Тексты для обучения ведению диалога, развития просодики речи
Ревушка (по И.Мазнину)
Вышла Машенька на крыльцо и ревет. Подошел к ней петушок и спрашивает: Ты чего это, Машенька, ревешь? Давай лучше букашек ловить.
—Не надо мне букашек, я буду плакать.
Подошла к Машеньке кошка:
—Что ты, Машенька, ревешь? Давай мышек ловить.
—Не буду мышек ловить, буду плакать.
Подошел к Машеньке теленок и говорит:
—Давай, Машенька, реветь со мной.
—Давай.
Но тут подошла к ней Буренушка-ревушка и гневно сказала:
— Ты что это меня передразниваешь?
Испугалась Машенька и больше не ревет.
Творческие задания.
1. Инсценировать сказку.
2. Ввести в сказку других персонажей вместо петушка и кошки.
Муравей и сороконожка (Н.Сладков)
—Вот напугал, Муравей! Да ты что — с неба свалился, что ли!
—С неба, с неба... С рябиновой ветки я свалился!
—А что же ты там делал?
—Делал, делал... Коров пас!
—А еще что?
—Молочко сладкое пил.
—А еще что?
— Вот пристала! Ну, задремал немножко, да и скатился с листа. Тебе что, у тебя сорок ног, а у меня всего шесть: на двух стою, двумя тлю-коровку держу, двумя молочко тлимое собираю!
Творческие задания.
1. Тренироваться в передаче более быстрого и более медленно го темпа речи.
2. Учиться передавать различные мелодико-интонационные оттенки речи.
Снег и ветер (Н.Сладков)
—Снег, дружище, что с тобой? Да на тебе лица нет: осунулся и почернел!
—Плохи дела, Ветер, — испаряюсь. Таю не по дням, а по часам. Раскис совсем, слякоть развел. У всех на глазах умираю, а всем хоть бы что!
— Вот тебе, Снег, мой совет. Тай поскорей, стекай в ручьи и реки и плыви себе к теплым морским курортам отдыхать да сил набираться.
— Ой-е-ей, заструился.
Творческие задания.
1. Объяснить слова и выражения: на тебе лица нет; осунулся; раскис; слякоть развел; заструился.
2. Назвать отличительные признаки весны.
3. Рассказать о весенних забавах детей.
4. Подобрать эпитеты к словам.Ручеек (какой?) — быстрый, звонкий, журчащий, холодный, прозрачный;
лодочка (какая?) маленькая, быстрая, деревянная.
Тетерев молодой и тетерев старый (Н. Сладков)
—Только и слышу вокруг: зима на носу, мороз, скоро зиму зимовать. А что такое зима?
—А ты лето знаешь?
—Знаю!
—Так вот зима — это наоборот!
—А что такое мороз?
—А ты жару знаешь?
—Знаю!
—Так вот мороз — это жара наоборот.
— А что такое «зиму зимовать»?
—А ты жизнь хорошую да беззаботную знаешь?
—Еще бы не знать!
—Так вот это — наоборот!
Творческие задания.
1. Объяснить выражения: зима на носу, зиму зимовать.
2. Тренироваться употреблять различные интонационные оттенки голоса
Тук-тук! (по Н. Сладкову)
—Дятел, а Дятел! Когда тебе стучать надоест? Зимой стучишь, летом стучишь. Весь год стучишь! Да все клювом.
—Зимой стучу — из шишек семена выбиваю. Летом жуков-короедов да их личинок из-под коры выколачиваю. Не зря меня санитаром леса зовут. Больше всего весной стучу. Дырочки в березовой коре пробиваю — чтобы сладким соком полакомиться. Дупло для гнезда долблю — птенцов выводить.
Вопросы.
Что умеет делать дятел клювом?
Как называют дятла за его работу?
Творческие задания.
1. Определить и назвать части деревьев (ствол, корни, ветви, кора, листья, почки).
2. Рассказать о встрече с дятлом в лесу.
3. Сравнить, чем похожи и различаются береза и сосна, ель и липа.
