Аксиологические основы педагогической науки.
Аксиология – философское учение о материальных, культурных, духовных, нравственных и психологических ценностях личности, коллектива, общества, их соотношении с миром реальности, изменении ценностно-нормативной системы в процессе исторического развития. В современной педагогике выступает как ее методологическая основа, определяющая систему пед. взглядов, в основе которых лежит понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания и обучения, пед. деятельности и образования
Cо второй половины 20 века в педагогической науке уверенно обретает свои позиции новый методологический подход – аксиологический (ценностный) в гуманитарном его варианте. Ретроспективный взгляд на ценности позволяет выделить два других варианта их рассмотрения: религиозный и технократический. В технократическом варианте в качестве величайшей ценности общества рассматривается техника, которая диктует человеку способ мысли, действия. При изучении данной темы важно усвоить содержание ряда ценностных понятий: ценность, оценка, ценностное отношение, ценностная ориентация.
Категория «ценность» относится к числу общенаучных понятий, в науке нет однозначности в ее определении. Она применительна к конкретному человеку, обществу, природным и общественным явлениям. К ценностям относятся только положительно значимые события, предметы и их свойства, полезность, значимость и нужность которых осознает человек, проявляя к ним позитивное отношение. Восприятие и усвоение объективно-содержательной стороны объекта, оценка его свойств с точки зрения их необходимости, полезности, приятности и т. п. для удовлетворения потребностей и интересов личности осуществляется в ходе оценочной деятельности индивида.
Оценка как процесс, направленный на осознание (принятие или непринятие) ценности личностью, приводит к формированию ценностного отношения. Отношение человека к различным ценностям определяет его ценностная ориентация, которая является важной составляющей высшего подструктурного в структуре личности по К.К. Платонову.
Принципиально важно понять разницу между понятиями ценности и оценки, которая состоит в том, что ценность объективна. Она складывается в процессе социально-исторической практики. Оценка же выражает субъективное отношение к ценности и потому может быть истинной (если она соответствует ценности) и ложной (если она ценности не соответствует)
Педагогические ценности – нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся мировоззрением в области образования и деятельностью педагога.
Социально-педагогические ценности отражают характер и содержание тех ценностей, которые функционируют в различных социальных системах, проявляясь в общественном сознании. Это совокупность идей, представлений, норм, правил, традиций, регламентирующих деятельность общества в сфере образования. Групповые педагогические ценности можно представить в виде идей, концепций, норм, регулирующих и направляющих педагогическую деятельность в рамках определенных образовательных институтов. Совокупность таких ценностей имеет целостный характер, обладает относительной стабильностью и повторяемостью.
Личностно-педагогические ценности выступают как социально-психологические образования, в которых отражаются цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики личности учителя, составляющие в своей совокупности систему его ценностных ориентации.
Ценностные ориентации – 1) избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении; 2) способ дифференциации человеком объектов по их значимости.
Роль механизма связи между практическим и познавательным подходами выполняет аксиологический, или ценностный, подход, выступающий своеобразным "мостом" между теорией и практикой. Он позволяет, с одной стороны, изучать явления с точки зрения заложенных в них возможностей удовлетворения потребностей людей, а с другой — решать задачи гуманизации общества. Смысл аксиологического подхода может быть раскрыт через систему аксиологических принципов, к которым относятся: равноправие философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей; равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности духовного открытия в настоящем и будущем, взаимообогащающего диалога между традиционалистами и новаторами; экзистенциальное равенство людей, социокультурный прагматизм вместо демагогических споров об основаниях ценностей, диалог и подвижничество вместо мессианства и индифферентности. Согласно этой методологии, одна из первостепенных задач — выявление гуманистической сущности науки, в том числе и педагогики, ее отношения к человеку как к субъекту познания, общения и творчества. Образование как компонент культуры в этой связи приобретает особую значимость, так как является основным средством развития гуманистической сущности человека. Среди педагогических ценностей можно выделить ценности самодостаточного и инструментального (ценности средства) типов, различающиеся по предметному содержанию.
Самодостаточные ценности — это ценности-цели, включающие творческий характер труда педагога, престижность, социальную значимость, ответственность перед государством, возможность самоутверждения, любовь и привязанность к детям. Ценности этого типа служат основанием развития личности и учителя, и учащихся. Ценности-цели выступают в качестве доминирующей аксиологической функции в системе других педагогических ценностей, поскольку в целях отражен основной смысл деятельности учителя.