Принципы развития устной речи от «диалога к монологу»

1.Принцип усиления работы по развитию интонационного слуха. В основе данного принципа положен метод интонационно-смыслового анализа звучащей речи. Этот метод реализуется через приёмы: беседа рассуждение, элементарный графический разбор, предварительное обдумывание высказывания (развивает «интонационный синтез»), графический диктант.

2. Принцип обучения от диалога к монологу основан на коммуникативном (продуктивно-творческом) методе. Метод реализуется через систему коммуникативных упражнений, построенных на основе создания речевой ситуации. И предполагает использование таких приёмов, как: осознание эмоционального состояния человека (персонажа иллюстрации) по его позе, мимике, жесту; воссоздание речевой ситуации по воспринятому высказыванию; оценка высказываний (в том числе и интонационного оформления) учащихся, выполненных в контексте конкретных речевых ситуаций.

3. Принцип одновременного усвоения устной речи, синтаксиса и пунктуации находит выражение в следующих приёмах: распознавание знаков препинания в устной и письменной речи; устный пунктуационный диктант с использованием индивидуальных карточек с изображением пунктуационных знаков; письменный пунктуационный диктант с фиксацией на письме только пунктуационных знаков, сопровождаемый попутными замечаниями учителя; графический диктант.

4. Принцип наглядности в работе над устной речью во взаимосвязи с принципом внимания к материи языка. Оба принципа опираются на два метода: метод наблюдения, который является ведущим, и метод моделирования. Метод наблюдения реализуется как традиционными приёмами (сравнение, сопоставление, выделение, обобщение), так и частными приёмами интонационной пропедевтики: наблюдение за особенностями звучащей речи родных, близких, ведущих телепередач; наблюдение иностранной звучащей речи с целью распознавания по интонации эмоционального состояния говорящего; игры, направленные на развитие слухового внимания; наблюдение собственной звучащей речи; приём имитации образцовой речи и прочие.

Метод моделирования призван помочь учащимся преодолеть абстрактный характер учебного материала. Реализуется через такие приёмы как: дирижирование; работа с картинками-схемами настроений; разметка с помощью условных знаков элементов интонации и другие.

5. Принципы оценки выразительности речи и развития языкового чутья находят своё отражение в мотивационном, конструктивном, поисковом методах. Реализуются через следующие принципы: замена интонационного оформления высказывания с учётом изменения речевой ситуации; сравнение и оценка интонационного оформления звучащих образцов и высказывания товарищей; исправление интонационных недочётов; соотнесение интонационного оформления высказывания с различными сюжетными иллюстрациями.

Планируемые результаты освоения учащимися программы комплексного совершенствования устной речи на уроках русского языка

Настоящая программа направлена на реализацию комплекса планируемых результатов: личностных, регулятивных познавательных, коммуникативных.

I. Личностные планируемые результаты.

Самоопределение

1. Формирование основ гражданской идентичности личности:

-чувства сопричастности своей Родине, народу и истории, и гордости за них, ответственности человека за благосостояние общества;

-осознания этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России.

2. Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека:

-ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.

3. Развитие Я-концепции и самооценки личности:

-формирование адекватной позиции осознанной самооценки и самовосприятия.

Смыслообразование

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:

-развития познавательных интересов, учебных мотивов;

-формирования мотивов достижения и социального признания;

-мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Нравственно-этическая ориентация

-формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности;

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, совершенствование эстетических чувств (стыда, вины, совести) как регулятора морального поведения;

-знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);

-выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм;

-формирование моральной самооценки;

-развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается;

-развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;

-формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям, влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья опасности личности и общества в пределах своих возможностей;

-формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

II. Регулятивные планируемые результаты.

1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка):

-способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

-умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

-преодоление импульсивности, непроизвольности;

-умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

-умение адекватно воспринимать оценки и отметки;

-умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;

-умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности.

2. Формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей:

-целеустремлённость и настойчивость в достижении целей;

-готовность к преодолению трудностей, формирование установок на поиск разрешения решения трудностей (стратегия совладания);

-формирование основ оптимистического восприятия мира.

III. Познавательные планируемые результаты.

Общеучебные универсальные действия

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

-знаково-символическое моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую), и преобразование модели с целью выделения общих законов, определяющих данную предметную область;

-умение структурировать знания;

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов способов деятельности;

-смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официального-делового стилей, понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

-постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Универсальные логические действия

-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов;

-выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

-установление причинно-следственных связей;

-построение логической цепи рассуждений;

-доказательство;

-выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы

-формулирование проблемы;

-самостоятельное создание способов решение проблем творческого и поискового характера.

IV. Коммуникативные планируемые результаты.

Умение устанавливать смысловую связь в предложении, умение различать предложения по цели высказывания и интонации, умение различать и правильно понимать интонационное оформление синтаксической конструкции, умение выразительно читать текст.