4. Образовать прилагательные от существительных. Осина — осиновый, береза — березовый.
Дрозд и грибы (по Н. Сладкову)
—Прячьтесь, братцы, грибники идут! Ты, Подберезовик, — под березу, ты, Подосиновик, — под осину, ты, Моховик, — в мох.
—А мне, Опенку, куда?
—Прыгай скорей за пень!
—Я — Волнушка: так волнуюсь, так волнуюсь...
—Не волнуйся, Волнушка, притворись листиком.
—Что делать? Я — Сыроежка: сырьем съедят!
—В кусты! Скорей, скорей — грибники рядом!
—А я, уважаемый Дрозд, — Груздь. Груздь груздю рознь. Бывают осиновые, бывают собачьи. Ноя — самый лучший Груздь. А вот куда мне спрятаться, и не знаю.
—Поздно прятаться — грибники пришли! Назвался груздем — так полезай в кузов!
Творческие задания.
1. Образовать формы родительного падежа множественного числа имен существительных.
Чего в лесу много растет? Гриб — грибы — грибов; масленок — маслята — маслят.
2. Составить предложения по образцу.
У Нины в лукошке много опят, моховиков.
Дуб и ветер (по Н. Сладкову)
—Отчего, Дуб, ты такой высокий? Выше тебя в лесу и дерева нет.
—От любопытства, Ветер. Я еще только из желудя высунулся, траву вокруг себя увидел, подумал: «А что там, за травой?» Вырос выше травы, кусты увидел и опять думаю: «А что там дальше, за кустами?» Потом хотелось узнать, что за низенькими деревцами, что за высокими. Все тянулся да тянулся, вот и вымахал.
—Ну, а теперь успокоился? Все вокруг видишь, все вокруг знаешь.
—Где там — успокоился! Разве все увидишь да узнаешь! А что там за горами, за морями? Эх, мне бы еще подрасти да потом на цыпочки встать — хоть бы одним глазком туда заглянуть!
Творческие задания.
1. Рассказать о том, как можно вырастить дуб.
2. Подобрать родственные слова. Дуб — дубок, дубовый, дубрава.
Кубик на кубик (Я. Тайц)
Маша ставит кубик на кубик, кубик на кубик, кубик на кубик. Построилавысокую башню. Прибежал Миша:
—Дай башню!
—Не дам!
—Дай хоть кубик!
—Один кубичек возьми.
Миша протянул руку — и хвать самый нижний кубик! И вмиг — трах-тара-рах! — вся Машина башня раз-ва-ли-лась!
Творческие задания. 1. Рассказать по ролям.
. Ответить на вопросы.
— Какой может быть башня? (Маленькой, большой, огромной, высокой, устойчивой.)
— Каким может быть кубик?
7. Тексты для составления рассказов-описаний
Кто самый быстрый (по С.Юматову)
Все дикие кошки: и царь зверей — лев, и красивый пятнистый леопард, и сердитая черная пантера — быстро бегают, а многие и по деревьям хорошо лазают.
Но самый длинноногий из них, самый быстрый бегун — гепард. Он обгонит любого зверя на Земле. Он мчится со скоростью больше ста километров в час.
В нашей стране гепарды живут в пустыне около Каспийского и Аральского морей. Их очень мало. Они находятся под охраной государства.
Творческие задания.
1. Подобрать эпитеты к словам.'
Пантера (какая?) — черная, гибкая, ловкая, хитрая, сильная, быстрая;
тигр (какой?) — полосатый, сильный, хищный, свирепый.
2. Рассказать, почему надо охранять диких животных.
3. Составить рассказ-описание животного семейства кошачьих из жарких стран.
Синицы (по Н.Соколову-Микитову)
Летом синицы живут в лесах и парках, кормятся насекомыми. Зимою обычно прибиваются к человеческому жилью, добывают корм около домов, прыгая по перилам балконов, стуча клювами в оконные стекла или залетая в открытые форточки.
Синицы — птички всеядные. Они ловко ловят насекомых, очень любят жирное мясо, клюют крошки хлеба и кашу.
Творческие задания.
