Определить и чётко сформулировать для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ
Текущий контроль по дисциплине «Методика преподавания права» включает:
I. Выполнение письменного задания (эссе);
II. Интерактивную деятельность (подготовка проекта урока).
I. Выполнение письменного задания (написание эссе)
Эссе от французского «essai», англ. «essay», «assay» — попытка, проба, очерк; от латинского «exagium» − взвешивание. Создателем жанра эссе считается М.Монтень («Опыты», 1580 г.). Это прозаическое сочинение − рассуждение небольшого объема со свободной композицией. Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный, беллетристический характер.
Эссе студента − это краткая письменная творческая работа на определенную тему. Основная цель написания эссе − раскрыть предложенную тему путем приведения различных аргументов (тезисов). Они должны подкрепляться доказательствами и иллюстрироваться всевозможными примерами.
Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет студенту научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы, овладеть научным стилем речи.
Объем эссе составляет не менее 2-х страниц печатного текста. Текст в компьютерном наборе должен быть выполнен на странице формата А4, 14 кеглем, шрифтом Times New Roman через полуторный межстрочный интервал, иметь равномерную плотность, контрастность и четкость по всему документу. Тема эссе выбирается студентом самостоятельно из предложенного ниже списка.
Эссе должно содержать четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию студента по поставленной проблеме.
Критериями оценивания данного задания являются:
– умение излагать собственные суждения в форме сочинения;
– умение нестандартно и творчески подходить к исследуемой проблеме;
– способность самостоятельно делать выводы в своей письменной работе.
Темы эссе:
1. Общие и отличительные черты правового обучения по определенным областям юриспруденции.
2. Концепция правового образования в Российской Федерации.
3. Современные тенденции в преподавании права.
4. Интерактивные формы обучения праву.
5. Значение игр в правовом обучении.
6. «Традиционное обучение устарело, в современной школе могут использоваться только новые подходы».
7. Соотношение «метода» и «методического приема» обучения праву.
8. Методы обучения праву.
9. Роль наглядности в правовом обучении.
10. Методика работы с юридическими документами.
11. Диспут в обучении праву
12. Экскурсия в обучении праву
13. Лабораторная работа в обучении праву
14. Основные требования к учебному занятию по праву
15. Основные виды, формы учебных занятий по праву.
16. Самостоятельная работа учеников по праву
17. Современная система проверки, контроля знаний, умений и навыков по праву
18. Межпредметные и внутрикурсовые связи в правовом обучении.
19. Подготовка, переподготовка, повышение квалификации учителей права
II.Интерактивная деятельность (подготовка проекта урока).
Урок− главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность преподавателя и учеников в значительной мере сосредотачивается на уроке. Качество подготовки студентов по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока; содержательной частью; методической наполненностью; атмосферой.
Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы преподаватель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим смыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.
1. Первое, с чего надо начать подготовку проекта урока:
− Чётко определить для себя и сформулировать его тему и определить ее место в учебном курсе (тема урока определяется студентом самостоятельно в соответствии с содержанием раздела (модуля) «Право» учебного предмета «Обществознание» федерального компонента государственных образовательных стандартов начального обшего, основного общего и среднего (полного) общего образования);
− Определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок;
− Обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем.
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ
Промежуточный контроль по дисциплине «Методика преподавания права» проводится в форме экзамена в виде письменного тестирования.