Тематическое содержание программы

Й класс

Тема занятия Усваиваемые понятия Формируемые умения
Раздел I. Совершенствование устной речи на уровне диалога и монолога
Наша Речь. Речь Виды речи: внутренняя и внешняя Умение распознавать речь, виды речи Умение грамотно использовать устную речь
Наш Язык. Язык и речь Умение распознавать язык и речь Умение грамотно использовать устную речь
Роль интонации в нашей речи Речевая ситуация Средства выразительности устной речи Неязыковые средства высказывания – мимика, жесты Умение применять средства устной выразительности речи и неязыковые средства высказывания в соответствии с речевой ситуацией
Раздел II. Совершенствование устной речи на уровне фразы.
Виды предложений по цели высказывания. Предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные Умение определять предложения по цели высказывания Умение ставить знаки в конце предложений Умение выразительно читать повествовательные, вопросительные и побудительные предложения
Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение Компоненты интонации: «логическое ударение», «фразовое ударение» Умение выразительно читать предложения Умение интонационно выделять наиболее важные предложения в смысловом отношении слов с помощью логического ударения
Восклицательные и невосклицательные предложения Восклицательная и невосклицательная интонация Умение характеризовать предложения по интонации (восклицательные и невосклицательные) Умение различать классификационные признаки – по цели высказывания и по интонации Умение определять вид предложения по разным основаниям (по цели высказывания и по интонации) Умение с помощью интонации выражать разные чувства

Й класс

Тема занятия Усваиваемые понятия Формируемые умения
Блок I. Совершенствование интонационной стороны устной речи учащихся
Язык и речь. Формулы вежливости Речь и её значение в жизни человека. Совершенствование умения распознавать язык и речь, определять взаимосвязь устной речи и языковой системы, усвоение формул вежливого общения
Диалог. Обращение. Роль диалога и обращения в устной речи Совершенствовать умения: интонационно оформлять синтаксическую конструкцию с обращением, выделять обращения в устной речи, выразительно читать предложения с обращениями
Блок II. Совершенствование лексической стороны устной речи
Слово и его лексическое значение Лексическое значение слова в языковой системе, слово в устной речи Актуализация знаний о лексическом значении слов, о роли слов в русском языке, совершенствовать умение определять слово по лексическому значению
Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова. Однозначные, многозначные слова, прямое и переносное значение слов, заимствованные и устаревшие слова в устной речи Совершенствовать у учащихся умения понимать многозначных русских слов, использовать прямое и переносное значение слов в речевой ситуации
Синонимы, антонимы, омонимы. Синонимы – слова, близкие по смыслу. Антонимы – слова, одинаковые по смыслу. Омонимы – слова, которые произносятся одинаково, но имеют разные значения Совершенствовать умение использовать синонимы, антонимы, омонимы в устной речи
Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах. Фразеологизмы – устойчивое сочетание слов Совершенствовать умения определять фразеологизмы в устной речи, объяснять их значения, употреблять лексические группы слов в речевой ситуации
Состав слова. Орфограммы в приставках. Приставка – часть слова, которая находится перед корнем. Приставка служит для образования новых слов.   Совершенствовать умения ориентироваться в частях слова, определять и проверять орфограммы приставок
Разделительный твёрдый и мягкий знак Мягкий и твёрдый знак Совершенствовать умения различать мягкий и твёрдый знак в предложении, воспроизводить слова с мягким и твёрдым знаком в устной речи
Блок III. Совершенствование синтаксической стороны устной речи
Словосочетание Словосочетание в нашей речи Совершенствовать умения устанавливать связь слов в словосочетании, вычленять словосочетание из предложения, задавать вопросы от главного слова к зависимому
Предложение как единица речи   Примечание: Тема включает в себя мини-темы «Разбор по членам предложения», «Синтаксический разбор» Предложения, члены предложения, разбор по членам предложения, синтаксический разбор предложения Совершенствовать умения определять главные и второстепенные члены предложения, выполнять разбор по членам предложения и синтаксический разбор
Предложения простые и сложные. Связь между простыми предложениями в составе сложного Простые и сложные предложения, способы соединения простых предложений в сложное и разделения сложных предложений на простые Совершенствовать умения интонационно оформлять простые и сложные предложения, передавать в устной речи смысловую связь между простыми предложениями в составе сложного

Особое внимание стоит обратить на особенности построения тематического содержания по классам. Так, в 3-ем классе процесс совершенствования устной речи детей мигрантов на уроках русского языка включает в себя работу над интонационным оформлением говоримой (неподготовленной, спонтанной, живой) речи, как диалогической, так и монологической; работа над интонационным оформлением читаемого текста (формирование умения выразительного чтения). Соответственно, тематическое содержание программы совершенствования УРУ подразделяется на два раздела: совершенствование устной речи на уровне диалога и монолога, совершенствование устной речи на уровне фразы.

В 4-м же классе процесс совершенствования устной речи детей мигрантов носит комплексный характер. Программа реализации данного процесса на уроках русского языка строится следующим образом:

Разделы, которые предполагали совершенствование устной речи на уровне диалога и монолога, совершенствование устной речи на уровне фразы, объединяются в блок совершенствование интонационной стороны устной речи.

Также в 4-м классе добавляются два основных блока: совершенствование лексической стороны устной речи, совершенствование синтаксической стороны устной речи.

По итогам апробации программы опытного обучения был проведён контрольный этап исследования. Сроки реализации с 23 октября по 9 ноября 2017 года.

Цель контрольного этапа – проверить качество сформированности устно-речевых умений младших школьников категории «дети мигрантов» в результате проведённой программы опытного обучения.

Задачи:

-проведение контрольного анкетирования детей мигрантов;

-систематизация результатов, выявление дополнительных проблем;

-составление рекомендаций учителю по развитию речи детей мигрантов на уроках русского языка.

Основные методы исследования на контрольном этапе:

Социологические – контрольное анкетирование учащихся (цель – проверить качество сформированности устно-речевых умений детей мигрантов), беседа с учителем (цель – предложить рекомендации по развитию устной речи учащихся категории «дети мигранты» на уроках русского языка).

На контрольном этапе исследования испытуемым были предложены задания из той же методики диагностирования устной речи (Фотековой Т.А.), которые были использованы на констатирующем этапе эксперимента.

Замеряемые показатели:

-сформированность сенсомоторного уровня речи.

-сформированность грамматического строя речи

-сформированность связности устной речи.

Результаты тестирования на контрольном этапе

Наши рекомендации