Процедура V. Обучение ребенка умению определять время, когда минутная и часовая стрелки расположены в промежутках между двумя цифрами

Мы несколько раз подчеркивали, что обучение данному умению должно исключать ошибки. Но для того чтобы программа была полной, необходимо научить ребенка определять время по часам так, как они в действительности показывают его, - когда стрелки оказываются в промежутках между цифрами.

Обучение умению считать минуты внутри пятиминутных интервалов может потребовать неоправданно больших усилий. Возможно, поэтому вы решите научить ребенка давать приблизительный ответ. Если так, то:

 установите минутную стрелку между двумя цифрами на циферблате;

 побудите ребенка определить, что это за цифры и какая из них ближе к стрелке;

 когда минутная стрелка находится на расстоянии одной или двух минут от одной из цифр, научите его говорить: "Сейчас примерно..." Например, на часах 10:14. Пусть скажет: "Сейчас примерно 15 минут одиннадцатого" или, если на часах 10:11, "Сейчас примерно 10 минут одиннадцатого".

Что нужно сказать относительно часовой стрелки? Объясните ребенку, что называть нужно всегда тот час, по направлении к которому движется часовая стрелка. Покажите ему на учебных часах, которые показывают время 15 минут третьего, что часовая стрелка миновала цифру "два" и направляется к цифре "три". Значит, это начало третьего часа. А когда часовая стрелка находится близко к цифре, значит, время - скажем, без пяти минут три. Труднее сформулировать, который час, когда минутная стрелка показывает без 25 минут сколько-то; во всех остальных случаях, часовая стрелка будет расположена близко к цифре.

Процедура VI. Обучение умению пользоваться часами других типов и другое представление времени

Когда ребенок научится определять по часам любое время, попрактикуйтесь с часами, на которых все цифры, кроме 3, 6, 9, и 12, прикрыты (ведь некоторые наручные и другие часы выглядят именно так!). Упражняйтесь на всех часах, которые есть в доме. Купите ребенку наручные часы и побудите его носить их. Не упускайте возможности в течение дня спросить его, который час.

Научите его другим существующим способам называть время:

1. Половина девятого - это то же самое, что восемь тридцать или тридцать минут девятого.
2. Четверть - это то же самое, что 15 минут.
3. Восемь десять - то же самое, что десять минут девятого.
4. Позже, может быть, вы научите ребенка понимать, чему соответствуют высвечивающиеся цифры на электронных цифровых часах.

Потом объясните ему, что такое... часов утра,… часов вечера, что такое полночь и полдень. Научите его также понимать, о каком времени идет речь, если говорится, что что-то произойдет через... минут.

Продолжайте соотносить время с важными событиями дня. Побуждайте его говорить вам, который час, в разное время дня.

Если в процессе обучения своего ребенка вы дошли до этого момента, ПОЗДРАВЛЯЕМ! Вы сформировали у него трудное и полезное умение.

Умение обращаться с деньгами

Приводимая ниже программа имеет в виду американскую денежную систему, но предлагаемый подход применим к денежным системам других стран. Следует только учитывать, монеты каких номиналов находятся в обращении в данной стране.

Цель предлагаемой вам программы - выработать у ребенка базовые навыки обращения с деньгами. Для овладения этими навыками ему необходимо узнать, какие бывают монеты, научиться определять эквиваленты, считать деньги до одного доллара и давать сдачу с суммы до одного доллара. Эти навыки обеспечат крепкий фундамент для обучения более сложным действиям: как пользоваться деньгами и как вообще распоряжаться ими.

Оценка

Заполните форму "Оценка навыков обращения с деньгами" (стр. 230), проверив у своего ребенка уровень развития соответствующих навыков. Разделы этой формы повторяют разделы программы и в основном расположены в порядке возрастания трудности. Результаты оценки должны сказать вам, с какого места программы следует начать занятия.

