Изменение мотивационной доминанты учебы

Психологи Имантауской школы провели наблюдения динамики изменения мотивации учебы в 1-ый, 2-ой и 3-ий год обучения в экспериментальном и контрольном классах. Результаты теста Гинзбурга М.Р.[1] представлены на Рис.15.

Изменение мотивационной доминанты учебы - student2.ru

Рис 15. Результаты теста Гинзбурга

Динамика изменения доминирующей мотивации в экспериментальном и контрольном классах была различна.

В начале обучения (1 год) доминирующим мотивом в контрольном классе являлись игровой и оценочный, на 3-м году обучения такими становятся учебный и позиционный (формируется потребность утвердиться за счет приобретенных знаний). Социальный мотив в контрольном классе не выявлен ни изначально, ни в процессе учебы.

 
  Изменение мотивационной доминанты учебы - student2.ru

Изменение мотивационной доминанты учебы - student2.ru Иная картина в экспериментальном классе: на 1-м году доминируют позиционный и оценочный, а к 3-му году - социальный и учебный мотивы, т.е. формируется познавательная потребность и осознание общественной значимости обучения, а игровой мотив уже отсутствует (Рис. 16).

Изменение мотивационной доминанты учебы - student2.ru

Изменение мотивационной доминанты учебы - student2.ru

Рис 16. Динамика изменения мотивации учебы

Воспитание

Этот аспект использования «Методической системы В.И. Жохова» также имеет положительные результаты.

Особенно важны приобретенные желание учится и чувство радости от учебы.

По свидетельству учителей и родителей, в детях произошли качественные изменения. Они приобрели большую самостоятельность, уверенность в себе, чувство коллективизма, готовность помочь и поддержать, ответственность, стали более общительными, доброжелательными, любознательными, творческими. Высок интерес к изучению словарей, энциклопедий, игре в шахматы.

Успешно формируется чувство прекрасного: дети хорошо рисуют, красиво и легко танцуют, являются призерами различных конкурсов и смотров.

ВЫВОДЫ

Достижение поставленных целей и задач

Результаты эксперимента по внедрению «Программы начальной школы по методике В.И. Жохова» доказали высокую степень еевалидности поставленным педагогическим и воспитательнымцелям и задачам - сохранения и развития здоровья, опережающее обучение, комплексное гармоничное развитие личности ребенка.

Превентивность

Превентивная эффективность проявляется в создании среды, устраняющей возможные для детей травмирующие последствия возросших нагрузок и требований в адаптационный период перехода во «взрослую» жизнь (предшкола-школа). Опережающее обучение соответствует физиологическим и психическим возможностям детей, особая образовательная среда сохраняет их здоровье, позволяет «продлить детство».

ПРИЛОЖЕНИЕ

Отчёты учителей

(фрагменты)

Челябинск и Челябинская область

Кивановская Л.Ф., учитель университетского класса МОУ № 129 г.Челябинска:

«Хочу заметить, что за 20 лет работы в школе, мною впервые отмечены такие результаты обученности детей. Красной линией, проходящей по всей программе, является нравственное воспитание учащихся. Все литературные тексты, мультфильмы, видеоматериалы, песни, используемые на уроках, направлены на эмоциональное восприятие материала детьми. Через литературу происходит знакомство с миром человеческих отношений, идет формирование личности ребенка. Первоклассники познают себя и мир вокруг, природу и нормы поведения людей через стихи и маленькие рассказы...

На уроках литературы больше места занимает работа с текстом произведений, идет развитие творческих способностей детей. Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. Они соревнуются с актерами театра и кино в выразительном чтении сказок, рассказов, стихов»...

Петрова Д.Н., учитель университетского класса МОУ № 58 г.Челябинска:

«Использование информационных технологий позволяет сформировать такое необходимое современному человеку качество, как информационная культура личности».

Федаш И.В., учитель университетского класса МОУ № 6 г.Копейска:

«Достоинством технологии является требование доброжелательного отношения учителя, умения видеть достоинство каждого ученика, не делая при этом акцента на недостатках. Идея "новый день - с нового листа" помогает повысить самооценку школьника, дать возможность почувствовать доброжелательное отношение одноклассников. А недостатки в работе каждого ребёнка постепенно исчезают сами, благодаря множеству разнообразных заданий. Уроки принципиально отличаются от традиционных своей структурой, плотностью, объёмом информации, отсутствием интеллектуальных пауз.