1. Подготовить рассказ из личного опыта «Моя кормушка».
2. Рассказать о том, как устроили кормушку для птиц в детском саду.
3. Вспомнить и назвать перелетных птиц, объяснить, почему они не могут зимовать в наших краях.
Над болотом (по Н. Соколову-Микитову)
Каждый год возвращаются журавли из далеких теплых стран на родное болото.
Высоким камышом и сухой прошлогодней осокой заросло большое непроходимое болото. В самых недоступных местах устраивают гнезда осторожные журавли.
Спокойно им жить на неприступном болоте. Не пройдет по болоту волк, не проберется лисица, не подкрадется рысь
Выведутся на болоте длинноногие неуклюжие журавлята. Начнут ловить для них журавли лягушек и змей, приносить в гнездо корм. Будут расти, учиться летать журавлята.
Творческие задания.
1. Составить рассказ-описание цапли.
2. Составить план рассказа.
3. Продолжить рассказ.
Одуванчики {Н.Соколов-Микитов)
Все знают простые цветы, похожие на маленькое солнце с золотыми лепестками-лучами. Все лето цветут одуванчики, а созревшие их семена собраны в легкий пушистый шарик. Дунешь на шарик — поплывут, полетят в воздухе легкие летучие семена. Поэтому и называется цветок одуванчиком.
Весь день, пока светит солнце, следом за солнцем поворачивают одуванчики свои золотые головки. Вечером, когда скроется солнце, одуванчики свертывают свои лепестки и засыпают. С восходом солнца они просыпаются, как бы радостно улыбаясь, широко раскрывают золотые свои лепестки. В солнечный летний день золотою кажется поляна, на которой растут и цветут одуванчики.
Творческие задания.
1. Объяснить значения слов пушистый, золотой.
2. Придумать предложения с другими, чем в рассказе, значениями этих слов.
3. К словам засыпают и свертывают подобрать слова с противоположным значением.
4. Прочитать наизусть стихотворение Е.Серовой «Одуванчик».
5. Объяснить слово воздушное.
6. Ответить на вопрос: почему у одуванчика вначале желтый сарафанчик, а потом беленькое платьице?
Приложение 7. Планы-конспекты логопедических досугов
1. Занятие-развлечение
Тема «Звук л».
Цель: автоматизировать звук л в слогах, словах, предложениях, спонтанной речи.
План занятия
1.Игра «Доскажи словечко».
2. Слоговой аукцион.
3. Игра «Угадай-ка!».
4. Игра «Узнай слово».
5. Игра «Отгадай загадку».
6. Игра «Ромашка».
7. Игра «Чей улов больше?».
8. Игра «Узнай пословицу».
9. Конкурс скороговорок.
10. Игра «Объясни выражения».
11. Игра «Кто получит приз?».
12. Конкурс загадок и стихов.
Ход занятия
1. Игра «Доскажи словечко»
Логопед читает стихотворный текст, дети хором договаривают слова.
2. Слоговой аукцион
Чья команда последней называет слово с предложенным слогом, та и выигрывает.
3. Игра «Угадай-ка!»
По словам, произнесенным вразбивку, узнать слово: дыш, лан — ландыш; па, лам — лампа; па, ло, та — лопата; ло, мо, ток — молоток; ва, го, ло — голова.
4. Игра «Узнай слово»
По первым звукам названных слов определить задуманное слово.
5. Игра «Отгадай загадку»
Чья команда больше отгадает загадок, та и выигрывает. Добавляются очки, если кто-то из детей загадает загадку, в которой есть звук л.
6. Игра «Ромашка»
Сорвать только лепестки с изображением предметов, в названии которых есть звук л.
7. Игра «Чейулов больше?»
Выигрывает тот, кто больше выловит слов-картинок со звуком л, пока играет музыка.
8. Игра «Узнай пословицу»
На столе несколько конвертов, в каждом по две картинки. Нужно их назвать, вспомнить пословицу, в которой они встречаются вместе.
9. Конкурс скороговорок
Кто большее число раз и без ошибок произнесет предложенную скороговорку.
