Психологическая характеристика развития эмоциональной сферы глухих и слабослышащих детей
Вопросы и задания
1. Виды и роль эмоций в жизни человека. Общие закономерности развития эмоциональной сферы слышащих детей.
2. Особенности развития эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха.
3. Условия, необходимые для формирования эмоциональной сферы глухих и слабослышащих детей.
Занятие 14
Самооценка и уровень притязаний детей
с нарушениями слуха
Вопросы и задания
1. Особенности формирования личности детей с нарушениями слуха.
2. Развитие самооценки и уровня притязаний глухих детей.
3. Отношение глухих детей к товарищам и их самооценка.
4. Роль семьи в формировании самооценки детей с нарушениями слуха.
5. «Я – концепция» глухого ребенка и социальная ситуация его развития.
6. Познавательные интересы глухих детей.
Занятие 15
Межличностные отношения детей с нарушениями слуха,
особенности межличностного восприятия
Вопросы и задания
1. Восприятие детьми с нарушениями слуха эмоций других людей.
2. Межличностное восприятие детей с нарушениями слуха.
3. Особенности межличностных отношений детей с нарушениями слуха дошкольного возраста.
4. Особенности межличностных отношений детей с нарушениями слуха школьного возраста.
Перечень примерных контрольных вопросов и заданий
для самостоятельной работы
1. Определите предмет и задачи сурдопсихологии. Какое влияние оказывает сурдопсихология на организацию процесса обучения и воспитания детей с нарушениями слуха?
2. На основании каких критериев проведена психолого-педагогическая классификация детей с нарушениями слуха? Какие ещё классификации нарушений слуха вы знаете?
3. Какие методы используются при психологическом изучении детей с нарушениями слуха? Особенности применения тестов при изучении детей с нарушениями слуха – возможности и ограничения.
4. Охарактеризуйте специфические особенности организации психологического эксперимента при исследовании лиц с нарушениями слуха. Какие методы используются для изучения особенностей умственного развития детей дошкольного возраста с нарушениями слуха?
5. Охарактеризуйте общие со слышащими закономерности психического развития детей, имеющих нарушение слуха.
6. Какие биологические и социальные факторы определяют психическое развитие детей, имеющих нарушение слуха? Обоснуйте и приведите примеры.
7. Каковы специфические закономерности психического развития детей с нарушениями слуха? Как учитываются эти закономерности при организации обучения этих детей?
8. Какие виды ощущений и восприятий имеют наибольшее значение с точки зрения компенсации нарушений слуха? Почему?
9. Какие основные свойства восприятия развиваются у детей с нарушениями слуха замедленно?
10. Какие факторы влияют на развитие двигательной сферы детей с нарушениями слуха?
11. Охарактеризуйте особенности зрительного восприятия глухих детей.
12. Какое участие в формировании устной речи глухих детей принимает кожная чувствительность?
13. Охарактеризуйте основные свойства внимания. Как развиваются эти свойства у глухого ребенка? Чем обусловлено своеобразие в развитии разных видов внимания у глухих детей? Каковы основные условия развития произвольного внимания у глухих детей?
14. Охарактеризуйте развитие образной памяти глухих детей. Сравните с образной памятью слышащих.
15. Какова роль слова при запоминании наглядного материала?
16. Раскройте основные направления коррекционной работы по развитию словесной памяти.
17. Охарактеризуйте особенности воссоздающего воображения глухих детей. Какие методы и приёмы можно использовать для развития воображения глухих детей?
18. Как развивается творческое воображение глухих детей? Какие факторы влияют на развитие у них творческого воображения?
19. Охарактеризуйте закономерности развития разных видов мышления у детей с нарушениями слуха. Какие особенности в развитии мышления, общие со слышащими детьми, можно выделить?
20. Какие трудности в развитии мыслительных операций наблюдаются у глухих детей? Какие факторы влияют на своеобразие в становлении мыслительных операций?
21. Виды мышления и специфика их формирования у глухих детей. Какие типы отношений в развитии наглядных и понятийных форм мышления у глухих детей можно выделить?
