Процедура VI. Обучение умению пользоваться часами других типов и другое представление времени

Когда ребенок научится определять по часам любое время, по­практикуйтесь с часами, на которых все цифры, кроме 3, 6, 9, и 12, прикрыты (ведь некоторые наручные и другие часы выгля­дят именно так!). Упражняйтесь на всех часах, которые есть в доме. Купите ребенку наручные часы и побудите его носить их. Не упускайте возможности в течение дня спросить его, кото­рый час.

Научите его другим существующим способам называть время:

1. Половина девятого — это то же самое, что восемь тридцать или тридцать минут девятого.

2. Четверть — это то же самое, что 15 минут.

3. Восемь десять — то же самое, что десять минут девятого.

4. Позже, может быть, вы научите ребенка понимать, чему со­ответствуют высвечивающиеся цифры на электронных цифровых часах.

Потом объясните ему, что такое... часов утра,... часов вече­ра, что такое полночь и полдень. Научите его также понимать, о каком времени идет речь, если говорится, что что-то прои­зойдет через... минут.

Продолжайте соотносить время с важными событиями дня. Побуждайте его говорить вам, который час, в разное время дня.

Если в процессе обучения своего ребенка вы дошли до это­го момента, ПОЗДРАВЛЯЕМ! Вы сформировали у него труд­ное и полезное умение.

Умение обращаться с деньгами

Приводимая ниже программа имеет в виду американскую де­нежную систему, но предлагаемый подход применим к денеж­ным системам других стран. Следует только учитывать, моне­ты каких номиналов находятся в обращении в данной стране.

Цель предлагаемой вам программы — выработать у ребен­ка базовые навыки обращения с деньгами. Для овладения эти­ми навыками ему необходимо узнать, какие бывают монеты, научиться определять эквиваленты, считать деньги до одного доллара и давать сдачу с суммы до одного доллара. Эти навыки обеспечат крепкий фундамент для обучения более сложным действиям: как пользоваться деньгами и как вообще распоря­жаться ими.

Оценка

Заполните форму «Оценка навыков обращения с деньгами» (стр. 230), проверив у своего ребенка уровень развития со­ответствующих навыков. Разделы этой формы повторяют разделы программы и в основном расположены в порядке возрастания трудности. Результаты оценки должны сказать вам, с какого места программы следует начать занятия.

Материалы

Было бы неплохо сразу положить в конверт по несколько кво-теров, даймов и никелей, а также побольше пенни и во время уроков держать этот конверт при себе, чтобы не пришлось каж­дый день собирать для занятий мелочь.*

Единственным дополнительным учебным пособием будет набор карточек, к которым вы будете учить ребенка подбирать монеты. Такие карточки легко сделать на основе каталожных.

Учите ребенка не делать ошибок

Эта программа, как и остальные программы, представленные в данной главе, предполагает исключение ошибочных ответов. Ес­ли вы проводите занятия правильно, ребенок должен ошибать­ся редко. Главное правило: не разрешайте ему гадать. Побуж­дайте его не спешить с ответом. Пусть лучше скажет: «Я не знаю», чем гадает. Научите его при необходимости обращаться к вам за помощью. Вознаграждайте за правильные ответы, независимо от того, много или мало вам пришлось помогать ему.

Для того чтобы научиться считать, ребенку потребуется много времени. Кроме того, этот путь чреват многочисленны­ми ошибками. Постарайтесь их избежать. Если вам кажется, что его «заносит куда-то не туда», остановите его и немного помогите или начните все сначала. На более поздних стадиях обучения, когда ребенок освоится со счетом, можно иногда ус­траивать проверки — не помогать находить правильный ответ, а немного помедлить: пусть ребенок сначала ошибается, а вы проверите, сумеет ли он проверить сам себя. Но вначале ста­райтесь помогать ему, не давая совершить ошибку.

_____________________________________________________________________________________

* Квотер — монета достоинством 25 центов (или четверть доллара); дайм — 10 центов; никель — 5 центов, пенни — 1 цент (прим. переводчика)

Оценка навыков обращения с деньгами 1. ИДЕНТИФИКАЦИЯ МОНЕТ Может назвать: __ пенни __ никель __ квотер __ дайм __ доллар   II. ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ Может сказать, сколько: __ центов в пенни __ никелей в дайме __ центов в никеле __ никелей в квотере __ центов в дайме __ никелей/даймов в квотере __ центов в квотере __ даймов в долларе __ центов в долларе __ квотеров в долларе   III. СЧЕТ В ПРЕДЕЛАХ 10 ЦЕНТОВ __ Может дать от 1 до 5 центов, имея кучку пенни __ Может дать от 6 до 10 центов, имея кучку пенни __ Может дать от 6 до 10 центов, имея никель и пенни   IV.СЧЕТ ОТ 11 ДО 25 ЦЕНТОВ __ Может дать от 11 до 15 центов, имея дайм, никели и пенни __ Может дать до 25 центов, имея даймы, никели и пенни   V. СЧЕТ ОТ 26 ЦЕНТОВ ДО 1 ДОЛЛАРА __ Может дать суммы до 50 центов (имея набор монет разного достоинства) __ Может дать суммы до 1 доллара (имея набор монет разного достоинства) __ Может дать суммы свыше 1 доллара (имея набор монет и\или банкнот)   VI. ДРУГИЕ НАВЫКИ, СВЯЗАННЫЕ С УМЕНИЕМ СЧИТАТЬ ДЕНЬГИ Читает цены Может прочитать: __ 1 цент __ 39 центов __ 5 центов __ 85 центов __ 10 центов __ 10 долларов __ 25 центов __ 20 долларов __ 1 доллар __ 69 долларов Относительные величины (больше или меньше) Может сказать, что больше: __ никель или пенни __ 39 центов или15 центов __ дайм или никель __ 75 центов или 29 центов __ квотер или дайм __ 25 долларов или 15 долларов __ 84 доллара или79 долларов   VI. ДАЕТ СДАЧУ Дает вам правильно сдачу, когда вы: __ чтобы заплатить 3 цента, даете ему никель __ чтобы заплатить 7 центов, даете дайм __ чтобы заплатить 20 центов, даете квотер __ чтобы заплатить 15 центов, даете квотер __ чтобы заплатить 40 центов, даете два квотера __ чтобы заплатить 75 центов, даете доллар __ чтобы заплатить 89 центов, даете доллар  




Наши рекомендации