10. Игра «Объясни выражение»
Кто лучше объяснит, почему мы так говорим.
11. Игра «Кто получит приз?»
Проводится в виде эстафеты. На полу лежат три обруча, внутри первого — игрушки, во втором — картинки, в третьем — приз. Надо выбрать:
а) игрушку, в названии которой есть звук л;
б) картинку, в названии которой есть звук л;
в) вбежать в последний круг, назвать слово со звуком л, взять приз (игрушку, конфету).
12. Конкурс чтецов
Чтение стихотворений, загадывание загадок со звуком л. Подведение итогов, называются лучшая команда и лучшие игроки.
Речевой материал к занятию
«Доскажи словечко»
Гладко, плавно лился стих, Вдруг споткнулся и притих. Ждет он и вздыхает:
Слова не хватает! Чтобы снова в добрый путь Стих потек, как речка, Помоги ему чуть-чуть, Подскажи словечко!
Е. Серова
1. Наш огород в образцовом порядке,
Как на параде, построились грядки.
Словно живая ограда вокруг —
Пики зеленые выставил... (лук).
2. Сшил себе котенок тапки,
Чтоб зимой не мерзли... (лапки).
3. Ну, давай играть в футбол!
Забивай скорее... (гол).
4. Нам темно. Мы просим маму
Нам включить поярче... (лампу).
5. Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось... (мыло).
6. Молодчина эта Лина,
Лепит все из... (пластилина).
7. Заглянула в дверь коза,
Очень грустные... (глаза).
8. Тихо-тихо снег идет,
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе... (лопатой).
9. Елочка, елочка,
Колкая... (иголочка).
10.А возле этой елки
Бродили злые... (волки).
11.Ночью по небу гуляю,
Тускло землю освещаю.
Скучно, скучно мне одной,
А зовут меня... (луной).
12.На ветке не птичка —
Зверек-невеличка,
Мех теплый, как грелка.
Кто же это? ... (Белка.)
13.Он соло пел среди ветвей,
Его назвали... (соловей).
14.Лейся, дождик, веселей,
Мы с тобою дружим!
Хорошо нам бегать
Босиком по ... (лужам).
15.Заставил плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а ... (лук).
Хоть я и сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус.
Узнали вы? Я... (свекла).
16.Крошка-сын к отцу пришел,
И спросила кроха:
— Что такое хорошо
И что такое... (плохо)?
18. На одной ноге кружится,
Беззаботна, весела.
В пестрой юбке танцовщица, Музыкальная... (юла).
Слоговой аукцион
Ла — лапа, лампа, лайка, лавка, лакомка, ладонь, ландыш, ласточка, ластик, ласты, лак;
ло — лоб, локоть, лось, ложка, лодка, лом, лошадь, лов, Лора;
лу — лук, луна, лупа, лужа, луч, Луша, луковица, Лука.
Отгадай пословицу по двум словам
1. Шило, мешок. (Шила в мешке не утаишь.)
2. Иголка, нитка. (Куда иголка, туда и нитка.)
3. Волки, лес. (Волков бояться — в лес не ходить.)
4. Камень, вода. (Под лежачий камень и вода не течет.)
5. Пчела, мед. (Одна пчела много меду не наносит.)
Скороговорки
Говори, торопись, но смотри не ошибись.
1. Кол около стола, стол около кола.
2. Колпак под колпаком,
Под колпаком колпак.
3. Дятел дуб долбил, да не додолбил.
4. Не жалела мама мыла.
Мама Милу с мылом мыла.
5. Петя пилил пилой пень.
6. В зимний холод всякий молод.
7. Были галчата в гостях у волчат,
Были волчата в гостях у галчат.
Ныне волчата галдят, как галчата.
И, как волчата, галчата молчат.
8. Павка на лавке плетет лапти Клавке.
9. Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки,
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб да ложка.
10.Свекла у Феклы
Мокла и сохла.
Сохла и мокла,
Пока не поблекла.
Объясни выражение
«Лакомый кусочек». (Что-нибудь заманчивое, привлекательное, соблазнительное.)