В обучении реализуются три свободы ученика: свобода мысли, свобода слова, свобода движения. Применяемая технология позволяет разнообразить методы и приёмы обучения, всесторонне развивать детей, что постепенно готовит их к обучению в старших классах...

Результаты работы и положительные отзывы родителей учащихся свидетельствуют о востребованности данной технологии».

Коллектив двенадцати учителей университетских классов

г. Южноуральска:

«... хочется отметить научность методики, её воспитывающее и развивающее значение. Соотношение теоретического и дидактического материала, классификация его вокруг ключевых понятий, направленность на связь с жизнью помогли детям легко усвоить материал, который был доступным и систематичным.

Методика позволила активизировать познавательную деятельность учащихся, благодаря интересным урокам, взаимопомощи, взаимовыручке»...

Есаульская средняя школа, Сосновский район Челябинской области

Ключникова Н.С., учитель университетского класса:

«... Первое, с чем я столкнулась, это удивление детей и даже в большей степени переживание их родителей. Где учебники, тетради, что за посадка и свободное передвижение по классу? Родителям сложно было понять, о каких свободах ребенка идет речь. Не навредят ли ему эти свободы? Но уже после первого посещенного ими урока, все сомнения улетучились. В классе всегда рабочая обстановка, маленькие ученики заняты делом, каждый находится в том месте и занимает ту позу, которая ему наиболее удобна. При этом ребенок всегда помнит только одно правило: ПОСТУПАЙ ТАК, ЧТОБЫ НЕ МЕШАТЬ ДРУГИМ»...

Чванова Т.А., математик:

«Этих деток отличает раскованность, заинтересованность, высокая активность. Материал 4-6 класса - площадь и периметр, степени, отрицательные числа - свободно владеют, нет путаницы, разные способы нахождения. Для первого класса - это СКАЗКА!»

Спирина В.М., физик:

«Шок!!! Организация урока необычная. Постоянно присутствует атмосфера сотрудничества. Творчество! Поиск нового! Детки поразительные и привлекательные!»

Игнатьева А.В., учитель начальных классов:

«Необычный урок. Интересное начало, музыка. Дети свободно работают у экрана, передвигаются по классу. Удивительно то, что первоклассники много знают и умеют. Всегда активны и заинтересованы».

Отзывы учеников

Ионова Женя, ученица университетского класса Есаульской средней школы:

«Когда я пошла в школу, то думала, что учиться - это просто, потому что я умела и читать, и считать. Но теперь я знаю точно, что учиться - это интересно, ведь столько нового можно узнать и прочитать. Самая первая взрослая книга была не букварь, а «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С Пушкина. Я научилась решать примеры и задачи, складывать и вычитать столбиком, узнала, как решать примеры со скобками, находить площадь и периметр, измерять в метрах и сантиметрах. Теперь даже знаю таблицу умножения на 20. Научилась определять градусы на термометре. Знаю, когда по телевизору идут мои любимые мультфильмы, потому что время определяю очень хорошо. Самое интересное для меня - это разгадывать ребусы и сканворды как на уроках математики, так и на риторике. Я узнала, что в русском языке 6 падежей, у каждого есть свой вопрос, по которому можно определить к какому падежу относится слово. Знаю что такое синонимы и антонимы. Умею находить орфограммы. Могу определить и выделить корень, приставку, суффикс и окончание. Научилась правильно ставить ударение. И еще я узнала очень много о животных и природе, особенно о подводном мире. Дома у меня есть небольшой аквариум, в котором живут разные рыбки и в классе у нас тоже есть аквариум. У рыб свой мир, своя микрофлора, у каждой свои повадки. Я читаю энциклопедии и узнаю из них о каждой рыбке. А когда вырасту, стану зоологом или биологом, потому что мне нравится узнавать новое и интересное о животных и окружающей нас природе. А пока мне очень нравится учиться!»

Козлова Дарья, университетский класс Мирненской школы (Сосновс кий р-н Челябинской области):

«В последний день занятий первой четверти я проводила урок письма.

Моя задача - научить ребят писать письменные буквы. Я так волновалась, ведь на уроках сидели наши родители. Мне очень понравилось вести урок вместо учителя. Я даже могу каждый день проводить все уроки, ничего тут сложного нет!»

