Социальные установки как стержень моделей отношений врач – пациент ( 5 моделей Роберта Вич).
Социальные установки составляют стержень моделей отношений врач-пациент. Американский исследователь Роберт Вич описал четыре таких модели: техническую, патерналистскую (сакральную), коллегиальную и контрактную [101]. Впоследствии к ним добавилась пятая (договорная) модель, предложенная Р. Вичем [102] и развитая Уильямом Меем [99].
1) Техническая модель целиком построена на отношении врача к пациенту как к объекту. Врач устраняет какую-либо «неполадку» в организме больного подобно тому, как слесарь чинит водопроводную трубу. Это типичный нозоцентрический подход, в основе которого находится не больной, а болезнь. Врач прагматически интересуется только клиническими фактами, игнорируя ценностно-смысловые аспекты болезни (в первую очередь - страдания пациента). Клиническое суждение превалирует над моральным выбором. В процессе принятия решения ключевые, сущностные человеческие факторы, например религиозные воззрения, не учитываются. Предельное воплощение данного подхода - опыты нацистских врачей над заключенными концентрационных лагерей. Ради интересов третьего Рейха врачи-фашисты демонстративно пренебрегали общечеловеческими ценностями, вплоть до крайней «беспристрастности».
2) В патерналистской (сакральной) модели врач лечит даже взрослого пациента как ребенка, причем без уважения к автономии его личности. Доктор ведет себя, будто имеет неоспоримое моральное превосходство, и потому широко использует административно-командные методы подчинения пациента. При этом на словах декларируется, что врач обязан соблюдать моральные принципы: приносить пользу, а не вред; защищать личную свободу и достоинство пациента; говорить только правду; держать свои обещания и т.д. Однако исполнение всех означенных положений возложено исключительно на врача. Это требует от него высочайших моральных качеств.
3) В коллегиальной модели врач сотрудничает с пациентом как с коллегой, который доверяет ему и помогает решить общую задачу -ликвидировать болезнь и восстановить здоровье. Но этнические, социальные, экономические, ценностные и другие различия препятствуют достижению подлинного взаимопонимания и коллегиальности между врачом и пациентом, затрудняют реализацию принципа общих интересов и взаимного доверия.
4) В контрактной модели вне установленного контракта врач не несет абсолютно никаких обязательств перед пациентом. Все действия врача жестко регламентированы. Он является поставщиком медицинских услуг, а пациент - клиентом, покупающим эти услуги. Однако в понятие контракта не вкладывается чисто юридический смысл. Скорее это - символ: некое соглашение, традиционный обет, который подразумевает соблюдение принципов свободы, достоинства, честности, справедливости и т.д. По мысли Р. Вича, данная модель позволяет избежать отказа от морали со стороны врача (в технической модели), ущемления моральных прав пациента (в патерналистской модели), а также зачастую обманчивого и неконтролируемого равенства (в модели коллегиального типа). Отношения с врачом на основе контракта оставляют за пациентом право на выбор и управление своей жизнью и судьбой. Если такие отношения противоречат требованиям врачебной совести или взаимное доверие утрачивается, врач расторгает контракт либо не заключает его вовсе.
5) Договорная модель представляет собой сплав положительных особенностей двух предыдущих моделей. Договор врача и пациента строится на принципах взаимного согласия и доверия, поэтому врач не может расторгнуть его в одностороннем порядке. Такая модель менее формальна и более человечна. Она подразумевает моральную чистоплотность и пациента, и врача. Совершенно очевидно, что в технической и патерналистской моделях врачебное сознание и деятельность деэтизируются, а морально-нравственные нормы - деформируются. Врач руководствуется социальными установками объектного типа по отношению к пациенту. С этим и связаны отрицательные черты данных моделей. В коллегиальной же, контрактной и особенно договорной моделях преобладает субъектный тип отношения врач-пациент, что делает их предпочтительными. В первых двух моделях врач не способен критически анализировать медико-деонтологические казусы, т.е. такие ситуации, в которых врачу необходимо принять решение, правильное с точки зрения морали и нравственности. А сделать это очень трудно, поскольку такое решение всегда требует определенного выбора. Алгоритмов же, механических приемов или компьютерных программ, обеспечивающих верные ответы в ситуациях морального сомнения, не существует.