Ве которых — организация внутренне-мотивированной
деятельности школьников, что совершенно невозможно реализовать в рамках одного урока.
Это становится ещё одним мощным фактором переустройства учебного процесса, когда, не ломая урочной системы, но при сформированном отношении к 45 минутам урока как к санитарно-гигиенической норме, по истечении которых необходимо сделать перерыв для отдыха, организуются блочные учебные занятия.
При этом, бесспорно, должна разрушиться традиционная схема урока, что и будет способствовать более успешному внедрению инновационных подходов к обеспечению эффективных психолого-педагогических процессов обучения. Вместо урока возникает не только новая форма, но и новый способ организации учебного процесса, который получил название«учебное занятие».
Учебное занятие — это способ организации учебного процесса в адаптивной школе, в основе которого прежде всего предусматривается наиболее благоприятный режим для организации собственной познавательной деятельности школьников.
Учебное занятие характеризуется следующими особенностями.
• Продолжительность занятия определяется учителем, исходя из конкретных условий работы, возраста детей, особенностей не только учебного предмета, но и сложности, трудоёмкости изучаемой темы для конкретного класса. Это не следует понимать, как дезорганизацию учебного процесса, стихийное (кому когда вздумается) гуляние по школе. Это означает только возможность приостановить учебный труд в случае его неподъёмной трудности для детей в данный момент и оставить время для переключения обучающихся на другие виды деятельности, а в случае необходимости организовать разгрузку уставших школьников и своевременную подготовку и настрой их на следующее занятие.
Бесспорно, что серьёзной коррекции должны быть подвергнуты прежде всего учебные занятия с учащимися начальных классах, где целесообразно применять не только сокращённые занятия но и, вполне вероятно, иную структуру учебного дня. Как мы отмечали выше, есть смысл вводить спаренные занятия, а в старших классах смелее внедрять лекционно-практическую систему обучения.
Изменение общего бюджета времени научебном занятии обязывает предусмотретьсущественное сокращение монолога учителя и увеличение времени на самостоятельную познавательную деятельность школьников.На занятии должно быть реализовано дидактическое правило«учить школьников на уроке».
С этой целью учитель до начала изучения новой темы определяет оптимальный объём (несокращаемый минимум) знаний для каждого класса, который он изложит сам, предусмотрев необходимое количество времени для его обсуждения и осмысления школьниками не дома, а в ходе учебного занятия.
Сокращение времени на объяснение нового материала должно происходить за счёт егосистематизации, отбора базовых знаний и чёткости в изложении, что требует большого опыта и полной реализации способностей педагога.
• Самостоятельная познавательная деятельность школьников может быть организована только при условии созданияблагоприятного эмоционального фона, что возможно благодаря изменениям в оценочной деятельности учителя, введению самоконтроля и самооценки учащихся, согласуемой с учителем.
• На учебном занятии должен быть обеспечен постепенный и последовательныйпереход на субъект-субъектные отношения, реальные отношения сотрудничества между учителем и учащимися, которые можно создать всовместной деятельности, основанной на внутренней мотивации, диалоговом общении. Этот процесс потребует специальной психолого-педагогической подготовки учителя.
• Новый способ организации учебного процесса потребуетизменения поведенческого стиля учителя, выполнения им мало освоенных функциймотиватора в учебном труде,координатора учебных действий школьников.
Хочется отметить, что педагогические коллективы многих учебных заведений города Твери и Тверской области проделали уже немалую работу по реорганизации начальных школ, более удобному их территориальному определению, для чего были использованы освободившиеся помещения детских садов. Проделана большая работа по интеграции усилий целого ряда школ, гимназий и лицеев с вузами по подготовке абитуриентов. Имеется и положительный опыт реорганизации учебного процесса не только на уровне организационном (введение в расписание сдвоенных уроков), но и методическом, обеспечивающем использование более эффективных способов обучения при блочном построении занятий.
Нельзя, к сожалению, сказать, что все педагогические коллективы находятся в творческом поиске. Понятно, что во многом это объясняется очень сложными экономическими условиями, в которых оказалась система образования. Вместе с тем сегодня, как никогда, требуется поддержка добрых начинаний учителей. В связи с этим обозначилась насущная необходимость специальной целенаправленной работы по осмыслению, обобщению и распространению удачных идей относительно организации учебного процесса в адаптивной школе, по стимулированию инициаторов и участников инновационных процессов.
