Тема: Виды упражнений по русскому языку. Диктанты

1. Изучите виды упражнений по русскому языку по монографии «Как научить всех и каждого» (кроме тех, что связаны с развитием связной речи) – §8 гл. 1, с. 77-78, 80-82.

2. Изучите виды диктантов и списываний, методику их проведения.

3. Подготовьте два диктанта, с методикой которых Вы были мало знакомы: подберите текст, определите класс и цель проведения, продумайте и запишите инструкции для учащихся, определите способы проверки в классе написанного диктанта. Обратите внимание, что Вы должны хорошо знать назначение (задачи), методику проведения и проверки каждого из видов диктантов.

Литература основная

Зайдман И.Н., Ефремова О.А. Как научить всех и каждого: Учебно-познавательная деятельность на основе индивидуализации и дифференциации: практико-ориентированная монография. – Новосибирск, 2010.

Литературадополнительная

1. Как составить опорный конспект // Зайдман И.Н. Психология обучения языкам. – Новосибирск, 2007. С. 111- 119, 134-138.

2. Двуполушарный подход к обучению в начальной школе // Зайдман И.Н., Алехова Ю.Ю., Ефремова О.А. Инновационные технологии и модели обучения. – Новосибирск, 2009. С. 108-115.

Тема: Методика изучения орфографии. Проверка диктантов и текущих работ

1. Изучите теорию, посвященную методике изучения орфографии.

2. Проанализируйте материал одного из параграфов по орфографии в любом школьном учебнике: как обеспечены задачи изучения раздела, какие принципы лингвистики и методики реализуются в теоретическим и практическом материале, какие виды заданий и упражнений имеются; предложите пути совершенствования материала учебника.

2. Прочитайте статью А.А. Тиханова, определите сильные стороны его методики и то, что Вы не принимаете, свою позицию аргументируйте.

3. Законспектируйте «Нормы оценки знаний, умений и навыков по русскому языку», касающиеся диктантов, словарных диктантов и текстовых контрольных работ. Особое внимание обратите на негрубые и однотипные ошибки.

4. Изучите материал о работе над ошибками, индивидуальном учете ошибок, способах их исправления. Определите, какими способами можно осуществлять индивидуальный учет ошибок учащихся и продуктивно организовывать работу над ошибками (пособие 1, с. 27-37)

5. Проверьте диктант «среднего» и «слабого» ученика, определите причины их затруднений.

Литератураосновная

1. Баранник, А. С. Практикум по русскому языку : учебно-методический комплекс по специальностям: русский язык и литература, издательское дело и редактирование, журналистика. Ч. 1 : Орфография / А. С. Баранник, Е. В. Евдокимова, М. А. Григорьева ; Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т филологии, массовой информации и психологии. - Новосибирск : НГПУ, 2009. – С. 27-37.

2. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку // Методика преподавания русского языка: Хрестоматия. Ч. 5. – Новосибирск, 2005. – С. 3-7.

3. Тиханов А.А. Орфография... это очень трудно? // Методика преподавания русского языка: Хрестоматия. Часть 3. – Новосибирск, 2005. С. 39-49.

Литературадополнительная

1. Булохов В.Я. Повышение грамотности учащихся на основе развития оперативной речевой памяти // Методика преподавания русского языка: Хрестоматия. Часть 3. – Новосибирск, 2005. С. 34-35.

2.Напольнова Т.В. Усвоение орфографии в процессе активной познавательной деятельности учащихся (на материале повторения в начале года в V классе) // Методика преподавания русского языка: Хрестоматия. Часть 3. – Новосибирск, 2005. С. 36-38.

3.Разумовская, М.М. Основные направления в обучении орфографии // Методика преподавания русского языка: Хрестоматия. Часть 3. – Новосибирск, 2005. С. 33-34.

Тема: Методы обучения русскому языку

1. Изучите теорию по теме.

2. Изучите статью И.Я. Лернера, посвященную теме «методы обучения».

3. Разработайте фрагмент урока изучения нового материала одним из проблемных методов по теме «Буквы О/Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных» (6 кл., орфограмма №37 по учебн. под ред. Н.М. Шанского): оформите «шапку» конспекта урока, в том числе сформулируйте конкретные цели (задачи) этапа изучения нового; подберите дидактический материал; сформулируйте вопросы / задания, запишите речь учителя и предполагаемые ответы учащихся; укажите все стадии изучения нового и время на них.

Подсказка: посмотрите близкий / аналогичный материал в 5, 6 классе.

Литература

Лернер, И.Я. Система методов обучения (дидактический аспект) / И.Я. Лернер //Методика преподавания русского языка: Хрестоматия. Ч. 1. – Новосибирск, 2005. С. 9-16.

Наши рекомендации