Материалы

Было бы неплохо сразу положить в конверт по несколько кво-теров, даймов и никелей, а также побольше пенни и во время уроков держать этот конверт при себе, чтобы не пришлось каждый день собирать для занятий мелочь.*

* Квотер - монета достоинством 25 центов (или четверть доллара); дайм - 10 центов; никель - 5 центов, пенни - 1 цент (прим. переводчика)

Единственным дополнительным учебным пособием будет набор карточек, к которым вы будете учить ребенка подбирать монеты. Такие карточки легко сделать на основе каталожных.

Учите ребенка не делать ошибок

Эта программа, как и остальные программы, представленные в данной главе, предполагает исключение ошибочных ответов. Если вы проводите занятия правильно, ребенок должен ошибаться редко. Главное правило: не разрешайте ему гадать. Побуждайте его не спешить с ответом. Пусть лучше скажет: "Я не знаю", чем гадает. Научите его при необходимости обращаться к вам за помощью. Вознаграждайте за правильные ответы, независимо от того, много или мало вам пришлось помогать ему.

Для того чтобы научиться считать, ребенку потребуется много времени. Кроме того, этот путь чреват многочисленными ошибками. Постарайтесь их избежать. Если вам кажется, что его "заносит куда-то не туда", остановите его и немного помогите или начните все сначала. На более поздних стадиях обучения, когда ребенок освоится со счетом, можно иногда устраивать проверки - не помогать находить правильный ответ, а немного помедлить: пусть ребенок сначала ошибается, а вы проверите, сумеет ли он проверить сам себя. Но вначале старайтесь помогать ему, не давая совершить ошибку.

Оценка навыков обращения с деньгами 1. ИДЕНТИФИКАЦИЯ МОНЕТ Может назвать: __ пенни __ никель __ дайм __ квотер __ доллар II. ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ Может сказать, сколько:
__ центов в пенни __ никелей в дайме
__ центов в никеле __ никелей в квотере
__ центов в дайме __ никелей/даймов в квотере
__ центов в квотере __ даймов в долларе
__ центов в долларе __ квотеров в долларе

III. СЧЕТ В ПРЕДЕЛАХ 10 ЦЕНТОВ

__ Может дать от 1 до 5 центов, имея кучку пенни
__ Может дать от 6 до 10 центов, имея кучку пенни
__ Может дать от 6 до 10 центов, имея никель и пенни

IV.СЧЕТ ОТ 11 ДО 25 ЦЕНТОВ

__ Может дать от 11 до 15 центов, имея дайм, никели и пенни
__ Может дать до 25 центов, имея даймы, никели и пенни

V. СЧЕТ ОТ 26 ЦЕНТОВ ДО 1 ДОЛЛАРА

__ Может дать суммы до 50 центов (имея набор монет разного достоинства)
__ Может дать суммы до 1 доллара (имея набор монет разного достоинства)
__ Может дать суммы свыше 1 доллара (имея набор монет и\или банкнот)

VI. ДРУГИЕ НАВЫКИ, СВЯЗАННЫЕ С УМЕНИЕМ СЧИТАТЬ ДЕНЬГИ

Читает цены

Может прочитать:

__ 1 цент __ 39 центов
__ 5 центов __ 85 центов
__ 10 центов __ 10 долларов
__ 25 центов __ 20 долларов
__ 1 доллар __ 69 долларов

Относительные величины (больше или меньше)

Может сказать, что больше:

__ никель или пенни
__ дайм или никель
__ квотер или дайм
__ 39 центов или15 центов
__ 75 центов или 29 центов
__ 25 долларов или 15 долларов
__ 84 доллара или79 долларов

VI. ДАЕТ СДАЧУ

Дает вам правильно сдачу, когда вы:

__ чтобы заплатить 3 цента, даете ему никель
__ чтобы заплатить 7 центов, даете дайм
__ чтобы заплатить 20 центов, даете квотер
__ чтобы заплатить 15 центов, даете квотер
__ чтобы заплатить 40 центов, даете два квотера
__ чтобы заплатить 75 центов, даете доллар
__ чтобы заплатить 89 центов, даете доллар

Наши рекомендации