22. Каковы условия развития понятийного мышления у глухих детей?
23. Раскройте основные направления коррекции развития мышления глухих детей. Что способствует и что препятствует развитию мышления у детей данной категории?
24. Сравните особенности использования средств общения ребенком с нарушенным слухом и слышащим ребенком в первые годы жизни.
25. Как влияют возрастной период, время потери слуха и степень потери слуха на развитие словесной речи?
26. Раскройте условия овладения речью глухими детьми в отличие от слышащих.
27. Какие трудности при овладении грамматическим строем речи испытывают глухие дети?
28. Назовите виды речи, которыми овладевает глухой и слабослышащий ребенок. Каково их соотношение на различных этапах обучения?
29. Какие общие и какие специфические особенности можно выделить в развитии эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха и детей с сохранным слухом?
30. Какие факторы благоприятно влияют на развитие эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха?
31. Какие сложности наблюдаются при формировании социальных и нравственных чувств у детей с нарушениями слуха?
32. Как влияют на развитие эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха условия семейного воспитания? Каковы основные направления этих влияний?
33. Каковы особенности в развитии самооценки и уровня притязаний у глухих детей?
34. Какие факторы влияют на особенности становления межличностных отношений у детей с нарушениями слуха?
35. Какие особенности глухих и слабослышащих детей влияют на замедленное формирование у них межличностного восприятия?
36. Какие факторы влияют на установление положительных внутрисемейных отношений в семье, имеющей ребенка с нарушенным слухом?
37. Отношения разных членов семьи к ребенку с нарушением слуха (по результатам исследований).
38. Какими средствами пользуется ребенок при осуществлении непосредственно-эмоционального общения? Назовите черты сходства и различия в развитии эмоционального общения у слышащих детей и детей с нарушенным слухом.
39. Назовите трудности формирования предметной деятельности у детей с нарушенным слухом. Как эти трудности влияют на развитие познавательных процессов?
40. Каково значение сюжетно-ролевой игры в психическом развитии детей?
41. Чем обусловлены специфические особенности становления структурных компонентов сюжетно-ролевой игры у глухих детей?
42. Какие условия нужно учитывать при обучении глухих детей использованию предметов-заместителей?
43. Что нужно делать взрослым для развития сюжетно-ролевой игры у детей с нарушениями слуха?
КИМ.
1. Восстановите последовательность восприятия речи в затрудненных условиях.
а) восприятие речи в затрудненных условиях;
б) компенсаторное проговаривание;
в) фрагментарное восприятие звуковой структуры;
г) активизация моторного отдела речевой системы;
д) укрепление слухо – кинестетических связей.
2. Создание слухо – речевой среды, постоянное использование ЗУА необходимо для…
а) формирования функциональных связей между слуховым, зрительным и кинестетическими раздражителями;
б) формирования связей между восприятием, ощущением и мыслительными процессами;
в) стимулирования компенсаторного проговаривания;
г) восприятия звуковой структуры.
3. Специфические особенности воображения детей с нарушениями слуха обусловлены: (возможно несколько вариантов ответа)
а) замедленным формированием речи;
б) отставанием в развитии мышления;
в) отставанием в развитии мелкой моторики;
г) замедленным формированием слухового восприятия.
4. К группе педагогических классификаций нарушений слуха относится:
а) классификация Л.В. Неймана;
б) классификация Р.М. Боскис;
в) международная классификация;
г) классификация И.С. Преображенского.
5. К группе медицинских классификаций нарушений слуха относится:
а) классификация Л.В. Неймана;
б) классификация Р.М. Боскис;
в) международная классификация нарушений слуха;
г) классификация Л.П. Темкина.
6. В классификации Л.В. Неймана в качестве основного критерия определения степени тугоухости используется…
а) степень снижения слуха в зоне речевых частот;
б) степень восприятия шепотной речи;
в) возможная причина снижения слуха;
г) степень восприятия речи разговорной громкости.
