Психолого-педагогическая характеристика девиаций в поведении несовершеннолетних

Наша экспериментальная работа и психолого-педагогические исследования показали, что у подростков с отклоняющимся по­ведением преобладает общественно-отрицательная, эгоистиче­ская направленность, определяющая соответствующую жизненную позицию: склонность к развлечениям, праздному образу жизни, погоне за удовольствиями. По данным одних исследователей, более 73% несовершеннолетних курят, 59% употребляют спирт­ные напитки, 10% употребляют наркотики. У подростков-право­нарушителей существенно деформированы духовные, познава­тельные и эстетические потребности. У них отсутствует интерес к знаниям, к учебной деятельности (у 45%), они бесцельно про­водят свободное время, не занимаются общественно полезной деятельностью (73%). В силу неразвитости познавательных инте­ресов и отрицательного отношения к школе у данной категории подростков довольного низок уровень нравственно-правовой куль­туры.

При выяснении объема и характера правовых знаний несовершенно­летних была предложена анкета учащимся школ, воспитанникам реаби­литационного центра, учащимся ПТУ и ВТК, в которой задавались во­просы на знание отдельных правовых норм, характеристик тех или иных противоправных деяний. На вопрос: «Как вы думаете, что такое преступ­ление?» - абсолютное большинство педагогически запущенных подрост­ков выбрало ответ, что «это необдуманное действие» (50,7% воспитанни­ков ВТК; 47,8% учащихся, состоящих на учете в ИДИ; 38,5% учащихся ПТУ), и только 27% обычных школьников указали, что «это обществен­но опасное деяние, совершенное вменяемым лицом в возрасте уголовной ответственности». На просьбу дать характеристику мелкому хулиганству приоритетным в выборе характеристик у воспитанников ВТК оказалось приставание к прохожим на улице», у учащихся ПТУ - «порча государ­ственного имущества (поломал стул, стол, разбил окно)», у подростков, состоящих на учете в ИДН, - «грубость в транспорте, нецензурные вы­ражения», у обычных школьников - «шум в ночное время суток». На вопрос: «Можно ли жить в нашей стране, не нарушая закона?» - в отве­тах четко прослеживается правовой нигилизм. Отрицательный ответ дали 73,2% воспитанников ВТК, 65,4% учащихся ПТУ, 61,5% подрост­ков, состоящих на учете в ИДН, и около 5% обычных школьников.

Не менее своеобразны ответы на вопросы, определяющие отношение подростков к современному законодательству и нарушению правовых норм. Отношение к нецензурной брани, употреблению спиртных напитков, бродяжничеству, мелким хищениям у половины опрошенных подростков с девиантным поведением безразлично, а если оно было связано с оценкой поступка товарищей или близких людей, то выбирался ответ «в зависи­мости от обстоятельств».

В юридической и специальной психолого-педагогической ли­тературе, анализирующей правосознание подростков с девиант­ным поведением, выделяются следующие его особенности.

Во-первых, это мнимая осведомленность в уголовном зако­нодательстве. Столкнувшись с отдельными статьями уголовного кодекса, определяющими характер их конкретного правонаруше­ния, у подростков складывается впечатление, что они знают не только номер статьи, но и ее суть. Но правовая практика и резуль­таты исследований показывают ограниченность этих знаний, отсут­ствие четкости представлений о правовых нормах.

Во-вторых, подростки испытывают затруднения в сопостав­лении своего поведения и требований закона. Они склонны рас­сматривать свой поступок как невинную шалость, как неосторож­ное действие, а не как правонарушение или преступление.

В-третьих, несовершеннолетние подростки не умеют при­менять правовые знания в конкретной ситуации. Если им предла­гается найти юридически правильное решение в конфликтной ситуации и обосновать его, то они не в состоянии этого сделать, поскольку правовые знания у них, как правило, скудны, а практи­ка их применения ограничена.

В-четвертых, при оценке или характеристике того или иного противоправного поступка подростки руководствуются не нормой закона, а мотивом действия. Если, например, деньги «взяты» для того, чтобы кому-то помочь, а не бесцельно потраче­ны, то они здесь не видят состава преступления.

В-пятых, наблюдается зависимость правосознания несовер­шеннолетних от влияния взрослых и более авторитетных для них людей или воздействия мнения группы. Чтобы не показаться тру­сом, не уронить авторитет в глазах сверстников, подростки совер­шают противоправные действия или принимают решение об их совершении.

Необходимо отметить у подростков с отклоняющимся поведе­нием нарушения в эмоционально-волевой сфере личности. Для них характерны неуравновешенность, вспыльчивость, импульсивность (более 30% подростков), частая смена настроения, эмоциональная неустойчивость. Неустойчивость эмоциональной сферы, неста­бильность характера влияют на взаимоотношения в классном кол­лективе со сверстниками, со взрослыми, приводят к частым конф­ликтам.

