Школа и педагогика в Западной Европе и США во второй половине XX века.

Приоритеты и проблемы воспитания и образования.

Научно-техническая революция второй половины 20 в. во многом повлияла на представления людей о жизни, о ее ценностях, о труде и досуге. Возникла необходимость реорганизации образовательной системы. Теоретической основой обновления систем образования стала идея непрерывного образования, которая вызвана к жизни возрастающей динамизацией труда.

Общие принципы системы непрерывного образования сводятся к следующему:

- ориентация образования на неповторимую индивидуальность и потребности человека;

- доступность любого вида образования каждому;

- гибкость системы образования; разнообразие образовательных услуг, которые предлагаются обучающимся и обеспечивают им в дальнейшем возможность выбора своей стратегии образования.

Среди важных позитивных тенденций развития мировой педагогики и школы этого времени – курс на демократизацию школьных систем, дифференциация образования; гуманистическая направленность воспитания; использование форм и методов воспитания, повышающих активность, самодеятельность, самостоятельность уч-ся; модернизация классно-урочной системы; опытно-экспериментальная деятельность; педагогизация новейших технических средств; интеграция школьного и внешкольного воспитания и образования. Преодоление кризисных явлений, прогресс в воспитании и образовании происходят при диалектическом отмирании устаревшего и зарождении нового, наполнении школы и педагогики иным содержанием.

Состояние народного образования и школ.

Обратимся к рассмотрению преобладающих в мире типов образования.

Дошкольные учреждения. 70 - 90-е гг. характеризуются бурным развитием дошкольного звена в системе непрерывного образования и ростом в них числа детей с 3 – 4 лет; эта тенденция развития дошкольных учреждений является устойчивой (кроме России) и сохранится в будущем. В Великобритании, Франции, США и других странах в начальной школе, приготовительных классах, дошкольных учреждениях обучение детей ведется с 5 лет, имеются также классы и для 4-летних детей.

Начальное звено школы (срок обучения в ней от 6 до 8 лет, начало обучения с 5 – 6 лет) также претерпело изменения: сблизилось с дошкольным звеном и включилось структурно в неполную среднюю школу, перестав быть тупиковым; произошел рост числа школ для учащихся различных этносов с обучением на родном языке; созданы учреждения коррекционно-развивающего обучения. После начальной школы дети переходят в неполную среднюю школу.

Средняя школа изменилась наиболее радикально. С 70-х гг. резко увеличилось число обучающихся в ней. Началось объединение неравноценных школ в единое обязательное учебное заведение, новые школы сохраняют и отражают особенности культуры, сложившиеся народные традиции воспитания.

Появилась сеть альтернативных школ, в которых педагоги стремятся удовлетворить потребности в учении тех, кому трудно учиться в обычной школе. Это:

- двуязычные школы для детей иммигрантов, где преподавание ведется на родном и государственном языках;

- школы для детей, испытывающих затруднения в учебе и нуждающихся в щадящих дидактических условиях; для отклоняющихся в поведении;

- авторские школы, где обучение и воспитание ведется по оригинальной педагогической системе;

- школы, построенные на идеях педагогов прошлого: М. Монтессори, Д. Дьюи и др.

Частные школы охватывают в развитых странах от 6 до 15% учащихся, наибольшее число их в старшем звене средней школы. Среди них многие школы являются конфессиональными, принадлежащими церкви. Наряду с ними созданы светские школы разных типов и уровней. Широко известны престижные, дорогостоящие, рассчитанные на элиту общества школы, связанные с такими же элитарными университетами.

Высшая школа в последние десятилетия XX в. также претерпела изменения. Произошел рост высших учебных заведений, расширился контингент студентов.

Вузы представлены двумя типами учебных заведений: университетами и 3 – 4-годичными высшими профессиональными школами; последние имеют четкую профессиональную ориентацию.

В большинстве стран университет имеет 3-ступенчатую структуру.