7. В классификации Р.М. Боскис в основе деления детей с нарушением слуха на глухих, слабослышащих и позднооглохших лежат следующие факторы:
а) степень снижения слуха;
б) степень сохранности слуха;
в) время наступления поражения;
г) индивидуальные особенности.
8. Часто тяжелые нейроинфекционные заболевания влекут за собой…
а) кондуктивную тугоухость;
б) нейросенсорное нарушение слуха.
9. Заболевания полости носа и носоглотки приводят к кондуктивной тугоухости, которая…
а) исчезает при правильном лечении;
б) поддается лечению;
в) со временем переходит в сенсорную тугоухость.
10. У глухих детей речь …
а) не формируется без специального обучения;
б) отличается бедностью словарного запаса;
в) формируется в крайне замедленном темпе;
г) развивается спонтанно.
Темы курсовых работ
1. Психолого-педагогическая классификация детей с нарушениями слуха.
2. Особенности психического развития детей младенческого возраста с нарушениями слуха.
3. Изучение особенностей психического развития детей раннего возраста с нарушениями слуха.
4. Сенсорное развитие детей раннего возраста с нарушениями слуха.
5. Сенсорное развитие дошкольников с нарушениями слуха.
6. Особенности развития наглядно-действенного мышления у дошкольников с нарушениями слуха.
7. Особенности развития наглядно-образного мышления глухих (слабослышащих) дошкольников.
8. Особенности развития памяти у дошкольников с нарушениями слуха.
9. Роль разных форм речи в обучении дошкольников с нарушениями слуха.
10. Особенности овладения устной речью глухими и слабослышащими детьми.
11. Формирование значений слов у детей с нарушениями слуха.
12. Особенности понимания значений слов глухими и слабослышащими детьми.
13. Особенности игровой деятельности глухих дошкольников.
14. Особенности формирования изобразительной деятельности у дошкольников с нарушениями слуха.
15. Умственное развитие глухих (слабослышащих) дошкольников.
16. Сенсорное воспитание дошкольников с нарушениями слуха.
17. Роль дидактических игр в процессе умственного воспитания детей с нарушениями слуха.
18. Развитие логического мышления у детей с нарушениями слуха.
19. Особенности эмоционального развития глухих (слабослышащих) дошкольников.
20. Методы эмоционального развития детей с нарушениями слуха.
21. Личностное развитие дошкольников с нарушениями слуха.
22. Формирование познавательных интересов у дошкольников с нарушениями слуха.
23. Психологическая готовность детей с нарушениями слуха к обучению в школе.
24. Психолого-педагогическое изучение детей раннего возраста с нарушениям слуха.
25. Психолого-педагогическое изучение детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.
26. Взаимосвязь в работе психолога и сурдопедагога.
27. Професстональная характеристика психолога дошкольного учреждения для детей с нарушениями слуха.
28. Работа психолога с родителями детей с нарушениями слуха.
Вопросы к экзамену
1. Предмет и задачи сурдопсихологии.
2. Методы сурдопсихологии.
3. Значение слуха в жизни человека.
4. Среда и условия психического развития ребенка с нарушенным слухом.
5. Влияние снижения слуха на психическое развитие ребенка.
6. Принципы психолого-педагогической классификации детей с нарушениями слуха.
7. Особенности развития детей младенческого возраста с нарушениями слуха.
8. Особенности сенсорного развития детей с нарушениями слуха раннего возраста.
9. Особенности формирования предметной деятельности детей раннего возраста с нарушениями слуха.
10. Роль ощущений и восприятия в познании окружающего мира.
11. Особенности зрительного восприятия дошкольников с нарушениями слуха.
12. Сенсорное развитие дошкольников с нарушениям слуха.
13. Развитие тактильно-вибрационной чувствительности у детей с нарушениями слуха.
14. Особенности вестибулярных ощущений у детей с нарушениями слуха.
15. Кинестетические ощущения и их развитие у детей с нарушениями слуха.
16. Осязательные ощущения и их роль в познании окружающего мира.
