Основы социальной педагогики.
Социальная педагогика выделилась из педагогики, поэтому рассматривает те же процессы и явления, которые изучаются педагогикой. Специфика этой области знаний отражена в понятии «социальная».
Понятием «социальный» объединяется все то, что связано с совместной жизнью людей. Таким образом, социальная педагогика рассматривается как наука о воспитании и образовании в процессе включения подрастающего поколения в совместную жизнь в обществе. Объектом изучения социальной педагогики является ребенок, а предметом ее изучения становятся закономерности процесса вхождения ребенка в жизнь общества. Этот процесс определяется как социализация личности.
Социализация – это воспитательный потенциал общества и его влияние на подрастающее поколение. Это процесс включения подрастающего поколения в систему социальных ролей, детерминированных социально-экономическим строем данного общества, путем активного освоения и развития существующих систем ценностей и норм поведения.
Социальная педагогика– гуманистическая область знаний, связанная с исследованием проблем человека в среде, целостности формирования личности в среде, культуросообразности окружающей среды.
Задачи социальной педагогики:
1. Заложить основы социально-педагогического мировоззрения;
2. Определить место педагогики взаимоотношений личности, семьи и общества в современной концепции повышения качества жизни;
3. Вооружить будущих специалистов знанием фундаментальных педагогических закономерностей, умением принимать обоснованные, педагогически целесообразные решения в различных областях социальной практики;
4. Способствовать личностному развитию, самовоспитанию, социальной и профессиональной адаптации человека;
5. Способствовать укреплению нравственного и физического здоровья, созданию комфортной среды обитания в социуме
К группе социальных задачв области физической культурыотносятся:
1. Укрепление здоровья;
2. Содействие нормальному физическому развитию;
3. Воспитание потребности самостоятельно заниматься физическими упражнениями и применять их в целях отдыха;
4. Укрепления здоровья и повышения работоспособности.
Социальная педагогика как отрасль знаний обладает рядом функций:
теоретико-познавательная функция выражается в систематизации научных знаний;
прикладная функция связана с поиском путей и способов, выявления условий эффективного совершенствования социально-педагогического влияния на процессы социализации в педагогическом и психолого-педагогическом аспектах;
гуманистическая функция выражается в разработке целей совершенствования социально-педагогических процессов, создающих благоприятные условия для развития личности и ее самореализации.
Социальная педагогика является междисциплинарной областью научных исследований, рождается из педагогики, пользуется ее историческим наследием, использует педагогические методы и средства. Использует и некоторые социологические теории, методы и средства, поскольку изучает социализацию как часть общественных отношений. При этом социальная педагогика вырабатывает и свои собственные теории, методы, средства, технологии
Методы социальной педагогики.
Методы социальной педагогики социальной педагогики можно классифицировать, объединив их в три большие группы:
- методы исследования;
- методы воспитания;
- методы социально-психологической помощи.
Методы научного исследования– это способы получения научной информации с целью становления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий. Методы исследования способствуют развитию и совершенствованию социальной педагогики как науки.
Социально-педагогическое исследование– процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых знаний о закономерностях социализации детей, теории и истории социальной педагогики, методике и технологии социально-педагогической деятельности.
Наиболее распространенным методами исследования в социальной педагогики являются:
- наблюдений (непосредственное, опосредованное, скрытое, непрерывное монографическое, узкоспециальное);
- эксперимент (констатирующий и формирующий);
- беседа, интервью, анкета;
- моделирование;
- метод изучения и обобщения передового педагогического опыта;
- ранжирование, шкалирование.
41) Основы управления системой образования в РФ.
Закон «Об образовании в РФ» 273-ФЗ.
Управление выполняет объективно необходимую миссию по организации, координации, согласованию, регулированию и контролю всякого совместного труда людей. Применительно к обширной и сложной сфере образования управление — это целенаправленная деятельность всех субъектов по обеспечению становления, оптимального функционирования и обязательного развития каждого образовательного учреждения, всех звеньев и системы образования в целом.
Считается, что всякое управление должно решать следующие задачи:
• оценка состояния — определение места объекта управления относительно стоящих перед ним целей;
• планирование — определение путей (направлений) перемещения объекта управления в новое состояние, адекватное (более приближенное) к стоящим перед ним целям;
• организация — создание необходимых условий, структур, коллективов, ресурсов и т.п. для выполнения запланированных мероприятий;
• мотивация — создание побудительных мотивов для людей, выполняющих запланированные мероприятия;
• контроль результатов — проверка результатов выполненных работ с точки зрения достижения поставленных целей.
Основными признаками государственного управления образованием в современной России являются:
- единая государственная политика в области образования, зафиксированная в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (2012), конкретизированная нормативных документах Министерства образования и науки РФ и иных нормативных актах федерального уровня;
- федеральные государственные образовательные стандарты для всех типов государственных, ведомственных и муниципальных образовательных учреждений;
- государственный контроль качества образования в государственных, ведомственных и муниципальных образовательных учреждениях; государственное лицензирование; государственная аккредитация образовательной деятельности;
- государственные органы управления образованием: федеральные; ведомственные, республиканские (республик в составе РФ); краевые, областные, городов федерального подчинения (Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя), автономных областей и автономных округов.
К основным признакам общественного управления образованием в Российской Федерации относятся:
- участие общественных организаций, производственно-коммерческих структур в разработке и осуществлении федеральных, региональных и муниципальных целевых программ в области образования;
- диверсификация (лат. – разнообразие, разностороннее развитие) образовательных учреждений: развитие различных типов образовательных учреждений, в том числе негосударственных (частных, религиозных и др.);
- управление образованием на муниципальном уровне (в городе или районе) осуществляется отделом образования при городской (районной) администрации и курируется выборными представителями: главой администрации, депутатами городской или районной думы, представителями общественных организаций;
- управление образовательными организациями осуществляется советами школ, учёными советами вузов, факультетов или попечительскими советами, включающими представителей общественности, при ученическом, студенческом, родительского соуправлении;
- наличие в каждой образовательной организации своего устава как основного документа, регламентирующего её деятельность;
- проведение независимого оценивания организаций, осуществляющих образовательную деятельность; профессионально-общественная аккредитация образовательных программ, общественная аккредитация образовательных организаций.