3.5. Типовая схема учебного занятия в адаптивной школе
Предлагаем для обсуждения типовую схему учебного занятия, которая, на наш взгляд, на данном этапе реорганизации учебных заведений поможет преподава-
телю сделать наиболее эффективным процесс адаптации учебного процесса к возможностям и интересам ученика. При её составлении осмысливался и обобщался опыт общеобразовательной американской школы, некоторых европейских учебных заведений для молодёжи школьного возраста'.
Типовая схема учебного занятия включает в себя следующие основные элементы (этапы):
• проверку итогов предыдущей работы,
• презентацию нового материала,
• практику под руководством учителя,
• независимую самостоятельную практику обучаемых,
• самоконтроль и самооценку результатов работы,
• подведение итогов занятия,
• определение домашнего задания,
• специальное повторение,
• контроль за знаниями учащихся.
=> Первый этап — проверка итогов предыдущей работы.
Главная задача —установить связь между обучением учителя и учением школьников,обеспечить готовность школьников к очередному этапу работы,включить их в продуктивную обучающую деятельность.
Сложность работы учителя заключается в том, что процесс обработки новой информации учеником определяется тем, что он помнит и знает по данной проблеме. Поэтому основные вопросы, которые решает учитель на этом этапе, следующие: «Чем озабочены сейчас ученики? О чём думают? Как включаются в работу и откликаются на информацию, которая звучит в высказываниях учителя и учащихся? Насколько удалось сформировать внутреннюю готовность к освоению нового материала, каков общий уровень замоти-
' Использованы материалы учебника для американского педагогического колледжа: Anita Е. Woolfolk Education psychology. - THIRD EDITION. - 1987.
вированности класса и можно ли уже приступать к изучению нового материала?»
Основные действия учителя на этом этапе следующие:
• помощь ученикам при включении в работу: разбор нескольких вопросов на повторение;
• организация живого диалога самих школьников с целью уточнения общего уровня усвоенных знаний;
• создание проблемных ситуаций перед изучением нового материала.
Как видим, начало урока не связано с опросом в традиционном его понимании. В основе повторения — живой диалог детей, в ходе которого школьники свободно говорят, высказывают свою точку зрения, спорят. Они не боятся подвергнуться негативным санкциям, услышать отрицательное мнение.
Учитель в ходе диалога поддерживает разговор, направляет, исправляет, дополняет, но никого никогда не оценивает. Он имеет право использовать в работе с детьми толькотри типа высказываний, каждое из которыхпозитивное:
• похвалить ученика,
• направить, уточнить,
• заново рассказать ту часть материала, которая понята неправильно.
Поскольку учитель не имеет права ни на одно негативное суждение, дети не ждут от педагога неприятностей или наказаний. Они могут допускать ошибки или неточности, которые служат учителю лакмусовой бумажкой для более точного определения содержания новой порции учебного материала и способа его выстраивания. Часто в таких классах школьники проявляют желание узнать больше того, чтоим предлагает программа или учебник, а в ходе повторения они требуют от учителя дополнительных знаний.
Постараемся представить себе начало обычного урока в нашей массовой школе, вспомнить, как орга-
низуется опрос детей, и сравнить привычный способ работы с предлагаемым вариантом.
В традиционной школе, как правило, учитель сначала задаёт вопрос на повторение изученного материала. Ученик встаёт и рассказывает всё, что он знает по этому вопросу. При этом в процессе ответа он не думает, не рассуждает, он говорит только то, что от него хотят услышать. Чем ближе его ответ к рассказу учителя или тексту учебника, тем выше отметка. Затем задаётся следующий вопрос, встаёт другой ученик, та же процедура повторяется. При этом учитель специально «пробегает» глазами по классу, чтобы увидеть тех детей, которые по какой-либо причине не подготовились к уроку, и спросить их, считая, что при таком способе работы он проявляет «заботу» об уровне знаний обучаемых и стимулирует их активность при подготовке домашних заданий.
Не задумываясь о психологических последствиях своих действий, он часто вызывает совершенно противоположный эффект, который создаёт угрозу временной необучаемости детей.
Дело заключается в том, что большая часть детей класса в процессе пристрастного опроса испытывает чувство тревоги, страха, общего дискомфорта, часто находится в классе с единственной установкой — предпринять всё, чтобы избежать плохой отметки, а вместе с ней и укола по самолюбию.
Для того, чтобы у ребёнка прошло состояние тревожности, в каждом отдельном случае требуется сугубо индивидуальный режим выхода из него, который определяется временными рамкамиот нескольких часов до нескольких дней и всегда сопровождается различного рода невротическими изменениями.