17. Особенности слуховых ощущений у глухих и слабослышащих детей.
18. Методы и приемы изучения восприятия детей с нарушениями слуха.
19. Методы и приемы развития восприятия.
20. Особенности образной памяти у детей с нарушениями слуха.
21. Формирование словесной памяти у детей с нарушениями слуха.
22. Методы и приемы исследования памяти детей с нарушениями слуха.
23. Особенности внимания детей с нарушениями слуха.
24. Развитие наглядно-действенного мышления у детей с нарушениями слуха.
25. Особенности наглядно-образного мышления у детей с нарушениями слуха.
26. Роль речи в развитии словесно-логического мышления.
27. Умственное развитие детей с нарушениями слуха.
28. Приемы и методы изучения мышления детей с нарушениями слуха.
29. Условия овладения языком у детей с нарушениями слуха.
30. Особенности восприятия и понимания устной речи.
31. Жестовая речь глухих.
32. Дактильная форма речи и ее роль в обучении языку глухих детей.
33. Усвоение словарного состава речи.
34. Овладение грамматическим строем языка.
35. Особенности понимания текстов детьми с нарушениями слуха.
36. Значение игры для психического развития детей с нарушениями слуха.
37. Особенности игровой деятельности детей с нарушениями слуха.
38. Обучение детей сюжетно-ролевым играм.
39. Особенности изобразительной деятельности детей с нарушениями слуха.
40. Методы и приемы изучения игры детей с нарушениями слуха.
41. Эмоциональное развитие детей с нарушениями слуха.
42. Особенности личностного развития детей с нарушениями слуха.
43. Формирование психологической готовности к школе детей с нарушениями слуха.
44. Формирование предпосылок учебной деятельности в дошкольном возрасте.
45. Задачи работы психолога в дошкольном учреждении для детей с нарушениями слуха.
46. Психолого-педагогическое изучение детей раннего возраста с нарушениями слуха.
47. Психолого-педагогическое изучение детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.
48. Подготовка психолого-педагогической характеристики детей с нарушениями слуха.
49. Подготовка рекомендаций и составление плана коррекционной работы по результатам психолого-педагогического изучения.
50. Взаимосвязь в работе психолога и сурдопедагога.
Список литературы по курсу
Основная литература:
1. Специальная психология : учебное пособие для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений / Лубовский В.И., Розанова Т.В., Солнцева Л.И. и др. ; под ред. В.И. Лубовского. - 3-е изд., стереотип. - Москва : Академия, 2006. - 461 с. - (Высшее профессиональное образование). - Библиогр. в конце глав. - ISBN 5-7695-2602-5.
Дополнительная литература:
1. Слепович, Е.С. Специальная психология : учебное пособие / Е.С. Слепович, Т.И. Гаврилко ; под ред. Е.С. Слепович, А.М. Поляков. - Минск : Вышэйшая школа, 2012. - 512 с. - ISBN 978-985-06-2186-3 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book
2. Богданова, Т.Г.Сурдопсихология : учебное пособие для вузов / Богданова Т.Г. - Москва : Академия, 2002. - 222 с. + Приложения. - (Высшее образование). - ISBN 5-7695-0874-4.
Словарь. Основные понятия и категории сурдопсихологии.
Внимание-это сосредоточенность психической деятельности человека в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.
Воображение-это познавательный процесс, который заключается в преобразовании представлений, создании новых образов на основе имеющихся.Воображение выражается в построении образа средств и конечного результата деятельности, в создании программы поведения в тех случаях, когда ситуация неопределенна, в воссоздании образов, соответствующих описанию объекта.
Восприятие-это отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств в совокупности их свойств, их целостности.
Глухота (Боскис Р.М.)-это наиболее резкая степень снижения слуха, при котором разборчивое восприятие речи становится невозможным.
Компенсация психических функций- это возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций.
Личность-это некая целостность, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую устойчивость.
Межличностные отношения- это те непосредственные связи и отношения, которые складываются в реальной жизни между мыслящими и чувствующими индивидами.
