Теория проблемного обучения.

Условия возникновения теории проблемного обучения:

Во-первых, успехи, открытия в психологии, особенно в психологии мышления (Б.Г.Ананьев, А.Я.Пономаре, А.Н.Леонтьев, Д.Н.Узнадзе, С.Л.Рубинштейн, открывший феномен проблемной ситуации как источника мыслительной деятельности). Дидактическая теория проблемного обучения опирается на психологические теории мышления и его результаты. Во-вторых, педагогическая практика, опыт лучших учителей, которые в своей деятельности применяли отдельные компоненты проблемного обучения задолго до возникновения его теории.

Значительный вклад в разработку теории проблемного обучения внесли зарубежные и отечественные исследователи: В. Оконь, М.М. Махмутов, A.M. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер и др. Одним из первых исследовать проблемное обучение начал польский педагог и психолог Винценты Оконь.Основные положения теории проблемного обучения изложены им в работе «Основы проблемного обучения» (1964; рус. пер. 1968).

Теория проблемного обучения представлена в работах М.И. Махмутова. («Теория и практика проблемного обучения» (1972 г.),

Проблемное обучение — это вид обучения, характеризующийся систематической учебно-познавательной деятельностью учащихся по усвоению новых знаний и способов действий через решение учебных проблем.

В основе проблемного обучения лежат проблемные ситуации, вопросы и задания, формирующие познавательный интерес и развивающие интеллектуальную активность учащихся.

Логика проблемного обучения выстраивается по схеме:

Проблемная ситуация → проблема → поиск способов решения → решение проблемы путем выбранных способов.

При проблемном обучении, как правило, используются следующие методы:

1. Полуалгоритмический, т.е. решение задач разными способами.

Полуэвристический— активный поиск возможно правильного решения.

Эвристическийпредполагает поиск алгоритма, который может быть не только правильным, но и неправильным.

Наиболее распространенные формы проблемного обучения:

2. Проблемная беседа (эвристическая или сократическая).

Проблемное изложение.

Проблемная лекция и т.д.

Программированное обучение— это обучение с помощью программированного материала, реализуемое посредством обучающего устройства (обучающей машины или программированного учебника). Оно решает задачу оптимизации управления процессом усвоения знаний и умений.

Возникновение программированного обучения соотносится с именем Б.Ф. Скиннера, который в 1954 г. призвал педагогическую общественность повысить эффективность преподавания за счет управления этим процессом. Бёррес Фредерик Скиннер(1904–1990) — американский психолог и писатель. Внес огромный вклад в развитие и пропаганду бихевиоризма — психологии поведения. Скиннер наиболее известен как автор теории оперантного научения,

Теоретические основы любого программированного обучения составляют следующие общие принципы:

а) принцип деления материала на небольшие, тесно связанные меж­ду собой части (порции, шаги);

принцип активизации деятельности учащихся, изучающих про­граммированный текст;

принцип немедленной оценки каждого ответа учащегося;

принцип индивидуализации темпа и содержания учения;

принцип эмпирической верификации (проверки) программирован­ных текстов.

ТЕМА 5.

Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Современная концепция содержания образования (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.В. Краевский и др.). Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Психолого-педагогические аспекты компетентностного подхода к отбору содержания образования. Нормативные документы, отражающие содержание образования.

Содержание образования — педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-целостного отношения к миру, усвоение которой обеспечит развитие личности.

Существенные проблемы теории содержания образования связаны с определением базового компонента, разработкой стандартов, процессами гуманизации и гуманитаризации..

Современная концепция содержания образования В.В. Краевского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина.

Содержание образования включает:

3. Знания о природе, обществе, технике, мысли и способах деятельности; усвоение этих знаний обеспечивает формирование у учащегося определенной картины мира, вооружает правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности.

Опыт осуществления известных способов деятельности, воплощающихся вместе со знанием в умениях и навыках личности, предполагает систему общих интеллектуальных и практических умений и навыков, которые необходимы для выполнения конкретных видов деятельности, обеспечивают способность сохранять социальную культуру народа.

Опыт творческой, поисковой деятельности требует самостоятельного претворения в жизнь ранее усвоенных ЗУН в новых ситуациях. Этот вид социального опыта обеспечивает развитие способностей, дальнейший рост культуры общества.

Опыт ценностного отношения к деятельности человека предполагает формирование у учащихся морально-нравственных норм отношения к миру, самому себе.

Основанием для отбора СО служат общие принципы: соответствия содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях его конструирования; учет единства содержательной и процессуальной сторон обучения при формировании и конструировании содержания учебного материала; структурное единство содержанияКритерии отбора содержания образования:

4. Целостное отражение в содержании общего образования задач гармоничного развития личности и формирования ее базовой культуры.