«Медвежья услуга». (Неумелая, неловкая услуга, которая вместо помощи приносит вред.)
«Бить баклуши». (Праздно проводить время, бездельничать. Первоначально означало: раскалывать, разбивать осиновый чурбан на баклуши (чурки) для изготовления мелких щепок, т.е. делать очень несложное дело.)
«Блоху подковать». (Проявить необыкновенное умение в каком-либо деле, тонкое мастерство.)
«Как белка в колесе». (Беспрерывно суетиться, хлопотать без результатов.)
«Волк в овечьей шкуре». (Нехороший, лживый человек, который всячески пытается скрыть свои дурные намерения и показать себя добрым.)
«Искать иголку в стоге сена». (О том; что нельзя найти.)
Отгадай загадки
1. Я землю копала,
Ничуть не устала.
А кто мной копал —
Тот и устал. (Лопата.)
2.Сидит дед, во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (Лук.)
3. Над домами у дорожки
Висит кусок лепешки.
(Луна.)
4. В тихую погоду
Нет нас нигде.
Ветер подует —
Бежим по воде.
(Волны.)
5. Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я — главная. (Елка.)
6. Сама не ем, а людей кормлю.
(Ложка.)
7. Пушистая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе.
(Облако.)
8. Раскаленная стрела
Дуб свалила у села.
(Молния.)
9. Под крышей четыре ножки,
А на крыше — суп да ложки.
(Стол.)
10.Этот конь не ест овса,
Вместо ног — два колеса.
(Велосипед.)
11.В нашей кухне целый год
Дед Мороз в шкафу живет.
(Холодильник.)
12.Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится.
(Мыло.)
13.Белый камешек растаял,
На доске свой след оставил. (Мел.)
14.Круглое, красное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
(Яблоко.)
15.Жидко, а не вода.
Бело, а не снег..
(Молоко.)
16.В раздевалке я служу,
На весу пальто держу.
(Вешалка.)
17.Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит. (Дятел.)
18.Все время стучим,
Деревья долбим.
Но их не калечим,
А только лечим.
(Дятлы.)
19.Кто зимой холодной
В лесу бродит злой, голодный? (Волк.)
20.Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(Лось.)
21.С ветки на ветку,
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал. (Белка.)
22.Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком —
Он поделится медком.
(Пчела.)
23.Маленького роста я,
Тонкая и острая,
Носом путь себе ищу.
За собою хвост тащу.
(Иголка.)
24.Ползун ползет, иголки везет.
(Ежик.)
2. Занятие-досуг «Путешествие в страну знаний»
Тема «Звук т и буква Т».
Цели: 1) развивать фонематическое восприятие, 2) продолжать учить делить слова на части (одно-, дву-, трехсложные слова), 3) закреплять умение производить звуко-буквенный анализ и синтез слов, 4) развивать связную речь, 5) развивать мышление и память.
План занятия
1. Игра «Телеграфист».
2. Игра «Новоселы».
3. Подвижная игра «Самый ловкий».
4. Игра «Отгадай слово».
5. Подвижная игра «Самый аккуратный».
6. Игра «Волшебные часы».
7. Подвижная игра «Мышеловка».
8. Игра «Наборщик».
9. Игра «Умники и умницы».
10.Игра «Не знаешь — научим».
11.Игра «Пазлы».
Оборудование: ребусы, часовой циферблат, трехэтажный дом из картона и предметные картинки с изображением животных, пословицы и поговорки в картинках, буквы, изображенные на кубах, гимнастические палки, стойки, обручи, картонные ступни, стулья для детей, эмблемы, сувениры, конверты, пазлы, 2 корзины, 2 деревянные ложки, шары для пинг-понга (по количеству детей), игрушки и предметы на звуки т, д, к.
Ход занятия
Дети поделены на две команды — «Утята» и «Котята», на футболках эмблемы, сидят полукругом.
Ведущая (В.): Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в страну знаний, где нас ожидают необычные встречи и приключения. Но чтобы наше путешествие удалось, надо как можно больше знать о звуке т и букве Т.
