Умение определять время по часам

Цель данной программы — помочь вам научить ребенка опре­делять время по обычным часам. Несмотря на то, что сейчас очень популярны электронные цифровые часы, на которых высвечивается текущее время, мы все-таки рекомендуем учить ребенка, используя стандартные часы. Глядя на циферблат, ре­бенок не только сможет определить, который час, но и получить ощущение времени. Многие дети механически реагируют на цифры, высвечивающиеся на электронных часах, но при этом чувство времени у них совсем не развивается. После того как ваш ребенок научится пользоваться обыкновенными часами, перенести этот навык на электронные цифровые часы не сос­тавит большого труда.

Достижение успеха в этой области потребует от вас большо­го терпения. Но игра стоит свеч. Научиться определять время — значит сделать большой шаг на пути к независимости.

Подготовительные навыки

Для того чтобы узнать, владеет ли ребенок всеми необходи­мыми подготовительными навыками, нужно произвести оцен­ку. Если выяснится, что он владеет не всеми, то очень важно сформировать их, преждечем приступать к занятиям по про­грамме обучения умению определять время. Если вы попыта­етесь учить ребенка определять время, а счету от 1 до 12 будете обучать по ходу дела,товас обоих постигнет разочарование.

__________ Считает от 1 до 12

__________ Распознает цифры 1-12

__________ Выстраивает по порядку цифры от 1 до 12

__________ Наносит цифры 1-12 на циферблат

__________ Узнает часовую и минутную стрелки

__________ Показывает, в какую сторону движутся стрелки

__________ Считает до 30

__________ Считает до 30 пятерками(5, 10, 15)

Оценка

Проведите ребенка по всем пунктам таблицы «Оценка навы­ков, необходимых для определения времени по часам» (стр. 223).

Разделы этой таблицы идут в порядке возрастания слож­ности и по всем пунктам соответствуют разделам представлен­ной ниже программы обучения.*

Занятия с ребенком начинайте с раздела программы, кото­рый соответствует тому разделу оценочной таблицы, в кото­ром у него появляются первые ошибки.

_____________________________________________________________________________________________

* Здесь, однако, следует иметь в виду, что восприятие фраз, обозначающих время, в английском и русском языках имеет разную степень трудности. В частности, начало следующего часа, когда часовая стрелка только что миновала цифру, обозначающую предыдущий час [8:10] по-английски сформулировать («10 минут после восьми») и понять довольно легко, поэтому в программе умение определять начало следующего часа идет сразу за умением определять часы. Русская формулировка в этом же случае («10 минут девятого») труднее. (Прим. переводчика.)




Материалы

Вам потребуются большие учебные часы с двигающимися стрелками. Такие часы можно сделать из бумажной тарелки. Сначала нужно вырезать картонные стрелки и закрепить их в центре круга с помощью кнопки. Стрелки по длине должны сильно отличаться друг от друга, а минутную можно выкра­сить в какой-нибудь цвет. Напишите на циферблате цифры и отметьте рисками минуты между цифрами 11 и 12, а также между 12 и 1. Поскольку обучение этому умению, очевидно, займет много времени, можно приобрести более долговечные учебные часы. Они продаются в магазинах учебных пособий и в магази­нах игрушек.

Оценка навыков, необходимых для определения времени Устанавливайте на учебных часах время, указанное в каждом пункте проверки. Спрашивайте ребенка: «Которыйчас?» Маленькую (часовую) стрелку устанавливайте точно на цифры, обозна­чающие часы, за исключением особо оговоренных случаев. Считайте ответ ребенка правильным, только в том случае, если он отве­тит без вашей помощи. (Отмечайте те случаи, когда он дает правильный ответ с минимальной помощью.) Продолжайте испытания до того пункта, при выполнении которого ребе­нок ошибется несколько раз подряд.   I. ЧАСЫ ____ 2:00 ____ 9:10 (10 минут десятого) ____ 7:00 ____ 6:20 (20 минут седьмого) ____ 6:00 ____ 11:25 (25 минут двенадцатого) ____ 11:00 ____ 5:15 (15 минут шестого) ____ 12:00 В. Более трудный вариант:   II. НАЧАЛО СЛЕДУЮЩЕГО ЧАСА Часовая стрелка впереди А. 5 минут следующего часа —— 2:15 (15 минут третьего) _____ 8:05 (5 минут девятого) —— 1:20 (20 минут второго) _____ 4:05 (5 минут пятого) —— 3:25 (25 минут четвертого) Б. 10-25 минут следующего часа Стрелки на одной и той же цифре _____ 3:15 (15 минут четвертого) _____ 1:05 (5 минут второго)   III. ПОЛОВИНА ЧАСА (Установите Б. 10-25 минут до часа часовую стрелку на четверти ее _____ 6:50 пути от одного часа до другого) _____ 2:40 _____ 10:30 (половина одиннадцатого) _____ 7:45 _____ 9:30 (половина десятого) _____ 2:35 _____ 7:30 (половина восьмого) В. Более трудный вариант: _____ 1:30 (половина второго) Часовая стрелка впереди _____ 4:30 (половина пятого) _____ 9:35 _____ 5:30 (половина шестого) _____ 11:40 _____ 6:30 (половина седьмого) Стрелки на одной и той же цифре _____ 12:30 (половина первого) _____ 10:50   IV. БЕЗ… МИНУТ СЛЕДУЮЩИЙ ЧАС _____ 7:35 А. 5 минут до часа V. «ПРИМЕРНО» _____ 3:55 или без 5 минут четыре _____ 8:14 (примерно 15 минут девятого) _____ 8:55 или без 5 минут девять _____ 3:42 (примерно без 20 минут четыре) (Установите часовую стрелку на 9) ______ 11:58 (примерно двенадцать часов)  




 
 

Учите ребенка не ошибаться

Многие дети способны правильно узнавать время, но часто, вместо того чтобы подумать, пытаются ответить побыстрее и обычно ошибаются. Главное правило, которым нужно руководствоваться, занимаясь ребенком, - не позволять ему гадать. Процедура, которую мы описываем ниже, поможет избежать неверных ответов. Если вы все делаете правильно, ребенок будет ошибаться редко. Побуждайте его не спешить и во всех случаях, когда он не знает ответа, обращаться к вам за помощью. Если надо, прибегайте к тактике отсрочки ответа: просите его подождать несколько секунд, прежде чем ответить.

Наши рекомендации