Научная и практическая значимость содержания, вклю­чаемого в основы наук.

Соответствие сложности содержания учебных предметов реальным возможностям учащихся того или иного возраста.

Соответствие объема содержания учебного предмета имеющемуся времени на его изучение.

Учет международного опыта построения содержания об­разования.

Соответствие содержания образования имеющейся учеб­но-методической и материальной базе современной школы.

Образовательный стандарт — закрепленные в особых нормативных документах государственные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся, организации образовательного процесса. В РФ введен Законом об образовании (1992г.).

Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала(В.С.Леднев).

Государственный образовательный стандарт включает федеральный, национально-региональный и школьный компоненты.

Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры.

Национально-региональный компонент содержит нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и др.

Стандартом устанавливается объем школьного компонента содержания образования, отражающего специфику и направленность отдельного образовательного учреждения.

Стандарты определяют минимум содержания образовательных программ, максимально допустимый объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Нормативные документы, регламентирующие содержание образования.

Ряд дидактов (В.В.Краевский, И.Я.Лернер) выделяют три основных уровня формирования содержания образования, представляющих собой определенную иерархию: уровень общего теоретического представления, уровень учебного предмета, уровень учебного материала.

Базисный учебный план — фиксирует структуру содержания образования по образовательным областям, учебным курсам, годам обучения, определяет календарный график учебного процесса.

Региональный базисный учебный план разрабатывается региональными органами управления образования на основе государственного БУП. С учетом Базисного и регионального учебных планов составляется учебный план школы.

Учебная программа определяет содержание и объем конкретного учебного предмета. Виды программ:типовые— разрабатываются соответствующими органами управления образования, публикуются через методические журналы и отдельные сборники, на таких программах есть гриф; рабочие—составляются учителями на основе типовых, учитывают конкретные условия и рекомендации национально-регионального компонента образования; индивидуальные — предназначены для обучения отдельных учащихся; авторские — составляются соответственно авторской концепции, но с учетом базовых требований.

Учебник — это дидактическое средство, содержащее систематическое изложение учебного материала по определенному учебному курсу.

В связи с переходом от знаниево-ориентированного к личностно-ориентированному образованию наметились тенденции становления таких принципов отбора содержания общего образования как гуманитаризация и фундаментализация.

Гуманитаризация содержания общего образования связана с созданием условий для активного творческого и практического освоения школьниками общечеловеческой культуры. Речь идет о качественной реорганизации содержания конкретных учебных предметов (в том числе гуманитарных), которым недостает именно человека в его действительном (социальном и природном, объективном и субъективном) бытии.

Преодолеть дегуманизацию общего образования позволяет принцип фундаментализации, который требует интеграции гуманитарного и естественнонаучного знания, установления преемственности и междисциплинарной связей.

Фундаментализация содержания общего образования обусловливает его интесификацию и, следовательно, гуманизацию процесса обучения, так как учащиеся освобождаются от перегрузки учебной информацией и получают возможность для творческого саморазвития.

Компетентностный подход —предполагает формирование новой системы образования, которая ориентирована на переход от формирования и оценки знаний к формированию и оценке компетенций. Данный процесс предполагает совершенствование образовательных технологий на основе постоянного взаимодействия субъектов образовательной среды. Результаты образования — это ожидаемые и измеряемые конкретные достижения учащихся, которые определяют, что должен будет способен делать выпускник по завершении образовательной программы.

ТЕМА 6.

Современные модели организации обучения. Система форм, методов, приемов, средств обучения. Педагогические условия их применения в учебном процессе. Образовательная диагностика.

Дидактическая модель базируется на определенной педагогической парадигме.

Педагогическая парадигма — совокупность устойчивых повторяющихся смыслооб-разующих характеристик, которые определяют сущностные особенности схем теоретической и практической педагогической деятельности.

Парадигмально-педагогические типологии, предложенные в рамках российского ин-новационного педагогического движения в последние десятилетия ХХ века, весьма разнообразны. Среди них: авторитарно-императивная и гуманная парадигмы (Ш.А. Амонашвили); когнитивная и личностная парадигмы (Е.А. Ямбург); традиционная, технократическая и гуманитарная парадигмы (И.А. Колесникова); естественнонаучная, технократическая, эзотерическая, гуманистическая и полифоническая парадигмы (О.Г. Прикот); консервативно-традиционалистская, рационалистическая, гуманитарная парадигмы (В.Я. Пилиповский).

