Тенденции семейного воспитания в современном обществе. Взаимосвязь школы и семьи в воспитании личности.

емейное воспитание — педагогика будней, педагогика каждого дня, которая в повседневной жизни совершает великое таинство — формирование личности человека [5].
Цель семейного воспитания — формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути [5]. Развитие творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей — все это зависит от семьи. Это составляет задачи семейного воспитания.
Ученые констатируют, что современные молодые родители не умеют воспитывать своих собственных детей. От этого страдают и дети, и их родители, и учителя. Причин к тому много. По мнению А.П. Ситник, к таким причинам относятся:
1. Односторонность или малодетность семьи в городских условиях уже во многих поколениях, особенно на протяжении последних пятидесяти лет. Это значит, что воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по уходу за своими братьями и сестрами и их воспитанию, что было характерно в условиях многодетной семьи.
2. В молодых семьях имеются возможности жить отдельно от родителей, от старшего поколения. Это лишает молодые семьи возможности воспользоваться знаниями и опытом старших в вопросах воспитания детей.
3. Основательно утрачены традиции народной педагогики, по законам которой считалось, что воспитывать ребенка надо, пока он еще маленький и «лежит поперек, а не вдоль лавки».
4. Вследствие происходящей урбанизации общества усилилась анонимность общения детей и взрослого населения.
5. Возрастающие социально-экономические трудности осложняют семейное воспитание.
6. Гипертрофированная политизация общества [6].
Из вышеназванного перечня причин следует, что в современных семьях стоит проблема воспитания подрастающего поколения. Это означает, что школьные педагоги должны быть заинтересованы в оказании помощи молодым родителям по содержанию и организации воспитания детей в семье, в педагогическом просвещении родителей, установлении между ОУч, родителями и педагогами тесных взаимоотношений.

Взаимодействие семьи и школы в воспитании ребенка При всей своей важности и незаменимости семейное воспитание не рассматри- вается в качестве единственного, автономного фактора формирования личности. Характер и интенсивность семейного воспитания изменяются в различные перио- ды жизни человека: в дошкольном детстве семья, как было показано выше, играет исключительно важную роль в развитии и воспитании ребенка; в младшем школь- ном возрасте семья, доминируя в удовлетворении материальных, эмоциональных, коммуникативных потребностей ребенка, уступает школе приоритет в развитии по- знавательной сферы; в период отрочества и юности влияние семьи сохраняется в развитии самопознания, личностного, социального и профессионального самоопре- деления. Эффективность семейного воспитания возрастает, если оно дополняется воспи- К Кафедра Педагогики Начало Содержание J I JJ II Страница 498 из 1414 Назад На весь экран Закрыть Каждое из указанных направлений реализуется через систему форм и видов де- ятельности (табл. 33). Таблица 33. Содержание и формы взаимодействия учреждения образования и семьи в воспитании учащихся Психолого- педагогическое просвещение родителей Вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс Участие родителей в управлении учреждением образования «Родительские университе- ты». Лекции, семинары, практи- кумы. Конференции. Открытые уроки и вне- классные мероприятия. Индивидуальные и темати- ческие консультации. Творческие группы, группы по интересам. Родительские собрания. Тренинги Дни творчества детей и ро- дителей, совместные твор- ческие дела. Открытые уроки и вне- классные мероприятия. Организация кружков, сек- ций, клубов. Помощь в организации и проведении внеклассных дел. Помощь в укреплении мате- риально-технической базы класса и школы. Шефская помощь трудным подросткам, неблагополуч- ным семьям. Родительский патруль во время проведения дискотек и вечеров отдыха Участие в работе родитель- ского комитета и его комис- сий. Участие в работе совета учреждения образования. Участие в работе обще- ственного совета содействия семье и школе Кафедра Педагогики Начало Содержание J I JJ II Страница 499 из 1414 Назад На весь экран Закрыть Охарактеризуем кратко наиболее распространенные в педагогической практике групповые и индивидуальные формы работы классного руководителя и школы с родителями. Основной из них является родительское собрание – такая форма ра- боты с родителями, в ходе которой обсуждаются задачи воспитательной работы, ее планирование, намечаются пути сотрудничества семьи и школы, анализируются и подводятся итоги работы. Классные родительские собрания проводятся не реже, чем раз в четверть. Они посвящены обычно решению актуальных педагогических проблем. Виды родительских собраний разнообразны: организационные, тематиче- ские, итоговые и другие. Тематика собраний составляется классным руководителем и обсуждается родительским комитетом. Главными показателями эффективности родительских собраний являются: активное участие в них родителей, атмосфера заинтересованного обсуждения поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации. Лекция – форма психолого-педагогического просвещения родителей, в ходе ко- торой раскрывается сущность той или иной проблемы обучения или воспитания, описываются закономерности психического и физического развития ребенка, анали- зируется опыт семейного воспитания и т.д. Важно, чтобы тематика лекций была раз- нообразной, интересной и актуальной для родителей. Конференция также является формой педагогического просвещения. Она предусматривает расширение, углубле- ние и закрепление знаний родителей о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конфе- ренциями отцов или матерей. Проводятся обычно раз в год и предполагают выступ- ление по определенной теме не только педагогов, но и самих родителей. Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей и составления про- блемных вопросов, касающихся воспитания детей. На вопросы родителей отвечают педагоги и другие приглашенные специалисты. Практикум – это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций. В ходе практикума родителям предлагает- Кафедра Педагогики Начало Содержание J I JJ II Страница 500 из 1414 Назад На весь экран Закрыть ся, например, найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может возникнуть во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы. Открытые уроки (внеклассные мероприятия) организуются с целью ознаком- ления родителей с учебными программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителей. Они дают возможность родителям лучше узнать своих де- тей, наблюдая за их деятельностью. Индивидуальные (тематические) консультации – одна из форм межличностного взаимодействия педагога с родителями, в процессе которой, родители получают реальное представление об учебной деятельности и по- ведении ребенка в школе, а педагог – необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем ученика. Эффективной формой индивидуальной работы классного руководителя с роди- телями является посещение семьи, которое осуществляется обязательно по пригла- шению. Педагог знакомится с условиями жизни ученика, информирует родителей об успехах ребенка, беседует с ними о его характере, интересах и т.п., дает советы и рекомендации родителям по воспитанию ребенка. Иногда классный руководитель прибегает к переписке с родителями как к письменной форме их информирования об успехах детей, извещения о предстоящей деятельности в школе, поздравления с праздниками и др. Педагогические поручения предполагают непосредственную работу родителей с учащимися класса, например, руководство кружком по интересам, содействие в проведении экскурсий, спортивных мероприятий, участие в решении хозяйствен- ных и других вопросов. Классный родительский комитет является одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее инициативных родите- лей. Совместно с классным руководителем и под его руководством родительский комитет планирует, осуществляет, анализирует работу по педагогическому просве- щению родителей, их вовлечению в учебно-воспитательный процесс и в управление учреждением образования.





Наши рекомендации