Мышление- познавательный процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Осязание-это сложный, иерархически организованный процесс познания, в котором сочетаются кожные и двигательные компоненты.
Ощущение-это отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их воздействии на рецепторы.
Память-это важнейшая психическая функция, под которой понимаются процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Сурдопсихология(психология лиц с нарушениями слуха)-это отрасль специальной психологии, которая анализирует особенности формирования психики человека, имеющего серьезные дефекты слуха, вплоть до полной глухоты.
Тугоухость(Боскис Р.М.)-стойкое снижение слуха, вызывающее затруднение в восприятии речи, может быть выражено в различной степени от небольшого нарушения восприятия шепотной речи, до резкого ограничения восприятия голоса разговорной громкости.
Эмоции- особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношений человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.
Биографическая информация
АММАН ИОГАНН КОНРАД(1669 - 1724) - голландский врач, занимавшийся вопросами обучения глухонемых. Он разработал систему постановки устной речи у глухонемых, являющейся, по его мнению, единственной формой мышления и средством полноценного общения. Амман оказал большое влияние на развитие теории и практики сурдопедагогики в Европе. Амман автор труда «Говорящий глухой, или метод, при помощи которого глухой от рождения может научиться говорить», 1692.
БЕЛЬТЮКОВ ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ(р.1917) советский сурдопедагог, д-р педагогических наук. Работает по вопросам использования и развития слухового восприятия у глухих и слабослышащих, а также по проблеме зрительного восприятия глухими устной речи (чтение с губ). Бельтюков является автором монографий и статей по указанным проблемам.
Соч.: Недостатки произношения слова и их устранение у глухонемых и тугоухих учащихся. -М., 1956; Об усвоении детьми звуков речи. -М., 1964 и другие.
БОСКИС РАХИЛЬ МАРКОВНА(р.1902) - советский сурдопедагог, доктор педагогических наук. Ее исследования сыграли большую роль в создании системы классификации детей с нарушением слуха, положенной в основу дифференцированного обучения глухих и слабослышащих. Боскис разработала ряд вопросов теории обучения детей с недостатками слуха и формирования у них словесной речи, а также основы построения школы для слабослышащих детей. Под ее руководством созданы программы и учебники для школ слабослышащих.
ВЛАСОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА(р.1905) советский дефектолог, занимается психолого-педагогическим изучением детей с задержкой психического развития и нарушениями слуха. Ее работы показали, что обучение слабослышащих детей во вспомогательной школе вредно отражается на их развитии, несмотря на некоторое сходство психических проявлений слабослышащих и олигофренов.
Власова - одна из первых организаторов подготовки и переподготовки дефектологических кадров, руководитель научно - исследовательской работы в разных областях дефектологии.
ГАЛЛОДЕТ ЭДВАРД(1837 - 1902) - американский сурдопедагог. Сторонник обязательного обучения устной речи в школах глухих. В отличие от большинства европейских школ он сочетал в обучении устную речь, мимико-жестикуляторные средства и дактилологию (комбинированная система). В 1864 г. по его предложению была организована первая высшая школа для глухих (Вашингтон), которая с 1894 г. носит его имя.
ГОЛЬДБЕРГ АВГУСТА МИРОНОВНА(р.1913) - советский психолог, д-р педагогических наук. Изучает вопросы психологии глухого ребенка. Наибольший интерес представляют ее исследования письменной речи глухих школьников.
Гольдберг является автором монографий, пособий, статей по теории методике обучения глухих словесной речи. Она принимает активное участие в подготовке научных кадров дефектологов на Украине.
ЗАНКОВ ЛЕОНИД ВЛАДИМИРОВИЧ(р.1901) - советский психолог, профессор, автор ряда экспериментальных исследований процессов памяти и их развития у школьников. Занков Л.В. разработал систему сочетания слова учителя и средств наглядности в обучении; ряд работ посвятил изучению речи нормальных и аномальных детей. В 1935 г. Занков Л.В. создал первую лабораторию по изучению психологии умственно отсталых и глухонемых детей в Экспериментально - дефектологическом институте. Занков Л.В. - автор многих книг; он фундаментально изучил вопросы развития памяти, мышления и речи как у умственно отсталых детей, так и у детей с нарушениями слуха.
