Психолого-педагогическая характеристика

ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

1. Общие сведения об ученике:

Ф.И.О. ученика __________________________________________________________

Школа, класс____________________________________________________________

Дата рождения___________________________________________________________

Адрес проживание ребенка ________________________________________________

2. Здоровье (состояние здоровья):

а) Физическое развитие, особенности развития психомоторики;

б) Особенные недостатки, заболевания.

3. Семья (на основе изучения паспорта семьи):

а) Состав семьи (члены семьи, проживающие вместе с учеником, год рождения, образование, профессия, занимаемая должность, интересы:

- отец;

- мать;

- наличие братьев, сестер, бабушек, дедушек:

б) Жилищные и бытовые условия, какие условия имеет ученик в квартире, (отдельная комната, угол, отдельный стол, нет постоянного места для занятий и т.д., имеется ли дома библиотека).

в) Материальная обеспеченность семьи.

г) Особенности семейного воспитания:

- характер и особенности внутрисемейных взаимоотношений с учеником, отношение родителей к жизни, учебе ребенка, занятия ребенком,

- основная линия семейного воспитания (слепое обожание, заботливость, дружба, доверие, равноправие, отчужденность, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтрольность и т.д).

4. Учебная деятельность:

а) Успеваемость:

- преобладающие отметки, одинаково или неодинаково успевает по разным предметам;

- успеваемость по отдельным предметам.

б) Общее умственное развитие:

- кругозор, начитанность;

- развитие речи;

- образованность и эмоциональности речи;

- запас слов;

- умение выразить свою мысль устно и письменно.

в) Характеристика познавательных способностей:

- особенности восприятия учебного материала (осмысленность и быстрота восприятия);

- особенности внимания (степень развития произвольного внимания, его объем, сосредоточенность, устойчивость, переключаемость, способность к распределению;

- особенности развития мышления (отличает ли существенные и несущественные признаки предметов и явлений, умение сравнивать, анализировать, обобщать и самостоятельно делать выводы; быстро ли находит пути решения);

- уровень развития памяти (слуховой, зрительный, моторно-двигательной, владение приемами активного, преднамеренного и осмысленного запоминания, быстрота и прочность запоминания, легкость воспроизведение учебного материала, индивидуальные особенности памяти);

- особенности воображения (преобладающий вид воображения, богатство воссоздающего и творческого воображения в различных видах учебной деятельности).

г) Способность к учению:

- проявление самостоятельности в учебной работе;

- отношение к учению (познавательные интересы, проявление интереса к отдельным учебным предметам, отношение к отметкам, к похвале или порицанию учителей и родителе, основной мотив учения);

- умение учиться (соблюдение режима дня, умение спланировать выполнение всей учебной деятельности, организованность, аккуратность и дисциплинированность в выполнении учебной работы, умение самостоятельно работать с книгой, владение приемами самоконтроля за учебной деятельностью, способность видеть и анализировать собственные пробелы и ошибки и т.д).

5. Взаимоотношение с коллективом и отношение к школе:

- положение среди одноклассников (пользуется ли любовью, авторитетом, лидер, популярный, изолированный, отверженный, какую роль выполняет в коллективном труде, учебе, играх со сверстниками: инициатор, организатор, исполнитель, созерцатель и т.п.);

-отношение к одноклассникам(с кем дружит на чем основана дружба, близкие друзья, бывают ли конфликты с ними, их причины, стремиться ли воздействовать на товарища, воспитать их);

-доволен ли положением в коллективе и какое положение хотел бы занять;

- отношение к мнению, требованиям и критериям замечаниям товарищей (благожелательное, серьезное, равнодушное, враждебное и др.);

-отношение к школе (дорожит ли пребыванием в школе, что особенно ценит в ней);

-отношение к учителям (есть ли контакт, любит и уважает ли их);

-вступает ли в конфликтные отношения с учителями, с кем именно и как часто.

6. Отношение к общественной деятельности:

- отношение к коллективной жизни класса;

- наличие общественных поручений и их выполнение (с удовольствием, удовлетворительно, плохо, не выполняет);

- участие в совместной с одноклассниками деятельности, проявление в ней активности и инициативности.

