Законы и закономерности обучения.
Основные законы обучения:
1) Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения. Раскрывает процесс влияния общественных отношения, социального строй и заказа на формирование всех элементов воспитания и обучения.
2) Закон воспитывающего и развивающего обучения. Отражает соотношение овладения знаниями, способностями, всестороннее развитие личности.
3) Закон обусловленности обучения и воспитания. Характер деятельности учащихся показывает соотношение между способами организации обучения, деятельностью учеников и результатами обучения.
4) Закон целостности и единства педагогического процесса. Раскрывает гармоническое единство всех компонентов педагогического процесса (рациональный, эмоциональный, содержательный, операционный, мотивационный компонент).
5) Закон единства и взаимосвязи теории и практики в обучении.
6)Закон единства и взаимообусловленности индивидуальной и коллективной организации учебной деятельности.
Среди основных закономерностей процесса обучения выделяют следующие:
· Закономерность цели: цель обучения зависит от потребностей и возможностей общества.
· Закономерность содержания: содержание обучения зависит от общественных потребностей и целей обучения, возраста обучающихся, материально-технических и экономических возможностей уровня учебных заведений.
· Закономерность качества обучения: эффективность обучения зависит от продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нём результатов, характера и объёма изучаемого материала, времени обучения и т.д.
· Закономерность методов обучения: эффективность дидактических методов зависит от знаний и навыков в применении методов, цели и содержания обучения, возраста учащихся, учебных возможностей учащихся и т.д.
· Закономерность управления обучением: продуктивность обучения зависит от интенсивности обратных связей в системе обучения и обоснованности корректирующих воздействий.
· Закономерность стимулирования: продуктивность обучения зависит от внутренних стимулов (мотивов) обучения и внешних(экономических, политических и т.д.) стимулов.
Принципы обучения.
Процесс обучения – это организованное взаимодействие учителя и учеников для достижения образовательных целей.
Принципы обучения основаны на его закономерностях и создают опорную базу для построения грамотного и эффективного процесса обучения. Они представляют собой систему взаимосвязанных компонентов.
1- Принцип сознательности и активности. Отражает необходимость развития мотивации к обучению и стимулирования учебной деятельности. В основе лежит понимание того, что без усилий со стороны обучаемых процесс обучения не будет иметь результатов. Со стороны обучаемого обучение должно быть осознанным и осмысленным, а со стороны педагога должны быть созданы для этого условия.
2- Принцип наглядности. Пользуясь наглядным материалом, учитель открывает для учеников ещё один канал восприятия – зрительный, что значительно повышает эффективность усвоения новой информации и способствует интенсивности обучения. Следует учитывать, что избыточное количество наглядных материалов рассеивает внимание и может привести к обратному эффекту.
3- Принцип систематичности и последовательности. Придаёт процессу обучения системный характер, что является необходимым условием эффективности любого воздействия. В результате обучения у человека должна сформироваться чёткая, ясная картина мира с присущей ей системой взаимосвязанных закономерностей и понятий.
4- Принцип прочности. Цель – прочное и долговременное усвоение полученных знаний, она достигается с помощью развития интереса и положительного отношения ученика к изучаемой дисциплине; для этого педагог должен стремиться наладить положительный эмоциональный контакт с учениками. Прочности знаний также способствует закрепление пройденного материала и частое повторение наиболее важных моментов.
5- Принцип доступности. Подразумевает разработку содержания процесса обучения с учётом возможностей обучаемых. Важным условием является правильная последовательность преподнесения учебного материала.
6- Принцип научности. Заключается в тщательном подборе информации, составляющей содержание обучения, отвечающей тому, что ученикам должны предлагаться для усвоения только прочно устоявшиеся, научно обоснованные знания, методы изложения этих знаний должны соответствовать конкретной научной области, к которой они относятся.
7- Принцип связи теории с практикой. Основан на понятии: практика – основной материал для познания. Практически полученные знания являются наиболее достоверным источником получения информации.
Правила обучения.
Требования принципов педагогики реализуются через систему правил.
Правило – описание педагогической деятельности в определённых условиях для достижения определённой цели. Чаще всего под правилами обучения подразумевают те руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения.