ТЕСТ
по дисциплине «Методика преподавания права»
№ п/п | Содержание вопроса | Варианты ответа |
Что является предметом методики преподавания права? | а) совокупность методических приемов, средств обучения праву, формирования умений и навыков поведения в правовой сфере; б) методы преподавания; в) приемы преподавания; г) технологии преподавания | |
К основным функциям методики преподавания права относятся: | а) практико-организационная; б) мировоззренческая; в) эвристическая; г) прогностическая; д) а, б, в, г | |
Какие нормативные государственные документы определяют общие цели правового образования? | а) федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального, основного и среднего (полного) образования; б) базисный учебный план; в) инструктивные письма Министерства образования и науки; г) а, б, в | |
К принципам методики преподавания права относятся: | а) вариативности и альтернативности правового обучения; б) личностно-ориентированного подхода; в) максимальной системы активизации познавательной деятельности учеников с опорой на их социальный опыт; г) а,б, в | |
Что такое ретиальный вербальный процесс? | а) передача информации от учителя к группе обучаемых; б) восприятие информации учеником; в) передача информации от учителя к обному ученику | |
Формированию каких навыков способствует развитие абстрактного аналитического мышления? | а) анализа (мысленно расчленять явление, выделяя в нем существенные признаки), б) синтеза (соединять отдельные части в единое целое), в) сравнения (устанавливать сходство и различия), г) абстрагирования (мысленно выделять одни признаки и отвлекать от других), д) обобщения (объединять отдельные предметы), е) все выше указанное | |
Что относится к наглядным средствам обучения? | а) слайды, видеофильмы по праву, транспоранты; б) методические рекомендации; в) текст учебника | |
По мнению М.Т. Студеникина к итоговым умениям при работе с учебником, которыми должны обладать ученики 5 класса, относятся: | а) выделять главное в отрывке текста, пересказывать текст, составлять план рассказа; б) находить основную информацию по теме, сравнивать разные понятия по тексту; в) составлять сложный план, излагать материал нескольких параграфов, применять разные виды наглядности. г) доказывать свою точку зрения, сопоставлять тексты двух учебников, составлять планы тем | |
Что такое базисный учебный план? | а) государственный документ, в котором определена максимальная учебная нагрузка, допустимая для образовательной деятельности; представлено то количество часов, которое рекомендуется отводить на изучение отдельных учебных предметов; указано, какие учебные предметы должны изучить школьники на разных ступенях своего обучения; б) учебный план; в) локальный нормативно-правовой акт | |
Что такое методы обучения праву? | а) способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на достижение целей правового образования, воспитания и развития школьников; б) деятельность учителя по организации деятельности учеников; в) основные направления юридической науки | |
Кем разработана классификация методов обучения исходя из уровней познавательной деятельности учеников? | а) М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером, б) М.Т. Студеникиным; в) И.П. Павловым; г) А.С. Макаренко | |
Сущность какого метода состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а ученики воспринимают, осознают и фиксируют в памяти правовую информацию? | а) объяснительно-иллюстративного метода; б) репродуктивного метода; в) метода проблемного изложения; г) исследовательского метода | |
Как соотносятся метод и методический прием? | а) метод – это часть методического приема; б) методические приемы составляют метод; в) методический прием – это и есть метод | |
Что такое письменно-графические приемы? | а) составление схем, графиков, сравнительно-юридических таблиц, словарей новых слов, выполнение рисунков; б) выявление причинно-следственных связей между правовыми явлениями; в) составление развернутого плана урока | |
Классификация наглядности по ее юридическому содержанию включает: | а) условно-графическую наглядность; б) изобразительную наглядность; в) предметную наглядность; г) технические средства обучения; д) а, б, в, г | |
Могут ли юридические документы служить основным источником формирования правовых знаний учеников? | а) нет, т.к. юридический документ не адаптирован и может быть непонятен ученикам, в нем встречается сложная юридическая речь и т. д.; б) да | |
В каком виде проявляются межпредметные связи в правовом обучении? | а) в виде установления взаимосвязей разных учебных курсов по содержательным аспектам (в том числе между изучаемыми явлениями, событиями, фактами); б) проведения взаимосогласованных форм учебной работы; в) установления преемственности в формировании умений и навыков деятельности; г) а, б, в | |
При формулировании какого типа целей урока необходимо обратить внимание на то, какие знания будут формироваться в ходе урока, какие вопросы необходимо повторить, углубить в изучении темы, что главное должен знать ученик | а) образовательной; б) воспитательной; в) развивающей | |
Что понимают под инновационным правовым обучением? | а) совокупность нововведений, выраженных в системе действий и операций учебной деятельности, которые позволяют быстро и эффективно достичь прогнозируемого и диагностируемого результата правовой обученности; б) традиционные методы обучения праву; в) технологии преподавания права | |