Занков Л.В., совместно с Соловьевым И.М обобщили результаты своих исследований в первой в нашей стране монографии по сурдопсихологии -«Очерки психологии глухонемого ребенка».
ЗЫКОВ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ(р.1907) - советский сурдопедагог, д-р педагогических наук. Работает в области воспитания, обучения, профессиональной подготовки глухих. Зыков разработал и предложил новый психологически обоснованный подход к организации освоения глухими детьми словесной речи - коммуникационную систему. Данный подход основывался на учете социальной сущности и коммуникативной функции речи, материальной природы языка, где формирование и развитие речи должно было осуществляться в условиях предметно-практической деятельности, при постоянной и целенаправленной работе по развитию мышления.
Существенную роль сыграли работы Зыкова С.А. для создания системы дифференцированного обучения детей с недостатками слуха, основ построения современной школы глухих. Под его руководством и участии были разработаны учебные планы и программы для школ глухих. Зыков был награжден медалью КД.Ушинского.
КОРСУНСКАЯ БРОНИСЛАВА ДАВЫДОВНА(р.1909) - советский сурдопедагог. Работает в области обучения глухих детей языку. Особое значение имеют исследования Корсунской для теории и практики дошкольного воспитания глухих детей. Под ее руководством и участии
разработана система формирования и развития словесной речи у глухих дошкольников, созданы программы, методические указания дня дошкольных учреждений. Корсунская - автор работ по вопросам обучения языку глухих дошкольников и школьников.
Соч.: Обучение речи глухих дошкольников. — М., I960; Воспитание глухого дошкольника в семье (книга для родителей). -М., 1968; Методика обучения глухих дошкольников речи. –М, 1968 и другие.
ЛАГОВСКИЙ НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ(1862 - 1933) -сурдопедагог. Высоко оценивал познавательные возможности глухих, считая, что они могут развиваться, как и слышащие. Натовский является автором работ по истории, теории и методике обучения глухих. Н.М.Лаговский писал о наличии у глухих детей остатков слуха, которые могут быть активизированы и развиты. Ему принадлежит одна из первых попыток создания классификации людей, имеющих нарушения слуха. В компенсации нарушенного психического развития при глухоте он отмечал большую роль зрительного восприятия. Его труд «Санкт - Петербургское училище глухонемых» - одно из крупнейших исследований, посвященное теории и практике обучения глухих в России за сто лет. Лаговский Н.М. вел большую работу по подготовке кадров сурдопедагогов, придавая исключительное значение личности сурдопедагога.
ЛИНДНЕР РУДОЛЬФ(1880 - 1964) - выдающийся немецкий дефектолог, автор многочисленных исследований в области специальной психологии, фонетики и сурдопедагогики. Ряд экспериментальных работ был посвящен изучению особенностей психического развития глухих детей в сравнении с их сверстниками, обладающими нормальным слухом, и олигофренами. Ему принадлежит ряд важных экспериментально-фонетических исследований, направленных на разработку вопросов формирования у глухих детей навыков чтения с губ и произношения, на разработку технических средств, облегчающих усвоение устной речи. Линднер известен как автор метода «письменных образов», при котором первоначальное обучение словесной речи строится на графической основе.
МОРОЗОВА НАТАЛЬЯ ГРИГОРЬЕВНА(р. 1906) - советский психолог, д-р педагогических наук. Работает над проблемой воспитания аномальных детей. Существенное значение для сурдопедагогики имеет разработка Морозовой вопросов психологии мимико-жестикуляторной и словесной речи глухого ребенка, а также ее работы об особенностях мотивации речи и о психологических условиях формирования познавательных интересов глухих детей.