Входит Незнайка.
Незнайка (Н.): Кто здесь в путешествие собрался? Я тоже очень люблю путешествовать. Я даже на Луну летал. Вот как-то раз...
В.: Подожди, Незнайка, ты ведь даже забыл поздороваться с ребятами. Ты что, не знаешь, что нужно быть вежливым?
Н.: Знаю. А разве я не поздоровался? Здравствуйте, ребята!
В.: Здравствуй, Незнайка. Но мы сегодня с ребятами собрались в путешествие не на Луну, а в страну знаний.
Н.: Да, да, я слышал. Нужно все знать о звуке т и букве Т. Я недавно читал очень интересную книгу, из которой узнал много слов со звуком т, эта книга о тропическом лесе, по-другому он называется джунгли, и о его обитателях: пантерах, питонах, удавах. А вот как книга называется, я забыл. У меня даже картинки были с героями этой книги. Но на них упал лунный камень и картинки рассыпались на кусочки.
В.: Не переживай, Незнайка! Мы поможем тебе сложить картинки и вспомнить название книги. Для этого мы должны правильно выполнить все задания. За каждое правильно выполненное задание команды будут получать по одной части этой картинки. Для каждой команды картинки помещены в конверты. Когда вы, ребята, выполните все задания правильно, вы соберете все части в одно целое и вспомните название книги, которую прочитал Незнайка. А чтобы мы не устали в путешествии, Незнайка приготовил нам разные игры и задания.
1. Игра «Телеграфист» (деление слов на слоги)
Дети перепрыгивают через гимнастические палки столько раз, сколько слов в слоге. Слова-картинки: кот, тапочки, танк, бегемот, туча, конфеты, кит, футболист, тарелка, табуретка, петух, автобус.
. Игра «Новоселы»
Трехэтажный дом с окнами-карманами, в которые помещаются картинки, в названии которых есть звук т.
1-й этаж — звук т в начале слова: тур, тапир, тушканчик. 2-й этаж — звук т в середине слова: утка, петух, питон. 3-й этаж — звук т в конце слова: кот, енот, бегемот.
3. Подвижная игра «Самый ловкий»
По кругу стоят стулья, их меньше на один, чем детей. Дети ходят вокруг. Ведущая произносит звуки. Стульчик надо занять, если услышишь звук т. Звуки для анализа: а, у, м, ж, т, п, к, т, д, ть, ль, мь, пь, кь, т, у, с, э, т и т.п.
4. Игра «Отгадай слово»
Ребусы, слова-загадки. Надо отгадать слова:
—по первым звукам в названии каждой картинки {кошка, игла, топор — кит);
—расставив буквы по росту (утка);
—заменив букву в слове (салат — салют);
—добавив к слогу букву (к-уст — куст).
5. Подвижная игра «Самый аккуратный»
Игра-эстафета. Вынести из «курятника» все яйца в ложке, не уронив ни одно.
6. Игра «Волшебные часы»
Одна команда читает слог, другая придумывает слова с данным слогом.
В.: Тик-так, тик-так.
Все часы идут вот так. Ну-ка, посмотри сейчас И ответь, который час?
Ведущая крутит стрелку на циферблате и останавливает на слогах: та, ту, то, ты.
7. Подвижная игра «Мышеловка»
Одна команда — мышеловка, вторая команда — мыши.
8. Игра «Наборщики». (Проводится в виде эстафеты.)
На кубиках буквы К, Л, И, У, по две буквы С, Т. Одна команда составляет слово лист, другая — куст. Преодолевая препятствия, дети переносят по одному кубику. Препятствия — дуги для подлезания, имитация следов (пройти через ручей, не замочив ног), продеть голову через обручи. Когда все кубики перенесены, из них составляется слово.
9. Игра «Умники и умницы»
Дети отгадывают пословицы и поговорки о труде по опорным картинкам:
иголка, нитка (Куда иголка, туда и нитка.);
пруд, рыба (Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.);
голова, руки (Голова научит, руки сделают.);
яблоня, человек (Яблоню любят плодовитую, а человека — деловитого.);
птица, человек (Птицу узнают в полете, а человека в работе.);
линейка, ножницы (Семь раз отмерь, один отрежь.);
камень, вода (Под лежачий камень вода не течет.).