Правила являются переходным звеном от теории к практике, обычно предусматривается в них типичный способ действия учителей в типичных ситуациях обучения; иногда это конкретные указания учителю как нужно или не нужно поступать.
Правила необходимо корректировать, пересматривать, обновлять на основе достижений науки, изменяющихся обстоятельств воспитания, но нельзя слишком увлекаться ими и требовать педантичного исполнения т.к. это сдерживает поиски нового и скрывает инициативу учителей. Однако отказываться от них тоже нельзя, потому что в случае отказа учебный процесс будет обречён на полную свободу.
Правила предписывают учителю выполнять в той или иной ситуации определённые действия, ориентируют на соблюдение определённых требований. Действуя по правилам, учитель не должен задумываться над тем, какие научные положения лежат в их основе. Правила автоматически обеспечивают выполнение принципов обучения.
12.Сущность содержания образования.
В процессе обучения реализуется содержание образования, которое выступает одним из основных его средств и факторов развития личности; представляет собой особый разрез образования.
Содержание образования – система научных знаний, практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть обучающимся и которые способствуют развитию их умственных и творческих способностей, формированию мировоззрения.
В последнее время в свете идеи гуманизации образования все более утверждается личностно-ориентированный подход к определению сущности содержания образования (М.Н.Скаткин, В.С.Леднев и др.) Согласно этому подходу, учащиеся должны не только овладеть определённым учебным содержанием, но у них должны сформированы ценностно-значимые запросы и намерения, важные личностные качества и т.д. Представителями данного подхода содержание образования представляется как педагогически адаптированный социальный опыт во всей его структурной полноте, состоящий из 4х элементов и представляющий собой опыт:
1) Познавательной деятельности, фиксированной в форме её результатов (знаний);
2) Осуществления известных способов деятельность – в форме умений действовать по образцу(интеллектуальные и практические навыки и умения)
3) Творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях (усвоение методики эксперимента, участие в различном творчестве);
4) Осуществления эмоционально-ценностных отношений – в форме личностных ориентация (отношение к чему-либо)
Все перечисленные элементы содержания образования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Усвоение этих элементов социального опыта позволяет человеку не только быть хорошим исполнителем, но и действовать самостоятельно, творчески, вносить собственный вклад в существующую систему отношений.
13. Принципы и критерии отбора содержания образования.
Существует большое количество принципов отбора содержания образования. Все их множество полностью отражается в следующих трех основных принципах, предложенных Краевским:
1. Принцип соответствия содержания образования требованиям гуманистического демократического общества;
2. Принцип учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения при отборе содержания образования (все виды человеческой деятельности взаимосвязаны во всех предметах учебного плана);
3. Принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования с учетом личностного развития и становления школьника (предполагает согласованность таких составляющих, как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность учащегося).
При выборе содержания образования нужно руководствоваться не только принципами, но и специальными критериями. Они были предложены отечественным дидактом Ю. К. Бабанским.
1. Критерий целостного отражения задач формирования всесторонне развитой личности дает возможность проверить, были ли применены в учебной программе по предмету все необходимые теории, законы, понятия, методы, которые дают возможность целостного представления той или иной науки. Этот критерий позволяет определить, применялись ли на практике базовые виды деятельности, обеспечивающие развитие и воспитание личности и совершенствование ее познавательных интересов.
2. Критерий научной и практической значимости содержания образования, согласно которому в любой учебной программе должны применяться только самые универсальные и информативные элементы знания, необходимые для раскрытия смысла основных теорий, законов науки и ее методов.
3. Критерий соответствия сложности содержания реальным учебным возможностям учащихся того или иного возраста дает возможность проверить знания учащихся с помощью контрольных срезов, анализа результатов вступительных экзаменов. При этом у учеников не должно быть повышенной утомляемости во время полного усвоения ими учебного материала за определенное время.
4. Критерий соответствия объема содержания времени изучения данного предмета используется во время лабораторного эксперимента. Проводятся контрольные срезы на качество усвоения учебного материала. Причем их время и объем строго ограничены.
