Текст – это результат мотивированной и целенаправленной речевой деятельности, реализованной в виде конкретного речевого произведения, адресованного читателю или слушателю

К обязательным признакам текста можно отнести следующие текстовые категории:

a) категория информативности, реализующаяся в формах фактуальной, тематической, концептуальной (смысловой) и жанровоспецифической информации;

b) категория связности, обнаруживающая себя во всех видах связи, обеспечивающих последовательность и взаимосвязь отдельных частей, фактов и положений в тексте;

c) категория коммуникативности, реализующаяся в многочисленных способах и средствах ориентации на интересы коммуниканта-читателя или слушателя;

d) категория целостности, понимающая под собой отнесенность текста к определенной речевой ситуации и через нее – к тому или иному конкретному типу текстов, типичные компоненты, структура и композиционные формы которых осознаются читателем или слушателем как жанровопостоянные и воспроизводимые;

e) категория отдельности, или замкнутости, определяющаяся формальными границами начала и конца текста и реализующаяся в различных видах зачинов и концовок текстов.

По степени самостоятельности тексты разделяют на:

ü первичные – текст-оригинал;

ü вторичные – тексты, созданные на основе содержания первичных (например, конспект, пересказ, аннотация, реферат и т.д.);

ü первично-вторичные – обзоры литературы, школьные сочинения, сообщения на основе различных материалов, отчеты и т.д.

По способам развертывания содержания тесты относят к моноперспективным, если основой структурной организации содержания текста является одна какая-нибудь перспектива. Полиперспективным называется текст, если основой структурной организации содержания текста являются несколько перспектив сразу. Таких текстов, естественно, больше.

К перспективам развития темы относят приемы и средства развертывания содержания текста. Текст-автобиография, например, развертывается во временной и пространственной перспективе, текст-описание картины – в пространственной и т.д.

Единицами, из которых строится целое, в языкознании считаются такие элементы, которые обладают всеми или большинством главных признаков, присущих целому.

Точкой отсчета в этом смысл является текст и его признаки: связность, смысловое и стилистическое единство и другие категориальные признаки текста.

Большинством из этих признаков обладают абзацы, сложные синтаксические целыеи отчасти – предложения.

Рассмотрим подробнее абзац.

Очень важным для структуры текста является абзац. Абзац – это типографская единица текста, представляющая собой, как правило, единство тематически объединенных предложений. В одном из предложений абзаца обычно указывается тема. Нередко в абзаце формулируется и его главная мысль. Предложение, в котором формулируется главная мысль абзаца, называется концептуальным.

Тематическое предложение в абзаце позволяет определить тему абзаца и строго придерживаться ее развития в других предложениях абзаца, а читателю или слушателю оно помогает определить предмет речи и удерживать его в памяти до тех пор, пока он не сменится другим предметом речи.

Правильно построенный абзац должен удовлетворять следующим требованиям:

1. В абзаце должна излагаться только одна тема. В него должно быть включено все, что необходимо для развития темы, намеченной в тематическом предложении, и не должно быть ничего, что не относится к этой теме.

В художественной литературе тема абзаца может получить выражение не в одном, а нескольких предложениях. Если в абзаце нет своего тематического предложения, то это значит, что он является материалом обеспечения темы или какого-нибудь положения, получивших отражение в предшествующей части текста.

2. Расположение предложений внутри абзаца должно быть продуманным. Для читателя должна быть ясна связь каждого предложения с тематическим предложением абзаца, и каждое предложение должно подготавливать читателя к восприятию следующего предложения.

3. Предложения внутри абзаца должны быть расположены таким образом, чтобы самое главное предложение было позиционно выделено и подчеркнуто. В этом смысле начало и конец абзаца в наибольшей мере способны подчеркнуть выраженную мысль. Поэтому следует стремиться выразить главную мысль в начале или в конце абзаца.

Тематическое предложение абзаца выделяет предмет речи и очерчивает границы темы в абзаце. Оно содержит, как правило, слово, словосочетание или часть предложения, требующие распространения, детализации тем или иным способом путем приведения подробностей, примеров, указания причины, следствия, путем сопоставления, противопоставления и т.п.