5.3. Отзывы родителей

Родители, посещавшие открытые уроки и наблюдавших за ходом эксперимента

Шабанова Ю.Н., университетский 1 «б» класс Есаульской школы:

«Новое направление в методике обучения - «Университетский класс» поначалу казалось непонятным и очень сложным.

Не прошло и полгода, как я поняла - зря боялась. Аленка усваивала все, при этом ни капли не переутомлялась, даже больше того, она просто поражала своими знаниями и умениями. Для меня была интересна новая методика всем: отсутствием доски - как основного элемента обучения, отсутствием строгой дисциплины и тишины в классе, ведь именно эта самая дисциплина и тишина «от звонка до звонка», действуют на ребенка угнетающе. Просто замечательно, что дети в течение урока могут свободно передвигаться по классу, сидеть в любой удобной для них позе, а иногда даже лежать на полу, переговариваясь друг с другом, обмениваясь мнениями, помогать друг другу.

Глубоко поразило и даже обрадовало - это отсутствие прописей, учебников, ведь порой вес учебников и тетрадей превышает допустимую норму.

Интересно то, что обучение проходит не постепенно, линейно, а как-то сразу охватываются все направления обучения - объединяя гуманитарные предметы с точными науками...

Интересно наблюдать за тем, как ребенок самостоятельно учит уроки, довольно сложные, объясняя мне как это делать правильно.

В конце учебного года Алёнушка уже умела умножать трехзначные числа -и это в первом классе!!!

В школу дочурка ходит с удовольствием, всегда сама готовит портфель. Она заметно подросла, окрепла, стала гораздо более уверенной в себе, самостоятельной».

Дерий Е.В., университетский 2 «а» класс МОУ № 23 г.Челябинска:

Заинтересованность всего класса вообще и моего сына, в частности, заметно возросла. Ребёнок охотно рассказывает при любом удобном случае обо всём вновь узнанном в школе, делает это очень эмоционально, пересказывает материал подробно, многократно и с удовольствием.

Грамотность речи и письма, а также чёткость произношения прорабатывается очень методично, что повышает успеваемость моего сына, не склонного к гуманитарным предметам, по русскому языку и улучшает технику чтения.

В математических расчётах, развитии логического мышления, а также в возможности применения в жизненных ситуациях полученных и отработанных до автоматизма навыках счёта и грамотного произношения, тоже заметен прогресс и стойкая заинтересованность.

Работа детей в команде, чувство локтя, желание оказывать и с достоинством принимать помощь, также имеет своё развитие. В ходе урока дети общаются между собой, помогают друг другу найти правильный путь в атмосфере взаимопомощи, здоровой конкуренции и поддержки преподавателя.

Ивченко Т.Г., к.б.н., доцент кафедры экологии ЧелГУ, университетский 1 «а» МОУ № 116 г.Челябинска:

«В классе царит неформальная обстановка, позволяющая раскрыться каждому ребенку, тем не менее, педагог владеет ситуацией и легко восстанавливает необходимую дисциплину...

Есть блок заданий, где ребята работают в паре, выступая то в роли проверяемого, то в роли проверяющего, т.е. «учителя», что, несомненно, повышают их ответственность и самооценку...

Хотелось бы высказать пожелание создать методические рекомендации для родителей учеников начальной школы для более полного включения семьи в обучающий процесс и разработать электронные учебники».

5.4. Отзывы из Казахстана

Северо—Казахстанская область, село Имантау, средняя школа. Шабаева Л.А., учитель в университетском классе:

«В первые дни работы по системе произошло сокращение адаптационного периода первоклассников и быстрое включение их в интенсивный процесс обучения.

В течение учебного года развивалась познавательная активность и потребность учащихся в знаниях. Разнообразие и смена заданий на уроках поддерживали работоспособность детей. Эта программа расширяет объём изучаемого материала, но при этом не допускается перегрузка учащихся.

Школьники настроены на позитивные отношения друг с другом, создавая особый психологический климат в классе. Дети научились самостоятельно обучаться и обучать друг друга. Школьникам очень нравится работать в группах, в парах. Они внимательно относятся друг к другу, к взрослым»...

«Отмечен не только рост темпа чтения учащихся (на конец учебного года 100% учащихся читают выше установленной нормы чтения), но и правильность, выразительность и осмысленность чтения. Дети стремятся больше читать. При работе над произведением дети видят образы всегда присутствует эмоциональная окраска и, конечно же, сопереживание.

