Принцип всестороннего гармонического развития личности

Этот принцип отражает гуманистическую направленность раз­вития и использования физической культуры в нашем обществе на всесторонне гармоническое развитие советского человека. Его содержание раскрывают следующие положения.

1. Физическая культура развивается и используется нашим обществом "как один из важных факторов коммунистического воспитания советских людей. Она является прежде всего факто­ром их всестороннего физического развития и разносторонней фи­зической подготовки. В процессе физкультурной деятельности между людьми складываются определенные общественные отно­шения, способствующие формированию коммунистических норм поведения, нравственных черт личности советского человека.

и эстетическому воспитанию при этом следует уделять нЬа|£р^вд|рдгуу@эд|£т1анию и самовос-

Физическая культура может оказывать разностороннее воз­действие на человека, проявляющееся в результате активной деятельности людей по нравственному, трудовому, умственному

и еамовосшндяинг
БГОИФК


Особое внимание

питанию. Нравственное воспитание определяет направленность использования результатов всего воспитания. Отсюда вытекает первое требование принципа всестороннего гармонического раз­вития личности: используя физическую культуру, соблюдать един­ство всех сторон коммунистического воспитания при ведущей ро­ли нравственного воспитания.

2. Для всестороннего физического развития человека, поддер­
жания высокого уровня его физической подготовленности в те­
чение жизни большое значение имеет последовательность реше­
ния воспитательных и образовательных задач.

Задачи укрепления здоровья, совершенствования телосложе­ния, закаливания организма, физической рекреации и ряд других необходимо решать в течение всей жизни человека. Задачи обу­чения движениям и воспитания отдельных физических качеств решаются с учетом возрастных периодов.

Задачи спортивной подготовки связаны с максимальным проявлением и развитием физических и психических возможно­стей, доведением двигательных навыков до совершенства. Они могут решаться только в определенные для каждого вида спорта периоды жизни человека. Задачи физической подготовки к про­фессиональной деятельности решаются в основном после выбора профессии. Чаще всего это происходит в период обучения в про­фессиональной школе, в средних или высших специальных учеб­ных заведениях.

Нарушение определенной последовательности решаемых задач и различных форм физической культуры в онтогенезе может при­вести к ухудшению физического состояния человека. Отсюда вы­текает второе требование принципа всестороннего гармонического развития личности: обеспечивать непрерывное использование раз­личных форм физической культуры в течение всей жизни челове­ка с учетом пола, возраста, трудовой деятельности и других фак­торов.

3. Различные виды деятельности человека в определенной ме­
ре специализированы. Они предъявляют неодинаковые требования
к отдельным органам и системам организма. Поэтому, чтобы фи­
зически подготовить человека к определенному виду деятельности,
применяются средства, повышающие функциональные возможно­
сти тех органов и систем, от которых зависит ее результат. На
первых порах они дают заметный прирост результат*. Однако в
дальнейшем прирост начинает уменьшаться. Если одни и те же
средства использовать достаточно долго, то прирост результатов
прекращается. Дальнейшее его повышение достигается после при­
менения средств общей физической подготовки. Отсюда вытекает
третье требование принципа всестороннего гармонического разви­
тия личности: решать задачи общей и специальной физической
подготовки в единстве.

2.2.2. Принцип связи физической культуры
с трудовой и оборонной деятельностью
советских людей /

Этот принцип отражает прикладную функцию физической культуры в обществе, которая обеспечивает подготовку человека к труду и защите Родины. Прикладная функция физической куль­туры в наибольшей мере проявляется в специальных учебных заведениях, в научной организации труда, служебной деятель­ности и при организации свободного времени. Содержание этого принципа раскрывают следующие положения.

1VB процессе занятий физической культурой в организме происходят изменения, которые могут повлиять на труд, учебу и другие виды деятельности человека. В зависимости от того, как используется физическая культура, это влияние может проявить­ся в большей или меньшей мере. Практика трудовой и оборонной деятельности требует такого использования физической культуры, которое давало бы наибольший прикладной эффект подготовки человека к труду и защите Родины. Отсюда вытекает первое требование принципа связи физической культуры с трудом и оборонной деятельностью: обеспечивать максимальный приклад­ной эффект использования физической культуры.

2. Прикладной эффект физической культуры зависит от ис­пользуемых средств. Они по своему содержанию и структуре должны быть связаны с конкретной трудовой, служебной или иной деятельностью. Поэтому второе требование принципа связи физической культуры с трудовой и оборонной деятельностью со- , ветских людей следующее: для повышения прикладности физиче-' ской культуры следует отдавать предпочтение тем ее средствам, которые в большей мере по участию ведущих мышц, мышечных групп, органов, систем и по режимам их функционирования совпа­дают с трудовой или другой деятельностью. Nv

3. Прикладной эффект физической культуры нельзя ограни­чивать только повышением уровня функциональных возможно­стей отдельных органов и систем. В ряде случаев человек встре­чается с неизвестными ему условиями-, такими, как невесомость, движения повышенной сложности, управление аппаратами со мно­гими степенями свободы и др. Предвидеть заранее все многооб­разие условий, чтобы изучить прикладные навыки для всех слу­чаев жизни, практически невозможно. Более рационально создать предпосылки для освоения новых форм двигательной деятельности. К ним можно отнести прежде всего высокий уровень развития координационных способностей и физических качеств. Отсюда вытекает следующее требование рассматриваемого принципа: обеспечивая максимальный прикладной эффект физической куль­туры, создавать возможно более широкие предпосылки для осво­ения новых форм двигательной деятельности.

4. Физкультурная деятельность воздействует на сознание, физи­ческие возможности и чувства человека. Это позволяет исполь­зовать ее для формирования коммунистических норм поведения,

трудолюбия, патриотизма, интернационализма, других социально значимых черт личности советского человека. Все это расширяет прикладность физической культуры и ее общественно полезный эффект. Использовать эти особенности физической культуры — профессиональный и гражданский долг каждого физкультурного работника. Необходимо всемерно использовать возможности фи­зической культуры как средства коммунистического воспитания.

Наши рекомендации