10. Игра «Не знаешь — научим, не умеешь — покажем»
Две корзинки на стульях, предметы и игрушки на столе.
Из предметов, в названии которых есть звуки т, д, к, брать по одному и переносить в корзинки те предметы, в названии которых есть звук т.
11. Игра «Пазлы»
Из восьми частей дети собирают картинку («Маугли»).
В.: Вот видишь, Незнайка, какие у нас умные дети. Они столько всего знают о звуке т и букве Т, что им не составило труда выполнить все задания и помочь тебе вспомнить название книги Киплинга «Маугли».
Н.: Спасибо, ребята, вы все молодцы! Вы такие умные, ловкие, умелые. Победила дружба. (Вручение призов.)
3. Занятие-развлечение «В гостях у бабушки азбуки»
Цель: закрепить навык чтения слогов, слов с пройденными буквами.
План занятия
1. Составить слово по первым буквам («Угадай-ка»).
2. Игра «Кто больше составит слов?».
3. Игра «Слово рассыпалось».
4. Игра «Волшебная цепочка».
5. Кроссворд.
6. Ребусы.
7. Игра «Шифровальщики».
8. Игра «Чья команда победит?».
9. Игра «Найди пару».
10.Игра «Хвастунишка».
11.Итог занятия. Награждение победителей.
Ход занятия
1. Игра «Угадай-ка»
По первым буквам слов составить новые слова.
Показываются таблицы, на каждой из которых 3 — 4 предметных картинки. Дети называют эти картинки, самостоятельно определяют первую букву в слове и по первым буквам называют получившееся слово. Выигрывает команда, первой определившая зашифрованное на таблице слово.
Рот — расческа, ослик, топор;
рак — рука, ананас, колесо;
каша — кошка, ананас, шары, арбуз;
аист — арбуз, игла, самолет, торт;
пух — попугай, утенок, хлеб;
муха — матрешка, удочка, хлеб, арбуз;
сон — сорока, ослик, носорог;
мак — мука, Айболит, карандаш;
луна — лук, У, ножницы, апельсин;
лук — лось, У, колесо;
усы — уши, собака, Ы;
козы — кастрюля, О, зонт, Ы;
танк — туфли, А, Н, конфета
Подводится итог, каждый отгадавший слово получает фишку, по числу которых в конце занятия можно определить победителя или команду-победителя.
2. Игра «Кто больше составит слов?»
Предъявляются слоговые таблицы, каждая разделена вертикальной чертой на две половины. Задание: к слогу, напечатанному слева, подобрать слог из числа напечатанных справа так, чтобы получилось слово. Выигрывает команда, составившая наибольшее количество слов.
Вариант. Слова составляются из кубиков, каждая команда в отведенном ей месте выкладывает слова, затем демонстрирует их ведущему.
3. Игра «Слово рассыпалось»
На двух столах приготовлены кубики (мячи, шары, круги), на которых наклеены буквы, составляющие слова. Слова прочитываются. Выбранные от каждой команды дети берут эти кубики, под музыку выполняют любые движения, можно танцевальные, может быть и бег по залу врассыпную. Когда музыка замолкает, нужно как можно быстрее собрать свое слово.
Слова: мак, суп, дом, кот, Тома, Луша.
Вариант. Игра «Кто быстрее составит слово?».
Атрибуты те же, игра по типу эстафеты, например: 1-й участник бежит, 2-й перепрыгивает через кубики, 3-й прыгает через скакалку, 4-й пролезает через обруч, но каждый, добегая до стола, выбирает кубик, ставит его на соответствующее место, бегом возвращается к команде, передавая, таким образом, эстафету следующему игроку. В завершение проверяется, правильно ли составлено командой заданное слово.
4. Игра «Волшебная цепочка»
На двух столах приготовлены предметные картинки, конечная буква в названии одной является начальной буквой в названии другой картинки.
