Элементы орфографической пропедевтики в период обучения грамоте

Орфография — это система правил, обеспечивающая единооб­разие письменной передачи речи. Всякое нарушение орфографичес­кой нормы может привести к искажению мысли./Поэтому борьба за орфографическую грамотность учащихся — это борьба за точность языка, за правильность выражения мысли, за безошибоч­ность в общении между людьми.

В школе у детей формируется орфографический навык, основа этого навыка закладывается в период обучения грамоте одновре­менно с формированием графического навыка. Однако число пра­вил, которыми руководствуются первоклассники, еще невелик*^ В период обучения грамоте школьники учатся:

1) соотносить букву и звук — сначала в позициях, где напи­сание не расходится с произношением, а затем в простейших слу­чаях несовпадения буквы со звуком (слабые позиции гласных и согласных);

2) раздельно писать слова, т.е. средствами письма выделять слова как языковые единицы, носители значений;

3) переносить слова с одной строки на другую на основе сло­годеления, однако с учетом некоторых ограничений (например, не переносить и не оставлять на строке одну букву);

4) употреблять заглавную букву в начале предложения, а так­же в именах людей и в кличках животных}

В этот период орфографическая работа строится главным обра­зом на фонетической (соотнесение звуков и букв, перенос слов по слогам) и на семантической основе (раздельное написание слов, заглавные буквы).1C морфологическим принципом русского право­писания дети знакомятся лишь практически, на основе сопостав­лений подготавливаются к выделению морфем в таких простей­ших случаях, как сад — сады, дома — дом, и учатся проверять на этой основе правописание гласных и согласных.

В связи с тем, что в орфографической работе главное место принадлежит фонетическим и смысловым факторам, учитель от­бирает соответствующие им методические приемы:

— звукобуквенный анализ и синтез;

— составление слов на наборном полотне;

— отчетливое проговаривание слов;

— смысловой анализ слов и предложений.

Обучение приемам письма. Обучая написанию букв, соедине7ний слогов, на уроках письма следует учить различным приемам работы, необходимым детям и на других уроках: списыванию, письму под диктовку и т.д.

Списывание — основной вид письменных упражнений. Списы­вать можно с письменного и печатного текста. Важно с первых уроков научить послоговому списыванию. Для этого после прочте­ния слога и объяснения его написания детям предлагается напи­сать слог, не глядя на образец. А при списывании слова после его прочтения и разделения на слоги учитель закрывает все слоги, кро­ме того, который списывается детьми в данный момент.

Списыванию может предшествовать звукобуквенный анализ, который предупредит ошибки при письме. Но такой анализ можно провести и после списывания, тогда это — проверка написанного. При списывании с печатного текста особое внимание уделяется ана­лизу формы букв и объясняются необходимые приемы соедине­ний. Можно проводить полное или выборочное списывание.

Письмо под диктовку — более трудный вид работы. Ему всегда должны предшествовать звукобуквенный анализ, объяснение на­писаний и соединений, а вслед за диктовкой проводится проверка написанного.

Подготовкой к письму на слух будет письмо по памяти или зрительный диктант. В первом случае дети запоминают слог или слово, объясняют написания и соединения, а затем сами себе дик­туют. Во втором случае диктует учитель. Но за письмом должна следовать проверка^

Иногда в помощь письму под диктовку используются схемы слов, рисунки, опорные буквы или слоги, разрезная азбука.

Проговаривание — это прием работы, предупреждающий про­пуск и замену букв. Может сопровождать и списывание и диктовку.

Проговаривание — это произнесение (прочтение) букв в том порядке, в котором они написаны. В этот момент допускаются от­ступления от орфоэпических норм.

Проговаривать слог или слово можно не только до письма, но и параллельно с ним. В последнем случае ребенок тянет каждый звук до тех пор, пока не закончит писать букву: у-у-м-м-н-н-а-а.Необходимо проговаривать учителю, отдельному ученику или хо­ром. Но при самостоятельной работе следует добиться, чтобы каж­дый ребенок проговаривал только для себя, тихо («жужжание»)

Разнообразие в уроки письма внесут творческие упражнения. К ним мы относим те, которые содержат элемент выдумки, сочи­нительства, экспромтаЛ'Можно предложить детям дописать слог к имеющемуся, чтобы получить слово. Или один слог заменить дру­гим, чтобы получить новое слово. Можно поменять слоги местами, придумать слог или слово, соответствующее заданной схеме, на­писать название предмета, изображенного на рисунке или задан­ного в форме загадки. Иногда предлагают списать предложение, в котором одно из слов зашифровано схемой, точками, рисунком.

В любом случае необходимо провести предупреждающую ошибки работу, а затем проверить написанное.

ТИПИЧНЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

В написании букв у первоклассников могут быть выделены более или менее устойчивые типы графических ошибок, которые встре­чаются, кстати, не только в I классе, но и позднее.

1. Нарушение наклона:

Нарушение наклона приводит к непараллельности элементов од­ной или нескольких букв, часто сопровождается их исправлением.

2. Нарушение пропорций: вертикальных (неодинаковая высота букв или их частей), горизонтальных (неодинаковая ширина букв и их элементов), пропорций между частями букв (увеличенные или уменьшенные элементы букв).

3. Искажение овалов, полуовалов и элементов, содержащих зак­ругления, изогнутые линии. Кчислу этих ошибок относятся иска­жения, связанные с неумением вести правильную кривую линию (часто получается линия, как бы состоящая из бесчисленных мел­ких зигзагов, — ломаная линия), а также ошибки, связанные с несоблюдением пропорций:

4. Пропуск элементов отдельных букв или замена элементов букв: ц вместо щ, н вместо ю.

Для успешного преодоления ошибок письма очень важно ра­зобраться в их причинах и в каждом отдельном случае выбрать для исправления ошибки соответствующий прием. Чтобы преодолеть ошибки первой группы, необходима отработка прямых параллель­ных линий с нужным наклоном. Для исправления ошибок второй группы следует развивать глазомер, без чего невозможно соблюде­ние пропорций. Третья группа ошибок требует работы над кривы­ми линиями, изгибами и закруглениями, над плавностью движе­ния руки. Ошибки четвертой группы связаны с нарушениями вни­мания.

Общие для всех ошибок причины — недостаточная коорди-нированность движений руки пишущего, неправильное положе­ние тела при письме, недостаточное освещение, неудобная ме­бель и т.п.!

Учителю необходимо хорошо знать, какие именно ошибки мо­гут возникнуть при написании той или иной конкретной буквы, и при обучении письму предупреждать возможные ошибки.

Наши рекомендации