НАКИМЕНКО ИЛЬЯ ПЕТРОВИЧ(1891 - 1956) советский методист по трудовому обучению глухих и умственно отсталых детей; автор программ по столярному делу для школ глухих и вспомогательных школ.
Накименко большое значение придавал сочетанию трудового обучения с развитием речи глухих. Он был сторонником соединения теории и практики в процессе обучения глухих и умственно отсталых детей. Акименко - автор системы наглядных пособий по обучению глухих столярному делу.
НЕЙМАН ЛЕВ ВЛАДИМИРОВИЧ(р. 1902) - советский оториноларинголог, д-р медицинских наук. Работает по проблемам исследования, использования и развития слуховой функции у глухих и слабослышащих. Нейман - автор оригинальной классификации остатков слуха у глухих и степеней тугоухости у слабослышащих. Впервые для определения слуховых порогов у детей дошкольного возраста он применил разработанную совместно с В.И.Лубовским условно-рефлекторную методику с ориентировочным подкреплением. Ведет большую работу по подготовке кадров учителей-дефектологов.
ОСТРОГРАДСКИЙ АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВИЧ(1853 - 1907) -русский сурдопедагог, в течение ряда лет был директором Санкт-Петербургского училища глухонемых. Он является одним из первых составителей программ для школ глухонемых, организатором и редактором журнала «Листок по обучению по звуковому способу глухонемых, воспитанию и призрению их».
Остроградский А.Ф. - автор методических пособий и учебников, в которых старался обосновать вопросы формирования устной речи у глухонемых на основе звуков речи русского языка. В работах Остроградского находит отражение заимствованная теория «чистого устного метода». Он уделял много внимания подготовке кадров сурдопедагогов.
ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ БОРИС СЕРГЕЕВИЧ(р.1892) - советский оториноларинголог, доктор медицинских наук. Многие работы посвящены вопросам глухонемоты. Особое значение имеют его работы по этиологии, патогенезу и лечению глухоты. На основе многолетнего опыта работы в сурдологических учреждениях он предложил систему классификации школьной тугоухости.
РАУ ФЕДОР АНДРЕЕВИЧ(1868 - 1957) - советский дефектолог, д-р
педагогических наук. Разрабатывал вопросы теории и практики в
сурдопедагогике и логопедии. Ф.А.Рау - организатор и участник съездов и
конференций по обучению и воспитанию глухонемых, инициатор первых
мероприятий по обучению взрослых оглохших и слабослышащих чтению с
губ. Он принимал активное участие в строительстве советской школы
глухонемых, в разработке учебных планов, программ, учебников и
методических пособий, способствовал осуществлению
дифференцированного обучения глухих, слабослышащих и позднооглохших, является автором и редактором большого числа печатных трудов по сурдопедагогике.
РАУ ФЕДОР ФЕДОРОВИЧ(р. 1910) - советский дефектолог, д-р педагогических наук. Работает в области обучения глухих словесной речи (проблема обучения произношению и чтению с губ, первоначального обучения), а также в области использования и развития остаточного слуха у глухих и слабослышащих. Особое значение для теории и практики сурдопедагогики имеет предложенный Pay и разработанный им совместно с Н.Ф.Слезиной концентрический метод обучения глухих произношению и устной речи в первоначальный период. Под его руководством и участии разработан ряд методических пособий для сурдопедагогов, а также Ф.Ф.Рау -автор монографий, учебников, статей.
СВИЩЕВ МИХАИЛ АЛЕКСЕЕВИЧ(1907 - 1942) - советский сурдопедагог. Разрабатывал вопросы исследования, использования и развития слухового восприятия у глухих детей, сконструировал оригинальные приборы для исследования слуха у глухих, а также приборы, позволяющие глухому осуществлять зрительный контроль над высотой и силой собственного голоса.
СЕЛЕЗНЕВ ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ(умер в 1889) - один из первых русских прогрессивных сурдопедагогов, инспектор, директор Санкт-Петербургского училища глухонемых. Он создал оригинальную методику
постановки звуков и чтения с губ. Был сторонником использования мимики и дактилологии как вспомогательных средств обучения, пропагандировал обучение глухонемых и приблизил его к требованиям общей педагогики. Организовал учебные мастерские при школах глухонемых.
