Повторение - лучший способ стимулировать интерес ребенка
Если взрослого заставить слушать одну и ту же историю несколько раз в день,
она ему смертельно наскучит. Я сам человек нетерпеливый и даже двух раз не в
состоянии выслушать одно и то же. Но в детстве я заставлял своих родителей
рассказывать мне сказки по многу раз и никогда от них не уставал. Повторение
очень важно для тех связей, которые формируются в мозгу ребенка. Повторение
желательно не только потому, что ребенку оно не может наскучить, но главным
образом ввиду того, что младенчество не знает скуки, это лучшее время для
формирования правильных схем в мозгу ребенка, определяющих всю его
последующую интеллектуальную жизнь. Трехмесячный ребенок может запомнить
сложное музыкальное произведение, если его проиграть ему несколько раз
подряд. Способность младенца к усвоению информации огромна.
Повторение в этот период имеет еще одну важную функцию. Запоминая сказки и
песни при многочисленном повторении, ребенок начинает отдавать предпочтение
какой-то одной истории или песенке, продолжая задавать свои бесконечные
вопросы, связанные с ее содержанием. Он запоминает полюбившуюся ему сказку
наизусть и на ее материале до какой-то поры удовлетворяет свое любопытство о
мире.
Любопытство рождает интерес, который в свою очередь воспитывает волю, столь
необходимую для взросления. Воля к действию не появляется на пустом месте.
Воля стимулируется интересом и в свою очередь побуждает человека к
дальнейшему развитию. Младенец слушает сказки, позже он проявляет интерес к
картинкам, затем к буквам и, наконец, хочет научиться читать.
Я знал одних родителей, которые отдали своего ребенка в интернат на год и два
месяца, так как много работали. Когда ребенок вернулся домой, он сильно
отставал в развитии. Однако в возрасте 4 или 5 лет у него вдруг прорезался
интерес к музыке, особенно к занятиям скрипкой и фортепьяно. Недоумевающие
родители не могли понять, откуда этот внезапно вспыхнувший интерес? Они
понимали, что в интернате ребенок не получал достаточно интеллектуального
стимулирования, хотя перед сном детям проигрывали пластинки с колыбельными
Моцарта и Шуберта.
Недостаточное интеллектуальное стимулирование, с одной стороны, и повторение
одних и тех же музыкальных произведений, с другой, замедлили его умственное
развитие, но повысили его восприимчивость к музыке. Эта история очень
показательна и наталкивает на серьезные размышления о неоднозначности
разнообразных воздействий на развитие ребенка в раннем детстве.
Детское воображение и фантазии развивают творческие способности
Многие родители хотели бы воспитать ребенка творческой личностью. Но боюсь,
что современная система воспитания творческого начала с раннего возраста
недостаточно эффективна. Что такое творчество?
Трудно дать точное определение, но в простейшем смысле - это свободный полет
воображения, это обостренная интуиция, которые могут выливаться в изобретения
и открытия. На этом высшем уровне творчества интеллект, эрудиция и
воображение слиты воедино. Не вызывает сомнения тот факт, что успехи
творчества уходят корнями в субъективное эмоциональное восприятие и опыты
раннего детства. Другими словами, детские фантазии, кажущиеся взрослым такими
далекими от реальной жизни, на самом деле являются зародышами творчества.
Например, вы дарите ребенку игрушку, скажем, какое-то животное. Он может
идентифицировать себя с этим животным, сочинить целую историю про него на
основе какого-то реального опыта или сказки, которую он слышал. Или,
например, какая-нибудь картинка может распалить его воображение до такой
степени, на которую взрослые просто не способны. Говорят, Леонардо да Винчи в
детстве видел ведьм, летающих под потолком, и всяких чудовищ, шевелящихся
среди пятен и трещин на потолке.
Взрослый рисует чайник, а ребенок видит в рисунке рыбу с раскрытым ртом.
Взрослый может укорить ребенка: "Не говори глупостей, это чайник". Такой
ответ будет ошибкой, и он равносилен уничтожению бутона, уже готового
распуститься.