5. Критерий соответствия содержания образования имеющейся учебно–методической и материальной базе современной школы. К примеру, чтобы ввести в учебный процесс новые лабораторные работы, необходимо прежде позаботиться о наличии необходимого оборудования.
6. Критерий учета международного опыта построения содержания образования.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт.
Это совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Стандарт является основой для:
· разработки примерных основных образовательных программ;
· разработки программ учебных предметов, курсов, учебной литературы, контрольно-измерительных материалов;
· организации образовательного процесса в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу в соответствии со стандартом, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности;
· разработки нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу, формирования государственного (муниципального) задания для образовательного учреждения;
· осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования;
· проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся;
· построения системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении;
· организации деятельности работы методических служб;
· аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных учреждений;
· организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования.
Каждый стандарт согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ включает 3 вида требований:
· требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
· требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
· требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Для реализации каждого ФГОС образовательное учреждение должно разработать основную образовательную программу (ООП), включающую учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочные и методические материалы.
Разработка ФГОС осуществляется с учетом актуальных и перспективных потребностей личности, развития общества и государства, его обороны и безопасности, образования, науки, культуры, техники и технологий, экономики и социальной сферы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
15. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования.
Нормативные документы, регламентирующие содержание образования – это 1) учебные планы; 2) учебные программы; 3) учебная литература.
Учебный план обычно имеет форму таблицы, в которой для каждого учебного предмета указано количество уроков в неделю для каждого года обучения. Существует три основных вида учебных планов:
базисный учебный план школы (БУП) – основной нормативный документ, утверждённый Государственной Думой (для основных школ) и Министерством образования (для средних школ);
типовые учебные планы – варианты БУПа, утверждённые Министерством образования или региональным управлением образования (для национально-регионального компонента) и рекомендуемые в качестве основы планирования для школ;
учебный план образовательного учреждения – учебный план, по которому работает конкретная школа, составленный на основе одного из типовых планов с соблюдением нормативов БУПа.
Учебный план школы включает все три компонента содержания образования и подразделяется на две части: инвариантную («ядро» учебного плана, обязательное для всех учеников и обеспечивающее формирование у учащихся базовой культуры личности) и вариативную (учитывающую личностные особенности, интересы и склонности учащихся). В результате такого разделения содержания образования в школах выделяется три типа учебных занятий: обязательные (для всех учащихся), обязательные по выбору (выбрав предмет, ученик обязан посещать занятия) и факультативные (те, которые посещаются учащимися по желанию).
Учебные программы подразделяются на типовые и рабочие. Типовые программы утверждаются Министерством образования и имеют рекомендательный характер. Рабочие – те, по которым фактически работает школа. Рабочие программы разрабатываются на основе типовых программ и образовательного стандарта; они утверждаются педагогическим советом школы.
Учебные программы состоят из трёх основных элементов: 1) пояснительной записки, в которой определяются основные цели и задачи учебного предмета, его воспитательные и развивающие возможности, а также главные идеи, лежащие в основе его построения; 2) содержание образования (тематический план, содержание тем, основные понятия и т. д.; 3) некоторые методические указания. Учебные программы содержат требования к обученности, к необходимому уровню усвоения учебного материала. Основными критериями обученности являются знания, умения и навыки (ЗУНы).
Содержание учебных программ конкретизируется в учебной литературе.
Учебная литература – это учебники, учебные и учебно-методические пособия, рекомендованные Министерством образования или Главным управлением образования региона (для регионального компонента).
Учебник – это основная учебная книга по конкретной дисциплине, в которой излагается система базовых знаний в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, с учётом особенностей возрастного развития детей и особенностей методики преподавания данного предмета в школе. Содержание учебника должно полностью раскрывать типовую программу, а его название – соответствовать названию предмета.
Учебное пособие – учебная книга, являющаяся дополнением к учебнику. В отличие от учебника, учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь её часть, включать не только общепризнанные знания и положения, но и пока не подтверждённые гипотезы, различные мнения. К учебным пособиям относятся хрестоматии, сборники задач и упражнений, атласы и т. п.
Учебно-методическое пособие – учебное издание по методике преподавания какой-либо дисциплины или её части. Эта учебная литература адресована учителям.