В течение года велась большая работа по укреплению здоровья детей.

По сравнению с 1Б классом дети меньше болели, в 1А классе (университетский класс) за год пропущено по болезни 48 дней, а в 1Б 172 дня. Имеют хороший аппетит и вес в пределах нормы. Рост учащихся опережает сверстников. За год в 1А классе подросли на 5,4 см., а в 1Б всего на 2 см.

Считаю что данная программа является перспективной, востребованной. Она даёт толчок к созидательному получению знаний, расширению кругозора и выработке активной жизненной позиции».

Абдрашитова О.В., учитель начальных классов:

«Я работаю с 1993г., педагогический стаж 18 лет. Сделала 4 выпуска учащихся начальной школы.

Посещая уроки, где обучение шло по методике, я сразу отметила, что в программу 1 класса включен практически весь материал курса начальной школы. Сразу бросилось в глаза, что дети много читают, почти на каждом уроке, конечно, это повлияло не только на темы чтения (он у всех учащихся выше нормы), но и на правильность, выразительность и осмысленность чтения.

Удивительно и то, что дети в 1 классе свободно выполняют сложные арифметические действия с многозначными числами, знают таблицу умножения.

Занимательный материал, включенный в учебный материал, не только увлекает учащихся, но и заставляет задуматься, развивает самостоятельность, инициативу и волю ребенка, приучает считаться с интересами товарищей. У ребят создается бодрое рабочее настроение, они хотят преодолеть трудности в усвоении материала, одновременно снимая утомляемость и поддерживая внимание.

Отражаемые моменты активизации учащихся незаметно для них самих ставят их в условия поиска, пробуждают познавательный и умственный интерес, а отсюда - стремление быть собранным, находчивым, умение четко выполнять задания, при этом развивается чувство ответственности, коллективизма, характер, а самое главное желание посещать школу.

Дети в этом классе отличаются общественной активностью, коммуникабельностью, оптимизмом и добротой.

Особенно положительно оценила я здоровьеразвивающие моменты этой программы.

Это в первую очередь, разработанная система утренней зарядки (удачно подобраны упражнения, тексты, музыка). Понравилась гимнастика для глаз (постоянно меняется цветовая гамма и размер шрифта). Закаливание детей, свободное движение по классу вовремя урока. Именно поэтому у этих детей нет утомляемости, все они очень активны и работоспособны. Качество знаний в этом классе составляет 95%, что доказывает высокую результативность этой программы....

Вся эта программа помогает экономить время урока и повышает его эффективность.

Мы уверены в том, что такие результаты остаются при переходе в среднее звено. Я думаю, у них все получится».

Аширова Р.А., психолог школы:

«Поступление в школу и начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребёнка. Этот период труден для детей и мои наблюдения показали, что среди первоклассников много детей, в последние годы их всё больше, которые в силу своих индивидуальных, психофизиологических особенностей, трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой. Поэтому методика, апробируемая у нас в 1А классе полностью изменила понятие дезадаптации первоклассников в школе. Дети в этом классе быстро и легко прошли адаптирование. К концу учебного года дети стали более зрелыми (по сравнению с 1Б классом) в физиологическом и социальном отношении, достигли более высокого уровня действующего эмоционального и волевого развития. Мотивация к учебной деятельности: 14 учащихся - учебная, 5 учащихся - школьная.

В IБ классе: 5 уч. - учебная, 5 уч. - школьная, 6 уч. - игровая.

В этом классе дети владеют мыслительными операциями, умеют обобщать, дифференцировать предметы и явления окружающего мира, умеют планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Самое важное, что у них вырабатывается положительное отношение к учению, умение учиться, способность саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач, и, что не менее важно высокий уровень речевого общения: они умеют слушать другого человека, выполнять логические операции в форме словесных понятий.

Высокий уровень общения учитель - ученик, ученик - ученик. Свобода в приобретении знаний, соревновательный дух, умение учиться, самостоятельно добывать знания, поощрение учителем ученика. Знание их внутреннего мира, должен обязательно учитываться учителем, жить одной жизнью с ними, и в то же время быть над ними, вести за собой...