Дети, представляющие свою команду, берут каждый по одной картинке, их задача — найти свое место в цепочке. Первое слово цепочки называет ведущий.
Слова для цепочек: карандаш — шкаф — флажок — куст — топор — ракета — автобус; сук — ключ — чайник — кошка — ананас — сом — мак — крокодил — лук.
5. Кроссворд «Куда спешат звери?»
На предметных картинках номера: 1 — мышка, 2 — кот, 3 — слон, 4 — лиса, 5 — аист, на доске сетка кроссворда с выделенными клетками.
Дети выходят и вписывают в клетки названия животных. После того как кроссворд заполнен, читают выделенное слово.
6. Ребусы
1. «Построй по высоте».
Из букв, различных по высоте, составить слово, начиная с самой высокой.
ОПл — пол апЛА — лапа рАШ — шар ыОС — осы
2. «Добавишь букву — изменишь слово». Предъявляются таблицы:
Ш, утка (шутка) Г, роза (гроза)
Э, кран (экран) шар, Ф (шарф)
3. «Букву в слове поменяй, слово новое называй».
л/ш — шапки р/к — кот р/м — маки
с/х — халат п/т — торт у/а — раки ы/о — дом
4. В зависимости от подготовленности группы можно предложить отгадать шарады:
м ша у а
у (Наум) та (Наташа) шка (подушка) рок (подарок)
ком ка кар
та (комната) ва (канава) вал (карнавал)
7. Игра «Шифровальщики»
Участвуют по 2 — 3 человека от каждой команды. Дается задание первой паре детей: достать из конверта картинку, назвать слово (например, рак, мак), составить к нему звуко-слоговую схему.
Следующей паре детей необходимо подобрать из конверта картинку так, чтобы слово, ее обозначающее, подошло к предложенной схеме.
Предметные картинки: 1-й набор — лампа, суп, шуба, барабан; 2-й набор — шары, лопата, маска, мак.
8. Игра « Чья команда победит ?»
Из каждой команды выходят по 3 — 4 ребенка. Они получают разноцветные круги с наклеенными буквами и держат их так, чтобы сидящие в зрительном зале букв не видели. Из каждой команды выходит по одному желающему; они получают задание «развесить» гирлянду из кругов таким образом, чтобы получилось слово. По команде разноцветные круги показывают всем детям, вызвавшийся «развесить» гирлянду составляет слово. Закончив работу, просит поднять круги вверх. Все читают слова, например: шары, рука, лапа, каша.
Побеждает команда, игрок которой первым составил слово.
9. Игра «Найди пару»
Дети получают на одну руку браслет-резинку с кружком, на котором обозначена буква. Под музыку они выполняют танцевальные движения, демонстрируя друг другу свои буквы. Когда музыка замолкает, нужно встать парами так, чтобы можно было прочитать слог (выбор делают мальчики; девочки; названные педагогом дети; те, у кого на браслетике согласная буква; те, у кого гласная буква, и т.д.).
10. Игра «Хвастунишка»
В конце занятия разыгрывается сценка, которую дети (это могут быть и гости — дети из другой группы) готовят заранее, в секрете от остальных. У них на голове шапочки с изображением зверят: мишки, белки, ежика, медвежонка, зайчонка.
Ведущий: Закончилось лето, собрались на полянке в лесу зверята, показывают, что им родители к школе приготовили.
Зайчонок: Мне мама ранец купила.
Мышка: А мне краски разноцветные.
Белочка: А мне букварь с разноцветными картинками.
Ежик: А мне альбом.
В.: Все ребят хотят в школу.
М.: Эка невидаль — школа, я и без школы все знаю!
3.: И рисовать умеешь?
М.: И писать умеешь? .
Е.: И буквы знаешь?
М.: Я все знаю, все умею.
Б.: Тогда прочитай, что здесь написано.
В.: Взял медвежонок букварь.
Звери улыбаются.
В.: А вы, ребята, догадались, почему звери рассмеялись?
Мишка держал букварь вверх ногами.
4. Занятие-досуг «Умники и умницы»