Для России признание ведущей роли гуманистической парадигмы было вызвано кри-зисом «знаниевой» парадигмы, доминировавшей в отечественном образовании в течение долгого времени и пришедшей в противоречие с развивающимся постиндустриальным об-ществом, сменой идеологических ориентиров. В отечественной педагогике антропологиче-ские основы гуманистической парадигмы разрабатывались также Б.М. Бим-Бадом, Н.А. Лу-рья, В.П. Зинченко, Н.Г. Алексеевым, О.С. Газманом и др.

Данная парадигма обусловила особенности современной дидактической модели:

1) Единство преподавания, учения, саморазвития;

2) Единство дидактических и воспитательных воздействий;

3) Единство личностной и структурно-содержательной составляющих процесса обуче-ния;

4) Процессуальная гибкость;

5) Многосторонность и комплексность решаемых задач.

Формы организации обучения, их многообразие и динамика.

Существуют различные подходы к понятию «форма организации обучения».

Форма организации обучения — ( лат., forma означает «наружный вид, внешнее очертание») 1) дидактическая категория, обозначающая внешнюю сторону организации учебной работы, которая связана с количеством учащихся, местом и временем обучения, по-рядком осуществления учебного процесса. 2) ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения, которая обозначает определенный вид занятий — урок, лекцию, семинар, экскурсию, практикум, факультатив, экзамен и т. д.

Критерии классификации:

1. Количество учащихся — индивидуальные, групповые, фронтальные (Чередов, 1988), на коллективные, парные, со сменным составом учеников (Дьяченко, 1989).

2. Место учебы — школьные (уроки, работа в мастерских, на пришкольном опытном участке, в лаборатории и т. п.); внешкольные (домашняя самостоятельная работа, экс-курсии);

3. Продолжительность учебных занятий — классический урок (45 мин), спаренное заня-тие (90 мин), спаренное укороченное занятие (70 мин).

История развития школы знает различные системы обучения, в которых преимуще-ство отдавалось тем или иным формам организации: индивидуально-групповой (в школах средневековья), взаимного обучения (белль-ланкастерская система в Англии), дифференци-рованного обучения по способностям учащихся (мангеймская система), бригадное обучение (существовавшее в 20-е годы в советской школе), американский «план Трампа», согласно которому 40% времени учащиеся проводили в больших группах (100–150 человек), 20% — в малых (10–15 учащихся) и 40% времени отводилось на самостоятельную работу.

Исторические

модификации форм обучения Сущность исторических модификаций форм обучения

Взаимное обучение.

Белл-ланкастерская Англия, конец VIII в.. Создатели — англ. Священник А. Белл и учитель Дж. Ланкастер. Учитель занимается сначала со стар-шими учащимися, после чего они обучают младших. Позволяет при малом количестве учителей организовать массовое обуче-ние, однако качество обучения остается невысоким.

Коллективная в соче-тании с индивидуаль-ной.

Батовская США, конец XIX в. Учебный день делится на две части: первая половина — коллективные занятия; индивидуальные занятия и оказание помощи ученикам в преодолении затруднений в обу-чении. Со способными учениками работает учитель, с отстаю-щими — его помощник.

Дифференцированная.

Мангеймская Германия, начало XX в., г.Мангейм. Основаель Й. Зиккенгер. Учащиеся распределяются по классам в зависимости от спо-собностей (сильные, средние, слабые). Отбор — на основе наблюдения учителя и тестов.

Индивидуализирован-ная.

Дальтон-план США. 1905, г.Долтон. Основательница — Е. Паркхерст. Уроки заменены самостоятельной работой по заданию и при соответствующей консультации дежурного учителя. Коллективная ра-бота — 1 час в день, остальное время — индивидуальные заня-тия в лабораториях.

План Трампа США, начало XX в. Высококвалифицированные педагоги про-водят лекции в больших аудиторях; затем — занятия в малых группах под руководством рядового педагога; индивидуальная работа в кабинетах и лабораториях.

Общие и конкретные формы обучения.

Общие формы организации учебной работы — индивидуальная, групповая, фронтальная.

Фронтальное обучение.

Предполагает работу учителя сразу со всем классом в едином темпе и с общими целями и задачами.

Групповое обучение.

Подразделяется на формы:

 звеньевые (учебная деятельность осуществляется в постоянных группах учащихся);

 бригадные (временные группы, сформированные для выполнения конкретных заданий);

 кооперативно-групповые (класс распределяется на группы, каждая из которых выполняет часть общего задания);

 дифференцированно-групповые (постоянные и временные группы подбираются учителем в зависимости от учебных возможностей).

Индивидуальное обучение.

Осуществляется в рамках как фронтальной, так и групповой форм работы на уроке. Самостоятельное выполнение учащимся задания, одинакового для всего класса. Если в процесс включается учитель, то такая организационная форма учебной работы в классе называется индивидуализированной.

Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие учителя с одним учеником (репетиторство, тьюторство, гувернерство, консультации, самообучение и т. п.).

Коллективная форма обучения — это работа по типу фронтальной, однако с тем отличием, что учащиеся класса рассматриваются как целостный коллектив со своими лидерами и изолированными учениками, с особенностями межличностного взаимодействия учащихся.

Парное обучение — основное взаимодействие происходит между двумя учениками, которые могут обсуждать проблему, задачу и осуществлять взаимообучение и контроль. При этом пары меняются в определенной системе и последовательности, что позволяет соединить парную форму обучения с коллективной и с формой работы со сменным составом учеников, которая предполагает замену старших учащихся младшими, успевающих, успешных неуспевающими.

Конкретные формы организации учебного процесса.

Репетиторство — наиболее распространенная форма индивидуальных занятий. Чаще всего репетитор готовит ученика к сдаче зачетов и экзаменов (школьных, вступительных в вузы). Основой данной формы занятий является интенсивное освоение знаний и умений, а также системы требований к их уровню. Задача личностного и творческого развития учащихся в данном случае не выдвигается.

Тьюторство и менторство более распространены сегодня за рубежом. Эти формы способны обеспечить продуктивную образовательную деятельность ученика одновременно с его индивидуальной образовательной траекторией. Тьютор — это научный руководитель учащегося, который учит его творческому решению учебных задач. Учителя могут выполнять функции тьютора во время проведения в школах творческих недель, дней науки. Мен-тор, понимаемый как наставник, советчик ученика, вносит в содержание изучаемого пред-мета индивидуальность, чего невозможно достичь в обычной школьной системе обучения. Он оказыват ученику помощь при выполнении самостоятельных учебных проектов, знакомит его с реальными профессиональными сферами, помогает преодолеть разрыв между школьным классом и жизнью.

Лекционно-семинарская система — это разновидность коллективно-групповой формы обучения. Наиболее широко используется в системе профессионального образования. Однако ее достоинства могут повысить эффективность обучения и в общеобразовательной школе (пример — школы с углубленным изучением предметов). Школьная лекция — форма обучения, при которой учитель, излагая материал, помогает учащимся формулировать проблемы, осваивать логику познания, делать собственные открытия. На школьной лекции учащиеся выступают не пассивными слушателями, а осуществляют под руководством учителя познавательное движение. Типы лекций в современной школе: инструктивные, лекция-диалог, лекция — научное исследование и методологическая лекция, историческая, обобщающая и пр. Семинар — форма занятия, которая предусматривает создание учащимися совместного образовательного продукта в результате коллективной, групповой коммуникации. Семинар отличается от других видов занятий повышенной активностью учащихся, самостоятельностью мышления, проявлением различных коммуникативно-деятельностных и организационных качеств личности школьников. По способу и характеру проведения различают вводные, обзорные, поисковые семинары, «круглые столы», «мозговые атаки», семинары — деловые игры и др.

Классно-урочная система обучения.

Возникла в ХУ—ХУI вв. Теоретически была обоснована и широко популяризировалась в XVII веке Яном Амосом Коменским. В настоящее время, претерпев значительную модификацию, является преобладающей в школах мира уже более 350 лет.

Признаки классно-урочной системы обучения:

 учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;

 класс работает по единому годовому плану и программе согласно постоянному расписанию;

 основной единицей занятий является урок, структура которого остается неизменной: опрос, сообщение учителя, упражнение, проверка;

 урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся работают над одним и тем же материалом;

 работой учащихся на уроке руководит учитель, он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс.

Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены между уроками — это тоже признаки классно-урочной системы.

Преимущества классно-урочной системы: дает возможность использовать в ее рам-ках другие элементы образовательно-воспитательной системы; обеспечивает организаци-онную четкость и непрерывность учебно-воспитательной работы; экономически рацио-нальна и выгодна, особенно по сравнению с индивидуальной; позволяет использовать стиму-лирующее влияние коллектива на учебную деятельность каждого ученика; обеспечивает тесную связь обязательной учебной и внеучебной (внеклассной, внешкольной) работы; дает возможность обеспечить органическое сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм учебно-воспитательной работы.

Недостатки классно-урочной системы: опора на «среднего» ученика создает трудности для слабого ученика и задерживает развитие способностей более сильных, талантливых детей; трудности учета индивидуальных способностей учащихся, их особенностей раз-вития; не обеспечивается организованное общение старших учеников с младшими; навязывается одинаковый темп и ритм работы.

Современный урок: требования к нему и пути совершенствования.

Урок — законченный в смысловом, временном и организационном отношении отре-зок (этап, звено, элемент) учебного процесса.

Структура урока.

Наши рекомендации