Психологический климат класса отличается эмоциональной окраской, чувствуется особый дух класса. Дети очень дружелюбны, ладят между собой, здороваются со всеми взрослыми, проявляют интерес к новому человеку, спрашивают, делятся своими наблюдениями. Внимательны, всегда спросят о здоровье, если долго не бываю у них в классе. Помогают друг другу в играх, в учёбе. Самое главное я считаю, не смеётся, если у кого-то из детей что-то не получается. Как все дети любят побегать, поиграть, но реагируют на замечания, более раскованные, свободные, на вопрос отвечают искренно, доверительно относятся к взрослым. Если и возникают конфликты, умеют договариваться, идут на компромисс.

Высокий познавательный интерес, уроки самопознания проходят на одном дыхании, им всё интересно. После прогулки в осенний лес из принесённых жёлтых, красных листьев дети создали картину осеннего леса в стиле коллаж. После беседы, что им понравилось на уроке, они отметили, что картина была маленькая, не все сумели проявить свое творчество. Тогда и возникла идея создания большой картины из природных материалов. Дети проявили смекалку, творчество, показали свое умение трудиться творчески, всем классом. И картина созданная ими великолепна. Из камней, соломки, бусинок, осколков стекла создан неповторимый уголок нашего края, берег озера.

Я как психолог, считаю, что дети этого класса имеют большой творческий потенциал, благодаря этой технологии».

Кулманбетова Р.Ш., директор школы:

...В экспериментальном классе усиливаются познавательный интерес, активность, желание учиться. За год обучения в нашей школе появились качественно новые дети. Учеников отличает достойное, равное со взрослыми поведение, любое общение с ними доставляет радость.

Это высоконравственные дети, способные сопереживать, сострадать, заботиться, быть отзывчивыми. Например, очень бережно относятся к однокласснику со справкой МПК. В новогодних поздравлениях наших детей преобладают не потребительские интересы, а пожелания друг другу хорошей учебы и счастья, здоровья родителям, близким и даже такое: «Хочу, чтобы папа поймал щуку 100 кг и подарил директору, а она накормила всех голодных детей».

Им присущи коллективизм и взаимоподдержка.

Отличаются эти дети от обычного класса и в психологическом плане: всегда бодрые, в хорошем настроении, доброжелательные, не конфликтные, умеют договориться. Очень коммуникабельны. Могут найти общий язык с любым человеком. Например, остановить в фойе директора и по очереди всем классом рассказать стихотворение. С удовольствием посещают школу. Школа для них - радость - так они подписали свои рисунки, на которых должны были отразить свое отношение к школе.

При оценке физического здоровья можно отметить высокую работоспособность на уроках, хороший аппетит, опережение своих ровесников в росте в среднем на 5,4 см. Вес в пределах нормы. За прошедший год ни у кого не появился сколиоз, не ухудшилось зрение. Болеют очень редко.

Успешно решаются в экспериментальном классе образовательные задачи. Все учатся на 4 и 5, прочно усвоили предложенные задания, хорошо решают, свободно пишут под диктовку (иногда допускают ошибки), осмысленно читают. 2 А-это единственный класс, который бегает в библиотеку, планирует, что бы еще им почитать, дома предпочтение отдает не телевизору, а книжке.

Изумляют результаты изучения казахского языка. Как и рекомендовано, мы ввели казахский язык в 4 четверти 1 класса. За 4 месяца (апрель, май , сентябрь, октябрь ) 2008 г. освоили программу 1 класса и 50% программы 2 класса, умеют составлять диалог, читать и переводить текст, понимают учителя, читают дополнительную литературу. Интерес к языку -огромный.

Особая благодарность системе оценивания. Ненавязчивое, с привлечением к оценке самих детей, - оно не травмирует и не унижает. Дети отвечают уверенно, с желанием. Не комплексуют, если ошибаются.

Данная система - уникальное средство, решающее многие проблемы образования. Прежде всего, проблемы качества знаний, повышения мотивации к учебе, сохранения и формирования здоровой и активной личности.

[1]
[1]Методика М.Р. Гинзбурга представляет собой полупрожективную методику для исследования школьной мотивации в ситуации выбора. Методика позволяет выявить наиболее характерные для детей учебные мотивы: собственно учебно-познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности (учебный); мотив, основанный на понимании общественной необходимости учения (социальный); мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими (позиционный); игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую - учебную - сферу (игровой); мотив получения высокой отметки (оценочный).

Наши рекомендации