Составление писхолого-педагогической характеристики на ребенка дошкольного возраста

Общие сведения о ребенке.

– фамилия, имя, отчество, полная дата рождения.

- длительность посещения дошкольного учреждения (с какого возраста, как прошла адаптация).

- общее физическое развитие, состояние здоровья (сведения о группе здоровья).

- состав и особенности семьи и семейного воспитания (характеристика быта, отношений между членами семьи и отношение к ребенку, стиль, тип семейного воспитания, отношение ребенка к родителям).

Особенности деятельности.

А) трудовая деятельность:

- бытовая деятельность и самообслуживание (сформированность культурно-гигиенических навыков и привычек, понимание правил бытовой деятельности, сформированность навыков самообслуживания, опрятность, небрежность).

- хозяйственно бытовой труд, труд в природе, ручной труд (освоение и предпочтение видов и форм труда, мотивы, отношение к процессу и результату труда, стремление к совместному труду с взрослыми и сверстниками, представления о труде взрослых).

Б) игровая деятельность:

- отношение к игрушкам.

- предпочтение видов игр (соотношение одиночных игр и совместных).

- использование предметов-заместителей, воображаемых предметов.

- сформированность компонентов сюжетно-ролевой игры.

В) продуктивные виды деятельности:

- рисование (сформированность навыков рисования, их разнообразие и автоматизированность, использование выразительных и изобразительных средств, отношение к процессу и результату рисования, связь с речью и игрой).

- конструирование (сформированность конструктивных навыков и умений, использование схем или чертежей в процессе конструирования, отношение к результату и процессу).

- музыкальная деятельность (отношение к пению, слушанию, игре на музыкальных инструментах, овладение музыкально-ритмическими движениями, проявление творчества в разных видах музыкальной деятельности).

Г) общение:

- общение со сверстниками (характер отношения к сверстникам, есть ли друзья в группе, избирательность общения, симпатии, антипатии).

- общение со взрослыми (сформированность культуры общения, владение средствами общения, содержание и мотивы, личностные ожидания в отношении взрослых).

Д) состояние работоспособности (как играет или работает ребенок, заинтересованность в ходе выполнения задания, стремление довести работу до конца, проявляет ли настойчивость при преодолении трудностей, темп работы, проявление утомляемости, возбуждения, проявляются ли резкие колебания работоспособности на протяжении занятия).

3. Особенности познавательной деятельности:

А) внимание (проявление произвольности, развитие свойств внимания).

Б) память (объем, ведущий анализатор, проявление произвольности, использование приемов запоминания и воспроизведения, содержание непроизвольной памяти (что лучше запоминает: цифры, факты, описания, стихи, сказки)).

В) мышление (особенности сформированности мыслительных операций, установление причинно следственных связей, способы решения практических задач, ведущий вид мышления, соответствует ли возрастным нормам запас жизненных знаний и представлений).

Г) речь (особенности словаря, грамматического строя речи, звукопроизношения, использование вспомогательных средств в речевом общении, сформированность диалогической и связной речи, выразительность речи).

Д) воображение (проявление воссоздающего и творческого воображения, приемы создания новых образов, эмоциональность воображения).

4. Особенности личностного развития:

А) эмоциональное развитие (сформированность индивидуальных и социальных чувств, осознание своих переживаний, называние их в речи, разнообразие переживаний и внешнее проявление, наличие эмоционального неблагополучия.).

Б) самосознание (осознание себя во времени, своих умений, возможностей, принадлежности себя к определенному полу, отношение к себе, уровень притязаний, мотивационные принадлежности).

В) воля (сформированность компонентов волевого действия, умение сдерживать свои побуждения, регулировать свое поведение).

Г) индивидуально-психологические особенности:

- склонности, способности (увлечения ребенка).

- черты темперамента (наличие дурных привычек, поступков).

5. Особенности усвоения программного материала дошкольного учреждения.

Охарактеризовать уровень сформированности элементарных навыков счета, сенсорных навыков и другим разделам программы, как относится к своим неудачам, какие виды помощи применяются педагогом, какие результаты достигнуты за последний год обучения.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Баряева Л.Б, Зарин А.П. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. – С-П., 2001.

2. Баряева Л.Б. Математическое развитие дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. - Санкт-Петербург, 2003.

3. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / А.Е. Белая, В.И. Миросова. – М.: АСТ; АСТРЕЛЬ, 2002.- 47 с.

4. Боровская И.К. Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития: пособие для работы с детьми в 2 Ч.– М., 2003.

5. Гаврилушкина О.П. К вопросу об эстетическом воспитании в детском саду для детей с нарушением интеллекта. - Сб. статей: Воспитание аномальных детей в дошкольных учреждениях. М., 1978.

6. Гаврилушкина О.П. Развитие изобразительной деятельности умственно отсталых детей дошкольного возраста. В кн.: Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под ред. Л.П. Носковой. М.: Педагогика, 1984.

7. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. М., 1985.

8. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании. М, 2002.

9. Зарин А., Баряева Л.Б. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. Санкт-Петербург, 2001.

10. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. Учебник для студентов высших учебных заведений. М., 2001.

11. Кислякова Ю.Н. Ознакомление с окружающим миром детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью: учеб.-мет. пособие для педагогов. – Мн., 2007.

12. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М., 2001.

13. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / Под ред. Л.П.Носковой. М.: Педагогика, 1989.

14. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии. В кн.: Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта. М.: Педагогика, 1984.

15. Мамонько О.В. Формирование коммуникативных умений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Мн. «Бестпринт», 2004.

16. Морозова Н.Г. О нравственном воспитании детей в специальных дошкольных учреждениях. – В кн.: Воспитание аномальных детей в дошкольных учреждениях. М.: 1978.

17. Оглоблина И.Ю. Играем, наблюдаем: учеб.-метод. Пособие для педагогов и воспитателей.- Мн.: Нар. Асвета, 2005.-47с.

18. Программа для спец. дошк. учреждений «Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью».– Мн.: «Народная асвета», 2007.– 303с.

19. Соколова Н.Д. О содержании и методах трудового воспитания в старших группах специального детского сада для умственно отсталых детей. – В кн.: Вопросы воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста. М, 1980.

20. Специальная дошкольная педагогика/ Под ред. Е.А.Стребелевой. М.: Издательский центр «Академия», 2002 г.

21. Стребелева Е.А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. – В сб.: Воспитание аномальных детей в дошкольных учреждениях. М., 1978.

22. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии.–М.:Владос, 2008. –180с.

23. Чумакова, И. В. Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта: кн. для педагога-дефектолога / И. В. Чумакова. — М., 2001. — 88 с.

Дополнительная

1. Глазырина Л.Д. Нетрадиционные занятия по физической культуре для самых маленьких. – ПК ООО «Бестпринт». Мн., 1997.

2. Клезович И.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей.–Мню: Аверсев, 2005.–147с.

3. Князева О.Л. и др. Перспективная модель организации деятельности дошкольного образовательного учреждения. М., 1985.

4. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. М., 1997.

5. Нестерук Г.В. Гимнастика маленьких волшебников: Нетрадиционные методы работы с детьми и профилактика заболеваний в детском саду, в школе и семье. М.: «ДТД», 1993.

6. Стребелева Е.А. Влияние обучения на решение умственно отсталыми дошкольниками простейших задач, связанных с употреблением вспомогательных предметов-орудий. // М., Дефектология, 1979, № 4.

7. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. М: НПЦ «Коррекция». 1995.

Наши рекомендации