знакомство с предметным миром и природой; чтение и обыгрывание сказок, стихов, песен, доступных пониманию детей; работа с картинками — рассматривание, называние предметных картинок,

составление рассказов по сюжетным картинкам и сериям картинок; просмотр мультфильмов, телепередач, слайдов и пр.; беседа, сюжетно-ролевая игра—расширение и уточнение представлений о

социальной действительности; экскурсии, посещение цирка, театра, кино; специальные занятия по развитию

речи.

То, насколько разнообразной, интересной, познавательной, полной будет информация о мире, который окружает ребенка, во многом зависит от родителей и педагогов. В дошкольных учреждениях знакомство с окружающим миром проходит в форме специальных занятий по темам, перечисленным в программах. Вот основные из этих тем:

сезонные изменения в природе:признаки времен года, погода, наблюдение за объектами живой и неживой природы; овощи, фрукты, ягоды; растения:деревья, цветы, комнатные растения, полевые растения; грибы, орехи, семена; животные домашние и дикие; птицы домашние и дикие; насекомые; рыбы; дом, квартира, комната; улица, правила дорожного движения; город и деревня; одежда и обувь; мебель; посуда; транспорт; профессии и занятия людей; сведения о человеке:первоначальные сведения о себе и своей семье, и др.

Эти темы составляют фундамент представлений ребенка об окружающем мире, который можно постоянно надстраивать — расширять и дополнять. Насколько обширны и разнообразны познания ребенка, во многом зависит от воспитания и образования семьи: беседуют ли родители с ребенком; учат ли наблюдать за миром вокруг; организуют ли поездки и путешествия; походы в театр, кино, цирк; какие книги покупают ребенку, какие телепередачи разрешают смотреть. Деятельность по развитию речи и знакомству ребенка с окружающим миром тесно переплетаются между собой. Советуем объединить усилия родителей и специалистов, и желаем успехов!

Наши рекомендации