Повторение - лучший способ стимулировать интерес ребенка

Если взрослого заставить слушать одну и ту же историю несколько раз в день,

она ему смертельно наскучит. Я сам человек нетерпеливый и даже двух раз не в

состоянии выслушать одно и то же. Но в детстве я заставлял своих родителей

рассказывать мне сказки по многу раз и никогда от них не уставал. Повторение

очень важно для тех связей, которые формируются в мозгу ребенка. Повторение

желательно не только потому, что ребенку оно не может наскучить, но главным

образом ввиду того, что младенчество не знает скуки, это лучшее время для

формирования правильных схем в мозгу ребенка, определяющих всю его

последующую интеллектуальную жизнь. Трехмесячный ребенок может запомнить

сложное музыкальное произведение, если его проиграть ему несколько раз

подряд. Способность младенца к усвоению информации огромна.

Повторение в этот период имеет еще одну важную функцию. Запоминая сказки и

песни при многочисленном повторении, ребенок начинает отдавать предпочтение

какой-то одной истории или песенке, продолжая задавать свои бесконечные

вопросы, связанные с ее содержанием. Он запоминает полюбившуюся ему сказку

наизусть и на ее материале до какой-то поры удовлетворяет свое любопытство о

мире.

Любопытство рождает интерес, который в свою очередь воспитывает волю, столь

необходимую для взросления. Воля к действию не появляется на пустом месте.

Воля стимулируется интересом и в свою очередь побуждает человека к

дальнейшему развитию. Младенец слушает сказки, позже он проявляет интерес к

картинкам, затем к буквам и, наконец, хочет научиться читать.

Я знал одних родителей, которые отдали своего ребенка в интернат на год и два

месяца, так как много работали. Когда ребенок вернулся домой, он сильно

отставал в развитии. Однако в возрасте 4 или 5 лет у него вдруг прорезался

интерес к музыке, особенно к занятиям скрипкой и фортепьяно. Недоумевающие

родители не могли понять, откуда этот внезапно вспыхнувший интерес? Они

понимали, что в интернате ребенок не получал достаточно интеллектуального

стимулирования, хотя перед сном детям проигрывали пластинки с колыбельными

Моцарта и Шуберта.

Недостаточное интеллектуальное стимулирование, с одной стороны, и повторение

одних и тех же музыкальных произведений, с другой, замедлили его умственное

развитие, но повысили его восприимчивость к музыке. Эта история очень

показательна и наталкивает на серьезные размышления о неоднозначности

разнообразных воздействий на развитие ребенка в раннем детстве.

Детское воображение и фантазии развивают творческие способности

Многие родители хотели бы воспитать ребенка творческой личностью. Но боюсь,

что современная система воспитания творческого начала с раннего возраста

недостаточно эффективна. Что такое творчество?

Трудно дать точное определение, но в простейшем смысле - это свободный полет

воображения, это обостренная интуиция, которые могут выливаться в изобретения

и открытия. На этом высшем уровне творчества интеллект, эрудиция и

воображение слиты воедино. Не вызывает сомнения тот факт, что успехи

творчества уходят корнями в субъективное эмоциональное восприятие и опыты

раннего детства. Другими словами, детские фантазии, кажущиеся взрослым такими

далекими от реальной жизни, на самом деле являются зародышами творчества.

Например, вы дарите ребенку игрушку, скажем, какое-то животное. Он может

идентифицировать себя с этим животным, сочинить целую историю про него на

основе какого-то реального опыта или сказки, которую он слышал. Или,

например, какая-нибудь картинка может распалить его воображение до такой

степени, на которую взрослые просто не способны. Говорят, Леонардо да Винчи в

детстве видел ведьм, летающих под потолком, и всяких чудовищ, шевелящихся

среди пятен и трещин на потолке.

Взрослый рисует чайник, а ребенок видит в рисунке рыбу с раскрытым ртом.

Взрослый может укорить ребенка: "Не говори глупостей, это чайник". Такой

ответ будет ошибкой, и он равносилен уничтожению бутона, уже готового

распуститься.

Наши рекомендации