Нередко тематическое предложение в абзаце отсутствует, это значит, что абзац является продолжением распространения (детализации) темы, обозначенной в предшествующем абзаце.

Концептуальное предложение абзаца- это предложение, передающее главную мысль абзаца. Оно может сосуществовать в абзаце с тематическим предложением, но чаще в абзаце наличествует либо тематическое, либо концептуальное предложение.

Способы распространения темы или мыслив абзацах могут быть представлены следующими наиболее распространенными приемами:

1. Детализация.

Например: «Сражение началось. Восемь тысяч африканских всадников с левого фронта обрушились на правый фланг римлян и рубили их конницу. После этого, промчавшись в тылу легионов, они рассеяли конницу противника на левом фланге» (По А. Митяеву).

2. Приведение примеров, подтверждающих мысль, высказанную в тематическом предложении.

3. Сопоставление и противопоставление.

4. Объяснение тезиса, получившего отражение в тематическом или концептуальном предложении.

Например: «Вулканы здесь не причиняют вреда людям. Города и поселки построены на почтительном расстоянии от огнедышащих гор, да и сами извержения стали более редкими и перестали быть сюрпризами – ученые научились довольно точно их предсказывать» (По А. Шилову).

5. Причинное обоснование содержания тематического предложения.

6. Указание на следствие из содержания тематического предложения абзаца.

7. Определение понятий, введенных тематическим предложением.

Например: «некоторые люди смешивают слова аффект и эффект. Между тем это два разных понятия. Дадим их определение. Аффект – это нервно-психологическое возбуждение с утратой волевого контроля вследствие временного торможения деятельности коры головного мозга. А эффект – это 1) действие какой-либо причины, силы, результата, следствие чего-либо; 2) сильное впечатление, производимое кем-либо или чем-либо.

8. Аналогия – распространение темы путем указания на аналог.

9. Выделение из событий, явлений, лиц, поступков, признаков и т.д., обозначенных в тематическом предложении абзаца, одного какого-нибудь с последующей его детализацией.

10. Формулирование вывода из содержания тематического предложения.

Например: «Удовлетворите всем желаниям человека, но отымите у него цель в жизни и вы посмотрите, каким несчастным и ничтожным существом явится он. Следовательно, не удовлетворение желаний – то, что обыкновенно называется счастьем, - а цель жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья. И чем охотнее и полнее вы будете удовлетворять стремление человека к наслаждениям, отняв у него цель жизни, тем несчастнее и ничтожнее вы его сделаете» (По К.Д. Ушинскому).

11. Вопросно-ответный способ распространения тематического предложения в абзаце.

12. Дополнение мысли, отраженной в тематическом предложении абзаца.

13. Нагнетание, усиление темы абзаца.

14. Подтверждение главной мысли абзаца.

15. Предположение, не противоречащее смыслу тематического или концептуального предложения абзаца.

Например: «Справедливо говорят, что в языке отображается мудрость народа. Вероятно, поэтому он покоряет чувствительностью и логичностью, щедростью и бережливостью, поражает своей, если хотите, своеобразной находчивостью» (По Г. Клаусу).

16. Указание на условие осуществления или истинности утверждения (отрицания), сделанного в тематическом предложении абзаца.

Например: «Но что может помешать человеку добиться своей цели в науке, если он этого очень хочет? Ничто! Если есть одержимость и работа до самозабвения» (По В. Макарову).

Довольно часто в тексте абзацев есть слова и словосочетания, которые подсказывают способ распространения темы. Такими словами и словосочетаниями могут быть следующие:

Речевые подсказки способов распространения темы Способы распространения темы
...вот почему... указание на следствие
...так, например, ... приведение примеров
...сравним... сопоставление и противопоставление
...приведем в подтверждение... подтверждение
...объясним это тем, что... объяснение
...укажем детали... детализация
...как и..., здесь мы обнаруживаем аналогия

По функции – назначению в тексте – можно выделить два вида абзацев: самостоятельные,служащие для передачи фактуальной и концептуальной информации, и служебные,которые можно разделить на однонаправленные(суммирующие или резюмирующие содержание того или иного фрагмента текста) и двунаправленные (суммирующие и резюмирующие содержание предшествующего фрагмента текста и одновременно переводящие к новой теме).

Наши рекомендации