Часто в классах приходится наблюдать достаточно большую группу школьников, которым абсолютно безразлично, какую отметкуим поставит учитель и поставит ли он её вообще. Индифферентное (безразличное) отношение школьников к происходящему в классе -это тоже не лучший вариант реагирования на обучение. Главное же заключается в том, что как в ситуации
тревоги, страха за допущенную ошибку, так и при безразличном или негативном отношении к учениюдети становятся необучаемыми.
Между тем сразу после 10—15-минутной поверхностной проверки домашнего задания и оценивания детей за его выполнение традиционная методика предусматривает изучение нового материала.
Советы по изменению традиционной структуры урока:
1. Из учебного процесса должна уйти схоластика, и прежде всего из первой его части, определяющей психологический настрой учащихся на последующую работу.
2. На этом этапе работы необходимо исключить поверхностное оценивание и сравнение, которые способны убить всякое желание детей быть включёнными в учебный процесс.
3. Безоценочное начало урока будет способствовать не только готовности учащихся к включению в новые познавательные процедуры, но и созданию общего позитивного доброжелательного ровного эмоционального фона в работе учителя и ученика.
4. Целесообразно использовать самое благоприятное время в начале учебного занятия для самого главного — активного включения в предстоящую познавательную деятельность всех обучающихся.
=> Второй этап — презентация нового материала.
Учительский монолог бывает необходим для введения новой темы, содержание которой не может быть освоено учащимися без помощи учителя, для ознакомления их с дополнительной информацией по изучаемому вопросу, а также для мотивации учащихся к предстоящей самостоятельной познавательной деятельности.
В монологе учителя с целью сообщения новых знаний материал должен излагаться укрупнёнными блоками, монолог обязан включать в себя базовые знания (несокращаемый минимум) и использоваться для
передачи самого значимого, самого главного из пройденного за предыдущий, причём небольшой, период времени.
В условиях данной модели обучения время на объяснение нового учебного материала ограничено необходимостью как можно быстрее переходить к самостоятельной работе школьников.
Действия учителя на этом этапе работы могут включать:
• выделение основной информации, структура которой будет служить базисом для изучения темы;
• систематизацию этого материала, оформление его в такой форме, которая поможет ученикам легче его понять и запомнить на уроке;
• поиск приёмов, способствующих активизации мысли обучающихся в процессе освоения нового материала;
• стремление при доведении информации к чёткости и простоте изложения, к использованию примеров и аналогий, применению демонстраций, показу моделей, диаграмм и пр.;
• готовность при объяснении оказать помощь тем, кто в ней нуждается;
• использование научно достоверной информации в изложении нового материала, видение и использование вариативных подходов к решению учебных проблем, что важно для поддержания авторитета учителя.
В старших классах новый материал может преподноситься в форме лекции учителя. Выделяюттри основных условия организации лекции:
1) обеспечение предварительного настроя учащихся на лекцию, для чего используют такие методы, как краткий обзор, занимательные вопросы, опыты и т.п.;
2) преподнесение материала таким образом, чтобы поддерживался интерес обучающихся в течение всего объяснения;
3) составление конспектов в конце урока для того, чтобы у учащихся возникло чувство значимости их работы и удовлетворения ею.
Слабые стороны лекции:
• скучная лекция способна породить пассивность обучающихся и погасить их интерес к теме, а часто и к предмету;
• разные ученики обычно понимают и усваивают услышанное в разном темпе, лекция же предполагает подчинение всех единому темпу, соблюдаемому лектором;
• не все учащиеся способны понять всю лекцию до конца.
=> Третий этап — практика под руководством учителя.
Практика под руководством учителя проводится с целью установления «обратной связи» и своевременного исправления ошибок в понимании нового материала школьниками (если таковые обнаруживаются).
Действия учителя:
• задаёт вопрос и приглашает учеников отреагировать на него (поднять руки, если учебный материал понят, ответить хором на поставленный вопрос, пробует индивидуальные ответы, краткие письменные работы и т.п.);
• останавливается и корректно исправляет ошибки или повторяет материал заново, если чувствует, что школьники чего-то не поняли, стремится не допускать недопонимания и неточностей;
• выясняет, есть ли необходимость проведения письменной работы, которая покажет, правильно ли понят материал.
=> Четвёртый этап — независимая самостоятельная практика обучаемых.
Независимая практика — это групповая дискуссия по изучаемой проблеме, причём не детей с учителем, а между детьми по поводу изученного материала. Педа-
гогу отводится роль «спикера», организатора обмена мнениями. Он должен уметь вести дискуссию, организуя общение детей друг с другом.
В процессе организации независимой практики педагог имеет право реализовать следующие функции:
• задать вопрос,
• переадресовать его от одного учащегося к другому,
• резюмировать с целью выделения основных вопросов темы и подведения итогов её изучения.
•