Какие формы уроков доминируют в системе инновационных подходов? | а) вводные и обобщающие уроки; б) лекции и семинары; в) активные и интерактивные формы уроков | |
Какие игры представляют собой искусственное моделирование определенных жизненных ситуаций, которое носит интеллектуальный, познавательный характер? | а) дидактические; б) сюжетно-ролевые; в) деловые игры; г) иллюстративные | |
Какой метод преподавания права позволяет развивать самостоятельность школьников, которые высказывают свою точку зрения на проблему? | а) метод дискуссии; б) объяснительно-иллюстративный метод; в) исследовательский метод; г) репродуктивный метод | |
Вариантом проективной техники в преподавании права может быть задание: | а) нарисовать рисунок на заданную тему; б) прочитать и пересказать текст из учебника; в) решение казуса | |
Почему изучение казусов - это способ обучения праву, ориентированный на исследование? | а) он разработан для того, чтобы помочь учащимся применять теорию права к реальным жизненным ситуациям; б) учащимся не дается ясного юридического правила или нормы, которые нужно применить для решения той или иной проблемы, поэтому им приходится вырабатывать свои собственные идеи и заключения; в) так как этот процесс помогает пробудить интерес и развить у учащихся логику, навыки независимого анализа, критического мышления и принятия решения; г) верно а, б, в | |
Что такое педагогические технологии? | а) упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение диагностируемого и прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса; б) методы преподавания; в) приемы преподавания; г) деятельность учителя |
БЛАНК ОТВЕТОВ НА ТЕСТ
по дисциплине «Методика преподавания права»
студента(ки)_______________________________________________
направление подготовки Юриспруденция
курс, группа_______________________________________________
форма обучения (очная/заочная)______________________________
№ вопроса | Вариант(ы)ответа |
Форма контроля - экзамен
Количество правильных ответов | Оценка |
22 - 25 | отлично |
18 - 21 | хорошо |
15 - 17 | удовлетворительно |
14 и менее | неудовлетворительно |
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ
Текущий контроль по дисциплине «Методика преподавания права» включает:
I. Выполнение письменного задания (эссе);
II. Интерактивную деятельность (подготовка проекта урока).
I. Выполнение письменного задания (написание эссе)
Эссе от французского «essai», англ. «essay», «assay» — попытка, проба, очерк; от латинского «exagium» − взвешивание. Создателем жанра эссе считается М.Монтень («Опыты», 1580 г.). Это прозаическое сочинение − рассуждение небольшого объема со свободной композицией. Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный, беллетристический характер.
Эссе студента − это краткая письменная творческая работа на определенную тему. Основная цель написания эссе − раскрыть предложенную тему путем приведения различных аргументов (тезисов). Они должны подкрепляться доказательствами и иллюстрироваться всевозможными примерами.
Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет студенту научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы, овладеть научным стилем речи.
Объем эссе составляет не менее 2-х страниц печатного текста. Текст в компьютерном наборе должен быть выполнен на странице формата А4, 14 кеглем, шрифтом Times New Roman через полуторный межстрочный интервал, иметь равномерную плотность, контрастность и четкость по всему документу. Тема эссе выбирается студентом самостоятельно из предложенного ниже списка.
Эссе должно содержать четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию студента по поставленной проблеме.
Критериями оценивания данного задания являются:
– умение излагать собственные суждения в форме сочинения;
– умение нестандартно и творчески подходить к исследуемой проблеме;
– способность самостоятельно делать выводы в своей письменной работе.
Темы эссе:
1. Общие и отличительные черты правового обучения по определенным областям юриспруденции.
2. Концепция правового образования в Российской Федерации.
3. Современные тенденции в преподавании права.
4. Интерактивные формы обучения праву.
5. Значение игр в правовом обучении.
6. «Традиционное обучение устарело, в современной школе могут использоваться только новые подходы».
7. Соотношение «метода» и «методического приема» обучения праву.
8. Методы обучения праву.
9. Роль наглядности в правовом обучении.
10. Методика работы с юридическими документами.
11. Диспут в обучении праву
12. Экскурсия в обучении праву
13. Лабораторная работа в обучении праву
14. Основные требования к учебному занятию по праву
15. Основные виды, формы учебных занятий по праву.
16. Самостоятельная работа учеников по праву
17. Современная система проверки, контроля знаний, умений и навыков по праву
18. Межпредметные и внутрикурсовые связи в правовом обучении.
19. Подготовка, переподготовка, повышение квалификации учителей права
II.Интерактивная деятельность (подготовка проекта урока).
Урок− главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность преподавателя и учеников в значительной мере сосредотачивается на уроке. Качество подготовки студентов по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока; содержательной частью; методической наполненностью; атмосферой.
Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы преподаватель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим смыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.
1. Первое, с чего надо начать подготовку проекта урока:
− Чётко определить для себя и сформулировать его тему и определить ее место в учебном курсе (тема урока определяется студентом самостоятельно в соответствии с содержанием раздела (модуля) «Право» учебного предмета «Обществознание» федерального компонента государственных образовательных стандартов начального обшего, основного общего и среднего (полного) общего образования);
− Определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок;
− Обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем.
Определить и чётко сформулировать для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?
В связи с этим надо обозначить образовательную, развивающую и воспитательную цель урока. Цели урока должны быть максимально конкретными.
Образовательная цель урока предполагает формирование у учеников новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т.п.:
− Обеспечить усвоение учениками признаков, свойств, особенностей (какого-либо явления);
− Обобщить и систематизировать знания о... (или по конкретной теме);
− Отработать навыки (какие?);
− Добиться усвоения учениками каких-то понятий (вопросов).
Развивающая цель урока предполагает в основном развитие на уроке психических качеств студентов: интеллекта (мышления, познавательных, общетрудовых и политических умений), воли и самостоятельности.
Развитие мышления - умение выделять существенные признаки и свойства, устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план изучаемого материала, умения квалифицировать факты, делать обобщающие выводы, выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки и отвлекаться от них, развитие умений применять знания на практике.
Развитие познавательных умений - выделять главное, составлять план, тезисы, вести конспект, наблюдать, делать опыты.
Развитие общетрудовых умений - нешаблонно, творчески подходить к решению самых разнообразных задач, умение пользоваться приборами и инструментами, умение планировать, оценивать результаты выполненных действий.
Развитие воли и самостоятельности - развитие инициативы, уверенности в своих силах, развитие настойчивости, умение преодолевать трудности для достижения цели.
Воспитательная цель урока предполагает формирование у студентов определенных свойств личности и черт характера.
− воспитание патриотизма;
− воспитание гуманности;
− воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду;
− воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;
− воспитание дисциплинированности;
− воспитание эстетических взглядов.
3. Уточнение типа урока:
− Урок изучения нового материала;
− Урок закрепления и развития знаний умений и навыков;
− Урок формирования умений и навыков;
− Урок повторения;
− Урок проверки знаний;
− Урок применения знаний, умений и навыков;
− Повторительно-обобщающий урок;
− Комбинированный урок.
4. Уточнение вида урока:
− Урок- лекция;
− Урок-беседа;
− Кино-урок;
− Урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа);
− Урок самостоятельных работ (репродуктивного типа - устных или письменных упражнений.);
− Урок лабораторных работ;
− Урок практических работ;
− Урок - экскурсия;
− Урок - семинар;
− Дидактическая игра;
− Анализ ситуаций;
− Устный опрос;
− Письменный опрос;
− Контрольная работа;
− Зачет.
5. Выбор методов и приёмов обучения.К таким методам относятся:
1. Метод монологического изложения (монологический метод);
2. Метод диалогического изложения (диалогический метод);
3. Метод эвристической беседы (эвристический метод);
4. Метод исследовательских заданий (исследовательский метод);
5. Метод алгоритмических предписаний (алгоритмический метод);
6. Метод программированных заданий (программированный метод);
7. Кейс-метод и др.
6. Спланировать учебный материал урока.
Для этого надо:
А) Подобрать по теме литературу. При этом если речь идёт о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли обязательный учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание, материала законодательства с последними его изменениями. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.
Б) Подобрать учебные задания, целью которых является:
− Узнавание нового материала;
− Воспроизведение;
− Применение знаний в знакомой ситуации;
− Применение знаний в незнакомой ситуации;
− Творческий подход к знаниям.
В) Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».
Составить три набора заданий:
1) задания, подводящие учащихся к воспроизведению материала;
2) задания, способствующие осмыслению материала студентом;
3) задания, способствующие закреплению материала студентом.
Г) Подготовить учебно-методическое обеспечение урока: составить список необходимых наглядных пособий, приборов, технических средств обучения.
Д) Спланировать контроль за деятельностью студентов на уроке, для чего подумать: что контролировать; как контролировать; как использовать результаты контроля.
При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать учащимся подлинный интерес преподавателя к их работе.
Можно в проект урока включить таблицу, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают ученики и преподаватель.