Тема 2. Основные категории педагогики и их роль в развитии педагогической науки и практики

Сущность понятия «категория». Категориально-понятийный аппарат современной педагогики, его обновление как отражение процессов развития педагогической науки и практики.

Основные категории педагогики: воспитание, обучение, образование. Понятийный аппарат педагогики: самообучение, самовоспитание, социализация, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, педагогический процесс, образовательный процесс.

Просвещение и развитие. Соотношение основных категорий педагогики.

Проблема развития понятийно-терминологического аппарата педагогики.

Научные отрасли, внутринаучные дисциплины, разделы, научные направления, интегративные и междисциплинарные научные области, научные школы.

Тема 3. Методология педагогической науки и деятельности

Методология педагогической науки и педагогической деятельности: понятие методологии, уровни методологии (философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический) характеристика методологических подходов, реализуемых в педагогике.

Методологические принципы педагогического исследования.

Методы педагогических исследований. Критерии выбора методов исследований.

Методологическая культура педагога, ее структура и критерии оценки методологической культуры педагога.

Тема 4. Целостный педагогический процесс в общем и профессиональном образовании

Определение и основные характеристики педагогического процесса: целенаправленность,обусловленность педагогического процесса внешними и внутренними факторами, целостность, системность, организуемость, непрерывность, цикличность, межсубъектность.

Структура педагогического процесса. Основные характеристики компонентов педагогического процесса.

Основные закономерности, функции и движущие силы целостного педагогического процесса.

Проектирование педагогического процесса. Этапы проектирования: целеполагание, целеосуществление, анализ и оценка результатов.

Процессы обучения, воспитания и развития в целостном педагогическом процессе.

Тема 5. Логика практической педагогической деятельности Сущность и основные функции процесса обучения

Взаимосвязь теории и практики в педагогике. Ценностно-смысловое самоопределение педагога в профессиональной деятельности. Стратегии, цели и тактики педагогической деятельности.

Организация педагогического взаимодействия в структуре педагогического процесса. Различные формы взаимодействия субъектов педагогического процесса. Коммуникативные умения и организационные навыки педагога. Педагогические умения и развитие стиля педагогической деятельности. Социально-ролевые модели педагогической деятельности.

Индивидуальное и коллективное творчество педагогов. Позиция педагога в инновационных процессах.

Тема 6. Цели, принципы и содержание образования в современных

Условиях

Понятие целей образования в педагогике. Различные подходы к обоснованию целей образования: натуроцентричный, культурологический, социоцентричный, эзотерический и др. Социокультурная обусловленность образования, его функции.

Сущность содержания образования и его исторический характер.

Различные подходы к конструированию целей и содержания образования. Современные концепции целей и содержания образования. Принципы его структурирования.

Современная российская система образования.

Нормативные документы, регламентирующие цели и содержание современного образования. Факторы, детерминирующие содержание общего и профессионального образования. Образовательные и профессиональные стандарты как источник формирования содержания образования. Концепции и подходы к отбору содержания общего и профессионального образования: системно-деятельностный, компетентностный, проектно-целевой, личностно-ориентированный и др.

Содержания понятия «учебно-программная документация». Основная образовательная программа, учебный план, график образовательного процесса, рабочие программы учебных дисциплин.

Система образования как пространство выбора образовательного маршрута. Вариативность индивидуально-личностных маршрутов.

Наши рекомендации