Тема: Методика изучения лексикологии и фразеологии
1. Изучите теорию по теме.
2. Подготовьте 3-5 интересных задания проблемного характера (то есть познавательные задачи или проблемные вопросы, направленные на развитие у учащихся опыта творческой деятельности: «открытие» элементов новых знаний, элементов новых лексических умений).
Тема может быть любая по разделу «Лексика и фразеология».
Продумайте способ предъявления заданий, инструкцию для учащихся, установку для проверки и способ проверки. Подберите дидактический материал.
3. Проанализируйте материал одного из параграфов по теме «Лексика и фразеология» в любом школьном учебнике: как обеспечены задачи изучения раздела, какие принципы реализуются в теоретическим и практическом материале, какие виды заданий и упражнений имеются; предложите пути совершенствования материала учебника.
Тема: Методика обогащения словарного запаса и изучение стилистики
1. Изучите по «Хрестоматии» материал об обогащении словарного запаса, новые сведения законспектируйте, сопоставьте с методикой изучения лексики (цели, задачи, принципы, виды упражнений).
2. Спланируйте, как вы введете в активный запас учеников 1-2 слова по своему выбору, те¸ что представляются вам актуальными. Определите класс; возможно, тему и этап урока; желательно, чтобы новое слово было предъявлено в контексте; спланируйте разнообразные приемы семантизации и актуализации новой лексики, реализацию принципов методики обогащения словарного запаса.
3. Изучите теорию по методике изучения стилистики.
При необходимости обратитесь к учебному пособию «Технологии организации самостоятельной работы»: выпишите определение функционального стиля, этапы изучения стиля речи и схему речевой ситуации, обратите внимание на виды упражнений, теоретические сведения о стилях речи.
4. Подготовьте 2-3 интересных задания проблемного характера, направленных на развитие у учащихся стилистических умений, получение элементов новых знаний или способов действия. Цель, класс, место в уроке определите сами. Продумайте способ предъявления заданий, инструкцию для учащихся, установку для проверки и способ проверки.
Литература
1. Баранов, М.Т. Обогащение словарного запаса учащихся / М.Т. Баранов // Методика преподавания русского языка: Хрестоматия. Часть 3. Новосибирск, 2005. С. 50-58.
2. Технологии организации самостоятельной работы /И.Н. Зайдман и др. Новосибирск, 2012. С. 28-50.
Тема: Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку (творческие работы)
1. Изучите по Хрестоматии:
• «Нормы оценки …», касающиеся проверки изложений и сочинений»;
• критерии разграничения недочетов и ошибок (статьи Капинос В.И., Сулименко Н.Е.);
• виды ошибок (см. «Нормы… » и статью Капинос В.И.).
3. Проанализируйте приведенные в статьях Н.Е. Сулименко, В.И. Капинос примеры разных видов ошибок. С чем Вы не согласны?
4. Познакомьтесь со статьями Ивченкова П.Ф., Тиханова А.А., Соловейчик М.С., Талалаевой Л.Ф., Чижовой Т.И., Арефьевой С.А.; определите, в чем Вы согласны с авторами статей в оценивании ими ученических работ и в квалификации ошибок, какие у Вас возникли возражения.
Литература
1. Ивченков П.Ф. Еще раз о редактировании текста // Методика преподавания русского языка: Хрестоматия, ч. 4. – Новосибирск, 2005. - С. 75 – 76.
2. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку // Методика преподавания русского языка: Хрестоматия. Ч. V. – Новосибирск, 2001. – 2005. - С. 3-12.
3. Капинос В.И. О критериях оценки речи и об ошибках, грамматических и речевых // Методика преподавания русского языка: Хрестоматия. Ч. V. – Новосибирск, 2005. - С. 12-23.
4. Тиханов А.А. Проверка, анализ и оценка сочинения («Моя комната», VI класс) // Методика преподавания русского языка: Хрестоматия, ч. 4. – Новосибирск, 2005. – С. 76 – 82.
5. Соловейчик М.С. Анализ и оценка сочинения («Мой город», VIII класс) // Методика преподавания русского языка: Хрестоматия, ч. 4. – Новосибирск, 2005. - С. 82 – 98.
6. Сулименко Н.Е. О критериях однотипности речевых недочетов // Методика преподавания русского языка: Хрестоматия. Ч. V. – Новосибирск, 2005. - С. 26-32.
7. Талалаева Л.Ф. Первая отметка за сочинение (опыт анализа некоторых сторон проверки и оценки учителями письменных работ детей) // Методика преподавания русского языка: Хрестоматия, ч. 4. – Новосибирск, 2005. С. 98 – 109.
8. Чижова Т.И. Об организации работы по исправлению содержательной и речевой стороны высказывания (урок анализа изложения в V классе) // Методика преподавания русского языка: Хрестоматия, ч. 4. – Новосибирск, 2005. - С. 109 - 117.
9. Арефьева С.А. Проверка сочинений учащихся // Методика преподавания русского языка: Хрестоматия, ч. 4. – Новосибирск, 2005. - С. 117 - 122.