- Первый цикл (2 – 3-летний) готовит специалистов среднего звена (как в наших колледжах, техникумах). Часть молодежи не проявляет особой склонности к вузовскому обучению и заканчивает образование на этой ступени, а вуз тем самым поддерживает высокий образовательный стандарт.

- Второй цикл дает законченное высшее образование по определенной специальности, он длится еще 2 – 3 года, после его успешного окончания студент получает степень бакалавра. Желающие заниматься еще 1 – 2 года, сдают экзамен повышенного уровня, представляют диссертацию (она аналогична дипломной работе в нашем вузе) и получают степень магистра;

- Третий цикл для тех, кто имеет степень магистра. Обучающийся сдает ряд экзаменов, стажируется по специальности и представляет диссертацию, получая степень доктора наук (соответствует нашей степени кандидата наук).

На вечернем и заочном отделениях обучаются 15 – 20% студентов (в России – почти 50%).

Широко развита сеть послевузовского образования для дипломированных специалистов. Цель его – обновление, "осовременивание" профессиональных знаний и удовлетворение общекультурных потребностей специалиста. Периодически, на протяжении всей трудовой жизни, специалист продолжает свое образование, стремясь удержаться на современном уровне знаний.

Во второй половине 20 века мировая школа приступила к реформам программ образования, что предусматривало развитие и создание качественно иной системы образования и обучения – дифференцированной. В мировой школе заметно возрос интерес к обучению одаренных талантливых детей и подростков (появлялись особые школы для одаренных детей, с насыщенными программами), кроме того, для талантливых детей в обычных школах организуют продвинутые классы (политика выявлять талантливых детей объективно необходима и способствует формированию будущего цвета нации).

В числе новаций коснувшихся массового образования оказались, например, введение в школы большинства ведущих стран пятидневной учебной недели, совершенствование классно-урочной системы

21. Становление системы образования России и Беларуси в первой половине XIX века. Просветительские реформы Александра I (Уставы1804,1828);

Воцарение Александра I сопровождалось заменой устаревшей системы государственного управления — коллегий — министерствами, которые более соответствовали требованиям времени. В 1802 г., было создано Министерство народного просвещения, а затем в 1804 г. Устав учебных заведений. Согласно принятому уставу Россия была разделена на шесть учебных округов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Виленский и Дерптский. Во главе каждого учебного округа были поставлены университеты. К этому времени в России имелись три университета: в Москве, Дерпте и Вильно. Университеты должны были управлять всеми учебными заведениями своего округа. Была установлена строгая зависимость низших звеньев системы народного образования от высших: приходские училища подчинялись смотрителю уездного училища, уездные училища — директору гимназии, гимназии же — ректору университета, университет — попечителю учебного округа. Приходские училища с одногодичным курсом обучения могли учреждаться во всех приходах городов и селений. Целью приходских училищ являлось, во-первых, подготовить учащихся к уездным училищам, во-вторых, дать детям низших слоев населения религиозное воспитание и навыки чтения, письма и счета. Правительство не отпускало на эти школы средств, поэтому они почти не развивались. В учебный план приходских училищ входили такие учебные предметы:, как закон божий и нравоучение, чтение, письмо, первые действия арифметики. Занятия в школе должны были проводиться 9 часов в неделю. Уездные училища с двухгодичным сроком обучения создавались по одному в губернских и уездных городах, а при наличии средств — и в большем числе. В городах малые училища преобразовывались в уездные. Целью уездных училищ было, во-первых, подготовить учащихся для поступления в гимназию, а во-вторых, дать необходимые знания. Гимназии_ учреждались в каждом губернском городе на базе главных народных училищ, там же, где их не было, следовало открыть новые средние школы. Курс обучения в гимназии продолжался четыре года. Целью гимназий, предназначенных для дворян и чиновников, являлась, во-первых, подготовка к университету, а во-вторых, преподавание наук тем, которые «пожелают приобрести сведения, необходимые для благовоспитанного человека». Универы – высшая ступень народного образования


Наши рекомендации