Идеи всестороннего и гармоничного развития личности в истории педагогики
Идея всестороннего и гармоничного развития личности всегда была присуща человечеству.
Гармония - это оптимальная статическая и динамическая согласованность частей, характеристик целого предмета и оптимальная соотнесенность предмета с окружающим внешним миром. Синонимами ей в какой-то степени служат понятия "равновесие", "упорядоченность", "сбалансированность", "пропорциональность", "соразмерность", "соотношение", "сочетание", "согласие" и др. Принцип мировой гармонии известен с древнейших времен: гармония как единство в многообразии у Аристотеля, принцип Инь-Ян в Древнем Китае, принцип срединного пути или “золотой середины” в Древней Индии[1].
Уже в наиболее развитых государствах Древнего мира – Китае, Индии, Египте, Греции – были предприняты серьезные попытки обобщения теоретических начал воспитания и образования. Все знания о природе, о человеке, обществе аккумулировались тогда в философии; в ней же были сделаны первые попытки обобщения. Колыбелью европейских систем воспитания и образования стала Древняя Греция.
Идеологами гармоничного развития личности были крупные древнегреческие мыслители Сократ – (469 – 399 гг. до н.э.), его ученик Платон (427 – 347 гг. до н.э ), Аристотель (384 – 322 гг. до н. э ), в трудах которых глубоко разработаны важнейшие идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием всесторонне развитой личности.
Платон проповедовал идеал сильного, но обязательно простого человека, в котором душевные способности не дифференцированы настолько, чтобы противоречить одна другой, и не настолько изолированы от внешнего мира, чтобы противостоять ему эгоистически.
Гармония человеческой личности, человеческого общества и всей окружающей человека природы — вот постоянный и неизменный идеал Платона в течение всего творческого пути.
В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых носили религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой.
Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов, провозгласивших своим лозунгом античное изречение: "Я – человек, и ничто человеческое мне не чуждо". В их числе голландец Эразм Роттердамский (1466 – 1536), французы Франсуа Рабле (1494 – 1553) и Мишель Монтень (1533 – 1592).
Они критиковали механическую зубрёжку, процветавшую в обучении, выступали за гуманное отношение к детям, за освобождение личности от оков угнетения.
Оформление педагогики как самостоятельной научной дисциплины большинство исследователей связывает с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Сформулированные им принципы, методы, формы организации учебной работы с детьми и нравственного воспитания стали неотъемлемыми элементами последующих научно-педагогических систем[2].
Я. А. Коменский, автор труда "Великая дидактика", требовал чтобы обучение исходило из чувственных восприятии, физического и нравственного воспитания. Я.А Коменский был убежден в могучей силе воспитания и считал, что нет таких детей, которых нельзя было бы воспитать. Он разработал все основные вопросы организации учебной работы, явился основоположником классно-урочной системы обучения "Слух необходимо соединять со зрением и слово – с деятельностью руки." Необходимо учить "на основании доказательств посредством внешних чувств и разума." Его труды оказали огромное влияние на педагогическую мысль и школьную практику во всех странах мира.
Я. А. Коменский разоблачил господствовавший на протяжении многих столетий догматизм и показал, как схоластическая школа убивала в молодежи всякую творческую способность и закрывала ей путь к прогрессу.
Я. А. Коменский считает главным условием успешного обучения постижение сущности предметов и явлений, их понимание учащимися: «Правильно обучать юношество - это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит - раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки (знания)».
Воспитание активности и самостоятельности Я. А. Коменский считает важнейшей задачей: «Чтобы все делалось посредством теории, практики и применения, и притом так, чтобы каждый ученик изучал сам, собственными чувствами, пробовал все произносить и делать и начинал все применять. У своих учеников я всегда развиваю самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике и в применении, как единственную основу для достижения прочного знания, добродетели, и наконец, блаженства».