СИКАР(1742 -1822) - французский сурдопедагог. Возглавив в 1790 г. Парижский институт глухонемых, Сикар развил мимический метод, закончил начатую Делепе разработку словаря знаков, введя 2 рода мимических знаков: 1) обозначающие предметы, явления и т.д.; 2) определяющие грамматические категории языка жестов. Однако эта система была искусственной и сложной. Сикар совместно с врачом Итаром впервые сделал попытку создать научную классификацию глухих детей, а также методов их обучения.
СИНЯК ВАСИЛИЙ АКИМОВИЧ(р. 1921) - советский сурдопедагог, занимается проблемами психологии и патологии речи. Он много и успешно работает в области развития заочного дефектологического образования. Совместно с М.М.Нудельманом является автором учебного пособия «Особенности психического развития глухого ребенка» (1975).
СОЛОВЬЕВ ИВАН МИХАЙЛОВИЧ(р. 1902) советский психолог, доктор педагогических наук. Его работы посвящены изучению особенностей развития познавательной деятельности у глухих и умственно отсталых детей. Большое значение имеет ряд его работ, посвященных развитию чувственного познания и образного мышления, а также психологии решения глухими детьми теоретических и практических задач. Важное значение для становления сурдопсихологии имела его монография «Познавательная деятельность нормальных и аномальных детей. Сравнение и познание отношений» (1966). Под его руководством был осуществлен синтез результатов экспериментальных исследований психического развития глухих детей, который нашел свое отражение в коллективном труде - «Психология глухих детей» (1971).
ФЛЕРИ ВИКТОР ИВАНОВИЧ(1800 - 1856) - русский сурдопедагог, директор Санкт-Петербургского училища глухонемых. Флери В.И. - автор первых трудов по основным вопросам сурдопедагогики. Он подчеркивал возможности развития глухих, раскрыл в своих трудах особенности психического развития глухих. Он был сторонником одновременного использования различных форм словесной речи (устной, дактильной, письменной) и мимики в процессе обучения и воспитания глухих. Он обосновал необходимость раннего, дошкольного воспитания и обучения глухих, требовал дифференцированного обучения глухих и слабослышащих.
ХВАТЦЕВ МИХАИЛ ЕФИМОВИЧ(р. 1883) - советский дефектолог. Работает в области логопедии и сурдопедагогики (преимущественно над проблемой обучения глухих детей произношению). Он является автором учебников, статей и монографий по сурдопедагогике.
ШИФ ЖОЗЕФИНА ИЛЬИНИЧНА(р. 1904) - советский психолог, доктор педагогических наук. Работает в области исследования развития процессов мышления и речи у нормальных, глухих и умственно отсталых детей. Особое значение имеют ее исследования для теории и практики обучения глухих языку и формирования их словесного мышления. Принимала участие в создании первых программ по психологии детей с недостатками слуха для педагогических институтов.
Наглядные пособия
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДХОДОВ К ПОНИМАНИЮ ПРИРОДЫ И КОМПЕНСАЦИИ ГЛУХОТЫ.
Естественные антропологические предпосылки |
1. Врожденный интеллект. 2. Безупречное физическое состояние. 3. Коммуникативная направленность. 4. Остаточный слух. |
Компенсаторные возможности |
1. В речевой области * через сохранные анализаторы, двигательные (кинестетические) ощущения, зрительное восприятие, осязание; * через дополнительные информационные системы, маноральные – Mundhandsystem и Cued – Speech, мануальная фонематическая (PMS), мануальная графическая (GMS), жесты; 2.В социально – эмоциональной среде: * тактильные ощущения с эмоциональной окраской; * мимико-жестикуляторные средства. 3. Мероприятия в социальной сфере: * консультация родителей и психологическое сопровождение; * специально организованное взаимодействие с ребенком; * информация о нарушении слуха. |