В среднем каждый обычный подросток в течение недели от случая к случаю вступает в конфликт в 30,5% случаев, учащиеся ПТУ - в 45% случаев, подростки - правонарушители и несовершеннолетние преступни­ки соответственно в 60,8 и 76,9% случаев. Причинами конфликта стано­вятся у обычных школьников непонимание со стороны сверстников (23,1%), у учащихся ПТУ - желание выделиться (30,8%), у подростков-правонарушителей - желание доказать, что «я тоже человек» (37,8%). Конфликты происходят, как правило, с различными категориями людей.

Среди мотивов антиобщественного поведения подростков поч­ти половина совершаемых правонарушений связана с удовлетво­рением примитивных, в том числе аномальных для подросткового возраста, потребностей (спиртное, табачные изделия). Часть под­ростков (до 20%) совершают правонарушения из стремления по­знать новое, испытать неизведанное, другая часть - из озорства, от нечего делать (11%). Около четверти процентов правонаруше­ний совершается из желания самоутвердиться среди сверстников. Таким образом, отклоняющееся поведение подростков -довольно емкое и содержательное понятие, включающее девиации в пове­дении, начиная от элементарных, простых нарушений порядка (мотивы могут быть самыми разными) до совершения серьезных проступков, граничащих с нарушением законодательства. В пси­холого-педагогической литературе и практике школы к подрост­кам с отклоняющимся поведением относят всех психически здо­ровых детей (с отклонениями в пределах нормы), но имеющих проблемы (задержки, отставания) в нравственном, умственном, эмоционально-волевом развитии вследствие недостатков и про­счетов воспитания (семейного или общественного), неблагопри­ятной ситуации развития в тот или иной период онтогенеза и в силу этого не поддающихся обычным мерам педагогического воздействия.

В силу этого, говоря об отклоняющемся поведении несовершен­нолетних подростков, мы будем иметь в виду ту группу детей, ко­торая входит в разряд трудновоспитуемых, педагогически и соци­ально запущенных подростков, и определенную часть подростков-правонарушителей.

Само слово трудновоспитуемость указывает на затруднения в воспитании, формировании личности ребенка, на его неспособ­ность или нежелание усваивать педагогические воздействия и ак­тивно на них реагировать. Трудновоспитуемый ребенок – это прежде всего тот, кто оказывает активное сопротивление воспи­танию, выражает неуважение, недоверие к педагогу, проявляет

негативизм к педпроцессу, провоцирует и создает предпосылки для конфликтных ситуаций. Трудновоспитуемость может прояв­ляться как результат возрастного кризиса развития ребенка, не­умения найти индивидуальный подход к нему или как следствие дефекта психического и социального развития, а также педагоги­ческих ошибок, особенно при проявлении самостоятельности ре­бенка.

При отсутствии полноценной и своевременной коррекционно-педагогической работы у ребенка возникает состояние педагоги­ческой запущенности, и сфера проявления его трудновоспитуемости расширяется.

Педагогически запущенный- это такой ребенок, уровень невос­питанности которого выражается в несформированности важ­нейших социальных качеств личности, актуальных для соответст­вующего возраста. Черты и качества педагогически запущенного школьника обусловливают его неадекватные реакции на педаго­гические воздействия в силу недостаточного развития воли, чувств. Для данной категории детей характерны хроническое от­ставание по ряду учебных предметов, интенсивное сопротивление педагогическим воздействиям, негативное отношение к учебе, различные асоциальные проявления (пропуски уроков, конфлик­ты с одноклассниками и учителями, приобретение вредных при­вычек и др.).

Педагогическая запущенность может быть не только следстви­ем, но и истоком трудновоспитуемости, усиливающим ее и при­водящим подростка к социальной запущенности и правонаруше­ниям.

Социально запущенные дети и подростки - это трудновоспитуе­мые и педагогически запущенные несовершеннолетние, у которых отсутствуют профессиональная направленность, полезные навыки и умения, резко сужена сфера социальных интересов. Для них ха­рактерно глубокое отчуждение от семьи и школы, а их формиро­вание и социальное развитие происходят под влиянием асоциаль­ных подростков и их групп, им присущи серьезные социальные отклонения (бродяжничество, наркомания, алкоголизм, правона­рушения, аморальное поведение и др.).

Таким образом, социальная и педагогическая запущенность тес­но взаимосвязаны с трудновоспитуемостью, взаимодополняют и углубляют друг друга, при определенных условиях ведут к право­нарушениям. Поэтому их предупреждение и ликвидация требуют комплексных социально-психологических и коррекционно-педа-гогических мер, взвешенного научного подхода и продуманных мер педагогического воздействия, опирающихся на знание приро­ды, условий и причин этого асоциального явления.

Наши рекомендации