7. Отношение к труду:

- любит ли трудиться или относиться к труду пренебрежительно;

- заинтересованность в труде (что именно привлекает в труде; сам процесс или результат, или овладение трудовыми навыками);

- какими трудовыми умениями и навыками владеет, легко ли их приобретает;

- организованность и дисциплинированность в труде;

- есть ли привычки к длительным трудовым усилиям;

- предпочитаемые виды труда;

- трудовые поручение в школе и дома.

8. Дисциплинированность и характеристика поведения:

- общая характеристика поведение в школе и дома (ведет себя спокойно и сдержанно или проявляет излишнюю подвижность и непоседливость);

- соблюдение режима дня (соблюдает, нарушает намеренно, не успевает уложиться в определенный срок времени и т.п.);

- выполнение требований учителей и родителей (выполняет охотно или по принуждению, часто ли отказывается выполнять их и как именно);

- наиболее типичные нарушения дисциплины.

9. Особенности характеристики и темперамента:

- выраженные особенности и тип темперамента (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик, в эмоциональной сфере, работоспособности и общительности);

- ярко выраженные положительные черты характера по отношению к людям и самому себе (внимательность к людям, чуткость, доброта, уважение к старшим, скромность, коллективизм, взаимопомощь, искренность, честность, добросовестность, организованность и др.);

- ярко выраженные отрицательные качества (эгоизм, индивидуализм, зазнайство, грубость, высокомерие, легкомысленность, беспечность, лживость, жесткость, вредные привычки: курит, сквернословит, дерется, портит вещи и др.);

- волевые черты характера (настойчивость, самостоятельность, упрямство, внушаемость и т.д.);

- характер общительности (отсутствие, избирательная, большая и т.п.);

- преобладающее настроение (веселое, грустное, подавленное, его устойчивость, смены, чем вызваны);

- навыки самовоспитания (какие качества стремиться воспитать в себе).

10. Направленность и способности:

- потребности и интересы (разнообразие, глубина, интерес к какой-либо области знаний, науки, деятельности);

-читательские интересы (художественная литература, научно-популярная, развлекательная и т.д., читает периодическую печать, книги, журналы, какие именно);

- телевизионные интересы (что больше всего смотрит, какие передачи любит);

- компьютер (чем увлекается: играми, интернетом, составляет ли программы, свои сайты);

- убеждения, мечты, мысли о будущем;

- наличие способности к какому либо виду деятельности, их проявление (к музыке, рисованию, спорту, артистические способности и т.д).

11. Профессиональная направленность (для старшеклассников):

- какими профессиями увлекается;

- имеет ли профессиональное намерение;

-имеет ли достаточно полное и верное представление о будущей профессии;

- осведомлен ли о требованиях избранной профессии к человеку;

- какому виду профессии имеет склонность (человек-человек, человек-природа, человек-техника, человек-художественный образ);

- какому типу деятельности имеет склонность (познавательному, изыскательному, преобразующему);

- одобряют ли родители профессиональные намерения ученика;

12. Общие психолого-педагогические выводы:

- основные достоинства и недостатки ученика;

- причины имеющие отклонения в поведении (внутренние и внешние, условия семейного воспитания, болезни, отсутствие определенных способностей, навыков работы и т.д.);

- определенные важнейших психолого-педагогических задач, стоящих перед учителем;

- пути и методы устранения препятствий и оказание психолого-педагогической поддержки;

- основные направления коррекционной и воспитательной работы по дальнейшему формированию и развитию личности ученика.

Примечание: Материалы по изучению личности учащегося накапливаются в процессе осуществления комплекса диагностических методов: наблюдения за поведением и деятельности ученика на уроках, во время проведения воспитательных мероприятий, в результате бесед, изучении семьи ученика, изучения деятельности учащегося и др. Эти материалы систематический должны фиксироваться в специальной папке. На основании диагностических материалов составляется психолого-педагогическая характеристика. Без таких материалов характеристика не оценивается, а задание педагогической практики считается не выполненным.

Приложение 4

Наши рекомендации